Отвечаем на письма читателей

Предыдущая статья
Вести из благочиний

Батюшка, муж говорит, что «верит в душе», а в храм не ходит. Мол, вера в Бога — это одно, а религия и церковь — другое. Как быть?

Бог и Церковь — это действительно не одно и то же. Но между ними нет никакого антагонизма, напротив, Бог основал нашу Церковь, как некогда Ной построил ковчег — для спасения всех людей. Он дал нам то пространство, в котором мы можем максимально эффективно бороться со страстями мира сего, в котором мы можем ходить во Свете. Ведь что такое Церковь? Это не стены и фрески и не отдельно взятый батюшка, но целый организм: нашу Церковь составляют ее святые, которые непрестанно молятся о нашем земном пути на небесах; в ней состоят ангельские силы, заботящиеся о нас по Божиему повелению; Слово Божие, огромный глубинный пласт Священного предания — и все это вращается вокруг Самого Христа, Тела и Крови Которого мы имеем радость вкушать на каждой Литургии. Наконец, Церковь — это живые современные люди, не боящиеся признаться себе в самом важном: «Бог есть! А есть ли Он действительно у меня в душе?»

Можно ли спасаться вне Церкви Христовой, можно ли отвергнуть необходимость соблюдения постов, разорвать молитвословы, убрать из дома иконы? Я думаю, что это невозможно. Равно как нельзя переплыть бушующую реку, при этом сжигая единственную лодку. Мы можем видеть пример этой жизни, когда «Бог в душе» — посмотрите вокруг. В нашей стране более 80% людей исповедуют эту веру «в душе» и убивают своих детей во чреве своем, бросают своих жен с маленькими детьми, упиваются до животного состояния, курят и выражают себя при посредстве площадной брани. Поистине «по плодам их узнаете их». Какой Бог у них в душе?

Ведь когда человек кого-то любит, он являет свою любовь в конкретных делах. Невозможно любить девушку и, сидя дома на печке, рассказывать об этом маме. Если не выражать эту любовь — так девушка ничего не узнает, и ее отношения с молодым человеком останутся неизменны. Но по-настоящему любящий парень поет серенады под окном, разучивает ради нее какие-то стихи, дарит букеты роз, готов защитить ее от обид, совершает много больших и малых подвигов. Примерно так же и с Богом: человек говорит, что любит и знает Его, однако ни разу не слышал Слова Божиего — Библии, никогда не разговаривал с Ним по-настоящему в молитве, не сопереживал с Ним события из земной жизни Спасителя, которые проходят рефреном через весь богослужебный круг Церкви Христовой. Бог любит такого человека, но скорбит оттого, что сердце его для Него сокрыто и действовать в Его жизни оказывается невозможно.

Спросите, верит ли Ваш супруг в Бога? Да? Тогда возьмите Библию и откройте его сердцу следующие слова: «Аминь, аминь говорю вам, кто не ест Плоти Сына Человеческого и не пьет Крови Его, не имеет жизни в себе (Ин. 6:53)». Следующий вопрос: а возможно ли причащаться Тела и Крови Христа в душе? Тогда вывод совершенно очевиден: либо идти в Церковь и соединиться со Христом, либо наша вера — фальшивка. Что толку верить в Бога и не слушать Его голос? «И бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Вера чисто рассудочная — бесплодна, она никак не меняет жизни человека, не преображает ее, потому что в ней нет главного — Самого Господа Иисуса Христа. Человеку, конечно, удобно называть себя верующим, но при этом творить греховные дела тьмы; делать вид, что он спасается, на самом деле погибая. Ведь диавол — лжец: он подменяет понятия, коверкает смыслы в душах людей, дабы уловить многих. Но есть то незыблемое основание, которое установил Сам Господь, которое будет существовать как оплот до скончания века «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), — это Церковь Христова.

Чтобы отвергать Церковь как необходимый путь ко спасению, нужно сперва углубиться в ее жизнь, постараться подробно рассмотреть внутреннюю жизнь ее, и, уверен, что человек ищущий обязательно найдет здесь Истину: в жертвенном служении братьев и сестер в отношении друг друга (а также в отношении и друзей, и врагов своих), в глазах искренне молящегося человека, в жизни святых подвижников Божиих, в живительных Таинствах, которые оставил нам Спаситель.

Бог ждет вашего мужа, а чтобы встреча состоялась, нужно пройти какой-то путь — у каждого он свой. Главное, не стоять на месте, устремив свой взгляд на свою побитую грехами душу, но двигаться в духовной жизни, став на поддерживаемый Самим Христом корабль — Церковь Христову. Предложите Вашему мужу попробовать.

Церковь учит прощать ненавидящих и обидевших нас. Оказалось, не так-то это просто. Как молиться за обидчика, если обида не проходит?

И действительно, это нелегко, но кто сказал, что будет просто? Воевать разве просто? Нет! Человек обучается этому искусству долгие годы, оттачивает свое оружие, заготавливает боеприпасы. Также и мы, выходя на духовную брань, должны подвизаться подвигом добрым. Во-первых, сильная обида есть бесовский корень, засевший глубоко в нашей душе. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» — так говорит Сам Христос (Мф. 17:21). Поэтому когда обида съедает Вас, возьмите благословение у духовника, дабы взять на себя какой-то подвиг: начните поститься ради примирения с этим человеком и соедините это с ежедневной молитвой за него. Если молиться напрямую за человека сложно, начните с молитвы о даровании Богом Вам любви и покаянных слез, о видении своей неправоты в той ситуации, которая поссорила Вас. Горячая молитва от сердца не останется без ответа.

Определив свое место в возникшем конфликте (ведь никогда не бывает виноват кто-то один — всегда оба), обязательно покайтесь в этом грехе, очистив душу свою от отравляющего действия его в Таинстве Исповеди.

Думаю, что теперь Вам будет гораздо проще справиться с обидой на ближнего своего, и молиться за его заблудшую душу будет радостно. Однако не останавливайтесь только на молитвенном подвиге. Помните, как апостол Иаков учит: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:17)? Выберите какой-либо особый, может быть, день в году (благо, в Церкви таких святых дней установлено много: это и Пасха, и Прощеное воскресенье, и день ангела человека). Поздравьте своего брата или сестру с праздником, задайте вопрос о делах и здоровье его, не формально, но с живым участием. Думаю, что к этому моменту Ваша душа уже сама испросит Вашего одобрения на то, чтобы скоро испросить прощения у своего ближнего. Не противьтесь этому желанию, потому как гнев и обида только отравляют душу. Прощение же дает великую силу — возможность действовать Богу в наших отношениях с ближними.

Ну и наконец, хочу напомнить Вам о том, как сильно любит человека Христос! Ведь Он пострадал на Кресте за каждого из нас. Его побивали камнями, издевались, плевали в Его сторону. Но Он все равно продолжает Свой крестный путь, дабы даровать спасение каждому, в том числе и обидчикам Его. И одни из последних слов Спасителя на Кресте: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:33–34). С такой же любовью должны и мы относиться к нашим врагам, обидчикам и самым, как нам часто кажется, ужасным людям на свете. Да, они не сделали для нас ничего хорошего, плюнули и предали нас, но мы взираем на пример жизни Христа и, видя Его любовь к этим людям, понимаем, что и мы должны любить. В этом и состоит путь крестоношения, и это есть единственный путь следования за Господом Иисусом Христом.

Да и потом, разве мы сами не предаем Бога ежесекундно своими постоянными грехами, разве мы много добра сделали для Него? Но Он продолжает нас любить, ждет исправления наших грехов и дал нам Спасение в Воскресении Своем. Постарайтесь всегда держать эти мысли в своем сердце и сообразно с этим выстраивать свои взаимоотношения с близкими.

Каюсь в грехе курения, но бросить курить все равно не могу. Что делать?

Дело в том, что целительное Таинство Исповеди не спасает человека от последующего греховного воздействия на его душу. Господь прощает наш грех и ждет плодов нашего раскаяния. Но человек не имеет должной решительности к борьбе с грехом. Вот если бы к нашему дому подъехал танк с угрозой расправы с нашей семьей, то мы тут же нашли бы способы борьбы с этой неравной силой и предприняли бы все действия, какие только можем. А с грехом мы поступаем довольно мягко, ограничиваем одним лишь неуверенным внутренним желанием расправиться с ним. Поэтому-то, как только человек выходит за ворота храма, тут же все грехи на него наваливаются с новой силой. Помните поговорку «Свято место пусто не бывает»? Как только мы раскаиваемся в своем грехе, нужно тут же заполнять освободившееся пространство Богом, но мы этим часто не утруждаем себя. Важно пользоваться всеми средствами борьбы с грехом, которые дает нам Господь. Как только Вы покаялись — помните, что Вы бросили вызов диаволу, и придется приложить много усилий, дабы в этой войне победить.

Постарайтесь намеренно проходить подальше от тех мест, где можно купить очередную сигарету, занимайте свои мысли и чувства чем-то более возвышенным и интересным, чем желание покурить. Каждый раз, когда возникает желание или мысль о курении, творите про себя молитву, попросите о поддержке и молитве своих близких.

Конечно, когда табакокурение продолжается уже много лет, справиться с ним бывает непросто. И человек перестает со временем даже двигаться в этом направлении, становясь духовно инертным, — а именно это значит, что цель бесовского воздействия на нас достигнута. Но важно не унывать и помнить, что верующему все возможно, с каким бы стажем ни был курильщик. Если не можете бросить сразу, начните воздерживаться постепенно: сначала соблюдая евхаристический пост, откажитесь от сигареты на это время. Потом начните блюсти себя целый день, например, в среду, потом добавьте еще и пятницу. Со временем у Вас получится воздерживаться большими постными периодами.

Возможно, кажется, что грех курения не самый страшный (ведь это не человека убить), однако тот момент, что Вы не можете избавиться от него, говорит о том, насколько глубоко эта страсть находится в вашей душе, а через нее душу начинают отравлять и другие пагубные грехи.

Помоги Вам Господь на непростом пути борьбы с греховной страстью. И помните о том, что подлинное покаяние есть преображение жизни. Не нужно тащить за собой этот грех от исповеди к исповеди. Но, уже начиная с вашего следующего участия в этом Таинстве, дайте себе внутреннюю установку, что испросите у Бога прощения, и с этой минуты измените ради Него свою жизнь, выбросив из рук сигарету и взяв в них крест Христов.

Подготовлено духовенством Спасского храма поселка Андреевка

Следующая статья
Предстояние перед лицом Божиим. К 60-летию диаконской хиротонии протодиакона Владимира Ганабы
© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)