П. К. Доброцветов. Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе

Православное издательство «Сибирская Благозвонница» с 2007 г. начало публикацию издания «Полного собрания творений святых отцов Церкви и церковных писателей» (сокращенно — ПСТСО). В издание включаются переводы на русский язык — как дореволюционные (при этом над ними проводится серьезная редакторская работа: тексты перевода сличаются с греческим оригиналом), так и новые. Издаваемые произведения снабжены комментариями — богословскими, историческими, текстологическими. При работе в качестве вспомогательного материала используются современные западные научные издания текстов. Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Алексия II под общей редакцией митрополита Владимира (Икима), руководитель проекта — профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории А. И. Сидоров, ведущий научный редактор — преподаватель МДАиС П. К. Доброцветов. В работе задействованы преподаватели и студенты Московской духовной академии и иных духовных школ. Фундаментальный характер издания отразился и на книжном формате томов. Каждый из них около 1000 страниц крупного формата, крупным шрифтом. В результате собрание творений таких св. отцов как Василий Великий и Григорий Богослов полностью «поместились» в двух томах каждое, да еще и с приложениями. Редакция надеется, что это издание привлечет к себе внимание преподавателей и студентов духовных учебных заведений и просто вдумчивого православного читателя, интересующегося святоотеческим наследием.

Открывают издание два тома Творений святителя Григория Богослова. В первый том вошли знаменитые 45 Слов святителя, создавшие ему немеркнущую славу не только знаменитого подвижника Православной Церкви, но и великого богослова, прославленного церковного писателя и блестящего оратора. Эти произведения представляют лучшее, что создал свт. Григорий на ниве церковного богословия. В них отразилась вся сила таланта святителя. Написанные по различным поводам и в разные периоды жизни св. Григория, они открывают нашему духовному взору возвышенную красоту богословских умозрений, талант полемиста и защитника церковного учения от еретиков, наблюдательного бытописца, дающего важные исторические сведения о своей эпохе, событиях и лицах своего времени. На особом месте стоит ораторский талант св. Григория, проявившийся в Словах. Уже вскоре после своей святой кончины святитель Григорий был назван «христианским Демосфеном» в честь знаменитого и непревзойденного античного оратора. Многие из представленных 45 Слов были произнесены св. Григорием в качестве церковных проповедей и своей удивительной силой воздействовали на сердца и умы слушателей. Исключительную роль сыграли знаменитые 5 Слов о богословии, во многом переломившие судьбу противостояния между арианами и православными в Константинополе в 380 г. и послужившие благодатной почвой для созыва в 381 г. Второго Вселенского Собора. В приложении помещено одно из лучших отечественных исследований жизни и учения св. Григория — книга свящ. Н. Виноградова «Догматическое учение св. Григория Богослова», а также указатель цитат из Священного Писания.

Во второй том Творений святителя Григория Богослова вошли послания, стихотворения и письма. В приложении — блестящая монография А.Говорова «Св. Григорий Богослов как христианский поэт», комментированный предметный указатель, словарь имен и понятий античной культуры.

Третий и четвертый тома «Полного собрания творений святых отцов Церкви и церковных писателей» посвящены богословскому наследию святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (330–379), и его современника и сподвижника святителя Амфилохия, епископа Иконийского (340–394).

Церковь усвоила святителю Василию именование «Великий» как за его высокоподвижническую, увенчанную святостью жизнь, так и за активнейшую церковно-учительную деятельность. Вместе со святым Афанасием Александрийским (ок. 295–373) богомудрый Василий оказал решающее влияние в окончательную победу над арианской ересью (до достижения этой победы на II Вселенском Соборе в 381 г. кесарийский святитель не дожил всего два года). Его труды вносят особый вклад в сокровищницу церковного Предания, представляя собой лучшие образцы святоотеческого богословия.

Первый том Творений святителя Василия Великого содержит сочинения догматико-полемические, экзегетические, а также Беседы: знаменитые трактаты «Против Евномия» и «О Святом Духе», «Беседы на Шестоднев» и другие сочинения, переведенные на русский язык еще в XIX в. В своих догматико-полемических произведениях святой Василий предстает как великий богослов Церкви и защитник Православия от ереси арианства, в экзегетических сочинениях — как блестящий знаток Священного Писания и его превосходный толкователь, в  Беседах — как талантливый проповедник, владевший сердцами и умами своих слушателей.

Кроме того, в данный том вошли впервые переведенные на русский язык некоторые из «Бесед на псалмы», а также почти неизвестные отечественному читателю «Беседы о сотворении человека».

Издание предваряется предисловием митрополита Владимира и вступительной статьей профессора Московской луховной академии, доктора церковной истории А. И. Сидорова о жизни, деятельности, богословском и литературном наследии святителя Василия Великого. В Приложении помещена известная аналитическая работа архиепископа Василия (Кривошеина) о полемике святителя Василия против Евномия. Том завершается указателем цитат из Священного Писания.

Второй том Творений содержит творения нравственно-аскетические, включая впервые публикуемый на русском языке трактат «О Крещении» и письма святителя. Столь полное собрание писем святого Василия (всего 368) в России издается впервые: здесь, кроме изданных еще до революции (336), помещены переводы писем, адресованных святому Василию другими лицами, а также считающихся сомнительными и неподлинными. В своем эпистолярном наследии святой отец выступает не только как выдающийся православный богослов, борец против ересей, мудрый архипастырь, тонкий церковный дипломат, законодатель в сфере канонического права, духовный руководитель, но и как образованнейший человек своего времени, незаурядная и разносторонняя личность

В приложении помещена публикация творений свт. Амфилохия Иконийского с вступительной статьей преподавателя МДА игумена Вассиана (Змеева).

Пятый том серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» посвящен аскетическому наследию преподобного Феодора Студита (759–826). Данный том содержит Творения нравственно-аскетические прп. Феодора и включает в себя цикл проповеднических произведений этого святого отца для монашествующих под названием «Великое оглашение» (части I–III).

Прп. Феодора называют святым отцом, немало сделавшим для византийского монашества, вернувшим его в IX в. на стезю общежительного устроения; плодовитым церковным писателем, талантливым и неутомимым проповедником, ярким гимнографом, суровым аскетом, исповедником, много пострадавшим от византийских императоров за свои православные церковно-канонические и догматические взгляды; возобновителем столичного Студийского монастыря, а также организатором нескольких монастырей и их духовным и административным руководителем. Благодаря яркому и доступному содержанию огласительные поучения прп. Феодора Студита были весьма популярны в Византии, читаемы в средневековой Руси, а также сохраняют свою актуальность и по сей день, и в особенности для монашествующих.

Открывает настоящее издание предисловие митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. «Великое оглашение» прп. Феодора предваряется вступительной статьей известного отечественного византолога, профессора, доктора церковной истории И. И. Соколова «Преподобный Феодор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность. Исторический очерк», а также двумя древними Житиями прп. Феодора, дополненными данными из третьего Жития. В конце книги помещен указатель цитат из Священного Писания, а также именной, географический и предметный указатели.

Шестой том серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» посвящен аскетическому, догматическому, гомилетическому, литургическому и каноническому наследию преподобного Феодора Студита (759–826). Данный том содержит в себе: Творения нравственно-аскетические прп. Феодора, включающие проповеднические произведения для монашествующих под названием «Малое оглашение», а также «Четыре главы» и Схолию на «Аскетикон» св. Василия; Творения догматико-полемические в защиту иконопочитания: «Опровержения» иконоборцев и их стихотворений; Слова и Творения литургико-канонические.

Открывает настоящее издание предисловие митрополита Владимира. В приложении помещена известная дореволюционная работа священника Николая Гроссу «Преподобный Феодор Студит. Его время, жизнь и творения». В конце книги помещен указатель цитат из Священного Писания, а также именной, географический и предметный указатели.

Прочие творения прп. Феодора Студита будут изданы в седьмом томе серии (третьем томе Творений прп. Феодора), который готовится к изданию.

Кроме того Православное издательство «Сибирская Благозвонница» с 2007 г. начало публикацию Приложения к изданию «Полного собрания творений святых отцов Церкви и церковных писателей» под названием «Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых». Первая книга новой серии посвящена свт. Григорию Богослову и соответственно является приложением к первому и второму томам ПСТСО. В ее состав вошли 12 работ о свт. Григории Богослове, в частности таких дореволюционных авторов (XIX — начала XX вв.), как архимандрит Порфирий (Попов), Н. И. Барсов, Н.Фетисов и других. В исследованиях освещена личность великого каппадокийца с разных сторон: в них рассказывается о различных этапах жизни свт. Григория, причинах именования Богословом, о его нравственно-аскетическом учении, проповедничестве, пастырстве, поэтическом творчестве и т. п.

Вторая книга серии посвящена свт. Василию Великому (330–379) и, соответственно, является приложением к третьему и четвертому томам ПСТСО (первому и второму томам Творений св. Василия). В ее состав вошли 14 статей о свт. Василии Великом, в частности, таких дореволюционных и послереволюционных авторов (XIX — начала XX вв.), как архимандрит Порфирий (Попов), Н. И. Сагарда, А. А. Спасский, С. М. Зарин и др. Особое место занимают две работы архиепископа Василия (Кривошеина). В статьях освещена личность великого каппадокийца с различных сторон: в них рассказывается об этапах жизни свт. Василия, о его многообразном и великом вкладе в христианское богословие, нравственно-аскетическом учении, проповедничестве и т. п.

Серия «Святые отцы и церковные писатели в трудах православных ученых» представляет ценность не только для специалистов в области богословия и студентов богословских учебных заведений, но и для всех читателей, ищущих духовного назидания.

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)