Покровские храмы Московской епархии

Предыдущая статья
Протоиерей Сергий Сапун

Празднование Покрова Пресвятой Богородицы, ставшего на Руси одним из самых любимых верующим народом богородичных праздников, связано с появлением древнерусского перевода Жития блаженного Андрея, Христа ради юродивого; перевод был сделан уже в XI в. Содержащееся в Житии описание чудесного видения Пресвятой Богородицы блаженному Андрею и его ученику Епифанию во Влахернском храме послужило основанием для установления на Руси праздника Покрова Божией Матери; очень скоро появились иконы с изображением чуда во Влахернском храме, в честь праздника начали строить и храмы.

Особую любовь к Матери Божией имел великий князь Владимирский Андрей Боголюбский, сын основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. Построенные им и посвященные Матери Божией величественные соборы стали подлинными шедеврами зодчества мирового уровня. Князь Андрей был инициатором введения в литургическую практику праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Первая церковь, посвященная новому празднику, была построена в 1165 г. — это знаменитый храм Покрова на реке Нерли.

На земле Подмосковья насчитывалось до сотни храмов и монастырей, посвященных Покрову Матери Божией. Подавляющее большинство из них в безбожное лихолетье было закрыто и разорено. В настоящее время в Московской епархии действует более восьмидесяти Покровских храмов; почти все они были возвращены Церкви «в состоянии руинирования». О некоторых из них мы расскажем.

Возрождение храмов, посвященных Покрову, стало одним из знаковых событий духовного возрождения Подмосковья: восстановить такой храм — значит, вновь ощутить над собой тот Покров, которым Пречистая Дева издревле покрывает Свой земной удел, Землю Русскую. Хочется подчеркнуть, что не только восстановлением зданий церковных занимаются возрожденные общины Покровских храмов — практически в каждом из них, где возобновлена литургическая жизнь, ведется и активное социальное служение. Впрочем, эта картина типична для всей Московской епархии.

Одно из ранних посвящений храмов на Подмосковной земле в честь Покрова Божией Матери связано с именем героя Куликовской битвы — Серпуховского князя Владимира Андреевича, командовавшего засадным полком, который и решил исход битвы. В построенной в уделе князя Владимира обители — Срепуховском Высоцком монастыре — один из шести действующих ныне храмов посвящен Покрову. Именно здесь находится чтимый чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Закрытый в годы безбожия и оскверненный Высоцкий мужской монастырь был возвращен Церкви в 1991 г.; начались активные восстановительные работы, и видимым знаком благословения Божия возрождаемой святыне стало обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого-младшего 24 сентября 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II посещал обитель в день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., а также 28 июля 2005 г. — в день памяти Серпуховского князя Владимира в связи с празднованием 625-летия битвы на поле Куликовом.

Покрову Пресвятой Богородицы посвящен монастырь, находящийся на другом конце Московской области — Покровско-Васильевский, что в Павловском Посаде. Это совсем «молодая» обитель — она ведет свою историю с конца девятнадцатого столетия.

В середине XIX в. Павловский Посад объединял несколько фабричных слобод. Население занималось ремеслом, торговлей, ткачеством. Одной из мануфактур владел Яков Иванович Лабзин; со временем его производство стало крупнейшей платочной фабрикой в России. В Павловском Посаде и окрестностях Я. И. Лабзин построил и содержал семь школ и два училища. Он и его жена Акилина Ивановна были людьми крепкой веры и, будучи состоятельными, много жертвовали на строительство храмов и устройство богаделен.

По свидетельству дочери Якова Ивановича Ольги, отец всякий день бывал в Божием храме и близко знал богомольного крестьянина деревни Евсеево Василия Ивановича Грязнова (брата жены), слушался его советов во всем, в том числе в своем торгово-промышленном деле. В. И. Грязнов не был коммерческим человеком, но был столь мудр, что вник во все фабричные дела. Платки торгового дома Якова Лабзина и Василия Грязнова продавались на всех крупнейших ярмарках России.

По словам современника, Василий Грязнов «отличался благочестивой жизнью и ревностью к Церкви Божией». На пике развития своего торгово-промышленного дела он решил уйти в монастырь, устроил монастырское общежитие при фабрике, молился в келье, написал монастырский устав. Достигнув праведной жизни, угодник Божий оказывал духовную помощь многим страждущим и прикладывал старания в укреплении Православной веры в уезде. Одним из его желаний стало устройство мужского монастыря в городе. Об этом он просил святителя Филарета, митрополита Московского, с которым был знаком. Он также много потрудился в деле обращения старообрядцев в Православие.

В Московскую духовную консисторию Лабзин и Грязнов направили бумагу, в которой просили разрешить им законно основать мужской монастырь на 15 человек братии, с каменной трехпрестольной церковью и всеми принадлежностями для помещения братии и оградой вокруг монастыря, обязуясь дополнительно сделать в пользу монастыря вклад в тридцать тысяч рублей.

Первоначально Московская духовная консистория отказала в прошении: место для монастыря в центре посада у фабрики, вблизи мирской суеты, было признано неудобным, да и возможность масштабного строительства вызывала сомнения.

За несколько дней до получения отказа Василий Грязнов умер. Его похоронили на небольшом кладбище на окраине города. Над его могилой и могилой своей жены Акилины Ивановны Я. И. Лабзин решил построить храм, который возвели и освятили в 1874 г.: нижний придел во имя преподобного Василия Исповедника, небесного покровителя В. И. Грязнова, верхние приделы в честь Покрова Богородицы (центральный); приделы святой ученицы Акилины (левый) и Всех святых (правый) были освящены позднее, 21 августа 1895 г. Близ храма стояла деревянная звонница с полным набором колоколов; самый большой из них весил 152 пуда.

Я. И. Лабзин, следуя завету покойного В. И. Грязнова, основал в 1884 г. при храме богоугодное заведение: были выстроены два двухэтажных корпуса, в которых поселилось до сорока женщин. Желая укрепить богадельню, развести при нем сад и огороды, Лабзин обратился в городскую думу с просьбой увеличить церковный участок до десяти десятин; дума дала согласие, и Лабзин землю выкупил. Желанием Лабзина было преобразовать богадельню в монастырь, о котором после его смерти будут заботиться дочери. Так и произошло. В 1891 г. потомственный почетный гражданин Павловского Посада Я. И. Лабзин умер, его похоронили в нижнем храме, рядом с могилами жены, матери и других родственников.

Заботы по содержанию храма и благотворительного учреждения перешли к трем дочерям, одна из которых — Ольга Яковлевна — постоянно жила и трудилась вместе с обитательницами приюта. Они и ходатайствовали перед Святейшим Синодом об образовании общины из Иаковлевского сиротского приюта. В 1894 г. Святейший Синод «постановил благотворительное женское общежитие переименовать в Покровско-Васильевскую женскую общину с числом сестер, какое дозволят средства общины, и приютом на 12 человек бедных детей». 3 июля того же года было совершено торжественное открытие общины. Богослужения возглавлял епископ Можайский Тихон (Никаноров).

Безбожное лихолетье не только самую обитель, но память ее основателя, почитавшего в народе местночтимым святым Василия Грязнова. Но клеветнические публикации в местной прессе, листовки и брошюры, порочащие имя праведника, не имели успеха; в народе сохранилось почитание праведника.

В 1999 г. праведный Василий Павлово-Посадский был прославлен в лике Московских святых, а основанная им и возрожденная в начале 1990-х гг. Покровско-Васильевская обитель стала одним из мужских монастырей Московской епархии.

История Московского Смоленского Новодевичьего монастыря богата драматическими событиями — самое его положение к юго-западу от столицы означало готовность не только к молитве, но и к защите Первопрестольной от вражьих нашествий. Храм, посвященный Покрову Божией Матери, есть и в этой древней обители. В 1680-е гг., во время правления царевны Софьи, в Новодевичьем монастыре в течение семи лет поставили и освятили шесть каменных церквей. Зодчие возводили эти храмы поверх широких белокаменных подиумов по образцу Смоленского собора. Мастера конца XVII в. создали общее для всех зданий убранство стен. Ворота на южной, внешней стене были перестроены в 1683—1688 гг., и над ними возведена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы — кажется, что простирает Пречистая Дева Свой Покров не только над обителью, но и над всей Первопрестольной столицей. Покровскую церковь венчают три главы, расположенные в один ряд с востока на за-пад, — прием, распространенный в украинском зодчестве. С восточной стороны от надвратной Покровской церкви в 1683—1685 гг. располагалась караульня. Впоследствии ее перестроили для царевны Марии Алексеевны, назвав Мариинскими палатами. Существует предположение, что именно здесь первое время после заточения жила царевна Софья.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, обнесенный каменными стенами с четырьмя угловыми башнями, занимает территорию бывшего Архиерейского дома, построенного в центре Коломенского кремля в середине XIV в., вскоре после открытия Коломенской епископии. При Архиерейском доме была устроена церковь в честь Покрова Божией Матери.

Из записок архидиакона Павла Алеппского, жившего в Архиерейском доме, известно, что Архиерейский дом был «очень велик и обнесен кругом деревянной стеной; кельи, или, вернее, дворец епископа, выстроены из превосходного камня и дерева». Антиохиец восхищался «длинной деревянной галереей, находящейся на большой высоте от земли, по которой епископ проходил к келиям от южной двери церкви по высокой лестнице; выходящими в сад галереями летних келий». Он восторгался мастерской работой русских плотников, построивших такие теплые зимние покои: «…они выстроены из строганного, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей, так что ни одно дуновение ветерка не может проникнуть».

Покровская (бывшая домовая) церковь сооружена из кирпича в середине XVII в. при жилых, в то время деревянных, покоях епископа. Здание церкви частично перестроено М. Ф. Казаковым, придавшим его внешнему облику черты псевдоготики.

Ныне существующий Архиерейский дом построен в 1682 г. на месте прежнего епископского дворца, известного по документам XVI—XVII вв. Своим торцом он примыкает к Покровской церкви. Здание двухэтажное, кирпичное, позднее оштукатуренное. В состав помещений первого этажа вошла одностолпная каменная палата, оставшаяся от более ранней постройки. В здании сохранилась старая планировка и сводчатые перекрытия; фасады корпуса переделаны в конце XVIII в. М. Ф. Казаковым. Архиерейский дом ныне образует единый комплекс с Покровским храмом.

Покровская церковь в старинном подмосковном селе Пехра-Покровское в Балашихинском благочинии одна из древнейших; она известна с XV столетия. Первые сведения о ней содержатся в тексте жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, в Троицком патерике.

Документальное упоминание деревянного Покровского храма относится к первой четверти XVII столетия. По данным писцовой книги 1623—1624 гг., село Покровское называлось Погост Слободка и находилось во владении «за великим государем Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руси».

В 1653 г. состоялся промен вотчин между Патриархом Никоном и московского Богоявленского монастыря, что за Торгом в Китай-городе, архимандритом Серапионом. Патриарх получил подмосковную старинную монастырскую вотчину — село Вельяминово, которое с 1654 г. называлось Владыкино на речке Лихоборке, а взамен дал Богоявленской обители патриаршие села Пехра и Бисерово. Таким образом, с 1653 г. село Покровское на речке Пехорке переходит в монастырское владение и церковь Покрова Богородицы находится в числе храмов Селецкой десятины.

Всесильный фаворит Петра Великого А. Д. Меншиков для расширения своих владений по Стромынской дороге задумал приобрести монастырскую вотчину, село Покровское на Пехорке. В 1701 г. состоялся обмен вотчинами между настоятелем Богоявленского монастыря архимандритом Евфимием и А. Д. Меншиковым.

На средства светлейшего князя в 1712 г. в селе Пехра была построена новая деревянная однопрестольная церковь. Но этому храму не суждено было долго существовать: в ужасный пожар 23 марта 1723 г. Покровская церковь сгорела. Только через четыре года, в марте 1727 г., священник Илия Филиппов с прихожанами обратились в Синодальный казенный приказ за разрешением «вместо згорелой церкви построить на том же месте вновь деревянную ж церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Синодальный указ о строении датировался 16 марта 1727 г., а в конце августа деревянная Успенская церковь в селе Покровском была построена и готова к освящению.

В 1762 г. село Пехра-Покровское перешло в ведомство Коллегии экономии. В клировых ведомостях XIX в. в графе о времени постройки деревянного храма в селе Пехра-Покровском указывалась дата — 1763 г., хотя само архивное строительное дело не сохранилось. Именно эта церковь (во имя Покрова Пресвятой Богородицы) простояла до первой четверти XIX в., когда был возведен каменный храм. Таким образом, за XVIII столетие Покровская (Успенская) церковь перестраивалась три раза: в 1712, 1727 и 1763 гг.

Идея постройки новой каменной церкви в селе Покровском возникла в начале 1820-х гг.; для нового здания храма решили использовать материал обветшавшего дворца все того же А. Д. Меншикова в Ново-Алексеевском-Арсеньеве. Идея нашла поддержку и у московского вице-губернатора Д. Г. Бибикова, и у Правящего архиерея — святителя Филарета Московского. Храм решили строить по проекту О. И. Бове.

5 августа 1824 г. святитель Филарет подписал грамоту на построение в селе Пехра-Покровском Московской округи каменной трехпрестольной церкви с колокольней. Постройка нового храма производилась с 1825 г. Торжественное освящение новых престолов: главного, во имя Покрова Божией Матери, и левого, во имя пророка Илии, — состоялось 10 сентября 1833 г.

В 1836 г. настоятель храма открыл бесплатную школу (училище) для крестьянских детей.

Население Пехорской волости, превратившейся в промышленный район, быстро росло, возникла необходимость расширения трапезной части Покровского храма. Инициаторами этого строительства стали настоятель священник Феодор Преферансов и церковный староста — фабрикант А. К. Сергеев. В марте 1902 г. были готовы проект и смета, автором которых был епархиальный архитектор Н. Н. Благовещенский. Освящение обновленного храма состоялось 5—6 октября 1902 г.

В 1922 г. было произведено изъятие церковных ценностей. В 1929 г. был арестован, осужден и отправлен в Архангельск настоятель храма отец Николай Воздвиженский. Церковь закрыли в 1930 г. Кощунственно были выломаны иконы из иконостаса, сброшены колокола, сняты кресты с храма и колокольни, на место которых повесили красные флаги. В здании храма устроили сельский клуб и районную избу-читальню для колхозников. Постепенно храм ветшал, были разрушены ярусы колокольни, уничтожено старинное приходское кладбище.

В 1980-е гг. здание церкви с территорией передали промышленному предприятию; внутреннее пространство разбили на этажи. Работа станков, сварка металла, вибрация пола нанесли непоправимый ущерб внутреннему убранству храма.

В 1992 г. обезображенный храм был возвращен Церкви. Начались регулярные богослужения. В 2001 г. закончилось восстановление внешнего облика здания; храм приобрел свой первоначальный вид. В день храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2004 г. архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения всех трех престолов Покровской церкви.

Трагично складывалась судьба и другого Покровского храма — в селе Воскресенском (Богородское благочиние). В селе с 1628 г. был деревянный храм в честь Воскресения Христова; в 1634 г. рядом была устроена придельная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1705 г. храм Покрова сгорел, и на следующий год был построен новый деревянный.

Каменная Покровская церковь построена силами прихожан в 1833 г. С ее строительством деревянный храм стал кладбищенским и переосвящен в честь Вознесения Господня, а при советской власти его закрыли.

В 1921 г. общиной был заключен договор с властями о пользовании церквами. Из описи 1930-х гг. следует, что оба храма стояли с имуществом: в Покровском храме описано 104 предмета, в Вознесенском — свыше 50. В 1929 г. сняли колокола на переплавку.

В 1931 г. здесь служил священник Димитрий Беляев, который в 1937 г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне (память священномученика Димитрия пресвитера совершается 27 ноября/10 декабря).

В 1937 г. храм закрыли, но не разорили. Богослужение возобновлено в 1945 г.

Покровский храм сохранил святыни: икону великомученика Пантелеимона, привезенную с Афона в конце ХIХ в., образа «Лобзание Христа Иудой» и Божией Матери «Взыскание погибших».

Первое документальное упоминание деревянной Покровской церкви села Кудиново относится к 1597 г. Каменный храм начал строиться в 1820 г. при владельце села князе Ю. В. Долгорукове. Окончено строительство в 1835 г. при новом владельце — П. Д. Салтыкове. В 1901 г. по проекту архитектора Латкова возвели новую колокольню.

В 1909 г. при церкви было учреждено общество хоругвеносцев, имевшее устав и специальную форму. В храме был большой церковный хор, действовала церковно-приходская школа, общество трезвости.

В 1919 г. у церкви конфисковали землю, в 1922 г. изъяли ценности.

В 1938 г. службы в храме прекратились. В 1941 г. было решено ликвидировать храм, но этому помешала война. В августе с иконостаса и киотов сняли позолоченные резные детали и 18 дней смывали золото, намыв 33 грамма. Иконами топили печь в сельсовете.

В сентябре 1941 г. храм временно передали колхозу для хранения зерна.

Покровская церковь была закрыта более 50 лет. За это время в трапезной части рухнули крыша и свод, выгорела изнутри колокольня, остались лишь стены с обвалившейся штукатуркой и поврежденной кладкой.

Храм был вновь открыт в 1989 г., полностью восстановлен. Возрожденный Покровский храм в Кудиново — один из крупнейших духовно-просветительских центров Московской епархии.

Село Боршева, расположенное неподалеку от Бронниц, упоминается в духовных грамотах великих князей Ивана Калиты и святого Димитрия Донского. До 1728 г. принадлежало А. Д. Меншикову, позднее перешло в ведение конюшенного ведомства. Около 1738 г. в Боршеве построили деревянную церковь Воскресения cловущего. Предположительно после пожара на этом же месте возвели новый храм, тоже деревянный, в котором были престолы в честь Воскресения Христова, Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая.

Со временем деревянный храм сильно обветшал, колокольня накренилась. Рядом поставили временную звонницу. Новый пятиглавый храм из красного кирпича был построен в 1903 г. Четырехстолпная церковь в псевдорусском стиле, видимо, строилась по типовому проекту. Стены и своды храма имели живописные изображения. Резной иконостас был вызолочен; в храме находились 36 икон греческого письма. Однако начатая колокольня так и не была завершена.

После смерти в 1936 г. последнего настоятеля — иерея Иоанна Зверева — храм закрыли, снесли купола, разграбили утварь. Впоследствии здание храма использовалось колхозом под склад зерна и другие нужды.

В 1980-х гг. была сделана попытка отремонтировать здание и устроить в нем колхозный музей, но средств не хватило, и затея не увенчалась успехом.

В 1999 г. разоренный и оскверненный храм передали православной общине. На Пасху 2002 г. была отслужена первая Литургия. При возрожденном храме действует воскресная школа, ведется военно-патриотическая работа с молодежью.

Покровская церковь в селе Никоновском (Бронницкое благочиние), как это следует из надписи на храмозданной доске, находящейся на наружной стене церковной паперти, была построена в 1738 г. тщанием владелицы села — генеральши Софьи Дмитриевны Матюшкиной и освящена 19 мая 1741 г.

Каменный храм представляет собой одноглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней, декорированный в стиле барокко.

В теплой трапезной в северной части располагался придел в честь преподобного Сергия Радонежского (в нем служили в холодное время года). В 1902 г. его переосвятили во имя первых русских святых благоверных князей Бориса и Глеба (придел до наших дней не сохранился).

Храм закрыли в 1933 г., а здание использовали под столовую племзавода. Позже в нем устроили магазин, склад и пекарню, а на колокольне — водокачку.

В феврале 1991 г. храм передали православной общине. Сейчас в нем регулярно совершаются богослужения, открыта воскресная школа.

В поселке Десна-Буревестник храм Покрова Божией Матери совсем «юный», он построен в 1999 г. Деревянный шатровый храм под звоном, один из наиболее удачных примеров постройки в формах деревянного зодчества в Подмосковье. Выстроен по проекту В. Л. Ткаченко на средства А. В. Куимова. За год возвели стены, крышу и купола, весной подняли на колокольню девять колоколов общим весом более 70 пудов. К концу лета установили резной иконостас работы суздальских мастеров, шесть больших резных киотов, кованое паникадило. В храме имеется небольшая икона святого Симеона Верхотурского с частицей мощей, привезенная из Екатеринбурга. Образ был подарен храму его екатеринбургскими строителями.

Возле храма расположено здание Покровского православного центра, выполненное в старинном русском стиле, с узорчатыми резными наличниками — здесь разместились начальные классы Троицкой православной гимназии, а также проходят занятия воскресной школы и фольклорного клуба «Братчина».

Еще одна Покровская церковь Видновского благочиния находится в деревне Яковлево. Храм был основан не позднее конца XVI в.; впервые он упоминается в писцовой книге Московского уезда Сосенского стана в 1592 г. Из архивных материалов известно, что уже в середине XVII в. церковное здание было каменным, а в 1670 г. при владельце села — думном дворянине Андрее Васильевиче Толстом — пристроен каменный придел святителя Николая.

По страховой оценке от 2 июля 1910 г. имеется полное описание благоукрашенной, хорошо сохранившейся двухпредельной церкви, с колокольней и постройками

Церковь была действующей до 1932 г., хотя вопрос о ее закрытии не раз поднимался властью. Но окрестные жители неоднократно, несмотря на преследования, отстаивали храм. И только в 1932 г., после нескольких неудачных попыток, ночью тайком церковь была взорвана богоборцами.

В 2001 г. в деревне Яковлево была зарегистрирована православная община, которая занялась восстановлением здания церкви. На престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2003 г., во вновь возведенном здании церкви была отслужена первая Божественная литургия.

В 2004 г. были установлены иконостас и звонница из 6 колоколов. В 2005—2006 гг. церковь полностью расписана, а 2 июля 2006 г. чин великого освящения совершил архиепископ Можайский Григорий. С 2006 г. при церкви действует детский приют «Покров».

Из ближнего Подмосковья отправимся в «глубинку». В древнем Волоколамске сохранился один из немногих Покровских храмов, уцелевших в безбожное лихолетье, это — бывший собор Варваринского монастыря, построенный по указу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери императора Петра I, в 1695 г. Клировая ведомость за 1828 г. называет, правда, другую дату постройки — 1723 г.

В 1764 г., после упразднения монастыря, собор стал приходским храмом. В 1806 г. с южной стороны храма на средства мещанина Осипа Калинина пристроили Успенский придел.

Изменения в архитектурный облик здания церкви были внесены во второй половине XIX в. В 1870 г. после разборки колокольни увеличили длину трапезной, где были устроены два придела: святой великомученицы Варвары и святого мученика Уара. В 1876—1878 гг. по проекту архитектора И.Дмитриева сооружена новая колокольня.

Главными и наиболее чтимыми святынями храма являются иконы Покрова Божией Матери и «Достойно есть».

Cело Буняково (Домодедовское благочиние) известно с ХV века; оно принадлежало князю И. Ю. Лобанову-Ростовскому, а позже — князю В. А. Звенигородскому, который в конце жизни принял иноческий постриг с именем Варлаам и скончался в Соловецком монастыре. В 70-е гг. XVIII в. владелица села Н. Ф. Медведева построила деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и деревня стала «село Покровское, Буняково тож».

Княгиня А. И. Несвицкая в 1809 г. приступила к строительству большого белокаменного храма. Хотя новая церковь в 1817 г. была освящена, но ее отделка из-за смерти храмоздательницы осталась незавершенной. Церковь в селе Буняково трехпрестольная: центральный — Покрова Пресвятой Богородицы, левый — святителя Николая, правый — святителя Димитрия Ростовского.

До конца XIX в. храм простоял без капитального ремонта и нуждался в обновлении. 29 июля 1901 г., как отмечали «Московские церковные ведомости», по окончании ремонта храма на праздник освящения центрального престола собралось прихожан настолько много, что храм всех не вместил.

После 1917 г. у Покровской церкви отобрали землю и наиболее ценную утварь, с колокольни сбросили колокола. В 1935 г. ее закрыли, а настоятеля арестовали и выслали. В 1950-х гг. в церкви устроили склад химических удобрений.

Первая служба в возвращенной церкви состоялась 8 сентября 1990 г. С этой поры началась кропотливая работа по восстановлению. Постепенно храм стал приобретать первоначальный вид.

В церковь возвратили большую икону преподобного Сергия Радонежского старого письма, образ святителя Николая. Вернулась на свое место и икона Кирилла и Мефодия, на обороте которой сохранилась надпись: «1886 года, марта 23-го в знак любви и вечную память своей родины и святой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Жертва святой Афонской Горы Русского Пантелеимонова монастыря игумена Макария с братиею, монаха Исхариона со сродственниками за упокой Иоанна, Степаниды со сродственниками. Прошу Вас, батюшка, записать в свой церковный синодик и поминать имена эти вечно за пожертвование всего этого, что Вам выслано в церковь Покрова Богородицы. За мой труд и усердие к Вам поминайте каждое богослужение».

26 сентября 1999 г. митрополит Ювеналий освятил возрожденный Покровский храм в Буняково.

Покровская церковь в селе Покровское-Рубцово при советской власти не закрывалась, но воинствующее безбожие и здесь оставило свой след…

Усадьба Покровское-Рубцово возникла во второй половине ХVIII в. на месте бывшего селения Рубцово, первые сведения о котором относятся к ХVI в. По данным писцовых книг 1585—1586 гг. деревня Рубцово входила в вотчину Алексея Федоровича Ябедина.

В XVIII в. селом владел род Нащокиных. В 1755 г. Н. И. Нащокин разделил свое недвижимое имение, находившееся в разных уездах, между детьми брата. По этому разделу Рубцово досталось лейб-гвардии Семеновского полка солдату Н. М. Нащокину. В 1743 г. он подал прошение о строительстве на свои средства каменной церкви. Документы за 1749 г. засвидетельствовали, что церковь построена и «книгами, сосудами и ризами и всякой утварью удовольствована и к освящению совсем в готовности». Указ об освящении новопостроенной Покровской церкви был выдан Московской духовной консисторией в 1750 г., и село после этого стало называться Покровское-Рубцово.

В 1920-е гг. в Покровском храме служил священник Сергий Орлов, прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В храме находятся чтимые святыни: икона святителя Николая Чудотворца, Казанская икона Божией Матери и икона святого благоверного князя Александра Невского.

Находящееся ныне в Одинцовском районе село Перхушково возникло в середине XV в. В 1758 г. владелец села полковник М. А. Яковлев подал прошение разрешить постройку каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но храм в благолепии простоял недолго: расположенное на старой Смоленской дороге село оказалось в эпицентре боевых действий Отечественной войны 1812 г. Наполеоновские захватчики церковь осквернили и разграбили; пропали иконы, ценная утварь и ризничные вещи из серебра похищены, позолоченные резные иконостасы повреждены.

Храм перестраивался в 1863—1868 гг.; тогда он утратил первоначальную форму равноконечного креста и стал прямоугольным. Основное здание соединили с колокольней «для распространения теплой церкви». В 1876 г. центральный объем расписали. Еще через три года по проекту московского архитектора И. С. Семенова была надстроена колокольня. Звон состоял из семи колоколов.

В августе 1886 г., в память освобождения крестьян от крепостной зависимости Александром II, в левом крыле главного алтаря был освящен придел святого благоверного князя Александра Невского. По описанию 1887 г., престолы в храме были посвящены: Покрову Пресвятой Богородицы, св. Александру Невскому, Казанской иконе Божией Матери и святителю Николаю; это осталось неизменным до настоящего времени.

В Перхушково в разное время бывали: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, С. Т. Аксаков, М. С. Щепкин, М. П. Погодин, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, С. В. Ковалевская, К. С. Станиславский и другие.

В мае 1930 г. местные власти попытались закрыть храм. Общине верующих была объявлена огромная сумма страхового взноса, возникшая вследствие неправильной страховой оценки церковного здания. Верующие опротестовали сумму взноса во ВЦИК и смогли доказать свою правоту. Храм закрыли лишь в начале 1941 г., но не успели разорить.

В 1944 г. в Покровской церкви возобновились регулярные богослужения.

В 2003—2006 гг. на внешних стенах Покровского храма были установлены мозаики: святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Николая, Покрова Богородицы, а также надвратная керамическая икона Покрова Пресвятой Богородицы. Отремонтирована колокольня, установлены колокола, заменены купола и кресты на Покровском храме.

Покровская церковь в селе Ерино (Подольский округ) стояла с начала XVII века. В конце XVIII в. построили каменную колокольню и сделали железную крышу. Службы в церкви продолжались до 1937 года, а затем храм закрыли и разместили в нем вначале размещались клуб, кузница, ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники, столярная мастерская, принесшие храму значительные разрушения.

В 1993 г. здание передали Русской Православной Церкви; были начаты восстановительные работы. Возобновлена здесь не только литургическая жизнь — работают детский сад, воскресная школа и библиотека; издается журнал «Двери».

На территории храма совместно с благотворительным фондом «Старый Свет» ведется строительство реабилитационного центра для наркоманов и алкоголиков.

Село Покров — одно из древнейших поселений вятичей на Подольской земле. Первое летописное упоминание о нем датируется 19 декабря 1559 г. Тогда царь Иван Грозный отдал погост Дрождицы с церковью Покрова Богородицы в вотчину Московскому Свято-Данилову монастырю за молитвы и поминовение по своей грешной душе более чем на два столетия.

В записной книге Синодального казенного приказа за 4 февраля 1730 г. значится указ о строении из белого камня церкви Покрова Богородицы с приделом священномученика Власия. Просуществовала церковь до 1845 г., когда было получено разрешение на строительство нового здания. Работами, законченными в 1856 г., руководил архитектор Д.Гущин. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы имеет два придела: правый — во имя святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского, и священномученика Власия, епископа Севастийского, левый — праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Храм закрыли в 1937 г., иконы сожгли, имущество разграбили. Здание использовали под мастерские и склад.

В 1992 г. церковь вернули верующим. После больших реставрационных работ 9 сентября 2001 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено великое освящение храма.

Конечно, еще не все разоренные в годы воинствующего атеизма храмы приведены в полное благолепие — в сельской местности восстановить храм бывает крайне трудно. Но в каждом из Покровских храмов Московской епархии кипит жизнь — ведутся восстановительные работы, совершается богослужение, и тысячи новых прихожан находят не только дорогу к храму — находят для себя в храме возможность созидательного жертвенного труда на благо Церкви Христовой и ближних.

Следующая статья
П. К. Доброцветов. Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)