Священник Вадим Суворов. «Радуйся, Одигитрие, христианом спасение»: Слово в день празднования Смоленской иконы Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

10 августа Русская Православная Церковь прославляет Пресвятую Богородицу ради Ее чудотворной Смоленской иконы, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница).

Любовь ко Господу в Православной Церкви неразрывно связана с любовью к Его Пречистой Матери. Особое почитание Богородицы, благоговение перед Ней, постоянное к Ней молитвенное обращение естественно для всякого истинно верующего сердца, ибо оно основано на живом духовном опыте и составляет характерную черту подлинного христианского благочестия.

О великом почитании Пресвятой Богородицы Православной Церковью красноречиво свидетельствует церковный календарь. Открыв его, мы увидим, что почти на каждый день года приходится чествование тех или иных чудотворных икон Божией Матери.

В именах прославляемых икон Богородицы благодарное человечество отразило свои чувства к Заступнице Усердной рода христианского. Вслушаемся в эти дивные, такие умилительные и трогательные названия: «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Милующая», «Живоносный Источник», «Нечаянная Радость», «Скоропослушница», «Умиление», «Утоли моя печали», «Спорительница хлебов».

Все эти наименования — не просто возвышенные слова: они выражают живой опыт заступничества Царицы Небесной, открытый всякому, кто молитвенно обращается к Ней с верой и упованием.

Если б мы на земле жили жизнью бесплотных ангелов, то не имели бы нужды ни в чем внешнем, и чувства наши не нуждались бы во внешнем выражении. Но человек — дух, облеченный в плоть. Он окружен видимыми, осязаемыми вещами, а внутренняя жизнь его выливается во внешних действиях, и чувства его невольно выражаются внешним образом. Он любит — и ему надо видеть любимое существо, смотреть в любимые глаза, слушать любимый голос. А в разлуке он жаждет видеть изображение любимого человека, вглядываться в его черты на портрете, который он как бы оживляет силою своей привязанности и своего воображения.

Вот это свойство души — возноситься мыслью и сердцем к любимым существам, смотря на их изображения, — и дало повод к возникновению и почитанию икон.

В свою очередь и забота Богоматери о роде людском избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ее с людьми. Будучи величайшим утешением и отрадой для современных Ей христиан, Богоматерь знала, как пусто и холодно будет людям без Нее по уходе Ее из миpa. И вот Она решилась в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько Своих изображений и обещала, что с этими изображениями — иконами Ее — пребудет всегда Ее благодать. Иконы, написанные апостолом Лукой при земной жизни Богоматери, особенно дороги христианству.

Любовь Божией Матери к людям безгранична, и сами люди на протяжении всей истории человечества искали новыми и новыми изображениями выразить переполнявшее их к Пречистой Деве чувство восторга и любви. Лучшие художники на своих полотнах старались в красках выразить духовный опыт и слагавшуюся в их душе любовь к Пречистой Деве. В тихих кельях монахи-иконописцы изображали дышащий верою и умилением лик Пречистой.

Однообразен темный цвет,

И дремлет краска вековая;

Но в этом греческом письме,

Но в этой простоте старинной

Есть тайна, внятная душе,

С призывом для мольбы невинной!..

Родное что-то говорит

В чертах, по видимому, хладных;

Святая милость их манит

Призванье песней безотрадных;

На сердце, сжатое тоской,

Они наводят умиленье,

Они шлют горестям покой

И укрощают дум волненье.

В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили Пречистую Деву в разные минуты Ее духовной жизни. Многочисленные иконы Богородицы открывают нам разные благодатные черты Ее личности и свидетельствуют о бесчисленных фактах Ее милосердия. Среди большого числа икон Царицы Неба и земли, почитаемых Русской Православной Церковью, особенно известны те, которые отражают догматическое учение христианства и связаны с судьбоносными моментами в истории нашей страны. Святости и богатой истории Православия особенно приятна и мила икона Божией Матери, именуемая «Смоленская». Великая святыня православной Византии прибыла на Русь не позднее середины XI в. Святая «Одигитрия» сразу стала и по сей день является истинной «Путеводительницей» ко спасению.

Вспоминая в праздничный день о том, как в истории нашего народа Матерь Божия не раз являла через этот образ Свою благодатную помощь, благодаря и прославляя Ее за это, мы все просим, чтобы и в нашей личной жизни Царица Небесная была Заступницей и Путеводительницей.

Но не будем забывать, что не всякий путь достоин такого водительства. «Помогает Одигитрия, Крепкая, Помощница, — но кому помогает? — восклицает святитель Димитрий Ростовский. — Только благонравным и богобоящимся помогает Матерь Божия, избавляет их от великих бед и зол, а развращенным нравом и не имеющим страха Божия не соизволяет посылать помощи… Милосердствует Матерь Божия о грешниках, но о каких грешниках? О тех, которые хотя и грешат по немощи человеческой, но скоро раскаиваются и прибегают к Богу и к Ней, Божией Матери, со слезами и теплыми молитвами. Помогает Матерь Божия грешникам, но таким, которые стараются исправить свою жизнь и, удерживаясь от зла, начинают творить добрые дела…»

За Божественной литургией в праздник Смоленской иконы мы слышим евангельское чтение, которое обычно читается на богородичные праздники. В нем говорится, как во время проповеди Спасителя одна женщина из толпы воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27). Проповедь Иисуса Христа настолько тронула, взволновала верующее сердце этой женщины, что она так непосредственно и так по-женски захотела прославить и возвеличить Ту счастливую Мать, Которая родила и воспитала Такого Сына! Господь же ответил ей: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). На первый взгляд может показаться, что этим ответом Господь как бы умаляет достоинство Богоматери, но в действительности Он, напротив, еще более его возвеличивает. Господь ставит личную святость Богородицы, Ее нравственное совершенство выше материнства по плоти. Он как бы говорит этой «возвысившей глас из народа» женщине: «Мои слова тронули твое сердце, но ты еще помышляешь более о плотском, рассуждаешь душевно, а не духовно. Моя Пречистая Матерь была избрана стать Матерью Бога, так как исполнила заповеди Божии, как никто другой на земле. И если ты сама будешь не только слушать Мои слова, но и исполнять их в своей жизни, то и ты сподобишься блаженства в Жизни Вечной, которое имеют святые. Если же хочешь достойно прославить Мою Пречистую Матерь — соблюди Мои заповеди».

Поэтому и мы, совершая это празднование, если хотим достойно и истинно возвеличить и ублажить Матерь Божию, Пречистую Богородицу, должны от всего сердца постараться исполнить заповеди Ее Божественного Сына. Господь говорит в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). А потому, если мы истинно любим Матерь Божию, то будем исполнять заповеди Ее Сына и Бога. Он есть Путь и Истина и Жизнь (ср.: Ин. 14:6). И если целью нашего жизненного пути будет Христос и Его Вечное Царство, то Сама Пречистая станет нашей небесной Наставницей и Путеводительницей. На Смоленской иконе об этом говорит нам жест правой руки Богородицы, Которая указывает нам на Богомладенца Христа; об этом говорит обращенный к нам Ее Сын и Бог, держащий в руке свиток с глаголами Жизни Вечной.

Аминь.

Следующая статья
Протоиерей Николай Погребняк. Образ Божией Матери «Одигитрия»
© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)