Великая вечерня в Храме Христа Спасителя в Москве

Вечером 7 января, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Валентин (Мищук); митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Гурий (Шалимов); епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Серпуховской Роман; епископ Иероним (Чернышов); епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре; епископ Бронницкий Парамон; епископ Луховицкий Петр; епископ Люберецкий Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; протоиерей Сергий Привалов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; настоятели мужских ставропигиальных монастырей, благочинные церковных округов г. Москвы, духовенство г. Москвы и Московской области.

Среди сослужащих были представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле: митрополит Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь); митрополит Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь); архимандрит Стефан (Диспиракис) (Иерусалимская Православная Церковь); архимандрит Феоктист (Димитров) (Болгарская Православная Церковь); архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии).

Богослужебные песнопения исполнил хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

За богослужением молились игумении женских ставропигиальных монастырей, духовенство г. Москвы, члены приходских советов столичных храмов, сотрудники синодальных учреждений, многочисленные верующие.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «ТВ Центр» и «Союз». Трансляцию комментировал профессор Московской духовной академии А.К. Светозарский.

Евангельское зачало было прочитано Святейшим Патриархом Кириллом по старинному напрестольному Евангелию времен императрицы Елизаветы Петровны, которое выносится из алтаря Храма Христа Спасителя дважды в год: на Рождественскую и Пасхальную великую вечерню.

По окончании богослужения от имени всей полноты Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла с праздником Рождества Христова поздравил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец!

Позвольте поздравить Вас с праздником Рождества Христова от лица Священного Синода и от всех верных чад, во Отечестве и в рассеянии сущих.

В праздник Рождества Христова мы постоянно вспоминаем вифлеемских пастухов, восточных волхвов. Но мы не можем забывать, что земля обагрилась кровью четырнадцати тысяч младенцев, убитых Иродом. И с тех пор на земле рекой лилась кровь христианская. А Тертуллиан свидетельствовал: "Чем чаще и больше вы истребляете нас, тем более мы умножаемся. Кровь христианская — семя Церкви". Эти слова мы можем отнести и к последнему столетию Русской Православной Церкви. И мы видим, что кровь христианская, молитвы новомучеников оказались способны возродить в прежнем величии Русскую Православную Церковь.

Я обратил внимание на одну из телепередач, когда беседовали с ребенком о Христе. И он говорил, что он верует, что Христос родился. И тогда ему задали трудный вопрос: "А почему ты думаешь? Чем ты можешь это доказать?" А он говорит: «А как же? Новая эра христианская началась с Рождества Христова».

Ваше Святейшество, это уже плод Ваших миссионерских трудов на земле Российской, потому что с тех пор, как Вы стали Первосвятителем земли Русской, Вы неустанно повторяли: «Наша любовь, воспитание, миссионерство в первую очередь должно быть обращено к молодежи». Дай Бог, чтобы Господь благословил многими благословенными годами Ваше Первосвятительское служение для процветания Русской Православной Церкви и нашего возлюбленного Отечества».

Митрополит Ювеналий пожелал Предстоятелю Русской Церкви многолетия и преподнес Его Святейшеству букет белых роз.

От лица православной молодежи столицы Святейшего Патриарха поздравили представители движения «Православные добровольцы» ― студентка исторического факультета МГУ Мария Антипова и художественный руководитель и главный дирижер Молодежного синодального хора Михаил Котельников.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Дорогая молодежь!

Я всех вас сердечно благодарю за участие в этом торжественном богослужении, за возможность вместе с вами помолиться и прославить Христа, рожденного в Вифлееме, в первый день праздника Рождества. Сложилась замечательная традиция церковной Москвы — собираться в Храме Христа Спасителя и вместе торжествовать этот день, вспоминать велию благочестия тайну — Бога явившегося во плоти (см. 1 Тим. 3:16).

Сегодня верующего человека ожидает множество разного рода испытаний, и все они так или иначе касаются ответа на главный вопрос «Что такое вера и почему я верю? Что является основой моих религиозных убеждений?» Этот вопрос редко формулируется так, как я его сейчас сформулировал, но в различных вариациях и в различных жизненных контекстах верующий человек, особенно молодой, так или иначе с этой темой сталкивается и должен быть способен — в первую очередь самому себе, а если потребуется, то и другим — ответить о своем уповании. И, наверное, самым сильным аргументом, заставляющим нас говорить о своей вере, являются не умные слова и мысли, почерпнутые из литературы от весьма просвещенных авторов, но собственная жизнь и собственный опыт.

В этом опыте есть нечто очень хрупкое и одновременно невероятно важное — это способность слышать ответ Бога на наши молитвы. Собственно говоря, именно на этом ответе всё и основывается. Если человек не слышит и в обстоятельствах жизни не видит Божественный ответ, то его вера ослабляется. А что же это за ответ? Как Господь говорит с нами? Примером является сам факт рождения Спасителя. Господь пришел в мир, когда мир ждал пришествия Спасителя. Об этом свидетельствуют языческие философы, историки, поэты — и Светоний, и Тацит, и Вергилий. Последний написал целое стихотворение, посвященное пришествию в мир Отрока, почти пересказывая пророчество Исайи. Эти заявления тогдашних мудрецов, философов основывались на общем ожидании того, что что-то должно произойти. Мир дошел до такого состояния, когда требовалось радикальное изменение человеческого умонастроения, а вслед за ним — изменение течения истории. Люди ожидали, что придет Некто. Языческие авторы говорили почему-то о великом, могущественном Царе — так в их представлении запечатлевалась идея о пришествии Того, Кто может изменить жизнь людей. Кто-то говорил об Отроке. А что же произошло на самом деле? Христос, Которого ждали, родился так, что свидетелей практически не было — Мать, Обручник Иосиф, несколько пастушков и пришедшие с Востока волхвы. И всё! Конечно, мир не знал об этом событии. Как же так? Мир ждет, всё напряжено — сознание, нервы. Люди понимают: что-то должно произойти в ближайшее время. Действительно, происходит то, что ожидали, но как происходит? Так тихо, так незаметно, что проходит мимо сознания абсолютного большинства людей.

Что это такое? А это голос Божий. Голос, который мы должны уметь различать в своей собственной жизни. Не гром, не молния, не чудеса, не мгновенное изменение нашего собственного сознания или внутреннего состояния. Господь прикасается к нам так, как Он прикоснулся ко всему человеческому роду, придя в мир через рождение в вифлеемском вертепе. И для того чтобы слышать Божий ответ, который люди, даже именующие себя верующими, часто не слышат, а потому и впадают в сомнения, мы должны быть способны улавливать такой сигнал, для восприятия которого нужен особый настрой нашего внутреннего приемника. Сила нашей религиозности во многом зависит от состояния нашей души. В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси, повиннем греху (см. Прем. 1:4), учит нас Слово Божие. А потому, если мы хотим услышать сигнал свыше, если мы хотим услышать ответ на свои молитвы, мы должны настраивать свой внутренний приемник. Это и есть главная задача на пути принятия Господа сердцем, разумом и верой своей.

Поэтому все, что связано с работой человека над самим собой, имеет прямое отношение и к тому, какого уровня религиозности тот или иной человек достигает. Известно, что есть гении религиозной жизни — мы их называем святыми, пророками. Это те, кто действительно общались с небом. Достаточно открыть страницы Ветхого и Нового Завета, и становится совершенно ясно, что были люди, для которых непосредственный контакт с Богом был частью их жизни. Но что это были за люди! Насколько сильна была в них вера! Насколько горячим было их стремление общаться с Богом! Наша теплохладность, наша погруженность в обстоятельства жизни, в суету, которая нас окружает и которая нас засасывает, так ориентируют наши сознание, волю, чувства, что Бог оказывается на периферии. И мы не слышим Божий голос, идущий с периферии, потому что ставим между Богом и собой непреодолимое препятствие.

Рождение Господа и Спасителя, которое мы празднуем, должно в первую очередь помочь нам понять тайну общения человека с Богом. Как достичь такого состояния, чтобы голос Божий ясно, недвусмысленно звучал в нашем сердце и в нашем сознании, чтобы мы чувствовали и воспринимали Божественный сигнал в ответ на нашу слабую молитву? Пусть переживание Рождества Христова укрепит нашу веру, а вместе с этим — сознание необходимости постоянно работать над самим собой, не ссылаясь ни на занятость, ни на обстоятельства, ни на занимаемое положение. Всё это вторично по отношению к самой главной задаче, которая стоит перед человеком, — вступить в реальное общение с Богом и через это общение душу свою спасти, стать духовно сильным, непобедимым. К этому призывает нас Младенец Спаситель, пришедший в мир в тишине Вифлеемской пещеры, пришедший незаметно, как незаметным бывает легкое дыхание ветра. Ни грома, ни молнии, ни бури — вот так Господь прикасается и к нам.

И будем просить Господа, чтобы Он сделал нас способными воспринимать эти Божественные прикосновения, которые и являются несокрушимым фундаментом и основанием нашей веры. Ибо, став реальным опытом нашей жизни, они становятся одновременно и частью нас самих. Именно такая вера и переставляет горы, творит чудеса, делает человека непобедимым. Да поможет нам Господь возрастать в вере и богообщении, которое открыто для нас таинством Божественного присутствия в мире через рождение в Вифлееме Богомладенца Христа Спасителя. Аминь».

Затем Святейший Владыка по традиции принял поздравления с праздником Рождества Христова от архиереев, священнослужителей и мирян.

По материалам сайта Патриархия.ру

Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Ювеналий, епископ Петр, епископ Константин, епископ Тихон, епископ Роман

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)