30 лет со дня кончины митрополита Никодима

5 сентября 2008 года исполнилось 30 лет со дня кончины выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).

Митрополит Никодим (в миру — Борис Георгиевич Ротов) родился 15 октября 1929 года в деревне Фролово Кораблинского района Рязанской области. Уже в ранней юности он почувствовал призвание к церковному служению. В 1947 году архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым) он был рукоположен в диаконы и пострижен в монашество с именем Никодим в честь праведного Никодима, тайного ученика Христова. В 1949 году посвящен во иеромонаха, в 1957-м возведен в сан игумена, а затем — архимандрита. В 1960 году отец Никодим рукоположен во епископа. С 1961 года являлся постоянным членом Священного Синода.

С середины 1950-х годов Владыка Никодим занимал многочисленные ответственные посты: был начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, заведующим канцелярией Московской Патриархии, председателем Отдела внешних церковных сношений, председателем Издательского отдела Московского Патриархата, председателем Комиссии при Священном Синоде по вопросам христианского единства. Кроме того, он являлся профессором Ленинградских Духовных школ и почетным членом целого ряда духовных академий и богословских факультетов. С 1963 года Преосвященный Никодим возглавлял Ленинградскую и Ладожскую епархию, с 1967 года — носил титул митрополита Ленинградского и Новгородского. В 1974 году к его прежним обязанностям прибавилась должность Патриаршего Экзарха Западной Европы.

Митрополит Никодим жил и совершал свое служение, дерзновенно свидетельствуя о жизнеспособности Православной Церкви, после страшных гонений, перенесенных ею, перед лицом новых испытаний. Владыке не суждено было дожить до времени, когда в нашей стране стала возможна свободная проповедь Церкви, однако все его усилия были направлены на то, чтобы это время наступило как можно скорее. Несмотря на намерения властей, митрополиту Никодиму удалось спасти от закрытия Ленинградские Духовные школы, существенно поднять уровень образования российского духовенства, облегчить поступление в духовные семинарии и академии лиц с высшим светским образованием, пополнить епископат Русской Православной Церкви молодыми и энергичными священнослужителями.

Митрополит Никодим прожил недолгую жизнь, однако вся она была наполнена необыкновенно напряженным и преданным служением Церкви. Даже в последние годы жизни, несмотря на тяжелый сердечный недуг, Владыка сочетал активную внутри- и внешнецерковную деятельность с частыми богослужениями и написанием богословских трудов.

Каждый год, по традиции, в день кончины приснопамятного митрополита Никодима на месте его погребения — на братском кладбище Александро-Невской Лавры — собираются многочисленные архиереи Русской Православной Церкви, священнослужители и миряне. В этом году, в связи с юбилейной датой, помимо традиционных поминальных богослужений, в Санкт-Петербурге прошла конференция памяти митрополита Никодима.

4 сентября, перед началом официальных мероприятий, посвященных 30-летию кончины Владыки, митрополит Ювеналий совершил заупокойную литию на его могиле.

Конференция под названием «Митрополит Никодим: наследие и современность» предварилась литией в здании Санкт-Петербургской Духовной Академии. Ее совершил протоиерей Борис Глебов в бывшей Крестовой церкви Владыки Никодима. Участие в конференции принял сонм архиереев Русской Православной Церкви: митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Волгоградский и Камышинский Герман, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископы Клинский Лонгин, Берлинский и Германский Феофан, Брюссельский и Бельгийский Симон, Можайский Григорий, Симбирский и Мелекесский Прокл, Тульчинский и Брацлавский Ионафан, Тихвинский Константин, епископы Гродненский и Волковысский Артемий, Видновский Тихон, Серпуховский Роман и Петергофский Маркелл. Актовый зал СПбПДА был заполнен учащими и учащимися Санкт-Петербургских Духовных школ, клириками и мирянами, прибывшими из разных регионов России и из-за рубежа. На конференции присутствовали многие известные петербургские священнослужители и ученые.

С вступительным словом к участникам конференции обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Открывая заседание, Владыка митрополит, в частности, сказал: «Цель конференции — собрать всю сохранившуюся информацию о митрополите Никодиме и усердно просить Господа о том, чтобы Он воздал ему в Царствии Небесном за его подвиг». «Господь избрал особое время кончины Владыки Никодима. Божия Матерь призвала его в тот день, когда мы заканчиваем празднование Успения Пресвятой Богородицы, в день отдания этого праздника», отметил митрополит Владимир, размышляя о символичности этой памятной даты.

Также Владыка Владимир зачитал приветствия от митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета и митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия:

«Егo Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Владимиру,
Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Владимир!

Позвольте выразить Вам сердечную благодарность за организацию и проведение во вверенной Вам епархии памятных мероприятий, посвященных 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).

Ежегодно, в начале осени, память возвращает меня в первые дни сентября 1978 года, когда все мы, чья судьба была так или иначе связана с личностью Владыки Никодима, переживали тяжелые дни утраты близкого, дорогого человека, выдающегося архипастыря Церкви Божией и горячего молитвенника «за всех и за вся».

Сегодня, спустя тридцать лет, мы можем видеть, какой поистине титанический вклад внес митрополит Никодим в дело укрепления и развития Русской Православной Церкви в то непростое время. Думаю, не будет преувеличением сказать, что во многом настоящее нашей Церкви выстроено на том фундаменте, который был укреплен трудами Владыки Никодима.

С чувством глубокого сожаления должен сообщить, что обстоятельства не оставляют мне возможности принять участие в проводимой конференции «Митрополит Никодим: наследие и современность», однако духовно и молитвенно я сопереживаю и соприсутствую со всеми, кто прибыл почтить память дорогого нам всем Владыки Никодима и призываю благословение на ваши труды во славу Божию.

С братской во Христе любовью

+ФИЛАРЕТ,
митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси»

«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Владимиру,
Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко!

В мой адрес от Высокопреосвященнейшего Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Митрополита Смоленского и Калининградского поступило приглашение к участию в памятных днях, посвященных 30-летию со дня кончины Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), которые пройдут 4-5 сентября в Санкт-Петербурге.

Владыка Никодим оставил глубокий след в истории Православия, в истории России и в жизни каждого, кому он был мудрым учителем и верным наставником. Для меня же он стал и духовным отцом, определившим пути дальнейшей жизни и служения Матери-Церкви.

Являясь выдающимся иерархом, Митрополит Никодим жил и совершал свое высокое служение в условиях политической несвободы и господства атеистической идеологии. Искренне печалуя о становлении нашей Святой Церкви и отчетливо понимая, как это сделать, он не щадя сил и здоровья прилагая неимоверные труды, сумел переломить государственно-церковные отношения, остановить руку явных и тайных гонителей, дать молодым людям возможность приходить в храм, воспитать новое поколение священников, разорвать нашу вынужденную полувековую изоляцию от внешнего мира. Его мысли, дела и молитвы всецело были направлены на грядущее возрождение и славное будущее Русской Церкви. Его вклад в ее историю второй половины ХХ-го века велик и память о Митрополите Никодиме будет жить вечно.

Дорогой Владыка! Резкий климат Казахстана оказался для меня очень тяжел и обострил многие недуги. К сожалению, не смогу принять участие в памятных днях, но душою своею буду пребывать среди Высокого собрания почитателей памяти Митрополита Никодима.

У святынь Казахстанской земли, мысленно обращаясь к событиям тридцатилетней давности, молюсь об упокоении в селениях праведных дорогого Святителя, приснопоминаемого Владыки Митрополита Никодима. Вечная ему память!

С любовью о Господе

+МЕФОДИЙ,
митрополит Астанайский и Алматинский»

Затем выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой и возлюбленный Владыка Владимир! Я думаю, что все мы испытываем потребность сердца выразить Вам нашу благодарность за то, что Вы сегодня нас принимаете в своей митрополии, в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которая как воспитавшая многих из нас мать близка и дорога нам. Спасибо Вам за организацию этого форума. Я по справедливости должен обратить слово благодарности к Владыке митрополиту Кириллу. Эта конференция является церковно-государственным форумом, благодаря его энергии. Помимо Санкт-Петербургской митрополии, ее организаторами выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Российская академия государственной службы при Президенте РФ и Санкт-Петербургский государственный университет.

Когда я получал благословение на поездку в Санкт-Петербург, Его Святейшество очень тепло вспоминал время служения Владыки митрополита Никодима и направил участникам нашей встречи свое Первосвятительское послание, с которого разрешите мне начать.

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНЕЙШЕМУ ВЛАДИМИРУ,
МИТРОПОЛИТУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМУ И ЛАДОЖСКОМУ,
УЧАСТНИКАМ ПАМЯТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СЛУЧАЮ 30-ЛЕТИЯ СО ДНЯ КОНЧИНЫ
МИТРОПОЛИТА ЛЕНИНГРАДСКОГО И НОВГОРОДСКОГО
НИКОДИМА (РОТОВА, + 1978)

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит!

Преосвященные архипастыри, боголюбивые пастыри, дорогие братья и сестры, прибывшие молитвенно почтить память Высокопреосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима!

Сегодня исполнилось 30 лет со дня кончины выдающегося русского иерарха, годы служения которого выпали на один из самых драматических периодов церковной истории. Во время гонений, имевших целью истребить веру, Церковь и само знание о них в нашем народе, Владыка Никодим проявил себя ревностным окормителем стада Христова, жертвенно любившим своих пасомых.

В заботе о подготовке образованного, преданного пастырскому долгу духовенства почивший архипастырь много внимания и сил отдавал Ленинградским духовным школам. Благодаря его трудам они были спасены от закрытия. Владыка часто выступал перед учащимися с лекциями по различным вопросам современной церковной жизни. Он оставил множество учеников и духовных последователей, среди которых мы ныне видим маститых иерархов, ревностных пастырей, глубоких богословов и церковно-общественных деятелей.

Находясь на посту председателя Отдела внешних церковных сношений и возглавляя комиссию Священного Синода по вопросам христианского единства, митрополит Никодим добился заметного углубления межправославных связей. Его личной заслугой является сохранение русского монашества на Афоне. Он придал творческий динамизм отношениям Русской Православной Церкви с инославными конфессиями и нехристианскими религиями. В своих дискуссиях с их представителями он всегда проявлял открытость к диалогу любви и одновременно — православную принципиальность. Во многом именно международные связи, привлекавшие внимание верующих всего мира к гонениям на Церковь в Советском Союзе, помогли ей выстоять в трудные времена.

Своим служением Владыка Никодим во многом положил начало церковно-государственному и церковно-общественному диалогу в послереволюционной России, который ныне получил развитие во многом благодаря созданной им школе пастырства и православной общественной мысли.

Митрополит Никодим явил вдохновляющий пример жертвенного служения делу Божию. Он не щадил себя даже во время болезни, которая привела к его кончине в возрасте 48 лет.

Прожив короткую, но яркую жизнь, приснопоминаемый Владыка все свои силы посвятил укреплению Русской Православной Церкви. Его труды во многом определили ее жизнь не только в прошлом, но и в наши дни. Многие его мысли и устремления сохраняют актуальность и сегодня. Среди них — особая забота о единстве Церкви, о защите ее свободы и духовной самобытности.

Верю, что Господь принял Своего верного раба и упокоил его в селениях праведных.

Вечная ему память.

+ АЛЕКСИЙ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые участники конференции!

В такой аудитории, перед какой я имею честь сегодня выступать, нет необходимости рассказывать о жизненном пути и служении митрополита Никодима. Здесь присутствуют те, кто шел с ним рядом, неся свой крест, и кого Владыка вдохновлял и ободрял в пастырском делании и преданности Церкви Христовой. А нынешнее поколение священнослужителей и будущих пастырей, интересуясь новейшей историей Русской Православной Церкви, не могли пройти мимо и не заинтересоваться этой выдающейся личностью. Тем более что каждый мог беспристрастно проанализировать имеющиеся подлинные документы и свидетельства, к которым относятся, в частности, воспоминания близких родственников, священнослужителей, иерархов и Предстоятелей Православных Церквей, собранные в книге „Человек Церкви“. Мне же в небольшом выступлении хочется коснуться темы о значении для нас и Русской Церкви приснопамятного иерарха вчера и сегодня.

Я был свидетелем того, как Владыка Никодим понимал, что его служение выходило за рамки сиюминутности. Когда до него доходили разного рода критические мнения о его деятельности, он любил вспоминать слова великого полководца Александра Васильевича Суворова, говорившего: „Мне нужно воевать, а потом пусть рассудит меня история“. Ведь, как нам известно теперь, в то время властителями Советского Союза Православие было обречено на уничтожение, а митрополит Никодим использовал все силы души и ума, идя своим путем, чтобы не дать исполниться этим замыслам, направленным против Церкви.

Каждый священнослужитель в конкретных обстоятельствах своей жизни, так или иначе, оказывается в условиях, когда следует творчески проявить себя в служении Христу. На примере подвига Владыки наши современники многому могут научиться.

В этом году, отмечая 1020-летие Крещения Руси, мы не только празднуем величайшее событие в духовной истории нашего Отечества, но и подводим итоги церковного возрождения за минувшее двадцатилетие. Надо признать, что совершающиеся доныне позитивные процессы возникли не на пустом месте: в созидании условий для них благоприятную почву подготовил своим подвижническим трудом и митрополит Никодим.

Зададимся вопросом: „Откуда черпал силы юный тогда священноинок, а потом и архипастырь?“ Выросший в провинции, в обстановке жесткого атеистического давления, юный Борис Ротов осознанно избрал для себя служение Церкви как главное и единственное призвание. Его не смущали неблагоприятные для его будущей жизни общественные обстоятельства, он был решителен и не испытывал страха. Приняв монашеский постриг, он всегда шел туда, куда его звала Церковь, будь это скромный приход на Ярославщине, или впоследствии высокое архиерейское служение. Жизненный принцип его заключался в том, чтобы „никогда ничего не искать, но и никогда ни от чего не отказываться“. Своими мужеством и решительностью он всегда укреплял окружающих.

Митрополит Никодим был человеком, который находил в себе силы достигать святой цели, нередко идя против течения. Началось это с преодоления сопротивления родителей, активно возражавших против его выбора стать монахом и священнослужителем. В Церкви его, как юного клирика, поначалу с недоверием встречали пожилые священники, но он находил путь к их сердцам. Во внешних связях нашей Церкви, противостоя враждебному миру в период холодной войны, он убеждал представителей мирового Православия и иных конфессий в том, что они имеют дело с единомышленником и другом, несущим ответственность за судьбы Церкви, находившейся в атеистическом окружении.

Владыку всегда поддерживали его вера и глубокое благочестие. Еще будучи иподиаконом в Рязани, он видел, как в алтаре у жертвенника поминали своих близких священники, лишившиеся мест служения. Через общение с ними он постигал обстоятельства церковной жизни того времени. Благодаря им впитал глубокое благочестие, которое пронес через всю жизнь.

Митрополит Никодим уделял особое, повышенное внимание формированию личности священнослужителей. Всемерное развитие Духовных школ, привлечение в них талантливой молодежи, воспитание высокообразованных и преданных служителей Церкви — все это было постоянным предметом его попечения. Учившиеся тогда в Ленинградских Духовной Академии и семинарии прекрасно помнят, с какой поистине отеческой заботой относился Владыка к студентам, вникая в жизненные обстоятельства буквально каждого из них, побуждая к повышенному усердию в занятиях, укрепляя в непоколебимой верности избранному пути служения Церкви Христовой.

В результате этих усилий Владыки Никодима православное духовенство пополнялось верными церковному делу молодыми людьми. И это в те годы, когда власти всемерно препятствовали поступлению в семинарию молодежи, особенно с высшим образованием. Следует отметить, что с наступлением времени возрождения Православия в нашем Отечестве в большинстве своем именно воспитанники и соработники приснопамятного Владыки не упустили времени и решительно взяли на себя труды по восстановлению порушенных святынь, по просвещению нашего народа светом Евангельской истины. Это неоспоримый факт.

Глубокий знаток церковного Устава, Владыка учил духовенство с любовью относиться к внутреннему содержанию литургической жизни Церкви. Для него лично Евхаристия была главным источником духовных и физических сил. И он всегда стремился причащаться Святых Христовых Таин, даже если не совершал Литургии. Особенно это было заметно в последние годы его жизни.

Во времена служения митрополита Никодима церковная проповедь была ограничена стенами немногочисленных храмов. Его богослужения отличались особой торжественностью и красотой, а проповеди, известные одновременно и богословской глубиной, и доходчивостью, привлекали сердца прихожан. Думаю, что тогда мало кто из священников и архипастырей служил так, как он. Владыка прилагал усилия к тому, чтобы богослужение исполняло не только свое благодатное спасительное предназначение, но и просветительскую миссию в обществе.

Вспоминаю, как, став епископом, я огорчался, что в праздничные дни после завершения Божественной литургии больше ничего не могу сделать для верующих. Ведь при советской власти священнослужители рассматривались лишь как „исполнители культа“, не имеющие права на какую-либо иную церковную деятельность за пределами храма. А митрополит Никодим говорил мне, что в таких условиях богослужение должно носить и миссионерский, и катехизаторский характер, каждое слово молитвы должно доходить до сердец верующих.

Став председателем Отдела внешних церковных сношений, митрополит Никодим так поставил свою деятельность, что отдел фактически стал важнейшим учреждением Церкви. Владыка многое определял и направлял в церковной жизни. Он трудился ради укрепления межправославного единства. Благодаря его усилиям сохранялось православное свидетельство в нашем Отечестве. Русская Православная Церковь у себя дома получила возможность опираться на международные связи для преодоления имевших тогда место утеснений. Владыка Никодим стремился к преодолению сложных церковно-исторических проблем и восстановлению любви среди верующих соотечественников, что имело следствием снятие соборных клятв со старообрядцев. Было приостановлено казавшееся необратимым вымирание русской монашеской жизни на Святой Горе Афон.

Наряду с высокоответственной деятельностью в Священном Синоде митрополит Никодим был еще и епархиальным Правящим архиереем и считал управление епархией важнейшим для себя делом. Трудился, как всегда, не щадя своих сил. Уверен, что Санкт-Петербургская митрополия и по сей день хранит память об этом периоде своей истории.

Мы знаем, как непросто подойти со своими вопросами к загруженному делами человеку. Но во Владыке Никодиме сочетались необыкновенные трудоспособность и открытость к контактам с людьми, начиная с сослуживцев и иподиаконов и кончая иерархами. И он стяжал в сердцах всех, с кем общался, любовь и дружбу. Становится понятно поэтому, что его безвременную кончину оплакивал весь христианский мир. Это проявилось не только в нескончаемом потоке соболезнований, но и в том, что на погребение прибыли многочисленные архипастыри и пастыри, предстоятели Поместных Православных Церквей, посланцы инославных исповеданий.

В исторических обстоятельствах своего служения митрополит Никодим должен был обладать величайшим искусством ведения диалога, будь то в отношениях с советскими властями или в международных религиозных контактах, и в то же время неколебимо стоять в истине, представляя интересы Церкви. И ему многое удавалось. Ведь за годы воинствующего атеизма о верующих, в особенности о священнослужителях, составилось мнение как о незначительных, отсталых людях. А он за короткий срок поднял авторитет Церкви не только в народе, лишенном веры, но и в глазах представителей власти. Это, в свою очередь, помогало ему, используя внешнюю дипломатическую деятельность, сохранять отдельные направления церковного служения. Владыка Никодим открыл Русскую Православную Церковь миру. Важно сегодня представлять, что могло бы быть и иначе!

Владыка всегда оказывался на высоте стоявшей перед ним задачи — служения Богу и Церкви, в несокрушимость которой он свято верил, и никакие препятствия не могли поколебать этой убежденности. Не знаю, известны ли были ему слова святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, которые сейчас нередко вспоминают: „Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была бы польза“ (Вострышев М.И. Патриарх Тихон. 2-е изд., испр. М.: Мол. гвардия — ЖЗЛ; Русское слово, 1997. С. 277), но они необыкновенно созвучны служению митрополита Никодима. Вся жизнь его была в Церкви и для Церкви.

А теперь зададимся вопросом, каково значение митрополита Никодима для Русской Православной Церкви сегодня? Его жизненный путь дает нам впечатляющие ответы. Владыка Никодим придавал первостепенное значение укреплению Церкви через воспитание духовенства, через сохранение Священного Предания и святоотеческого наследия, через приобщение верующих к Таинствам и воспитание у них православного благочестия. Он был консерватором в лучшем смысле этого слова, когда речь шла о сохранении духовных сокровищ Церкви, и человеком творческого поиска, когда возникала необходимость разрешать новые и непредвиденные проблемы в церковно-общественных отношениях. Все это дает нам неоценимые примеры для подражания в жизни и трудах. То, что заботило Владыку Никодима, является актуальным и значимым и сегодня. Вдохновленный любовью ко Христу, он решительно шел вперед, напоминая и нам о евангельском предостережении Спасителя: „никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия“ (Лк. 9:62).

Мы счастливы, что Господь судил нам жить в то время, когда вертоград церковный на Русской земле благодатно благоухает и приносит добрые плоды. И пребудет благословенна (см. Пс. 10:7) память митрополита Никодима, который, хотя и не видел вокруг себя очевидных знаков грядущего церковного возрождения, тем не менее, верил в торжество Православия, самоотверженно трудился и молился, отдавая свою жизнь служению Христу».

К участникам конференции также обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ярко и живо поделившийся воспоминаниями о незабвенном образе великого иерарха.

После этого был зачитан ряд докладов, посвященных личности и наследию митрополита Никодима. С докладом «Митрополит Никодим и власть. 1960—1970-е годы» выступила заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской Академии государственной службы при Президенте РФ профессор О.Ю. Васильева. Затем прозвучало выступление настоятеля Николо-Богоявленского Морского собора Санкт-Петербурга, профессора СПбПДА протоиерея Богдана Сойко «Литургическое наследие митрополита Никодима». Доклад «Митрополит Никодим: православный архиерей в советскую эпоху. Штрихи к социально-психологическому портрету» представил С.Л. Фирсов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. После этого с выступлением «Дух митрополита Никодима и Церковь XXI века» обратился заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

В завершение работы конференции состоялись презентации публикаций, посвященных памяти выдающегося архипастыря. Со словом выступил протоиерей Владимир Сорокин, профессор СПбПДА, настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга. Он рассказал о новоизданной книге «Митрополит Никодим и всеправославное единство», в которой собраны материалы Родосских совещаний, выразив особую благодарность митрополиту Ювеналию за их предоставление. Отец Владимир инициировал дискуссию, задав ряд вопросов очевидцам жизни и трудов приснопамятного Владыки.

После этого председателем Издательского отдела Санкт-Петербургской митрополии протоиереем Александром Сорокиным был представлен сентябрьский выпуск епархиального журнала «Вода живая», посвященный памяти Высокопреосвященнейшего Никодима.

Журнал, подготовленный Издательским отделом Санкт-Петербургской епархии, может быть сравним с коллективной монографией о митрополите Никодиме. Номер содержит эксклюзивные воспоминания о Владыке, собранные к юбилею, а также уникальные фото митрополита Никодима из архивов Санкт-Петербургской митрополии и петербургских священнослужителей. На страницах журнала архиереи и священники, лично знавшие Владыку Никодима, рассказывают о его характере, частных мнениях и бытовых привычках, рассуждают о роли его личности в истории.

«Он был человек, который в буквальном смысле слова смог преодолеть дух времени», вспоминает настоятель Князь-Владимирского собора в Петербурге, председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир Сорокин, в годы служения митрополита Никодима — инспектор Ленинградских Духовных школ, — «Хрущев… обещал „покончить с религией“. Власти намеревались окончательно устранить Церковь из жизни общества. И ужас был в том, что многие священники и большинство архиереев заняли тогда непротивленческую позицию. Был даже в ходу такой тезис: „молчащая Церковь“. Власти закрывали храмы, а они молчали… И вот на этом фоне митрополит Никодим был чуть ли не единственным человеком, который не опустил руки и не сдался. Он стал вступать с властью в диалог, отстаивать храмы, рукополагать новых священников, и ему удалось очень много сделать для спасения Церкви. Он исповедовал принцип: нельзя сидеть, сложа руки, нельзя засыпать! И для многих он стал надеждой. Глядя на него, люди понимали, что Церковь — жива».

Также на конференции состоялась презентация книги «Святой праведный Иоанн Русский», где помещена служба этому святому, составленная Владыкой Никодимом. Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий рассказал о недавно выпущенном компакт-диске хора духовенства Санкт-Петербургской епархии, который был создан митрополитом Никодимом.

В конце заседания выступил давний почитатель Владыки Никодима доктор историко-филологических наук князь Дмитрий Шаховской, который поделился своими впечатлениями от встреч с Его Высокопреосвященством. Он подчеркнул отзывчивость и личное обаяние Владыки, рассказав о живом юморе и искренней человечности, которые были ему присущи. По мнению Д. Шаховского, очень важным в деятельности митрополита Никодима был диалог с инославными христианами и открытость для русской эмиграции, лишенной в советское время родного Отечества.

Вечером 4 сентября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры был отслужен парастас. За богослужением молились Преосвященные архиереи, прибывшие в Санкт-Петербург к дням памяти дорогого их сердцам Владыки.

5 сентября, в день блаженной кончины митрополита Никодима, перед началом заупокойного богослужения митрополит Ювеналий посетил место погребения приснопамятного Владыки, отслужив литию. В 10 часов утра началась Божественная литургия в Свято-Троицком соборе Лавры, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Смоленского и Калининградского Кирилла, других архипастырей, принимавших участие в работе юбилейной конференции, а также архиепископов Новгородского и Старорусского Льва, Костромского и Галичского Александра, епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, прибывших на богослужение. В Литургии приняли участие клирики Санкт-Петербургской митрополии и многие священнослужители из разных уголков России и зарубежья, лично знавшие митрополита Никодима и чтущие его память. Храм был наполнен богомольцами, пришедшими молитвенно помянуть великого архипастыря. За богослужением пели братский хор Александро-Невской Лавры и хор Санкт-Петербургской Духовной Академии.

По окончании Литургии в Троицком соборе состоялась панихида, которую возглавил Владыка Ювеналий. Перед ее началом к молящимся обратился митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, который поделился теплыми воспоминаниями о Владыке Никодиме, призвав всех усердно помолиться о упокоении его души.

После панихиды архипастыри, священнослужители, братия обители и миряне направились на Никольское кладбище Александро-Невской Лавры, где покоится митрополит Никодим. От Владыки Ювеналия на могилу его наставника и учителя был возложен венок. Сонм архиереев, духовенства, монашествующих и усердных богомольцев вознес свои молитвы о упокоении приснопамятного митрополита Никодима во время литии, которую возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий.

Теплое, по-весеннему яркое солнце согревало пришедших на могилу выдающегося деятеля Церкви Христовой. Кладбище огласилось идущими от сердца словами проникновенных молитв. «Вечная память!», эти слова звучали из уст почитателей Владыки, помогая понять, что 30 лет не разделили архипастыря и его паству.

Юбилейный день кончины митрополита Никодима завершился поминальной трапезой, состоявшейся в здании Митрополичьей резиденции Александро-Невской Лавры.

митрополит Ювеналий

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)