Областное родительское собрание и встреча митрополита Ювеналия с классными руководителями в Реутове

19 апреля в молодежном культурно-досуговом центре г. Реутова состоялось традиционное Областное родительское собрание «Подмосковная весна. Дорога к храму», объединенное со встречей митрополита Ювеналия и руководства Министерства образования Московской области с классными руководителями.

В мероприятии приняли участие митрополит Ювеналий, председатель Московской областной думы И.Ю. Брынцалов, министр образования Московской области М.Б. Захарова, глава городского округа Реутов С.А. Катаров, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Константин, первый заместитель министра образования Московской области Н.Н. Пантюхина, заместители министра образования Московской области Ю.В. Картушин и Л.С. Овечкина, благочинный церквей Балашихинского округа протоиерей Димитрий Мурзюков, руководители органов управления образования, классные руководители общеобразовательных организаций и воскресных школ, священники, родители – всего около 450 человек.

Торжественное собрание открылось выступлением старшего хора музыкальной хоровой школы «Радуга».

С приветственным словом к собравшимся обратились председатель Московской областной думы И.Ю. Брынцалов и глава городского округа Реутов С.А. Каторов.

Затем Владыка митрополит выступил с докладом:

«Дорогой Игорь Юрьевич, дорогая Марина Борисовна, уважаемый Станислав Анатольевич! Возлюбленные братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сердечно поздравляю всех Вас со светлым праздником Пасхи Господней!

Мы собрались на наше традиционное областное родительское собрание, чтобы обсудить важнейшие вопросы духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения, а также узнать об опыте образцовых многодетных семей.

Особенностью времени, в которое мы живем, является то, что наш народ постепенно возвращается к своим традициям, прежде всего к вере православной. Это движение к духовному возрождению началось в конце минувшего столетия и продолжается до сего дня. Московская епархия и Министерство образования Московской области более пятнадцати лет тому назад осознали, насколько это важно и ответственно – помогать улучшению общественных нравов. И мы стали активно сотрудничать, или, как мы говорим, соработничать. Задача перед нами стояла непростая.

Вследствие длительного господства атеизма в новый период истории России без знаний о православия вступили сразу три поколения – старшее, среднее и младшее. И нужно было всем тактично, доходчиво и терпеливо рассказать о тех сторонах отечественного духовно-культурного наследия, от которого люди были искусственно отторгнуты.

Сегодня мы можем сказать, что обстановка отчасти изменилась. Это связано и с серьезными усилиями в образовательной сфере, и достижениями в воспитательной деятельности. Я лично сужу об этом на основе впечатлений от посещения городов и сел нашей области. Мне часто доводится встречаться с молодыми многодетными семьями, которые воспитывают своих чад в вере и благочестии. Душа радуется и невольно вспоминаются слова из Священного Писания: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей… Благословит тебя Господь… во все дни жизни твоей» (Пс.127:3-5)!

Однако, к сожалению, остается немало проблем, которые по-прежнему требуют совместных усилий Церкви, семьи и школы. Нам надлежит и впредь деятельно противодействовать безнравственности и распространению порока. А на что опереться, спросят меня? Отвечу: на заповеди Божии, на примеры их жертвенного и самоотверженного исполнения в истории людьми, преданными Богу и Отечеству. В этом смысле жития новомучеников и исповедников Церкви Русской, подвергшихся гонениям и убитых за Христа в прошлом столетии, а также подвиги защитников Родины в годы Великой Отечественной войны дают убедительный пример того, что есть в этом мире место торжеству истины и правды.

Напомню, что нынешний год объявлен в России Годом добровольца. Это побуждает нас размышлять о высоком христианском значении трудов ради ближнего. Спаситель именно о милости к голодным, жаждущим, раздетым, больным, томящимся в темнице говорит как о единственно верном пути человека к стяжанию блаженства в Царстве Небесном (см.: Мф. 25:34-46). И на Руси издревле были благотворители, которые строили храмы, больницы, школы, музеи. Не обязательно думать, что участие в благотворительности предполагает большой достаток. Вспомним евангельскую вдову, которая всего две мелких монетки пожертвовала, но от чистого сердца (см.: Лк. 21:1-3).

А можно в добрых делах присутствовать через личное участие, через слово утешения. Здесь, думается, речь идет о преобразовании общественного климата в духе слов Господа: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42). Это высокая и насущная цель для всех нас, для людей всех возрастов и различного общественного положения. Только через взаимное единение в любви создается такая общность, которой никакие испытания не страшны.

Сегодня мы услышим о героических подвигах детей, чья деятельность вызывает слезы. Это результат постоянного и совместного воспитания детей со стороны родителей и со стороны школы.

Хочу от всей души поблагодарить и учителей, и тех родителей, которых сегодня будут награждать за их вклад в развитие нашего общества, за труды по воспитанию новых граждан свободной России. Поступая так, Вы исполняете волю Божию о созидании милосердия и добра. Потому, хочется обраться к Вам словами Христа, сказанные Им тем, кто слушал Его Нагорную проповедь: «Вы – соль земли… Вы – свет мира» (Мф. 5:13-14)! Спасибо вам! Христос Воскресе!»

Затем митрополит Ювеналий и министр образования Московской области М.Б. Захарова наградили родителей детей, совершивших героические поступки в минувшем году.

После награждения М.Б. Захарова обратилась к присутствующим с докладом.

«Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемый Владыка Ювеналий, уважаемый Игорь Юрьевич, уважаемый Станислав Анатольевич, уважаемые участники собрания! Я имею честь приветствовать вас от имени губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева и Правительства Московской области и хочу, как говорит наш дорогой Владыка, поделиться с вами своими размышлениями о том, что сегодня является главной нашей задачей – воспитание подрастающего поколения. Конечно, самую большую роль в этом деле играют родители, это бесспорно, но родителям всегда нужен помощник, который мог бы ответить на те вопросы, которые возникают в процессе общения с детьми – и это учитель. Но и учитель сегодня один не может справиться с огромной массой информации, которая существует по вопросам воспитания и образования. На протяжении последних пятнадцати лет в Московской области есть такая замечательная традиция соработничества. И вот именно в соработничестве мы встаем на правильный путь и видим результаты, которых мы добились за эти пятнадцать лет. Это была только часть родителей, которым мы бы все вместе сказали: «спасибо» за воспитание наших детей. Потому что этих детей награждали в Совете Федерации, в Правительстве Московской области. Если бы вы видели тех детей, которые получали награды, это маленькие мальчишки и девчонки, которые сидели на стульях и ногами болтали, потому что не могли достать до пола. Но эти девчонки и мальчишки, которые совершили подвиг, наверное, не осознавали в тот момент, что они рискуют собственной жизнью, спасая жизнь другого человека. Человека, который по возрасту и по массе тела во многом был больше и значимей, чем они сами. Но они не думали о том, что произойдет. Они просто поступали так, потому что на протяжении всей своей жизни они видели, что в жизни есть добро и есть зло. Но получили добра они гораздо больше и от родителей, и от педагогов, и от священнослужителей. Вот об этом я хочу с вами сегодня поговорить.

Мы продолжаем сегодня очень важную традицию проведения областных родительских собраний с участием Московской епархии. Спасибо вам, дорогой Владыка, за постоянное и трепетное наставничество и наше соработничество в этом направлении по отношению как к учителям, так к родителям и духовенству. Сегодня мир меняется очень быстро: то, что раньше мы черпали из книг, соприкасаясь с миром добра и зла, находя ответы на самые сложные вопросы, в наши дни наши дети зачастую ищут в виртуальном пространстве Интернета. В этом есть свои плюсы – оперативно, удобно, мобильно, но вот вопрос: всегда ли мы находим там то, что ищем? Если сегодня запросить в современных поисковых системах, что такое нравственные ценности, то мы увидим восемьдесят пять миллионов ответов на этот вопрос. Что из этих ответов выберет ребенок? Что выберет родитель? И где будет правильный путь? Помочь сделать правильный выбор призвано мероприятие, которое мы сегодня проводим. Нам как никогда необходима помощь в воспитании ребенка – и учителям, и родителям, и классному руководителю. В современном обществе, идеалом которого является успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение. Родителям зачастую трудно становиться носителями духовной культуры, учиться реагировать на проблемы, возникающие в поведении ребёнка, не с раздражением и неприятием, а, наоборот, с терпением и любовью. Духовную нищету ожесточенной окружающим миром детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться всем нам постоянно. Нравственные ценности отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Они выражались в разные периоды истории нашей страны в разных постулатах и религиозных знаниях: в заповедях христианства, в исканиях мыслителей, в народных традициях. Определяющую роль в формировании этих качеств играла социальная среда. В разные возрастные периоды развития ребенка всегда на первом месте в его воспитании должна быть семья, потому что ребенок любит своих родителей такими, какие они есть. И он не задумывается над тем, за что он их любит. Безусловно, в дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками и с другими взрослыми людьми. И ребенок ловит каждое слово, которое сказал взрослый. С вступлением в школу открывается общение с учителями и сверстниками, расширяются сферы контактов со средствами массовой информации. Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. И ни на одном из этих этапов влияние семьи не должно уменьшаться. Именно в семье закладываются такие качества как доброта, порядочность, правдивость, справедливость, терпимость и самое главное трудолюбие и дисциплинированность. И сегодня, когда мы разговаривали с главой города, я сказала, что в нашей семье, на мой взгляд, пропала одна очень важная ценность – совместный труд семьи. Не потребление в семье, а именно труд. Когда в семье есть общие проблемы, и эти проблемы решаются совместным трудом всей семьи. Я вчера была в одной из московских школ: ребенок говорит учителю, что родители-то для меня все и так уже сделали. Какая у ребенка будет мотивация учиться? Никакой. Разве в этом виноват учитель? Перед учителем стоят сложные задачи: мотивировать этого ребенка. А ребенок понимает, что, к сожалению, родители ему купили все наперед на много-много лет. Вот в чем трагедия сегодняшнего воспитания и образования. В семье не создают вместе, в семье не решают вместе. Семья приобретает и делит. Наша задача состоит в том, чтобы помочь семье стать такой, какой она все время была в России. Семья трудилась вместе, в семье слушали всех: и малых, и старых, и больших, кем бы они ни работали, какие бы должности они бы ни занимали. У родителей всегда было время выслушать своих детей.

Мы сегодня видим своих детей в лучшем случае в воскресенье, и говорим, что устали и хотим отдохнуть. Мы не отвечаем на вопросы, которые задает нам ребенок. И ребенок совершает поступки для того, чтобы обратить наше внимание на себя. Мы, педагоги, - помощники и союзники в воспитании родителям, и должны найти пути для того, чтобы эти проблемы правильно решить. Мы проводим вместе большое количество акций и мероприятий: акции эколого-патриотического воспитания, «Лес победы», наше участие в конкурсах «Аллея Победы», в котором принимают участие свыше семидесяти пяти тысячи обучающихся. Но нам бы хотелось, чтобы «Аллею Победы» вместе с нашими детьми сажали наши родители. Наши школьники активны и в другом проекте: «Делаем вместе. Дорогой будущего». Девятьсот восемьдесят восемь образовательных организаций из всех муниципальных образований принимают участие в этом экологическом проекте и уроке, который завершится 31 мая. Нам бы хотелось, чтобы вместе с учениками и учителями в этом уроке принимали участие и наши родители. Понятно, что самая большая часть всех этих проектов должна выполняться совместно: ученик, родитель и учитель. Особое место в воспитании всегда должны занимать предметы духовно-нравственной направленности. Жалко, что у нас это всего один час в неделю. Наверное, нам нужно посмотреть на наши внеурочные и внеклассные занятия и подумать вместе, как сделать так, чтобы таких уроков в школах стало больше. Изучение предметов духовно-нравственной направленности в Московской области строится в нескольких направлениях. Это должно быть самым главным в вопросах воспитания и формирования личности. Мы не можем полностью оградить ребенка от мира жестокости и несправедливости. Но мы должны вместе помочь ему выстоять перед теми соблазнами, которые окружают его в жизни. И наша совместная задача – сделать внутренними стимулами личности каждого ребенка долг, честь, совесть и достоинство. Сегодня мы чествовали родителей детей-героев, детей, не побоявшихся прийти на помощь. Это пример самоотверженности. На таких поступках нужно воспитывать, нужно рассказывать в каждой школе о таких детях. всероссийско-гражданско-патриотический проект «Дети-герои» реализуется под эгидой Совета Федерации по взаимодействию со общероссийской общественной организацией «Российский союз спасателей». На церемонии награждения 2 ноября 2017 года в Совет Федерации были приглашены 20 юных героев. Из них пять – это ребята из Московской области. Они представляли Луховицкий и Серпуховский районы. 15 учащихся Московской области, совершившие такие же героические поступки и бескорыстно пришедшие на помощь, были награждены почетной грамотой Российского союза спасателей и получили медаль «За спасение жизни». Десять из них были награждены губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым.

Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем провести школьный урок. Особенностью проведения таких бесед является то, что они ни в коем случае не должны переходить в чрезмерную назидательность. Беседы должны содержать как можно больше обсуждений тех жизненных ситуаций, в которые дети попадают. Еще одна важная составляющая в духовно-нравственном воспитании – это постоянная занятость ребенка полезными делами и разнообразная деятельность как в школе, так и вне ее. Индивидуальные склонности и творческие способности в полной мере развиваются именно в этой деятельности. В этом году Московская область будет отмечать 30-летие замечательного творческого фестиваля «Юные таланты Подмосковья». Наша совместная задача – чтобы каждый ребенок чувствовал свою нужность и необходимость, понимал, что он составляет единое целое с семьей и с малой Родиной, чувствовать неразрывную связь с Отечеством. Близится главный день для нашей страны –праздник Победы. Школьники Московской области, родители и учителя – активные участники всероссийской акции «Георгиевская ленточка». В прошлом году это было 385000 детей. 270000 детей приняли участие во всероссийской акции «Бессмертный полк». В «Вахте памяти» приняли участие более 185000 человек. Но в школах Московской области учатся 819000 детей. Важно, чтобы все наши дети не только знали об этих акциях, но и принимали в них самое активное участие. Тогда память о тех событиях не умрет в нашей стране никогда. В ходе всероссийских акций благоустроены 1046 мест захоронений и мемориальных комплексов, посвященных защитникам Отечества, проведено более 11000 встреч молодежи с ветеранами в рамках торжественных мероприятий, концертов и других мероприятий. Однажды святитель Афанасий (Сахаров) на вопрос: «Как спастись?», ответил: «Самое главное – это вера, без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера – фундамент всего. А второе – это покаяние. Третье – молитва. Четвертое – добрые дела. И хуже всякого греха – отчаяние». Воспитание без веры невозможно. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Характер и мировоззрение человека формируется на основе православного христианства. Будущее формируется сегодня, прежде всего в умах и сердцах наших детей. Духовные традиции подмосковного образования за 15 лет нашего соработничества с Русской Православной Церковью ставит для профессионального педагогического сообщества ориентиры в направлении дальнейшего развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Много хорошего сделано за эти годы, но еще больше нам предстоит сделать. Нравственность – это и есть наша вера, и помощники в этом нашим детям – мы с вами, дорогие родители, учителя и наше духовенство».

Затем перед участниками собрания выступили с докладами: преподаватели русского языка и литературы средней школы №18 Т.В. Егорова («Семейный клуб «Истоки» как модель социального партнёрства школы, семьи, Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании и развитии детей»); начальник отдела дошкольного и коррекционного образования управления образования г.о. Реутов Н.В. Битерякова («Воспитание нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»); учащаяся Ногинского колледжа, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса творческих проектов учащихся, студентов и молодёжи «Моя семейная реликвия» Елизавета Сероштанова (с фильмом «Письма с фронта. Александр Бушуев»); проректор по учебной работе Государственного гуманитарно-технологического университета О.В. Морова («Духовно-нравственные ценности как основа воспитания личности будущего педагога»).

митрополит Ювеналий, администрация Московской области, образование

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)