Прощеное воскресенье в Новодевичьем монастыре

18 февраля, в Прощеное воскресенье, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в сослужении духовенства обители совершил Божественную литургию.

За богослужением Его Высокопреосвященство рукоположил диакона Константина Юдинова во пресвитера.

По окончании Литургии Владыка Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником, причастников и причастниц – с принятием Святых Христовых Таин! Этот воскресный день наполнен многими священными воспоминаниями. Сегодня – отдание праздника Сретения Господня, который учит нас, как нужно верить и быть верным Слову Божию в нашей жизни. В силу наших ограниченных знаний мы порой не все правильно воспринимаем своим умом, но это не значит, что в слове Божием есть неточности. Одному из ученых мужей, который по приглашению египетского царя Птоломея II Филадельфа переводил Священное Писание с древнееврейского языка на греческий, досталась книга пророка Исаии. Когда он дошел до того места, где сказано: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), что значит «с нами Бог», подумал, что здесь закралась опечатка, и решил это место перевести словами «жена родит сына». В это время, как повествует церковное Предание, Ангел Господень остановил его руку и сказал: «Раз ты не поверил, то ты не умрешь до тех пор, пока не совершится это событие». Этим переводчиком был старец Симеон, который в течение многих лет, пребывая в молитве в храме Иерусалимском, ожидал исполнения этого пророчества. И, как мы знаем из Евангелия, когда исполнилось сорок дней от рождения Богомладенцу Иисусу, Его родители по закону Моисееву принесли Его в храм (см.: Лк. 2:22). Движимый Духом Святым, старец провидел, что это и есть тот Избавитель мира, о котором пророчествовал Исаия. Взяв на руки Богомладенца, он сказал: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля» (Лк. 2:29-32). Эту молитву старца мы совершаем каждый день за богослужением – и она напоминает нам, как важно верить Священному Писанию, верить слову Божию и стремиться ко спасению.

Сегодня у нас, по обычаю церковному, заговенье на Великий пост, и мы именуем это воскресенье «прощеным», потому что вступая в подвиг Великого поста, мы испрашиваем у Господа прощения наших грехов, а перед этим друг другу прощаем. Не знаю, все ли вы сегодня придете на вечернее богослужение, где будет совершаться чин прощения, поэтому я на всех вас призываю Божие благословение в начале поста и желаю, чтобы Господь духовно укреплял вас в течение предстоящих дней Святой Четыредесятницы, чтобы очищенные молитвой, постом и покаянием вы в радости духовной встретили Светлое Христово Воскресение».

Вечером того же дня Владыка митрополит совершил вечерню, а затем чин прощения. По окончании вечерни Его Высокопреосвященство обратился к духовенству и собравшимся богомольцам с напутственным словом в преддверии Великого поста:

«Всечестные отцы, матушка игумения, сестры святой обители, дорогие дети, возлюбленные братья и сестры! Мы стоим на пороге Святого и Великого поста, посвященного страданиям Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Задолго до этого Святая Церковь начала нас готовить к этому событию. Через притчи Господни Она показывала то, что пост заключается не в перемене пищи, а в изменении души человеческой, в перемене его греховной жизни. Вы помните, как в притче о мытаре и фарисее говорилось о том, что мытарь ушел из храма после молитвы оправданным больше, чем фарисей, который гордился своей праведностью, а мытарь, сознавая свою греховность, не находил слов и лишь бия себя в грудь, повторял: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику» (см.: Лк. 18:10-14). Когда мы начинаем заглядывать вглубь своей души, то видим там множество грехов. По-разному человек воспринимает осознание своего состояния – одни отчаиваются и продолжают дальше грешить, а другие, зная Божие милосердие, стараются исправить свою жизнь. В притче о блудном сыне повествуется о том, что юноша, оставивший родительский дом и расточивший все имущество, которое взял у отца, осознал свою греховность и сказал сам в себе: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15: 18-19). В Евангелии трогательно описана его встреча с отцом. Увидев сына, отец сам вышел ему навстречу, не стал слушать его покаянные слова, а обнял его и сказал: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15: 22-24). На этом примере Господь показал, как относится Он к кающемуся грешнику. Для нашего покаяния и исправления Господь дарует нам предстоящую Четыредесятницу – сорок дней Великого поста, а затем наступает Страстная седмица, когда мы вспоминаем, как ради нас и ради нашего спасения Господь Иисус Христос принял на себя вольные крестные муки и страдания. Может быть, меня спросят: «Что пить? Что есть в пост?» Пост – воздержание от скоромной пищи – лишь только средство, чтобы мы настроились на покаянную стезю. Если вы почитаете о том, как постились в древности, то вы ужаснетесь, потому что никто уже сегодня так не постится, когда продолжительное время люди не только не ели постную пищу, но даже воздерживались от принятия воды. Никто сегодня уже не принимает на себя такого непосильного подвига, мы лишь воздерживаемся от скоромной пищи. Но настоящий пост заключается в том, чтобы мы исправили свою греховную жизнь, а это труднее, чем воздержаться от мяса или рыбы. Прося у Господа прощения грехов, мы должны примириться с ближними своими, а это труднее, чем поститься. Трудно подойти к человеку, которого мы считали врагом, и простить его, попросить, чтобы и он простил вас. Вот тогда будет настоящая Пасха, когда придет время празднования Воскресения Христова, когда мы сможем в радости духовной, с чистой совестью обнять друг друга и прославить Воскресшего Спасителя.

В преддверии Великого поста, в день, который мы именуем «Прощеным воскресеньем», я в первую очередь, как ваш архиерей, прошу прощения у духовенства, у матушки игумении, у сестер святой обители, у всех вас, возлюбленные и дорогие братия и сестры. По заповеди Христовой обращаюсь к вам: простите меня ради Христа, чем я согрешил перед вами словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами. Господь же благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит и помилует всех вас. А сейчас обратимся ко Господу с молитвой, чтобы Он принял наше покаяние в Великий пост и сподобил в радости духовной встретить Светлое Христово Воскресение».

Владыка митрополит прочитал молитвы на начало Великого поста, после чего каждый из молящихся, подходя, испросил у него архипастырское благословение.

митрополит Ювеналий, Новодевичий монастырь, Великий пост

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)