Встреча митрополита Ювеналия с руководителями образовательных организаций Подмосковья

28 сентября в Богоявленском соборе Ногинска состоялась встреча митрополита Ювеналия с руководителями образовательных организаций Московской области. Тема встречи: «Задачи, опыт и дальнейшее развитие соработничества». В форуме приняли участие министр образования Московской области М. Б. Захарова, первый заместитель министра образования Московской области Н. Н. Пантюхина, глава Ногинского района И. П. Красавин, епископы Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Зарайский Константин, Луховицкий Петр, заместители министра образования Московской области, благочинные церковных округов, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, начальники муниципальных управлений образования, руководители образовательных организаций, представители Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры — всего более 300 человек.

Мероприятие началось с выступления детского хора Богородского благочиния под руководством В. В. Ермолаевой. Затем собравшихся приветствовал глава Ногинского района И. П. Красавин: «Уважаемый Владыка, дорогие коллеги! Сегодня на Богородской земле знаменательное событие, для нас это огромная честь и ответственность — принимать такое высокое собрание. Хочу отметить, что у нас есть полное взаимопонимание с Богородским благочинием, многое получается, но и много задач еще предстоит решить. Как многодетный отец и глава района хочу поблагодарить учителей за любовь и заботу о наших детях, поздравляю с наступающим праздником — Днем учителя и желаю всемерного благополучия!»

Затем к присутствующим обратился митрополит Ювеналий который сказал: «Хочу последовать примеру Игоря Петровича и поздравить педагогов с предстоящим профессиональным праздником. Примите благопожелания успехов в вашей без преувеличения героической деятельности. Вскоре нам предстоит праздник Подмосковья — День Московской области. Мы счастливы, что живем на этой святой исторической земле. Сердечно приветствую вас на нашей традиционной встрече, которая проходит в начале учебного года и ориентирована на то, чтобы согласовать направления нашего дальнейшего соработничества в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения.

У кого-то может возникнуть вопрос: что же тут может быть нового? Ведь столько всего сделано: учебно-методические комплекты по „Основам православной культуры“ и „Духовному краеведению“ апробированы и опубликованы, организована система подготовки педагогических кадров. Они столь многочисленны на сегодняшний день, что объединены в профессиональную учительскую ассоциацию. Издано множество учебников и книг для вдумчивого индивидуального чтения. Все это позволяет сказать, что за пятнадцать лет церковно-школьного соработничества в Подмосковье у нас есть немало достижений. Однако это не дает нам поводов для того, чтобы смотреть на действительность, как говорится, через „розовые очки“.

Проблема состоит в том, что одно дело — иметь все условия для осуществления конкретного проекта (в данном случае мы говорим о приобщении детей и юношества к наследию православной традиции), а другое — неравнодушно и творчески воплощать задачи этого проекта в жизнь. Ведь всем хорошо известно, что формализмом и равнодушием можно погубить всякое доброе дело. Примеры можно найти и в истории.

В этом году в связи со столетием революционных событий 1917 года мы осмысливаем их воздействие на последующую историю нашего Отечества и на состояние российского общества. Ставшие последствием политического переворота гражданская война, террор, коллективизация, гонения на Церковь и верующих, в сочетании с катастрофическими жертвами Великой Отечественной войны нанесли нашему народу огромный ущерб, который приходится преодолевать и сегодня. Миллионы и миллионы лучших людей нашей Родины либо были беззаконно убиты своими же соотечественниками, либо геройски погибли защищая родную землю, либо стали жертвами невыносимых условий жизни вследствие голода или нужды военного времени. От этих потерь мы так и не оправились. Не менее ужасным стало разрушение национальных духовных устоев.

Православная вера, на протяжении многих веков питавшая и дух народа, и нашу культуру, подверглась в ХХ веке сильнейшим испытаниям. Неправильно было бы сказать, что тому не было исторических предпосылок. Для примера можно сказать о последовательном распространении безбожия в народе, о неразрешенности острых социально-экономических проблем общества. Они имели следствием ослабление веры в сердцах людей, прельстившихся обещаниями о построении „земного рая“, в котором, как было объявлено, Церкви нет места. В результате длительного периода гонений не только были осквернены и разрушены национальные святыни, но подверглась оскудению народная душа, отторгнутая от веры и традиций.

Четверть века назад грандиозный эксперимент, развернувшийся на просторах России и оказавший значительное влияние на весь ход человеческой истории, закончился. И наше общество оказалось в положении наивного ребенка, плохо разбирающегося в обрушившихся на него проблемах. Результатом, среди прочего, стал шквал социальных и нравственных проблем острейшего характера, которые во многом не только не удается разрешить до сих пор, но и наблюдается расширение номенклатуры пороков и преступлений, входящих в нашу повседневность. Главной причиной этого является общая духовная и моральная дезориентированность людей, отсутствие у многих четкого представления о границе между добром и злом, размывание чувства долга перед людьми и Родиной.

И здесь мы подходим к вопросу о том, как относиться к своему прошлому. Он смущает многих и порождает, с одной стороны, попытки полностью перечеркнуть историю России ХХ века, а, с другой стороны, оправдать самые чудовищные зверства и беззакония, происходившие в нашей стране всего несколько десятилетий тому назад. Оба пути ведут в тупик.

Продвигаясь в будущее, народ не может и не опираться на свою историю и при этом должен находить в ней идеалы для подражания, а также обязан извлекать из прошлого уроки. Пример высокого патриотизма и ответственности за Отчизну дают нам герои Великой Отечественной войны, которые в условиях, чувства долга перед людьми и Родиной.

И здесь мы подходим к вопросу о том, как относиться к своему прошлому. Он смущает многих и порождает, с одной стороны, попытки полностью перечеркнуть историю России ХХ века, а, с другой стороны, оправдать самые кажущихся нам сегодня совершенно невыносимыми, защитили Родину от захватчиков и исполнили свой долг.

Светом духовного мужества сияет подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века. Подвергаясь преследованиям, будучи лишены гражданских прав, находясь в тюремном заключении и на тяжких работах в концлагерях, — они молили Бога о прощении для своих гонителей и оставались верными сынами и дочерями России. Многие тысячи верующих людей были убиты на основании беззаконных приговоров. Вчера в Бутово открылся мемориал — большая аллея, где на стенах написаны имена двадцати двух тысяч захороненных там людей, убиенных за два года — 1937-й и 1938-й. В глазах рябило, когда я смотрел на эти таблицы. Это была какая-то фабрика смерти, ежедневно убивали несколько тысяч человек. Наши новомученики и исповедники остались верными Христу даже до смерти. Они дают нашим современникам пример смелой твердости в отстаивании правды.

Когда мы говорим о воспитательной работе в современных условиях, то, как мне представляется, очень важно сосредоточить внимание на важности формирования таких личностных качеств, как самоотверженность и жертвенность. Именно они являются плодами взращенной в сердце человека любви к Богу и ближнему, о первостепенной важности которой учит православная вера. Понимаю, что воплощение такой педагогической задачи не дастся без особых творческих усилий, терпения и борьбы. Ведь здесь предстоит противостояние с получившими широкое распространение ложным идеалом эгоистической и своекорыстной сконцентрированности человека на самом себе.

Еще одна важная черта личности, о которой считаю необходимым сказать, — это милосердие. Следует признать, что за сухой, но от этого не менее ужасающей, статистикой молодежной преступности, распространения алкоголизма и наркомании, общего падения нравственности — стоят горестные обстоятельства — печальная расстроенность семейной жизни и бедность. Не в наших силах здесь что-либо изменить в материальном плане, но насущной необходимостью является проявление сочувствия к чужому горю и неустроенности, деятельное стремление помочь ближнему.

Через программы духовно-нравственного просвещения и воспитания мы можем и должны убедить подрастающее поколение, что жизнь по заповедям, которые на протяжении тысячелетия были святы для многих поколений наших соотечественников, — это истинное призвание человека. Будем продолжать во весь голос говорить о том, что честность и правдивость, целомудрие и чистота, трудолюбие и скромность, доброта и сострадание, соблюдение закона и верность Отчизне, — достойные уважения человеческие качества. Наша задача убедить в этом детей и юношество.

Особое внимание, как думается, следует сосредоточить на формировании уважительного и даже любовного отношения к родному языку. Вполне естественно, что в каждую эпоху жизненные реалии привносят в словарь новую лексику, однако сегодня мы являемся свидетелями намеренной вульгаризации и примитивизации устной и письменной речи. Результатом становится то, что жаргон превращается в норму, а для чтения классической литературы современной молодежи требуется пользование словарем. Не будем забывать, что слово — это дар Божий человеку (см.: Быт. 2:20). Небрежение родным языком недопустимо. Некогда мне доводилось говорить, что нам хорошо бы совместными усилиями популяризировать идею о престижности изысканной и чистой речи. Полагаю, что данная задача не утратила своей актуальности.

Не устану вновь и вновь повторять, что успех воспитательной деятельности возможен только при условии тесного взаимодействия и заинтересованного сотрудничества учителей и родителей. Именно отец и мать в первую очередь несут ответственность за свое дитя. Выдающийся церковный педагог начала ХХ века, священномученик Владимир (Богоявленский, + 1918) писал: „Сердце дитяти — это сад, а родители садовники, поставленные от Бога, и сад сердца своих детей они должны с самого раннего возраста их очистить от плевел и сорной травы“. Задача Церкви и школы — помочь семье в решении возникающих нравственных проблем.

Грядущие Пятнадцатые Подмосковные Рождественские чтения будут посвящены теме „Нравственные ценности — будущее человечества“. Это позволит нам через обсуждения и обмен опытом придать новый импульс совместной воспитательно-педагогической деятельности.

В заключение хочу горячо поблагодарить вас за участие в нашей встрече, за все то, что вы делаете в рамках церковно-школьного соработничества, и выразить надежду на дальнейшее взаимоуважительное и доброжелательное взаимодействие. Мы с вами ради будущего делаем общее дело: радеем о взращивании в детских сердцах непреходящих ценностей добра. Другого пути у нас нет, ибо сказано в Священном Писании: „Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить“ (Пс.118:144). Благодарю за внимание».

Министр образования Московской области Марина Борисовна Захарова передала митрополиту Ювеналию и всем присутствующим приветствие губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева и сделала доклад о накопленном опыте, задачах и перспективах развития духовно-нравственного обучения и воспитания в учебных заведениях Подмосковья: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Уважаемые участники встречи!

Рада приветствовать вас на ставшей уже традиционной встрече руководителей образовательных организаций Московской области с Управляющим Московской епархией Русской Православной Церкви митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Традицией является не только то, что мы встречаемся, чтобы обсудить насущные вопросы духовно-нравственного воспитания юных жителей Подмосковья, но и то, что ширится география наших встреч, они охватывают всё Подмосковье, его важнейшие культурные, исторические, экономические, интеллектуальные центры.

Старинная Коломна и наукоград Жуковский, Волоколамск и Зарайск, культурно-просветительские центры в Усово Одинцовского района и в Одинцове, Давидова Пустынь в Чехове, — согласитесь, само место проведения встречи добавляет ей значимости, влияет на повестку встречи.

Сегодня мы встречаемся в Ногинске, но на въезде в город мы все видим стелу с историческим названием — Богородск и со списком иконы Божией Матери, в честь которой был назван город.

Здесь начинал своё служение Церкви будущий Патриарх всея Руси Пимен.

Город хранит память своего великого земляка, его имя вписано в топонимику города, ему установлен памятник. Хочу отметить: монашеский сан будущий патриарх принял 4 октября 1927 года. Через неделю исполнится 90 лет этой даты, и в этот день Подмосковье будет отмечать День Учителя.

Что может быть символичней?

Опора на нравственные духовные ценности, традиции народа, на духовные подвиги наших великих земляков — основа деятельности системы образования Московской области по обучению и воспитанию подрастающего поколения, формированию активной жизненной позиции юных граждан и патриотов нашей страны.

Каждый год десятки тысяч маленьких жителей Подмосковья приходят в детские сады и школы, и педагоги начинают свою святую работу по приобщению их к вечным моральным ценностям, к великому отечественному культурному, духовному наследию.

В этой работе педагог не может быть один. Здесь необходимо моральное единение общества, и, конечно, необходима опора на высочайший авторитет Русской Православной Церкви.

Вот почему наши встречи так важны, вот почему каждая из них становится новой вехой в нашем плодотворном соработничестве.

Наше взаимодействие выстроено на взаимопонимании, взаимоподдержке и творческом поиске, опирающемся на неизменную ценностную систему нашего народа, сформированную в высоко духовной православной традиции.

Наступивший учебный год, как и прошедший, будет буквально пронизан особым ощущением времени в канун столетнего юбилея судьбоносных событий 1917 года.

В нашем совместном общении мы уже касались вопросов восприятия уроков столетия, ставшего для нашей страны и народа веком небывалого величия духа, неслыханного прорыва вперед и, вместе с тем, веком испытаний и очищения.

Мы призваны были осмыслить уроки прошлого и на их основе наметить пути развития системы образования.

Министр образования Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева особенную значимость при этом придает именно вопросам воспитания, которое неизменно отражается в наших поступках и нашем поведении. „Идея самая простая — люди должны оставаться людьми в любой ситуации“, считает Министр образования Российской Федерации.

Современное общество под воспитанием понимает восприятие и осмысление духовных и культурных ценностей и традиций нашего народа, влияющих на поведение, социальные и жизненные ориентиры россиянина.

Активную роль здесь играем именно мы, те, кто служит формирующим звеном воспитательного процесса.

Для нас важно связать вопросы воспитания, обучения, образования детей и подростков с вопросом преемственности поколений и передачи сегодняшним молодым людям, вступающим в жизнь, всего комплекса не только научных знаний, но и культурных ценностей, нравственных традиций, духовных принципов и заповедей.

Деятельность Министерства образования Московской области ориентирована во многом на педагога, учителя, чей образ формируется не одним профессионализмом, но и духовностью, мудростью, то есть теми качествами, которые должны служить примером для подрастающего поколения.

Именно вы, уважаемые педагоги, руководители, являетесь опорой во всех направлениях развития образовательного процесса, от вас зависит духовно-нравственное воспитание и образование детей в детском саду, в школе, в муниципальном образовании в целом.

К сожалению, не всегда дома или в школе дети получают удовлетворение своих потребностей в поддержке и понимании, и не имеют возможности направить эмоциональные всплески в правильное русло, развить достаточный уровень ответственности за последствия своего поведения.

Результат такого вакуума — суицидные настроения, рост жестокости в подростковой среде. Как предупредить трагические последствия развития подобных тенденций? Родители и педагоги должны предельно внимательно наблюдать за развитием и поведением каждого ученика, будь то отличник или отстающий, ведь срывы и неадекватные поступки могут появиться у всех в силу тех или иных причин. Но и родителям, и педагогам в этом нужна помощь и поддержка.

Координирующим и информационным органом для педагогов, преподающих предметы духовно-нравственной направленности является Ассоциация педагогов Московской области „Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры“, которая, зарекомендовала себя как функциональный, компетентный общественный институт, в полной мере реализующий все поставленные перед ним цели и задачи.

Педагоги могут получить здесь информацию о повышении квалификации учителей, уже преподающих или желающих начать преподавать православную культуру, требования к учебно-методическим материалам, учебникам, пособиям, а также о том, как составить образовательную программу духовно-просветительской направленности.

В рамках деятельности Ассоциации проходят семинары, конкурсы методических разработок, предметные недели, научно-практические конференции по духовно-нравственной тематике, в том числе и ставшая традиционной конференция „За нравственный подвиг учителя“.

Все работы педагогов, направляемые на конкурсы, премии, гранты, публикации, проходят экспертизу в экспертном совете Ассоциации.

Напоминаю, что вся информация об Ассоциации размещена на сайте „Учителя Подмосковья.рф“.

Подготовка будущего учителя по предметам духовно-нравственного цикла — это важнейшая область работы Духовно-просветительского центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета, где ежегодно проводятся курсы повышения квалификации для четырехсот учителей общеобразовательных организаций и воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Опыт духовно-нравственного образования в Московской области находит свое отражение и в межрегиональном взаимодействии.

Например, в сентябре 2017 года в г. Твери состоялся методический семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций „Реализация программы Л. Л. Шевченко „Добрый мир. Православная культура для малышей“ в дошкольных образовательных организациях“.

Мероприятия, которые проводятся в этом году, мотивируют учителя занимать социальную активную, гражданскую позицию, помогают педагогам прийти к тому, чтобы соответствовать идеальному образу Учителя с большой буквы, который складывается в сознании граждан.

Во многом это — результат соработничества с Московской епархией Русской Православной Церкви.

Совместно со священнослужителями ежегодно проводятся мероприятия, имеющие высокий воспитательный потенциал для детей, их родителей, педагогов.

Традиционными стали мероприятия, посвященные святым Русской и Московской земли, конкурсы сочинений; детские утренники; родительские собрания на темы духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения, олимпиады по учебным предметам „Духовное краеведение Подмосковья“ и „Основы православной культуры“.

Особую роль играют Рождественские чтения; Открытый урок „Духовные родники Подмосковья“, встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналияс руководителями учреждений образования.

Воспитание в образовательных организациях идет традиционно в неразрывном единстве и неизменно реализуется, прежде всего, в ходе образовательного процесса.

В Московской области разработаны и используются учебники, программы, методические пособия (сегодня более 50 учебных пособий и учебно-методических комплектов) на уровне четырех звеньев системы образования: дошкольного, школьного, профессионального, последипломного. Автором этой „линейки учебников“ Людмила Леонидовна Шевченко.

Министерством образования Московской области продолжена работа по обновлению фонда учебных пособий по духовно-нравственному образованию, начатая в 2015 году.

В 2017 году школы Подмосковья получили более 14 тыс. учебных пособий „Духовное краеведение Подмосковья“ и 1 тысячу методических пособий для учителей на сумму 1 млн 200 тыс. руб.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается необходимость полноценного использования образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей.

Особое место в этом ряду должны занимать предметы духовно-нравственной направленности, которые своим содержанием несут огромный воспитательный потенциал.

Изучение предметов духовно-нравственной направленности в Московской области строится в нескольких направлениях и является базой системы духовно-нравственного воспитания нашего региона.

В эту систему входит учебный предмет „Основы религиозных культур и светской этики“ в 4-х классах.

В этом учебном году модуль основы православной культуры выбрали почти 35 тыс. обучающихся 4 — х классов, на 3 тысячи больше, чем в прошлом учебном году, что составило 43,3% (в 2016 году — 42,6%).

Высокий результат выбора модуля „Основы православной культуры“ (выше 80%) показали следующие муниципальные образования: городские округа Серебряные Пруды, Ступино, Озеры, Дзержинский, Котельники, Восход, Красноармейск, муниципальные районы Сергиево-Посадский, Дмитровский, Лотошинский. Это результат наших совместных усилий, показатель того, что наш разговор о роли и значении модуля „Основы православной культуры“, который состоялся в прошлом году на такой же встрече, не был формальным и дал хорошие положительные результаты. Так всегда бывает, когда мы ответственно, разумно, методически грамотно ставим перед собой актуальные задачи и прикладываем рациональные усилия для решения проблемы.

В систему предметов духовно-нравственной направленности в рамках ФГОС общего образования входит обязательная предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“, которая является логическим продолжением учебного предмета „Основы религиозных культур и светской этики“. Ее реализация возможна через включение в учебный план в часть, формируемую участниками образовательных отношений, курсов, предметов по выбору, преемственных по содержанию предметной области ОРКСЭ.

В наших школах эта область реализуется: как преподавание отдельного предмета; в форме включения в рабочие программы иных предметов школьного учебного плана; как элективные и факультативные курсы; в рамках внеурочной деятельности.

В рамках учебного курса „Духовного краеведения Подмосковья“ изучение христианской культуры Подмосковья обеспечивает преемственность, связь поколений, позволяет сохранить культурную самобытность народа, его корни, историческую память.

Есть позитивные изменения и в деятельности дошкольных образовательных организаций Московской области.

Именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы к доброму мудрому слову преподавателя.

В этом учебном году из 1914 муниципальных дошкольных образовательных организаций 1110 включились в работу по духовно-нравственному воспитанию детей, что составило 58 процентов, это на 2 процента больше, чем в прошлом году.

Духовно-просветительским центром имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия совместно с Ассоциацией педагогов „Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры“ были проанализированы результаты мониторингов по духовно-нравственной направленности.

Наиболее высокие результаты по этому направлению за период с 2007 по 2017 годы показали следующие муниципальные образования:

Городской округ Подольск:

113 выпускников курсов „Духовно-нравственная культура. История и культура религий. Православие“;

26 педагогов — участников регионального этапа Всероссийского конкурса „За нравственный подвиг учителя“;

21 участник Областной олимпиады школьников по предмету „Духовное краеведение Подмосковья“;

12 участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету „Основы православной культуры“,

19 педагогов — участников „Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры“;

Количество членов Ассоциации учителей Московской области „Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры“ — 13 человек.

Щелковский муниципальный район:

100 выпускников курсов"Духовно-нравственная культура. История и культура религий. Православие»;

10 педагогов — участников регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»;

16 участников Областной олимпиады школьников по предмету «Духовное краеведение Подмосковья»;

9 участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Основы православной культуры»,

7 педагогов — участников «Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры»;

Количество членов Ассоциации учителей Московской области «Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры» -4 человека.

По этим показателям можно отметить также Ленинский, Одинцовский, Раменский муниципальные районы, городской округ Люберцы.

Кроме того, по результатам мониторинга необходимо отметить активность участия школьников в олимпиадах по «Духовному краеведению Подмосковья» и «Основам православной культуры».

Всего в региональном этапе олимпиад духовно-нравственного содержания ежегодно принимают участие более тысячи школьников, из них: в олимпиаде по предмету «Духовное краеведение Подмосковья» -700 человек.

Наибольшую активность в подготовке школьников к Олимпиаде проявили учителя следующих территорий: г.о. Протвино, Долгопрудный, Сергиево-Посадский и Дмитровский муниципальные районы.

В олимпиаде «Основы православной культуры» всего приняли участие более трехсот человек.

Наибольшую активность проявили учителя г.о. Жуковский, Одинцовского, Ногинского и Дмитровского муниципальных районов.

Олимпиады имеют важную роль в популяризации знаний и активизации познавательной деятельности обучающихся, в том числе и Олимпиады по «Основам православной культуры» и «Духовному краеведению Подмосковья».

От руководителя образовательной организации зависит решение задачи в привлечении к участию в них как можно больше школьников Московской области.

Уважаемые коллеги!

Нашей основной задачей было и остается просвещение, духовное и нравственное образование.

Задача эта трудна, но, как показывает опыт, вполне реализуема.

Мы должны помнить о том, что важным является выработка перспектив развития нашего соработничества, новых, комплексных, системных решений, принятых с учетом требований современной действительности.

Ведь все предметы обладают воспитательным потенциалом, все учреждения образования должны участвовать в создании единого образовательного поля для формирования духовности, духовно-нравственной культуры наших детей.

Стратегия дальнейшего развития нашего соработничества должна выстраиваться с пониманием того, что контекст воспитательной работы определяется современными проблемами, с которыми сталкивается личность молодого человека.

В первую очередь это соблазн выглядеть взрослее перед сверстниками, который искушает юношу взять сигарету или попробовать с друзьями спиртное, а девушку — подражать сомнительным образчикам модельного и шоу-бизнеса, вести себя распущенно. Навеваемые нашей молодёжи образы как бы уже сами по себе ведут к вседозволенности, пресловутой свободе, которая без понимания разумных ограничений, прав ближнего, становится бедой, а не благом.

Безучастность или даже потакание взрослых в этих вопросах может обернуться страшным несчастьем, подобным тому, которое недавно произошло в ивантеевской школе, когда невнимание к скопившейся в душе подростка агрессии стало одной из причин его преступления. Оно всех нас заставило вздрогнуть, задуматься о том, что мы знаем о характере, образе мысли, о душевном настрое наших учеников.

Другая проблема, на которую неустанно обращает внимание дорогой Владыка, — это вопросы воспитания юношей и девушек. При отсутствии должного внимания к данной проблеме наше общество получает всё больше неполноценных семей, нежеланных и брошенных детей.

Основной темой в этой работе должна стать тема уважения юноши к девушке, к будущей матери, благородство и великодушие — слова, которые были далеко не пустыми звуками для наших недавних предков и должны зазвучать с новой силой для нас и наших детей.

Как видим, всё это те же проблемы, что и были вчера.

И они требуют терпения, размышлений, любви, ежедневного старания педагогов, родителей и помощи, которую мы получаем в решении этих вопросов от духовенства. В наших планах должны быть новые подходы, оригинальные идеи и мероприятия, которые обновят и актуализируют для молодёжи звучание исконных для нашего народа, непреложных истин.

Сегодня 28 сентября. В этот же день много лет назад началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. В этот же день, спустя почти сто лет начал работу Первый коммунистический Интернационал. И Емельян Пугачёв, и создатели Коммунистического Интернационала хотели сделать мир лучше, а людей — счастливее. Эти люди вошли в историю исходя из своего понимания улучшения мира, к сожалению, через разрушение.

Коллеги, нам дана прекрасная возможность — созидая и планомерно совместно с Московской епархией Русской Православной Церкви, используя весь наш потенциал — строить новый, нравственно чистый мир, в котором будут жить достойные люди — наши дети, наши ученики. Поэтому семинары и конференции, конкурсы и праздники, серьезные обсуждения и конкретные практические проекты будут во многом подчинены целям всестороннего развития нашего соработничества.

Я от всей души желаю, чтобы вся наша работа, наше общение с детьми проходили бы в благодатной атмосфере любви, деятельного добра и заботы о духовном мире нашей молодёжи.

Пожелаем всем нам успехов на этом благородном пути! И я от всей души поздравляю всех участников встречи, и педагогов, и священнослужителей, с наступающим праздником, с Днём Учителя. Это наш общий праздник!

Спасибо за внимание!»

Затем были заслушаны доклады. Директор школы № 15 с русским этнокультурным компонентом г. Жуковский О. В. Стрельцова поделилась опытом работы по духовно-нравственному обучению и воспитанию в школе, благочинный церквей Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев рассказал о взаимодействии Богородского благочиния с управлением образования Ногинского района. Участникам встречи был продемонстрирован фильм о Православной гимназии имени священномученика Константина Богородского. Учитель русского языка и литературы, руководитель творческого объединения учителей-экспериментаторов лицея № 2 имени В. В. Тихонова г. Павловский Посад Е. Ю. Гущина рассказала об организации научно-исследовательской и проектной деятельности как средстве духовно-нравственного воспитания учащихся средних и старших классов. Директор Любучанской школы г. Чехов Е. М. Жданкина говорила о взаимодействии администрации образовательного учреждения, педагогов, священнослужителей в реализации задач духовно-нравственного воспитания в школах Чеховского района.

Митрополит Ювеналий подвел итоги встречи: «В этом году исполнилось 40 лет, как я духовно связан с Московской областью. И начало было нелегким. Всего 132 храма было во всей великой Московской области. И задача была — бороться за то, чтобы и эти храмы не закрылись. Но, слава Богу, все храмы сохранились, а сегодня вы нашу статистику знаете. Но самое счастливое мое время — последние 15 лет. 15 лет тому назад мы заключили соглашение с Министерством образования о сотрудничестве, и каждый год это сотрудничество шло по возрастающей. И мы можем с благодарностью вспомнить все эти годы. Просчетов у нас не было. И сегодня, когда мы встречаемся, видим наше полное единомыслие и единодушие. Это великая милость Божия. Я считаю, что такого сотрудничества, которое есть у нас, Церкви и педагогов Московской области, нет больше ни в одной епархии. Так что огромное спасибо вам, что вы протянули нам руку для сотрудничества. Мы недавно в Новодевичьем монастыре встречались с руководством Министерства образования, с Мариной Борисовной, и пришли к выводу, что нужно продумать дальнейшие шаги развития, расширения нашего сотрудничества. И в ближайшее время мы этим тоже займемся. Поэтому можно сказать, что мы идем верным путем. Я очень благодарен, что вы одновременно с подведением наших итогов почтили и работников гимназии. Потому что пройден огромный творческий путь. Вот сидит здесь отец Михаил Ялов, который всё начинал. Когда мы оканчивали учебные церковные заведения, нас, священнослужителей, этому не учили, мы опыта набирались, сотрудничая с Министерством образования. И вот теперь вы слышали, что Православная гимназия священномученика Константина Богородского — одна из лучших гимназий. Хочется не только говорить о делах: педагогам нужны стальные нервы для того, чтобы справиться с детьми. Поэтому велика ваша заслуга. И мы будем молиться о вас, чтобы Господь вас укрепил и укрепил наше сотрудничество. Спасибо, что вы собрались сегодня во множестве, я очень это ценю. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем плодотворно сотрудничать».

В связи с 20-летием Православной гимназии имени священномученика Константина Богородского при Богоявленском соборе Ногинска коллективу и отдельным сотрудникам гимназии были вручены епархиальные награды и грамоты от Министерства образования Московской области.

Встреча завершилась концертом сводного детского хора Богородского благочиния.

митрополит Ювеналий, епископ Константин, епископ Петр, епископ Роман, епископ Тихон, Богородский округ, администрация Московской области, образование

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)