Главная/Новости/2016/Сентябрь/28/

Встреча митрополита Ювеналия с руководителями средних и дошкольных образовательных учреждений Подмосковья

28 сентября в актовом зале Коломенской духовной семинарии состоялась традиционная встреча митрополита Ювеналия и руководства министерства образования Московской области с руководителями средних и дошкольных образовательных учреждений Подмосковья.

В мероприятии приняли участие министр образования Московской области М. Б. Захарова, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, ректор КДС епископ Зарайский Константин, первый заместитель министра образования Московской области Н. Н. Пантюхина, заместители министра образования Московской области Д. А. Шумский, Л. С. Овечкина и С. М. Малыхина, президент ассоциации педагогов духовно-нравственной православной культуры Московской области Л. Л. Шевченко, руководители образовательных организаций Московской области (всего около 240 человек).

Митрополит Ювеналий обратился к участникам встречи с приветственным словом.

«Дорогая Марина Борисовна!

Возлюбленные руководители образовательных учреждений!

Этот год у нас завершается знаменательными событиями. 22 августа был юбилей у Натальи Николаевны Пантюхиной, а 6 декабря будет отмечать свой юбилей Марина Борисовна Захарова. Обе эти важные даты мы будем торжественно отмечать в декабре – на закрытии Московских областных Рождественских образовательных чтений. А вчера проходили торжества, посвященные Дню Московской области, и на них мы узнали, что Лидия Николаевна Антонова стала почетным гражданином Подмосковья. 5 октября мы совместно отметим Международный день учителя. А наша сегодняшняя традиционная встреча проходит в начале учебного года и посвящена анализу церковно-школьного взаимодействия в сфере духовно-нравственного образования и воспитания.

Особенность нашего соработничества состоит в том, что оно по природе своей беспрерывно. Каждый год в школу приходят новые ученики, и вновь встает задача приобщить их к высоким моральным ценностям, к отечественному культурному наследию. Мне радостно, что уже в течение длительного времени мы имеем возможность делать это вместе.

Во многих случаях педагоги имеют дело с детьми, которые получили определенное религиозное воспитание дома. Ведь с начала возрождения церковной жизни в нашем Отечестве прошло почти тридцать лет. Однако не следует забывать, что многие родители личностно сформировались в атеистический период нашей истории. В таком случае семья не всегда может дать ребенку необходимую ему духовную поддержку, и надежда в таком случае именно на Церковь и школу.

Не утихающие дискуссии по поводу того, какой должна быть школьная программа и каково место воспитания в процессе обучения, показывают, что это остается одной из важнейших проблем для нашего общества.

«Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5: 8), - говорит Господь. В этих словах ключ к тому, на что необходимо обращать внимание в ходе учебного процесса. Хочется в связи с этим напомнить и слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум… На сердце больше всего нужно обращать внимание…нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, чтобы он горел и не угасал, давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека».

Душа ребенка нуждается в заинтересованном внимании со стороны взрослых. В школе это, прежде всего, касается собственно взаимоотношений между детьми. Как показывает практика, они, не имея крепкого духовного стержня и будучи лишены должного наставничества, подчас могут легко впасть в озлобление и жестокость по отношению друг ко другу, проявлять высокомерие и отсутствие снисхождения к слабостям или материальным трудностям своих товарищей. Врачевание нравственного недуга возможно через обращение к евангельским заповедям любви и милосердия с целью пробудить сочувственный отклик в сердце ребенка.

Думаю, что необходимо назвать те проблемы современной молодежи, которые можно и нужно пытаться решить через усиление воспитательной работы. Начну с формирования у мальчиков и девочек правильного представления о своем гендерном предназначении, а также об отношениях между полами. Это включает понимание того, что мужчине предстоит нести ответственность за семью, при необходимости защищать Отечество, а женщине стать матерью и хранительницей домашнего очага. Можно предвидеть, что кто-то найдет в моих словах излишний традиционализм и даже намек на «неравенство полов». Однако, как мне кажется, для большинства наших сограждан актуален именно такой взгляд на вещи.

Школа должна помочь сформировать у юношей уважительное отношение к девушкам. Всеми силами надо стараться объяснять значимость и ценность целомудрия. Убедить в неприемлемости сквернословия. В этом же ряду стоят задачи по предотвращению табакокурения, употребления спиртных напитков и наркотиков, игровой зависимости. Необходимо поставить заслон на пути оправдания вседозволенности и греха. Задача непростая, но прилагать усилия для ее решения - наш общий долг.

В молодые годы людям по легкомыслию иногда кажется, что все дозволено в жизни попробовать и любой похоти можно потворствовать. Меж тем не всякий опыт полезен для созревания здоровой личности. В Библии есть такие мудрые слова: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл.11:9). Учитель и священник совместными усилиями могут разъяснять школьникам пагубные последствия безответственного поведения для них самих, как сегодня, так и в будущем.

Важнейшая воспитательная цель школы состоит в том, чтобы для юношей и девушек был понятен и дорог идеал крепкой и высоконравственной семьи, члены которой исполнены ответственности и жертвенны по отношению друг ко другу. В Священном Писании так говорится о совершенной семье: «Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!» (Пс.127:2-4). О каких идеалах здесь идет речь? - О жизни по вере, любви между супругами, усердном труде и многочадии.

Тема семьи требует особого внимания и вдумчивого подхода. Тем более, что здесь на пути педагога немало сложностей, хотя бы вследствие того, что многие семьи находятся сегодня в состоянии глубокого кризиса, о чем можно судить и по статистике разводов, и по широте распространенности так называемых «гражданских браков», что по сути является блудным сожительством.

И здесь мы подходим к еще одному, важнейшему вопросу воспитательной программы. Это благоговение перед данной Богом жизнью. Христос Спаситель говорил о рождении человека в мир (см.: Ин. 16:21), как о поводе для высшей радости, в первую очередь для матери. Недопустимость аборта, преступность детоубийства, нравственная и физическая пагубность искусственного прекращения беременности – все это аксиомы, в непреложности которых необходимо убедить юношей и девушек.

Дорогие друзья, даже краткое перечисление болевых точек в сфере нравственного воспитания оказывается достаточно пространным. И время требует безотлагательного реагирования. В этом наш общий долг перед подрастающим поколением.

Еще одна важная тема – это патриотическое воспитание, которое предполагает вдумчивое изучение отечественной истории и культуры. В наступающем году – 2017 – исполняется столетие со времени кардинального поворота в российской истории, и его осмыслению будут посвящены XIV Московские областные Рождественские чтения. Очень важно, чтобы образовательные мероприятия, связанные с этой датой, не прошли формально. Необходимо помочь школьникам увидеть прошлое своего Отечества во всей его полноте, не преуменьшать великие и славные свершения и не приукрашивать трагические и мрачные страницы; показать, что, учась на достижениях и ошибках прошлого, наш народ имеет возможности и потенциал для созидания будущего России.

Надо заметить, что исторический календарь богат и другими датами, которые дают повод для поучительных выводов. Так, будущем году исполняется сто лет восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. За этим событием последовал трагический период гонений на веру, отмеченный подвигом священномучеников и исповедников минувшего столетия. Ведомая своими Предстоятелями, наша Церковь сохранила православную веру в сердцах людей и в конце ХХ – начале XXI века развернула все традиционные формы служения обществу ради его духовно-нравственного возрождения.

Мы будем отмечать и 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина). Он внес большой вклад в исследование книжных древностей на Святой Горе Афон, тысячелетие присутствия русского монашества на которой мы праздновали в этом году. В бытность же начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме своей подвижнической деятельностью он способствовал тому, что попечением Русской Церкви и Российского государства многие места в Святой Земле, связанные с библейской историей, в особенности общественным служением Иисуса Христа, были сохранены для потомков. Жизнь отца Антонина – пример того, как наши соотечественники, преодолевая серьезные препятствия, брали на себя ответственность за духовное и культурное наследие всего человечества. Он являет собой вдохновляющий пример верного служителя Церкви, выдающегося деятеля науки и патриота.

В заключение хочу сердечно поблагодарить Марину Борисовну, а также в вашем лице всех ее соработников за деятельное и доброжелательное сотрудничество. Мне радостно видеть, что в наши дни взаимодействие между педагогами и священнослужителями в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения не только не является чем-то необычным, но творчески и динамично развивается.

Сердечно поздравляю вас с началом нового учебного года, горячо желаю помощи Божией в ваших трудах на благо подрастающего поколения нашего Отечества и, конечно, здоровья, благополучия и счастья в личной жизни!»

После приветствия М.Б. Захаровой прозвучали доклады педагогов о роли духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.

В завершение хор студентов Коломенской духовной семинарии под управлением диакона Николая Глухова выступил с концертом духовной и светской музыки.

Каждый участник встречи получил в подарок двухтомное издание «Библейской истории» А. П. Лопухина.


Темы: митрополит Ювеналий, епископ Константин, Коломенская духовная семинария, администрация Московской области, образование


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.