Главная/Новости/2015/Ноябрь/27/

Открытие XIII Московских областных Рождественских образовательных чтений и подписание соглашения между Московской епархией и Ассоциацией педагогов ОПК

27 ноября в доме культуры «Павлово-Покровский» г. Павловский Посад состоялось открытие XIII Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Традиция и новации: культура, общество, личность» и подписание договора о сотрудничестве между Московской епархией и Ассоциацией педагогов Московской области «Преподаватели Духовно-нравственной (православной) культуры».

В торжественном мероприятии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, министр образования Московской области М. Б. Захарова, епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Балашихинский Николай и Зарайский Константин, члены Координационного совета по взаимодействию с Министерством образования Московской области, представители системы образования Московской области, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

В начале мероприятия сводный детский хор воскресных школ Павлово-Посадского благочиния исполнил несколько песнопений.

Ведущий кратко рассказал о деятельности Ассоциации педагогов Московской области «Преподаватели Духовно-нравственной (православной) культуры», после чего митрополит Ювеналий и президент Ассоциации Л. Л. Шевченко подписали договор о сотрудничестве.

Глава Павлово-Посадского района О. Б. Соковиков обратился к участникам собрания с приветствием.

Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий:

«Уважаемые Марина Борисовна и Олег Борисович! Дорогие участники Рождественских чтений!

Мы собрались на конференцию, открывающую очередной ежегодный подмосковный образовательный форум, который в этом году посвящен довольно сложно сформулированной теме: „Традиция и новации: культура, общество, личность“. Внимательное рассмотрение проблематики, связанной с ней, как мне представляется, поможет нам четче увидеть задачи в области духовного просвещения и воспитания, а также определить пути их достижения.

Культура — это плод человеческой созидательной деятельности, результат реализации людьми полученной от Бога способности к самостоятельному творчеству. Мы не можем представить себе существование общества или отдельной личности вне культурного контекста. Высшим проявлением культуры является язык, без которого невозможны не только коммуникации между индивидами, но даже внутренняя жизнь личности. Таким образом, есть основания говорить о том, что культура есть форма и способ самореализации человечества.

Обратимся к вопросу о содержании культуры. Правильный ответ на него дает Священное Писание, где в Книге Бытия повествуется о возникновении мира. Поэтапно творя мир из ничего, Господь создает прекрасное. В Библии при описании завершения дней творения неоднократно повторяется: „И увидел Бог, что [это] хорошо“ (Быт. 1:10, 12,18, 21, 25). Человек, будучи образом и подобием Божиим и получив способность к творчеству, призван также создавать прекрасное.

В этой связи важно понимать, что греховная природа человека на протяжении истории непрестанно вступала в противоречие с вышеназванным высоким предназначением. Христианство же с самого начала выступало за приобщение всех народов к учению Спасителя, призывая к любви к Богу и ближнему, отстаивая связанные с этим этические и эстетические идеалы. И это, как сегодня скажут, миссионерское усилие имело невиданный успех. Так, проповедь Евангелия оказала настолько значимое преобразующее влияние на нашу культуру, что некогда языческая Русь стала называться святой.

Из сказанного видно, что в сфере культуры происходит противостояние прекрасного и безобразного, добра и зла, света и тьмы. Именно это имел в виду Федор Михайлович Достоевский, когда сказал: „В мире дьявол с Богом борется. А поле их битвы — сердца людей“. Потому так важно для нас утверждать в умах людей, особенно подрастающего поколения, верное видение разделительной линии между культурными явлениями разной природы, воспитывать чуткое нравственное и эстетическое чувство, неприятие попыток оправдания вседозволенности.

Здесь мы подходим к значению традиции. Она есть средство сохранения и передачи культурного наследия из поколения в поколение. Признаком живой традиции является истинное духовное содержание, помогающее людям обретать смысл жизни и отвечать на вызовы своего времени. Ошибается тот, кто видит в традиционности лишь некий этнографический спектакль, не различая содержащегося в ней глубинного смысла. Вспомните Евангелие. Господь обличал формализм фарисеев, придерживавшихся мертвой традиции — „предания человеческого“ (Мк. 7:8), и забывших об истинном содержании закона Моисеева, данного Богом избранному народу для исполнения исторической миссии в деле спасения всего человечества.

Как же понять, истинен ли путь, по которому ведет традиция? Ключ к видению духовного смысла проблемы содержится в словах Иисуса Христа, сказавшего: „возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет“ (Мк. 12:30–31).

Наша Церковь в последние десятилетия имеет возможность беспрепятственно совершать свое служение, и потому она всесторонне развивает все от века ей присущие традиционные формы деятельности. Их цель — дать знания о вере и духовном наследии православия детям, юношеству и старшему поколению, укрепить падших духом и поддержать сокрушенных горем. В этом можно усмотреть пример того, как традиция не только сохраняет свою жизненную силу, но и оказывает преобразующее воздействие на общественный климат и бытие отдельных личностей.

Относительно недавно в Московской епархии был учрежден Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь. В Подмосковье до сих пор со времен гонений остаются в руинированном состоянии около двух с половиной сотен храмов, которые нуждаются в реставрации. Люди горячо откликнулись на призыв о помощи. У этого несколько причин. Прежде всего, они хотят участвовать в сохранении нашего исторического достояния и искупить грехи отцов и дедов, взрывавших и осквернявших церкви. Кроме того, это свидетельствует о том, что православие сегодня определяет внутренний духовный мир и культурные предпочтения множества наших сограждан.

— А как же новации? — спросите вы. Часто полагают, что традиция исключает появление в жизни чего-то нового. На деле это не так.

Новое изначально предваряет традицию. Несравненным творцом нового является Бог, создавший мир там, где его раньше не было. Сын Божий Иисус Христос, придя в мир, дал нам Свое евангельское учение и основал Церковь, — и это было началом христианской традиции.

Будучи традиционным институтом, Церковь в наши дни занимается такими проблемами как охрана окружающей среды, уделяет внимание физической подготовке и организации отдыха молодежи, широко использует современные информационные технологии для проповеди и обнародования своей позиции по тому или иному актуальному вопросу современности. Это лишь некоторые примеры, свидетельствующие об открытости Церкви новому.

В искусстве разных эпох мы наблюдаем необыкновенное разнообразие стилей и форм, являющихся плодом творческого развития и инноваций, и при этом в каждый период видим выдающиеся произведения человеческого гения.

Если подвергнуть анализу тексты, относящиеся к разным столетиям, можно увидеть, сколь разительны изменения, происходящие в результате развития языка и эволюции представлений о литературной форме изложения.

И все же никто не станет спорить с тем, что традиционное и новое нередко противопоставляются как явления антагонистические. В чем здесь причина?

Новации бывают разные. Святой евангелист Иоанн Богослов призывал с сугубым вниманием относиться к явлениям духовной жизни с тем, чтобы выяснить их природу, узнать — не являются ли они ложными (см.: 1 Ин. 4:1). Критерием оценки для нас является данное в заповедях евангельское учение. Следуя ему, мы не можем допустить оправдания насильственной смерти младенцев, апологии безнравственности и искажения человеческой природы, не можем согласиться с попытками упразднить различие между добром и злом, любовью и ненавистью, прекрасным и безобразным. Иными словами, мы не можем принять такое видение культуры, которое не только противится связи человека с Богом, но и настаивает на том, что Бога нет.

Сегодня мы живем в свободной России, где человеку открыты все возможности для полноценного духовного и культурного развития. Огромная роль в этом принадлежит школе, которая в сотрудничестве с Церковью призвана воспитывать детей и юношество Подмосковья на примерах добра и правды, при опоре на отечественные традиции и с ответственным использованием предлагаемых временем новаций.

Недавние трагические события со всей очевидностью показали, что противостоять насилию и страху можно только посредством общественной консолидации и патриотического единения, укрепившись в непреложности Божиих заповедей, которые обязательны для всех. Уверен, что соработничество Церкви и школы призвано внести значимый вклад в позитивное личностное формирование подрастающего поколения.

Хочу выразить особую благодарность педагогам и священнослужителям, которые самоотверженно и творчески участвуют в великом деле просвещения нового поколения граждан России.

Сердечно приветствую участников Рождественских чтений. Желаю вам успехов в работе этого форума. Надеюсь также, что обсуждение избранной в этом году темы будет плодотворным на протяжении всего времени проведения чтений на местах.

Призываю на всех участников Тринадцатых Подмосковных Рождественских образовательных чтений Божие благословение!»

По окончании своего выступления Владыка Ювеналий вручил министру образования Московской области М. Б. Захаровой и членам Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией юбилейные патриаршие медали святого равноапостольного князя Владимира.

Затем с докладом выступила министр образования Московской области М. Б. Захарова:

«Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые участники конференции!

Приветствую Вас на открытии ежегодных областных Рождественских образовательных чтений. Рождественские образовательные чтения — это церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Сегодня в нашей конференции впервые принимают участие представители Министерства культуры, Министерства здравоохранения, Министерства физической культуры и спорта. Тема рождественских чтений этого года — „Традиции и новации: культура, общество, личность“. Эта тема не случайна. Современная культура России — это и наше образование, и наша литература, и наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Это наши духовные ценности и традиции. И формат рождественских чтений способствует углубленному обсуждению и осмыслению этих явлений с православной точки зрения.

В Московской области активно развиваются такие инновационные формы организации духовно-нравственной работы, как созданная в прошлом учебном году Ассоциация преподавателей предметов духовно-нравственной (православной) культуры, проведённая первая предметная неделя по этому направлению, созданные зональные центры „Маяки Просвещения“.

Именно в Подмосковье, инновации целиком и полностью опираются на традиции, совсем как сказано в теме Рождественских образовательных чтений, которыми пронизаны все наши мероприятия, организованные в тесном соработничестве с Русской Православной Церковью: работа Координационного Совета, проведение Рождественских встреч, Открытый урок „Духовные родники Подмосковья“, родительское собрание „Дорога к храму“, встречи митрополита Ювеналия и министра образования Московской области с руководителями муниципальных органов управления образованием, с руководителями образовательных учреждений, с учителями и воспитателями, преподающими предметы православного цикла, олимпиада по учебному предмету „Духовное краеведение Подмосковья“.

К областным Рождественским образовательным чтениям выпускается сборник статей педагогов Подмосковья. В этом году сборник представляет собой методическое пособие для учителей школ и воспитателей детских садов, раскрывающее формы урочной и внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в школе и педагогическую практику духовно-нравственного воспитания в детском саду.

Общество, культура и человек органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры. Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т. е. формирования и воспитания человека. Реализации этой функции служим все мы здесь собравшиеся. И главной фигурой в решении этого вопроса является учитель.

Хочется сказать об активной жизненной позиции педагога. Сегодняшнего учителя должна отличать явная гражданская позиция, социальная активность, иначе учитель не сможет повести за собой своих учеников. В этом его социальная миссия. Мы с вами все говорим о том, что в обществе не хватает положительного образа учителя. Но забываем, что этот образ призваны формировать мы с вами. Образ учителя формируется нашим профессионализмом, гражданственностью, мудростью и соборностью. Об этом свидетельствует участие педагогов в одном из самых важных и престижных педагогических конкурсов „За нравственный подвиг учителя“. Победа в этом конкурсе — признание успехов региона в деле духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи. В 2014–2015 учебном году победителями регионального этапа Всероссийского конкурса стали 5 педагогов.

Уважаемые коллеги! Хочу привести слова известного деятеля культуры, который и сам был олицетворением культуры, — слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева об особенностях грядущего тысячелетия „Я мыслю себе XXI век как век гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождение чувства собственного достоинства, возрождение репутации человека как чего-то высшего, возрождение совестливости и понятия чести — вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке“. Как это близко теме наших Рождественских чтений! Как органично соединились для наших обучающихся мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы. Духовность неотделима от гражданственности, духовность неотделима от патриотизма! Но духовность неотделима от тех важных православных ценностей, на которых традиционно строилась наша культура, и о чем говорил академик Лихачев, — это совестливость, честь, порядочность, милосердие и сострадание — то, без чего не бывает доброй репутации человека. Это важно помнить, когда Вы будете реализовывать планы проведения Рождественских чтений в Ваших городских округах и муниципальных районах, при разговоре с детьми и их родителями.

Образование сегодня должно быть подчинено задачам воспитания! В „Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года“, принятой Постановлением Правительства Российской Федерации в конце мая этого года, отмечается, что „Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины“. А это значит, что вопросы духовно-нравственного воспитания и образования по — прежнему остаются наиболее актуальными и значимыми и требуют от нас новых, комплексных и системных решений.

Невозможно говорить о культуре, обществе и личности, не учитывая огромный потенциал учреждений культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта.

Музеи, самодеятельные театры, музыкальные и художественные школы, кружки эстетической направленности, библиотеки, физкультурно-оздоровительные комплексы — это целый образовательный мир, который открывает свои двери для наших детей!

Только совместные усилия, только комбинированные проекты с привлечением различных структур создадут то поле духовности и культуры, которое и будет оказывать стержнеобразующий компонент воспитывающего образования.

Дорогие коллеги! Реализуя задачи Рождественских чтений этого года, мы понимаем, что нас ждет большая и планомерная работа совместно с Московской епархией Русской Православной Церкви, с участием благочиния каждого муниципального образования Московской области, теперь уже, я надеюсь, и с учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.

Я от всей души желаю, чтобы наши дела были радостными и одухотворенными, дарили нам только самые теплые чувства и пробуждали в наших детях ту сопричастность высоким духовным и культурным образцам, которая дарит ощущение единства нации, значимости высокодуховной взрослой личности и побуждает к высокому гражданственному служению, отвечая тезису „Воспитание, культура, милосердие-путь длиною Жизнь“.

И пусть этот путь озарит мудрая рождественская звезда, которая станет для каждого из нас доброй и путеводной!

Счастья и радости! Дорогой Владыка, я приглашаю Вас наградить победителей регионального этапа Всероссийского конкурса „За нравственный подвиг учителя“ в этом году».

После выступления министра митрополит Ювеналий и М. Б. Захарова наградили пятерых лауреатов регионального этапа всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» грамотами.

В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады:

— «Традиция и новации: культура, общество, личность». А. Б. Мазуров, ректор Государственного социально-гуманитарного университета, депутат Московской областной Думы, профессор, доктор исторических наук;

— «Роль Ассоциации педагогов Московской области „Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры“ в воспитании подрастающего поколения». Президент Ассоциации, директор Духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, профессор, доктор педагогических наук Л. Л. Шевченко;

— «Значение отечественной православной культурной традиции для современного общества». Протоиерей Александр Хомяк, благочинный церквей Павлово-Посадского округа, настоятель Казанского храма г. Павловский Посад, преподаватель Коломенской духовной семинарии;

Итоги заседания в своем слове подвел Владыка митрополит Ювеналий:

«В этом году мы вспоминаем 1000-летний юбилей со дня блаженной кончины Крестителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира. В эти дни мы завершаем празднование данного юбилея, но, безусловно, в наших сердцах остается благодатный след. Мне кажется, что сегодня очень подходящий день подобрали для открытия Рождественских чтений, потому что сегодня заговенье на Рождественский пост. Нам предстоит многодневное поприще воздержания в ожидании спасительного праздника Рождества Христова. Если бы меня спросили: „Какое у Вас самое яркое и сильное впечатление об этой встрече?“, то я бы не задумываясь сказал, что это начало нашего заседания, когда мы на этом месте видели детей — учащихся воскресных школ, и меня до глубины души тронули слова исполнявшегося ими песнопения: „Нам в России без Бога не жить!“. Я, как пожилой человек, вспоминаю свои годы обучения в школе, то время, когда между школой и Церковью стояла огромная, непреодолимая идеологическая стена, и я считаю, это чудо, что она рухнула. Я никогда не забуду, с кем я в Московской области налаживал сотрудничество между Церковью и школой. Думаю, вы все понимаете, что я имею ввиду Лидию Николаевну, которая тогда была министром образования Московской области, с ее стороны это был смелый шаг, но благословенный, удачный, потому что сегодня мы уже встречаемся как братья и сестры, в духовном смысле этих слов. Нас ничего не разделяет, но объединяет общая забота о будущем России и подрастающем поколении. Об этих задачах мы сегодня много говорили. Я признателен Марине Борисовне, нынешнему министру образования Московской области, за то, что она сотрудничает с нами, и сегодняшняя встреча -лишнее доказательство того, что мы на верном пути. Конечно, административные меры хороши, но нам нужна и духовная основа. И в связи с этим я вновь и вновь хотел бы поблагодарить Людмилу Леонидовну Шевченко за то, что она усердно, я хотел бы подчеркнуть, мужественно все эти годы помогала нам закладывать прочную духовную основу, фундамент для духовного просвещения. Не могу не поблагодарить и Олега Борисовича, который уже не первый раз нас, представителей Церкви, так гостеприимно встречает и помогает нам осуществлять наше служение. Сегодня были прекрасные доклады, и я хочу от души поблагодарить всех, никого не выделяя, за их вклад в нашу работу и дискуссию. Мне хотелось бы немного пофилософствовать и сказать о том, что, как известно из истории христианства, у Спасителя было всего двенадцать учеников, а они в результате своей вдохновенной проповеди покорили весь мир Христу. Сегодня в нашем зале семьсот таких „апостолов“, и я очень надеюсь, что каждый из вас будет нести свое просветительское служение, неся в своем сердце любовь к Родине и ученикам. Мне хочется от души пожелать каждому из вас успехов в этом и призвать на вашу жизнь и на ваши труды Божие благословение».

Программа мероприятия завершилась пением кондака Рождеству Христову.


Темы: епископ Тихон, митрополит Ювеналий, епископ Роман, епископ Николай, епископ Константин, Рождественские чтения, администрация Московской области, муниципальные власти


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.