Открытие XII Московских областных Рождественских образовательных чтений

27 ноября в актовом зале Коломенской православной духовной семинарии состоялось открытие Двенадцатых Московских областных Рождественских образовательных чтений «Благословенный выбор святого Владимира, Крестителя Руси» в рамках проведения XXIII международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».

В торжественном открытии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Л. Н. Антонова, министр образования Московской области М. Б. Захарова, епископы Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Серпуховский Роман и Балашихинский Николай, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, представители системы образования Московской области, члены епархиального совета Московской епархии, благочинные церковных округов, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Вел мероприятие ректор КПДС, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Константин.

В начале Чтений хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева исполнил тропарь Рождеству Христову, после чего участникам заседания был представлен короткометражный фильм, посвященный святому князю Владимиру. Торжественное заседание открылось выступлением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия:

«Преосвященные Владыки!
Уважаемая Марина Борисовна,
дорогой Владыка ректор! Дорогие отцы, братья и сестры!
Уважаемые, дорогие и любимые наши гости!

Сердечно приветствую вас на открытии 12-х Подмосковных Рождественских чтений. Наши Рождественские чтения посвящены теме, которую мы в наступающем году будем повсеместно обсуждать и осмысливать — это тысячелетие преставления великого князя Владимира Крестителя Руси, прославленного Русской Православной Церковью в лике равноапостольных. Он внес выдающийся вклад в распространение веры Христовой, сопоставимый с трудами самих апостолов — учеников Спасителя.

Внук благочестивой христианки — мудрой великой княгини Ольги, но сам, бывший язычником, Владимир не сразу пришел к познанию Истины. Когда же всем сердцем он принял Божественное учение Иисуса Христа, то сделал все от него зависевшее, чтобы Древняя Русь стала частью христианской цивилизации, установив духовные и культурные связи с Византией.

Крестившись сам, он, начав со столичного града Киева, привел ко Христу своих подданных. Как сообщает „Повесть временных лет“, великий князь, приобщив Древнюю Русь к евангельской правде, так молился Богу: „Боже великий, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны.

Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу“.

Это был великий исторический поворот в отечественной истории, коренным образом изменивший все стороны жизни нашего Отечества. Православие стало крепким духовным основанием в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом, придало специфические отличительные черты государственному устройству, а также культуре во всех ее проявлениях.

В наши дни идут нескончаемые дискуссии о том, как следует преподавать отечественную историю, какие должны быть учебники. Думаю, что ключевым подходом к проблеме должно быть стремление образовательной системы, чтобы донести до подрастающего поколения достоверную картину исторических событий, а, с другой стороны, способствовать формированию культурно-исторической идентичности и духовно-нравственному воспитанию молодых людей.

Церковь, сотрудничая со школой, естественно хочет поделиться знаниями о духовном наследии нашего народа.

В начале ХХ века пламенный проповедник, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: „Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры, чрез которую спаслось множество верных в предшествовавшие нам века, да и в наше время. Спрошу вас и себя: умножаем ли мы вверенный нам талант веры православной? Стараемся ли жить по вере? Стараемся ли оправдывать добрыми делами свое христианское звание? Творим ли плоды покаяния? Стараемся ли украшать себя всякою христианскою добродетелью? — Все дремлет и спит… Восстань же, русский человек, воскресни от мертвых и осветит тебя Христос“ (см.: Еф. 5:14).

Отец Иоанн говорил о событиях своего времени. И действительно, в минувшем столетии религиозные основы народной жизни были серьезно нарушены. Сегодня же мы являемся свидетелями постепенного духовного возрождения. Для множества людей вера стала краеугольным камнем их бытия. Даже те наши сограждане, которые не причисляют себя к верующим, в значительной своей части признают, что православное христианство является основой русской культуры.

В этом контексте исключительное значение имеет сотрудничество между Церковью и школой, поскольку оно по сути своей выходит за рамки просветительско-воспитательного процесса, способствуя общественной консолидации путем утверждения принципов исторической преемственности и формирования укорененной в традиции системы ценностей.

Хочу обратить ваше внимание и на то, что грядущий год объявлен в России Годом литературы. И здесь мне хотелось бы поставить вопрос педагогам: не настало ли время расширить понимание того, что собственно есть русская классика?

Сегодня принято считать, что классическая литература — это от Пушкина и до начала ХХ века. Кроме того, в минувшем столетии принято было говорить о „советской классической литературе“. И все. В результате создается такое впечатление, что нашей письменности от силы два с половиной века.

Думаю, что древнерусская литература недостаточно глубоко освоена школьной программой. Наверное, сказывается наследие атеистического периода, когда избегали сосредотачивать внимание учащихся на произведениях, пронизанных духом православия. Теперь учитель может свободно знакомить учащихся с сокровищами письменности русского средневековья, с нашей „неизвестной классикой“. Подумать только, уже издано 18 томов нового академического издания „Библиотеки древнерусской литературы“, а сколько из опубликованных там произведений освоено школой, а сколько известно широкому кругу наших соотечественников?

А ведь это свидетельство о наших культурных и исторических корнях, о нашей связи с наследием просветителей славян святыми братьями Кириллом и Мефодием, с делом равноапостольного великого князя Владимира, с широким контекстом общемировой культуры, и в то же время — памятник уникальной русской национальной самобытности. Не пора ли извлечь из-под спуда это сокровище и показать подрастающему поколению? Я привел лишь один пример того, в каком направлении может развиваться наше сотрудничество в плане приобщения детей и юношества к отечественному наследию, воспитания широкого культурного кругозора и патриотического мировоззрения. В заключение хотел бы поблагодарить министра образования Московской области Марину Борисовну и всех ее коллег за преемственное продолжение деятельного участия в нашем историческом — и по времени развития, и по значению — соработничестве. Моя особая признательность и тем священнослужителям Московской епархии, которые активно и творчески включились в образовательный процесс, участвуя в нем не только в рамках церковных образовательных программ, но и многообразно сотрудничая со светской школой.

Непростые обстоятельства последнего времени показывают жизненную важность общественного единения для страны и народа.

Осознание своей причастности к определенной земле и конкретной нации, преданность долгу и ответственность за судьбы Родины не возникают на пустом месте. Все это воспитывается в человеке с юного возраста. Совместные труды Церкви и школы сегодня как никогда востребованы временем.

На всем протяжении начинающихся Рождественских чтений мы будем в разных аудиториях говорить о духовных основаниях нашей жизни, об исторической преемственности, о традиции и культуре, о дальнейших путях развития образовательной деятельности. Господь да благословит наше соработничество и да принесет оно добрые плоды на ниве воспитания и просвещения!
Спасибо за внимание!»

По окончании выступления Владыка Ювеналий поздравил начальника управления образования Коломны Т. В. Старателеву с юбилеем и вручил ей медаль Московской епархии «За жертвенное служение» II степени.

Затем с приветственными словами выступили член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Л. Н. Антонова и министр образования Московской области М. Б. Захарова. В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады:

— Историческое значение Крещения Руси князем Владимиром. А. Б. Мазуров, ректор МГОСГИ, депутат Московской областной Думы, профессор, доктор исторических наук;

— Духовный выбор князя Владимира и его воздействие на классическую и современную литературу. Священник Илия Ничипоров, преподаватель КПДС, доктор филологических наук, профессор МГУ;

— Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей в городском округе Коломна. Т. В. Старателева, начальник управления образования администрации городского округа Коломна;

— Современный человек перед выбором веры, как воспитать человека, способного сделать выбор. Протоиерей Илия Шугаев, преподаватель КПДС, член Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, кандидат богословия;

Итоги заседания подвел Владыка митрополит Ювеналий, который сердечно поблагодарил всех участников за труды и пожелал им помощи Божией в проведении Чтений. Программа мероприятия завершилась концертом хора духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева.

митрополит Ювеналий, епископ Роман, епископ Тихон, епископ Константин, Коломенская духовная семинария, администрация Московской области, Рождественские чтения

© 2001—2016 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)