Главная/Новости/2014/Январь/19/

Интервью о празднике Крещения Господня с протоиереем Игорем Гагариным

Интервью с настоятелем храма святого Иоанна Предтечи в селе Ивановском протоиереем Игорем Гагариным. Эта беседа посвящена «крещенской теме», но не столько празднику, о котором, слава Богу, большинство людей неплохо осведомлены, а значению самого Таинства Крещения. Кажется нам «все известно» об этом обряде, но каков истинный смысл совершаемых во время Таинства и подготовки к нему действий?

— Отец Игорь, расскажите немного об истории обряда Крещения. Как выглядит это Таинство в свете библейских событий?

— Слова «крещение», «креститься» встречаем в самом начале Евангелия, когда Иоанн Креститель совершал крещение израильтян в Иордане. У нас эти слова звучат как производные от слова «крест». В подлинном греческом тексте употребляется слово «баптисма», что переводится как «погружение в воду». Иоанн Креститель, долгие годы пребывавший в пустыне, в посте и молитве, вышел на проповедь покаяния в преддверии близкого прихода Христа. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Проповедь этого человека произвела удивительное действие на народ. Огромные толпы людей, «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5,6).

— Чем вызван был такой энтузиазм, такой массовый духовный подъем, который охватил народ?

— Жажда правды неотделима от природы человека. Иногда она присутствует в душе в столь малой степени, что не ощущается ни окружающими, ни самим человеком. Но когда среди людей появляется подлинный праведник (что бывает очень редко), стремление к правде, то есть к настоящей, полной, достойной человека жизни, у окружающих усиливается многократно. И тогда человек оказывается способным принять такие решения, которые могут перевернуть всю его жизнь. Мы, христиане, называем это обращением. Такое произошло со многими из тех, кто приходил к Иоанну Крестителю. Впрочем, не со всеми. Для кого-то это был только душевный порыв, который волнует, много обещает, но быстро проходит.

Так или иначе, все, приходившие к Иоанну креститься, намеревались изменить свою жизнь. Это же намерение должно присутствовать и в душах тех, кто приходит к крещальной купели сегодня. И хотя то крещение, которым крестил людей Иоанн Креститель и то, которым крестит сегодня Церковь Христова, — совсем не одно и то же, не вспомнить Иоанна, говоря о Таинстве, нельзя. Как сам Иоанн был Предтечей Иисуса Христа, так его крещение было предтечей нашего Крещения.

— Каково главное условие, необходимое для крещения?

— Вера в Бога — необходимое условие Крещения. Мы верим, что все прекрасное, чистое, светлое, доброе и разумное проистекает из невидимого Источника, что всякая красота земная — лишь слабое отражение Красоты Небесной, которую пока не можем видеть, но которая откроется нам в жизни будущего века, если не свернем с избранного пути и сохраним верность крещальным обетам. Но ведь далеко не все видимое нами добро и прекрасно. Нельзя забывать нам о существовании диявола. Есть темный и злой дух, извративший свое бытие, возненавидевший Господа и все сотворенное Им, стремящийся испачкать все чистое, совратить, разрушить и в конечном счете погубить любое творение Божие. До Крещения мы все еще порабощены дияволу, он имеет достаточно большие возможности управлять нашими чувствами и принуждать делать то, чему противится совесть даже неверующего человека. Чтобы освободить человека от этой постыдной зависимости, во время Таинства Крещения священник читает четыре запретительные молитвы, трижды дует крестообразно на уста, чело и грудь крещаемого со словами «Изжени и него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его». Все же недостаточно даже этого. Господь дал нам царственную свободу, которая, между прочим, выражается в способности человека самостоятельно принимать решения. Изменить эти решения не подвластно никому, даже, как ни странно это звучит, Самому Богу. Сколько ни читай мы молитв и запрещений, они будут бессильны, если сам человек не отречется от того, кто тиранил и обманывал его, подталкивал ко греху. Трижды спрашивает священник, «отрицается» ли крещаемый «сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всея гордыни его» и трижды должен он и его восприемники (или, если младенец только восприемники) ответить: «Отрицаюся». Затем снова трижды на вопрос, отрекся ли, отвечает: «Отрекся». В заключение всем участникам происходящего необходимо дунуть и плюнуть в сторону запада и только затем повернуться на восток. Часто приходится видеть на лицах участвующих в Таинстве с трудом сдерживаемые улыбки. Как-то не очень серьезно выглядит в их глазах это действие с дуновением и плюновением. Однако, на деле все очень серьезно.

Плюнув символически на сатану, мы обращаемся против истинного виновника зла и его аггелов, а не против «игрушечного» рогатого черта из мультфильма.

— Некоторые люди наивно полагают, что окрестить ребенка или самому покреститься «дело недолгое» — надо договориться заранее, прийти в церковь с «крестными родителями» и собственно совершить обряд. Так ли это?

— Раньше, особенно в советское время такое бывало. Но это были другие условия. Люди крестились тайком, по традиции, потому, что так поступали их родители, бабушки и дедушки. Люди понимали, что приобщаются к Богу, к Православной Апостольской Церкви, но не полностью могли понять то, что происходило с ними. Времени на это не было, так как за Крещение и собственное, и детей часто ждали репрессии и для крещенных, и для священнослужителей. Однажды я беседовал перед Крещением с одним взрослым человеком. Рядом с ним был его друг, давно уже крещенный. Когда беседа была завершена, и мы готовы были перейти к самому совершению Таинства, этот друг воскликнул: «Батюшка, а можно и меня тоже крестить!» — «Да ведь вы уже крещены!» — «Тогда я ничего не понимал». Разумеется, крестить его я не стал, а объяснил, что в его случае есть совсем другой путь обновить свои отношения с Господом — через познание, получение знаний, информации.

Крещению предшествует подготовка. Традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) — оглашение — Крещение. Оглашение (подготовку уверовавших людей к Таинству Крещения) следует проводить со всеми взрослыми, желающими принять Таинство Крещения.

— Батюшка, расскажите об оглашении.

— Крещению предшествует оглашение, то есть наставление в истинах веры. Длилось оно в первые годы христианства до двух лет. Только после серьезного изучения Священного Писания и Предания мог человек стать членом Церкви Христовой. Сейчас этот подход во многих местах возрождается. Во многих приходах создаются группы, в которых проводятся занятия по подготовке желающих креститься. Процесс катехизации, то есть оглашения необходим. Конечно, невозможно начинать катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения веры во Христа. При этом человек, обретая веру во Христа, должен представлять себе, в чем вера заключается. Необходимость подготовки к Таинству Крещения, оглашению отмечена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом: «…Считаю, что прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения…»

Но и в самом чинопоследовании Крещения есть молитвы и священнодействия, которые мы называем оглашением.

В первой из этих молитв священник трижды дует на лицо «хотящего просветиться», трижды осеняет его крестным знамением и возлагает на голову его руку. Прекрасны и возвышенны слова молитвы этой, где мы просим Господа «отставить» от пришедшего к Нему все его заблуждения, наполнить его верой, надеждой, любовью, дать ему силы ходить в заповедях Христовых, написать его в Книге Жизни и присоединить его к «стаду наследия» Божия. Мы просим Господа, чтобы очи Его всегда взирали милостью на крещаемого, а уши всегда слышали глас моления его; чтобы Господь возвеселил его в делах рук его… Таким напутствием сопровождает Церковь первые шаги ставшего на путь, ведущий в Царство.

— Во время крещения человек не просто входит в воду, а погружается в купель с головой. Почему?

— Погружение в купель — завершающая — главная часть Таинства Крещения. Крещаемый входит в купель и священник трижды погружает его с головой в воду, произнося: «Крещается раб Божий (произносится имя) Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Таинство свершилось! Из купели выходит новый человек, не тот, кто входил в нее. Тот умер и был погребен, когда крещальные воды сошлись над его головой. И теперь родился новый. Умер тот, который во Адаме, родился тот, который во Христе.

И все-таки, как правильно понимать эти слова? Ведь не буквально же? Ведь, как недоумевал фарисей Никодим, «как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин. 3:4) Все присутствующие при совершении Таинства видят того же самого человека и до, и после Крещения. То же тело, те же черты лица… Но ведь разве это — самое главное в человеке! Что же главное?

А главное-то, что в сердце нашем. Здесь мне хочется вспомнить слова, которые в одной из бесед произнес митрополит Антоний Сурожский. Он говорил, что через всю жизнь пронес слова, сказанные ему в юности отцом: «Запомни, жив ты или нет, не должно иметь большого значения ни для тебя самого, ни для окружающих. А значение имеет то, во имя чего ты живешь и во имя чего ты готов отдать свою жизнь». Все мы стоим столько, сколько стоит то, что мы ценим, чем мы дорожим, к чему стремимся. Что такое смерть? Окончание жизни. И если в Крещении мы приняли решение покончить со старой жизнью, той, в которой было многое и плохое и может быть даже очень хорошее, но не было главного — знания Христа, то Крещение — воистину смерть. Что такое рождение? Начало жизни. И если теперь для нас начинается новая жизнь, жизнь во Христе, исполненная веры в любовь Его, желания ответить на эту любовь любовью к Нему и ближнему, прославить Его делами своими, соединиться с Ним навеки, то воистину Крещение — новое рождение наше.

Возможно, в глазах окружающих это не очевидно. Но пред очами Божиими — это несомненно так. Возможно, кто-то из людей продолжает за что-то обижаться на него, что-то не прощает ему, а Бог простил все.

Сейчас человек обрел нечто ценнейшее в жизни — ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ.

— Что означает нательный крестик?

Священник облачает «новопросвещенного» в белые одежды, которые символизируют обретенную им душевную чистоту. Это же воспоминание о Преображении Господнем, когда Господь возвел на гору Иоанна, Иакова и Петра и «преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9:2,3). Каждый из нас тоже призван преобразиться и просиять в этом темном мире светом Христовым. Вместе с белыми одеждами, по древней традиции, надеваем мы на «новопросвещенного» нательный крест. Это — знак любви Христовой.

Однажды во время семинара с верующими школьниками я нарисовал на доске крест и спросил: «Что означает этот символ для нас, православных? Только ответить на этот вопрос прошу не рассуждением, а одним единственным словом». Ответы были в основном такие: «страдание», «мука», «смерть», «жертва»… «Все так, — соглашался я, — все эти слова действительно мы обязательно вспомним, если необходимо будет рассказать о Кресте Господнем, но все-таки главное слово пока не названо».

В конце концов это слово было найдено. И, конечно, слово это — ЛЮБОВЬ.

Любовь — понятие многогранное. Мы знаем, как по-разному она являет себя в нашей жизни. Любовь родителей и детей, братьев и сестер, друзей, супругов; любовь к родине, к искусству… это ведь совсем не одно и то же. Но во всех этих и многих других случаях пользуемся мы этим словом — любовь. А какая же из всех «любовей» самая сильная? Супружеская? Материнская?..

Об этом могут спорить те, кто не знает Евангелия. Для христиан вопроса здесь нет. Самая сильная на свете любовь — любовь Бога к человеку. Любая другая любовь — лишь отражение, слабое подобие этой любви. Причем это любовь не к какому-то человеку абстрактному, не к человеку «вообще», но к каждому конкретному человеку. И это не голословное утверждение. Оно подтверждено таким веским аргументом, весомее которого не бывает — смертью, и смертью крестной. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.3: 16).

Не всякому стороннему наблюдателю понятен смысл нашего благоговейного почитания знака креста. «Да ведь это же орудие казни!- недоумевают они, — казни Того, Кого вы, христиане более всего почитаете». Все правильно. Те, кто приговорил Его к распятию, избрал для Него крест в качестве орудия не только самой мучительной, но и самой позорной, самой некрасивой смерти. Не могли они предположить, что Его Любовь превратит этот позорный знак в знамение победы над смертью.

И потому Крест Христов, свидетельствуя о смерти Господа, говорит нам главным образом о любви Его, во имя которой пошел Он на эту смерть. Крест- знак любви Христовой.

Мы говорили о взрослых людях. А как же дети, младенцы? Им трудно или просто невозможно понять такие непростые вещи. Может креститься лучше во взрослом возрасте?

Действительно, Крещение подразумевает веру, а какая может быть вера у сорокадневного младенца? Не подождать ли, пока вырастет? Так поступают некоторые протестанты, например баптисты.

Но ведь именно в первые годы и даже месяцы формируются в душе человека черты, которые станут основой его характера. В раннем младенчестве задается душе то направление, по которому пойдет дальнейшее развитие. Действительно, нет еще у младенца полноценного сознания, но ведь наши склонности и влечения произрастают из области, которая гораздо глубже сознания. Разумно ли будет лишить ребенка благодати, которую не получить нигде, кроме Церкви, в тот период его жизни, когда он особенно в ней нуждается.

Если воспитание ребенка в руках сознательно верующих, воцерковленных людей, то их вера служит достаточным основанием для крещения ребенка. Когда родители и крестные понимают смысл Крещения, веруют и исполнены решимости воспитать в вере младенца, нельзя откладывать таинство «на потом». Если в раннем младенчестве не посеем в душе ребенка семена вечной жизни, там могут быть посеяны другие семена. И наоборот, если ребенок будет учиться говорить, думать и молиться одновременно, трудно представить, что он вырастет неверующим. Ребенку, который с детства слышит от самых близких о любящем Отце Небесном, видит, как родители молятся Богу, регулярно причащается Святых Тайн Христовых, ничего в себе ломать не надо. Вера входит в его сердце естественно и свободно.

— Немало случаев, когда люди принимают Крещение, будучи совсем пожилыми или очень больными. Что это дает им?

— Никогда не могу без волнения вспоминать одну встречу. Однажды пришел ко мне креститься пожилой человек. По всему видно было, что он очень болен. Был он очень бледен, с трудом стоял, пришлось даже его усадить. Когда, после Крещения и Миропомазания, мы трижды обходили с ним купель, лицо его выражало боль и с трудом удавалось, видимо, ему не застонать. Когда же пришло время воцерковления и Причащения, я сказал ему, что сегодня он идет к Чаше без исповеди, так как только что окрестился, «а вот в будущем…». И тут он мягко меня перебил: " У меня… нет будущего». Произнесено это было тихо и печально, но с такой убежденностью, что сомнений не было — жить на земле этому человеку осталось совсем немного.

И тут для меня с особенной наглядностью очевидной стала важность Крещения. Потому что теперь будущее у этого человека было! Было благодаря Таинству, которое произошло только что.

Даже самый здоровый и благополучный человек не имеет будущего, если не встретится со Христом и не соединится с Ним. Но тот, кто принял Его хотя бы даже в свой предсмертный час, кто соединился с Ним в Крещении, тот обрел подлинное будущее, то будущее, к которому только и стоит стремиться.

Как мог, я постарался объяснить это человеку, который еще около часа назад был приговоренным к смерти, а теперь стал наследником Жизни Вечной. Тот, кто соединился с Бессмертным, сам становится бессмертным, и теперь, говоря словами апостола Павла, " … ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.8:37–39)

Случай, который я вспомнил, все-таки исключительный. У большинства крестившихся их будущее в значительной мере будет проходить в условиях земной жизни. И если бы нам предложили символически изобразить эту дальнейшую жизнь в виде рисунка, то наиболее точным рисунком, думаю, стало бы изображение лестницы. Лестницы, основание которой на земле, а последние ступени — в небесах. Впрочем, последних ступеней у этой лестницы нет. Движение к Богу, начавшееся в день Крещения, не должно уже завершиться никогда, ни в этом веке, ни в будущем. Ведь движение это — возрастание в любви, в познании Господа. Этот путь бесконечен.

Впрочем, восходя к Богу, мы идем не к тому, кто уходит от нас, и не к тому, кто стоит на месте, а к Тому, Кто идет навстречу. Хорошо сказал один проповедник: " Когда ты делаешь к Господу один шаг, Он делает навстречу тебе триста шагов». В день Крещения ты сделал этот один шаг. Первый шаг. Теперь — идти и не останавливаться!


Темы: Богородский округ, Информационные


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.