Коломенский Крестный ход

1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в Коломенском благочинии начался крестный ход, посвящённый 110-летию канонизации преподобного. Главной его святыней стала икона прп. Серафима из Свято-Духовского храма села Шкинь, чудесным образом обретённая в 1991 году, и потом снискавшая большую любовь коломенцев многими чудесами. В рамках крестного хода стартовал и ежегодный, уже десятый по счёту Миссионерский поход молодёжи по Коломне и Коломенскому району, в котором приняли участие ребята из Православной гимназии при Троицком храме (Щурово), воскресных школ и другая молодёжь. Духовное окормление участников похода осуществляли протоиереи Вадим Маркин и Георгий Муравлёв, а также священник Михаил Власов.

Праздник начался с самого утра. Божественной литургией в Свято-Духовском храме села Шкинь. На торжественное богослужение собрались жители села, коломенцы приехали на специально заказанных автобусах (для этой цели автоколонна 1417 благотворительно предоставила два автобуса, один из них — фирменный автобус «Русский князь»). На богослужении присутствовал глава Коломенского района Н. М. Оттясов.

Возглавил Литургию благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, ему сослужили: настоятель Свято-Духовского храма священник Иоанн Новиков и духовенство благочиния. Литургия совершалась в центральном алтаре храма, что бывает нечасто, поскольку он находится в стадии реставрации. Зато у молящихся была возможность оценить всё былое великолепие этого ампирного храма, столь необычного для сельской глубинки

За Литургией было много причастников: и жители Шкини, и приехавшие из города и соседних сёл участники крестного хода. После службы, подойдя ко кресту, каждый получил в подарок небольшую копию шкиньской иконы прп. Серафима. Затем, положив начало молебну, крестоходцы вышли из храма с пением тропаря, величания прп. Серафиму Саровскому и других песнопений и направились по дороге, ведущей к посёлку Индустрия. По обеим сторонам дороги раскинулись поля, необъятные дали — местность здесь ровная, безлесная, и шкиньский храм было видно почти на всём протяжении пути. Войдя в посёлок, крестный ход замедлился: жители Индустрии вышли навстречу, каждый хотел поклониться прп. Серафиму, приложиться к иконе. Все они также получили маленькие иконки на память. Возле детского сада задержались чуть дольше, чтобы дети тоже смогли приложиться: старшие прикладывались сами, младших поднимали взрослые.

С главной улицы крестный ход неожиданно свернул на задворки и вышел к неказистому на первый взгляд домику: когда-то здесь располагался склад. И лишь несколько лет назад в полуразвалившейся постройке признали существовавший до революции храм Владимирской иконы Божией Матери. В богоборческую эпоху он лишился главки, колокольни и алтарной апсиды, и лишь сводчатые потолки, резные каменные наличники вокруг окон и полуколонны по углам стен выдавали изначальное предназначение здания. Сейчас храм окормляет Свято-Духовский приход, здесь служатся молебны, изредка совершается Литургия. Икону прп. Серафима внесли в храм, помолились, жители посёлка приложились к святому образу. Затем участники крестного хода отправились дальше, в село Непецино, где находится храм иконы Божией Матери «Знамение» с приделом вмч. Георгия Победоносца. Голубая церковь с золочёным шпилем, отражающаяся в водной глади пруда, хорошо видна с Московской дороги, а недавно портик фронтона и обращённая на дорогу стена украсились мозаиками, так что вид стал ещё краше. У храма крестоходцев встречал настоятель протоиерей Димитрий Киреев вместе с многочисленными прихожанами. Когда вошли внутрь, то еле поместились: храм сейчас расписывается, и изнутри он весь в лесах. Гостеприимные жители Непецина напоили крестоходцев чаем с пирогами.

Далее на автобусах проследовали в село Андреевка, к поклонному кресту на месте некогда стоявшей здесь церкви свв. бессребренников Космы и Дамиана, где также собрались местные жители. Крест утопал в цветах, люди стояли с зажжёными свечами. Как и в предыдущих храмах, отец благочинный сказал слово о крестном ходе, о значении памяти прп. Серафима, вспомнил историю иконы, украденной из храма в 2008 году, а потом возвратившейся.

После того, как все приложились к чтимому образу, крестный ход проследовал дальше. В этот день он побывал в храме Успения Божией Матери в селе Мячково и Никольском в селе Черкизово. Здесь перед иконой был отслужен молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому.

В рамках миссионерских встреч в 19.00 в Доме-музее Шервинских в Черкизове собрались сельские жители, не только этого села, но и соседних, а также молодёжь и подростки — участники миссионерского похода, расположившиеся лагерем неподалёку, на живописном берегу Москвы-реки. Среди пришедших были начальник управления культуры Коломенского района Г. Н. Большекова и глава сельского поселения «Радужное», куда входит и Черкизово, С. Л. Тельнова. Протоиерей Вадим Маркин рассказал о крестном ходе, главная идея которого — объединение людей в молитве, что является лучшей памятью прп. Серафиму. Затем был показан фильм «Гибель империи. Византийский урок», после которого отец благочинный ответил на вопросы. На этом первый день крестного хода завершился, а его участники разошлись по домам, чтобы набраться сил для следующего дня. Участники миссионерского похода — 56 человек — потеснились, чтобы дать место в своих палатках и другим крестоходцам, пожелавшим остаться здесь на ночь.

День второй

Второй день крестного хода начался с торжественного перенесения иконы прп. Серафима из Никольского в Успенский храм того же села Черкизова. Некогда бывший домовой церковью усадьбы князей Черкасских, в богоборческие годы, в отличие от скромной деревенской Никольской церкви, он был закрыт и разорён. Возрождение святыни идёт медленно, сделаны внешние работы по консервации, верхняя часть побелена, купол и главки покрыты железом. Внутри — голый кирпич, однако в ротонде под куполом сохранились остатки штукатурки, кое-где уцелела лепнина. По этим небольшим деталям можно вообразить домовый княжеский храм во всём его былом великолепии.

На Литургию в Успенскую церковь пришло столько людей, что едва вместились: стояли в полумраке, с зажжёнными свечами, алтарем служил четверик храма, иконостаса еще нет. В такой обстановке совершилась Божественная литургия, положившая начало второму дню крестного хода. Большинство стоявших на службе причащались. Это были участники крестного хода, Х миссионерского похода, дети из Православного приюта при Троицком храме в Щурове, местные жители. На богослужении молились пророку Илии, чья память праздновалась в этот день — 2 августа.

После Литургии благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев рассказал о житии пророка Илии — этого замечательного подвижника глубокой древности, чей день памяти следует сразу за днём прославления прп. Серафима Саровского. Затем состоялось общее чаепитие в Доме Шервинских, приготовленное гостеприимными сотрудниками музея. Далее крестоходцы отправились через Черкизовский понтонный мост в посёлок Пески.

Своей церкви в Песках не было, верующий народ ходил молиться за реку, в Черкизово. Лишь несколько лет назад был устроен небольшой Никольский храм в пустовавшем здании магазина. Крестный ход остановился в центре посёлка, перед административным зданием. Здесь продолжился молебен, отец Владимир произнёс краткое слово, а жители Песков имели возможность приложиться к иконе. Впрочем, и по дороге приходилось несколько раз останавливаться, чтобы желающие могли приложиться или пройти под иконой.

Из Песков на автобусах переехали в Бобренев монастырь, где крестный ход встречал игумен обители Пётр (Дмитриев) с братией, а также священники Коломенского благочиния, чьи храмы находятся поблизости. Икону прп. Серафима внесли в храм Феодоровской иконы Божией Матери, молящиеся вошли следом.

Дальнейший путь лежал через Бобреневский понтонный мост, к древней Коломне. Когда подходили к мосту, внезапно в небе появились четыре точки. Они быстро приближались, и вот уже стало видно, что это самолёты. Они трижды довольно низко прошли над людским потоком, и, покачав на прощанье крыльями, скрылись за облаками. Так лётчики с Мячковского аэродрома приветствовали крестный ход с воздуха.

У портовой гостиницы «Коломна» уже ожидал катер «Дмитрий Донской», который благотворительно предоставил «Порт Коломна». На борту его была установлена передвижная звонница, и колокольный звон далеко разносился по реке. Икону погрузили на борт, туда же взошли участники крестного хода. А кто не поместился, отправились по суше к условленному месту — набережной Дмитрия Донского в микрорайоне Колычёво.

Пройдя с колокольным звоном по Москве-реке, катер пристал к берегу там, где она впадает в Оку. Здесь крестный ход зашёл в Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и был встречен братией во главе с игуменом Варлаамом (Горбуновым). В Богоявленском соборе монастыря был совершён молебен. Братия, прихожане монастыря и жители ближайших сёл приложились к иконе.

Снова погрузились на катер и проследовали по Оке, огибая город. Участники миссионерского похода сопровождали катер на двух яхтах — «Святитель Николай» и «Святитель Филарет». У пляжа, что напротив набережной Дмитрия Донского в Колычёве — любимом месте отдыха коломенцев, бросили якорь.

На высоком берегу реки, у лестницы, заслышав колокольный звон, уже собрались встречающие: духовенство, жители Колычёва. Прикладывались к иконе очень долго — так много было желающих. Затем пешим порядком двинулись дальше, по улицам этого молодого городского района, расположенного на месте, где собирал войска перед Куликовской битвой св. блгв. князь Димитрий Донской.

В 2003 году на окраине района, в с. Протопопово (посёлке им. Кирова) появился маленький деревянный храм в честь прп. Сергия Радонежского. Но такой церкви на весь огромный район явно было мало, и чуть позже рядом начали возводить кирпичный Троицкий храм, в память об одноимённой церкви, существовавшей здесь до революции, а потом уничтоженной. Вот к этому-то строящемуся храму и направился крестный ход, проследовав через всё Колычёво, почти обогнув его по кругу. Как заметил отец благочинный, по этой земле вот так, крестным ходом, никогда никто не ходил, это делается впервые. В пути приходилось часто останавливаться, так как многие колычёвцы желали почтить чудесный образ, помолиться прп. Серафиму.

В строящейся Троицкой церкви завершился молебен, который продолжался с небольшими перерывами целый день: с 10 утра до 6 вечера. Настоятель Троицкого храма священник Олег Горбачёв совершил вечернее богослужение с акафистом прп. Серафиму Саровскому.

День третий

Третий день крестного хода начался Божественной литургией в Троицком храме в Протопопове. Это была первая Литургия в строящемся храме. Снаружи он имеет вполне благолепный вид, а внутри ещё стоит без отделки.

На богослужение пришли не только крестоходцы, но и жители Колычёва, для которых протопоповский храм — ближайший к дому. Как и в предыдущие дни, было много причастников.

По окончании Литургии молящиеся совершили крестный ход на источник на берегу реки Оки, освящённый в честь прп. Сергия Радонежского. Источник этот известен с незапамятных времён и, по преданию, изведён из земли самим прп. Сергием. Здесь, у источника перед иконой совершили молебен прп. Серафиму Саровскому, помолились и прп. Сергию.

Протопопово — удивительное место. Некогда — богатое село близ Коломны, оно давным-давно вошло в черту города, но не было поглощено им. Здесь деревенский воздух, яблоневые сады, дыхание близкой реки. И даже название — Протопопово употребляется до сего дня, несмотря на то, что ещё в далёкие годы село официально было переименовано в посёлок имени Кирова.

После чаепития крестоходцам была дана короткая передышка, а икону на машине перевезли в Исправительно-трудовую колонию № 6, где находится домовый храм в честь прп. Серафима Саровского. В ИТК батюшки отслужили молебен, заключённые и сотрудники колонии приложились к чтимому образу.

В два часа дня молитва продолжилась в Троицком храме на Репне, где вновь собрались участники крестного хода. Много было детей, престарелых и больных, которых подводили близкие. Отсюда крестный ход направился в духовное сердце Коломны — Успенский кафедральный собор. По пути заходили в храм Архангела Михаила и два женских монастыря — Успенский Брусенский и Троицкий Ново-Голутвин. Везде молились, пели тропари и величания святому, народ и монахини прикладывались к образу.

Молебен завершился с прибытием иконы в Успенский кафедральный собор, где клириками храма был отслужен акафист прп. Серафиму, а затем совершено всенощное бдение. Здесь икона осталась до утра, с тем, чтобы на следующий день, после Божественной литургии отправиться в путь, завершая крестный ход.

А в 19.00 на берегу Москвы-реки, что зовётся коломенцами Блюдечком, можно было увидеть воздушный шар. На его корзине с четырёх сторон были сделаны надписи: «Русь, храни веру православную» и «1025 лет Крещения Руси». Возможность подняться ввысь, обозреть замоскворецкие дали и Соборную площадь с птичьего полёта, привлекла многих. Находившиеся в корзине шара, обозревая святыни древней Коломны, радостно пели тропари Святой Троице, Божией Матери и святым. Затем участники миссионерского похода возвратились в свой палаточный лагерь, развёрнутый на противоположном берегу Москвы-реки.

День четвёртый

Четвёртый, заключительный этап крестного хода начался в полдень воскресенья, после того, как в Успенском кафедральном соборе, где была установлена икона, завершилась поздняя Литургия. К моменту выноса иконы на Соборной площади собралось много народа: внутрь было не пройти из-за большого числа желающих приложиться. В это время завершились службы во всех коломенских храмах, и многие прихожане после богослужения спешили принять участие в крестном ходе. Икону вынесли из храма, и с площади в сторону Пятницких ворот вслед за духовенством потекла людская река. По пути останавливались у храмов: Николы Гостиного, Крестовоздвиженского — пели тропари и величание прп. Серафиму Саровскому, духовенство кропило народ освящённой водой. Выйдя из кремля древними Пятницкими воротами, остановились у входа в часовню вмц. Параскевы Пятницы: здесь отец благочинный тоже окропил народ.

Далее следовали по коломенскому Посаду, мимо храмов Покровского, Николы на Посаде, Христорождественского. У храма вмч. Никиты крестоходцев встречал настоятель храма отец Александр Чиков с прихожанами. Из домов тоже выходили люди, часто — целыми семьями, крестились, проходили под иконой, многие присоединялись к крестному ходу.

По старинной улице Посадской дошли до Гончарной слободы, где находится храм Богоявления в Гончарах. Здесь крестоходцев тоже встречали. Из-за многолюдства икону не стали вносить внутрь, молились у входа в храм, а затем обошли его крестным ходом. Дальнейший путь лежал в центр города, к Петропавловскому храму. Большой храм вместил всех крестоходцев. Помолились прп. Серафиму, возблагодарили Бога за это духовное событие, прошедшее на коломенской земле. Здесь отец благочинный обратился ко всем собравшимся со словами благодарности за совместную молитву в течении четырех дней.

Далее икону на машине перевезли в Коломенскую ЦРБ, где на месте будущего строительства храма в честь вмч. Пантелеимона отслужили молебен. Здесь снова собрался народ, подходили врачи и пациенты, прикладывались к иконе, всех также кропили святой водой. Затем духовенство прошло по корпусам и отделениям больницы, окропив освящённой водой врачей и больных. Каждому отделению была подарена уменьшенная копия иконы, сделанная специально к этому дню. Отец Владимир обнёс икону по палатам кардилогического отделения, где все желающие смогли приложиться к ней. Из больницы образ вновь отправился в путь по храмам Коломенского района: первым был Успенский в селе Андреевское. В пути крестоходцы, ехавшие в машине с иконой, пели тропарь и величание прп. Серафиму, о также воскресную песнь «Воскресение Христово видевше». Подъезжая к храму, запели тропарь Успения и святителю Николаю, поскольку рядом с Успенским храмом находится источник, освящённый в честь этого святого.

Помолившись в храме и дав возможность жителям села приложиться к образу, направились в село Богдановка. Здесь у храма Казанской иконы Божией Матери собралось много народа — не менее двухсот человек, впереди — настоятель храма отец Алексий Виноградов с алтарниками. Вход в храм был празднично украшен цветами, а от ворот до крыльца разостлан яркий ковёр. Когда подошли, стало видно, что «ковёр» на самом деле сделан из травы и живых цветов.

В Богдановке пришлось задержаться — так много было желающих приложиться к образу. Поскольку в маленьком храме поместились далеко не все, икону затем вынесли во двор, и здесь продолжали прикладываться. С Богдановкой прощались долго, а впереди был последний переезд — в Шкинь, где икона пребывает постоянно.

Настоятель Свято-Духовского храма отец Иоанн Новиков с прихожанами уже встречали крестный ход у входа. Икону внесли в храм и здесь завершили молебен, в последний раз приложились. Были здесь и юные участники Миссионерского похода, которые от начала до конца прошли этот крестный ход. Часть крестоходцев также сопровождала икону прп. Серафима Саровского все четыре дня, а на разных этапах крестного хода общее количество участников составило около пяти тысяч человек.

Сделав круг по Коломенскому району и Коломне, обойдя многие храмы, икона вновь вернулась на прежнее место. А участникам никак не хотелось расходиться. Отец Иоанн пригласил на чаепитие — всех ждали накрытые столы с горячим чаем, сладостями и домашней выпечкой.

Коломенский округ, крестный ход

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)