Выступление митрополита Ювеналия на открытии X Московских областных Рождественских образовательных чтений «Возрождение через просвещение»

Дорогая Лидия Николаевна!
Возлюбленные братья-сопастыри,
досточтимые педагоги!

Сердечно приветствую вас на открытии юбилейных, десятых Московских областных Рождественских образовательных чтений. За минувшие годы этот образовательный форум стал не только неотъемлемой частью богатого по содержанию и впечатляющего по объему сотрудничества между Церковью и школой, но и значимым событием в культурной жизни Подмосковья в целом.

Когда мы находились еще в самом начале пути, то видели свою задачу в том, чтобы последовательно способствовать постепенному возвращению образовательного сообщества, как педагогов, так и подрастающего поколения к отечественным духовным традициям. Этот путь не был легким, и он остается таковым. Невозможно в мгновение ока перестроить человеческую психологию, изменить сложившееся мировоззрение и особенности образа жизни людей. Для всего этого требуется время. Но, как показывают результаты нашей совместной деятельности, время работает на нас. Если на первые Рождественские чтения собралось всего лишь около ста человек и это тогда считалось «смелым экспериментом», то теперь в большом комплексе конференций, семинаров, круглых столов и культурных событиях в рамках чтений принимают участие тысячи и тысячи людей.

Задачи Рождественских чтений многообразны. Прежде всего, они нацелены на то, чтобы привлечь внимание общественности к тому значению, которое имеет православие для истории и культуры нашего Отечества. В течение длительного периода многие факты и идеи, имеющие отношение к нашему прошлому, или замалчивались, или намеренно искажались, — а теперь мы имеем возможность предложить людям достоверную информацию. Рождественским чтениям принадлежит в этом особая роль, причем в двух направлениях. С одной стороны, это популяризаторская миссия, направленная на то, чтобы донести и радость о Боговоплощении, и знания о духовных сокровищах православия до максимально широкой аудитории. Именно этим определяется методологический подход к организации чтений, заключающийся в распространении их по возможно большему числу муниципальных образований, поселков, деревень и сел. Стремимся мы и к тому, чтобы чтения проходили в течение относительно длительного периода, дабы проведение их могло стать по возможности предельно всеохватывающим.

Однако есть и другая сторона в нашей работе. С течением времени все большее число педагогов стало вовлекаться в процесс преподавания духовно-нравственных дисциплин в образовательных учреждениях Московской области. Об этом можно судить и по тому, сколько учителей прошли курсы профессиональной подготовки, и по тому, насколько подмосковные педагоги деятельно участвуют в творческой разработке программ и методик в этой области. Есть все основания говорить о том, что наше учительство горячо и искренне откликнулось на возможность совершенствования воспитательно-педагогического процесса при опоре на традиционные ценности. Поэтому-то формат чтений предполагает и обмен опытом, и широкое распространение нового педагогического опыта, тем самым стимулируя инновационную деятельность.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что наши Подмосковные Рождественские чтения имеют особое значение не только для церковно-школьного сотрудничества, но и для культурной жизни региона в целом.

На этот раз тема чтений — «Возрождение через просвещение». Хотел бы вместе с вами поразмыслить о том, что под этим подразумевается.

Завершающийся год назван в России «Годом российской истории». Таким образом, мы призваны с особым вниманием осмысливать свое прошлое, извлекая из него не столько практические (поскольку история не повторяется), сколько духовные и нравственные уроки. Обратим свой взор на две памятные даты — 400-летие освобождения нашей столицы от иноземных захватчиков в Смутное время и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. В обоих случаях патриотические устремления народа были направлены на защиту родной земли, православной веры и отеческих святынь. Церковь же благословляла и вдохновляла людей на подвиг. И упование наших соотечественников на помощь Божию не было поругано, Отчизна выстояла и обрела новую славу.

Но есть и другой, печальный юбилей. Исполнилось 90 лет с того времени, как голод 1922 года был использован советской властью в качестве повода для расстрела тысяч священнослужителей, монашествующих и мирян, осквернения и разрушения монастырей и храмов. В дальнейшем безбожная борьба с Церковью не прекращалась, а духовные основы народной жизни истощались, открывая путь моральной деградации.

С радостью празднуя первые два юбилея, мы не можем не признавать с печалью в сердце, что являемся непосредственными наследниками того периода российского прошлого, когда происходили и трагические события, связанные с третьей датой.

Возрождение общества начинается через осмысление совершенных ошибок, через восстановление порушенного и оскверненного, причем, в первую очередь, в человеческих душах. Святитель Макарий (Невский, +1926), наблюдая начало революционной смуты в России, пророчески говорил: «Мы отступили от Бога, нарушили заповеди Его, мы пренебрегли уставами Святой Церкви Его, и вот исполняется над нами то, что изрекла мудрость народная: той земле не устоять, где начнут уставы ломать».

Последние десятилетия стали временем постепенного восстановления духовных основ народной жизни. Происходит это непросто, сталкиваясь с определенными сложностями и подчас довольно жестокими противотечениями. И все же положительные изменения налицо. Одним из признаков этого является расширяющееся церковно-школьное соработничество. Я имею в виду, прежде всего, распространение преподавания знаний о православии в рамках целого ряда предметов духовно-нравственного цикла, для чего проведена масштабная переподготовка кадров. Радует нас и то, что сложился годовой круг событий, таких, как Рождественские чтения, Пасхальный фестиваль, День славянской письменности и культуры, мои регулярные встречи с руководителями органов управления образованием и с директорами образовательных учреждений и некоторые другие. Все это свидетельствует о том, что школа, в широком смысле этого слова, все активнее вовлекается в возрождение общественной нравственности. Действенным средством здесь является просвещение, которое способствует личностному формированию подрастающего поколения, будущего и надежды России.

Говоря так, я вовсе не хочу сделать вид, что не замечаю тех негативных явлений, которые мы наблюдаем в жизни общества, в первую очередь в молодежной среде. Имею в виду и уровень преступности, и степень распространения порочных увлечений, и продолжающееся разрушение семьи, выражающееся в по-прежнему высоком проценте разводов и в ужасающей численности абортов. Все это признаки упадка, которому мы противостоим в нашей совместной деятельности, направленной против этих общественных недугов, которую мы ведем, идя рука об руку — Церковь и школа, учитель и священник.

Нас радует то обстоятельство, что во многих муниципальных образованиях Московской области есть примеры установления дружественных отношений сотрудничества между педагогами и священнослужителями. Являющаяся наследием прошлого атмосфера отчуждения постепенно преодолевается и на смену ей приходят взаимоуважительное соработничество и конструктивный обмен опытом. Важно отметить, что происходит это на фоне общего положительного отношения родительской общественности и детей к возможности получения в образовательных учреждениях знаний о православии, о его месте в отечественной истории и культуре.

В сложившейся ситуации есть основания видеть залог дальнейшего поступательного развития духовно-нравственного просвещения и воспитания. Думается, что в будущем усилия должны быть направлены в сторону закрепления различных направлений этого процесса. Под этим подразумевается, с одной стороны, преподавание дисциплин, в рамках которых изучается православие, в широком спектре образовательных учреждений — от дошкольных, через средние и до средних профессиональных, а, с другой стороны, последовательная систематизация обучения в контексте различных возрастных категорий учащихся. Идя таким путем можно достичь реализации стоящих перед обществом задач в области формирования здорового духовно-нравственного облика подрастающего поколения.

Синонимом возрождения является — воскресение, центральное понятие христианского богословия, говорящее о преодолении смерти и обретении блаженства в вечной жизни в Царстве Небесном. Рассматривая в этой перспективе просветительскую деятельность, можно с уверенностью сказать, что, будучи ориентирована на нравственное возрождение нашего народа, она будет отвечать самым насущным нуждам российского общества.

В заключение я хотел бы, по традиции, предложить на ваше рассмотрение тему Подмосковных Рождественских чтений 2013 года — «Значение духовно-культурного и исторического наследия для современной России».

Эта тема на первый взгляд вполне обыденна и самоочевидна. С другой стороны, если посмотреть на наши до сих пор не восстановленные поруганные святыни, на заброшенные руины старинных усадеб, обратить внимание на падение интереса к отечественной культуре и родному языку, то можно понять, насколько она жизненна и актуальна. Еще очень многое предстоит сделать для того, чтобы историческая память помогала людям извлекать уроки из прошлого и с усердием и добрыми намерениями созидать будущее.

Выражаю всем присутствующим сердечную благодарность за просветительские труды на благо подрастающего поколения. Надеюсь, что нынешние Подмосковные Рождественские чтения будут интересными и насыщенными, пройдут с успехом.

Божие благословение да пребывает со всеми вами!

митрополит Ювеналий, доклады, Рождественские чтения

© 2001—2016 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)