Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на встрече с руководителями образовательных учреждений области в Коломне

Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!

Ваше Преосвященство! Уважаемый Владыка Константин!

Уважаемые коллеги, педагоги!
Всечестные братья и сестры!

Сегодня наша традиционная встреча проходит в необычный день. Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит Всемирный день предотвращения самоубийств с целью укрепления приверженности и поощрения деятельности по предотвращению самоубийств во всем мире.

Современные ритмы жизни и работы, а также, по-видимому, многие субъективные факторы приводят к тому, что в определенный момент человек решается на преступление — преступление против своей жизни. По статистике, в среднем, половина случаев насильственной смерти в мире приходится на самоубийства. По данным ВОЗ, общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.

Суицид — это глобальная и трагическая проблема для мирового здравоохранения. По статистике, в результате самоубийств в мире умирает столько же людей, сколько в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых. По распространенности случаев суицида лидируют развитые страны. Поэтому Международная ассоциация предотвращения самоубийств в сотрудничестве с ВОЗ призывают общественность и власти проводить в этот день мероприятия и акции по укреплению чувства ответственности за спасение жизни людей, которые могут быть потеряны в результате суицида. Необходимо на глобальном уровне повысить уровень информированности общественности о том, что самоубийства являются одной из основных предотвратимых причин преждевременной смерти.

Первенство принадлежит странам Восточной Европы. В Японии ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 30 тысяч человек. Наименьшие же показатели — в Латинской Америке и исламских странах. По Африке статистические данные практически отсутствуют.

В России в последнее время, к сожалению, также участились случаи суицидов, особенно среди подростков, что наиболее страшно…

Уважаемые коллеги-педагоги! Согласитесь, сегодня понятие «качество образования» включает не только учебные результаты, но и уровень социализации и культурного развития личности, которое формируется не в идеальных лабораторных условиях, а в условиях существующего социума. В последние годы мы наблюдаем устойчивый рост количества победителей регионального уровня Всероссийской Олимпиады, международных олимпиад, направленность на поиск смысла жизни, критичность ко взрослым, всплеск индивидуализма — создание и утверждение своего уникального «Я».

Однако на сегодня рост социальной неопределённости, фундаментальность происходящих социально-экономических изменений, становление информационного общества и новые виды информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка и риски развития детства.

Все они характеризуются изменением социального пространства — нарастающей тенденцией социальной стратификации детства, процессами маркетизации, диктующей новую этику рынка и потребления; отрывом ребенка от культурных традиций общества и его истории.

Вопросы развития семьи, наследование опыта семейных неудач и родительской неэффективности порождают дисгармоничные типы семейного воспитания. Неблагоприятной тенденцией остается обеднение и ограничение общения детей и подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности и мотивации общения, сотрудничества и кооперации. Вызывает тревогу нарастание тенденций бегства от реальности, рост компьютерной, игровой, эмоциональной и других видов зависимостей, особенно ярко выраженной у подростковой группы. На этом фоне возрастают трудности формирования гражданской идентичности личности и недостаточный уровень развития толерантности.

Мы многое делаем на сегодня для профилактики таких асоциальных явлений как детская и молодежная наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, являющихся наиболее острыми социальными проблемами.

Необходимо, чтобы уже в школе ребёнок получал «прививку» от асоциальных явлений, для этого нужно развивать интеллектуальные способности ребенка, реализовывать образовательные потребности ребенка.

Уважаемые коллеги, формируя интеллект наших детей, развивая их образовательные потребности, создавая условия реализации индивидуальных образовательных траекторий, мы с вами должны понимать безусловный приоритет формирования духовных ценностей и воспитания нравственности у наших детей.

В отсутствие этого главного смыслового стержня существования у любого человека, и в первую очередь, у человека растущего, происходит серьезнейшая деформация личности, мир распадается на отдельные более, а чаще, менее понятные фрагменты, поступки лишаются своей нравственной основы и приносят непоправимый ущерб развитию как самого человека, так и общества в целом.

Поэтому задача совершенствования региональной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения — важнейшая задача.

Сегодня для создания единого духовного образовательного пространства во всех муниципальных образованиях в рамках реализации школьного или регионального компонента базисного учебного плана созданы условия для предоставления возможности изучения основ Православной культуры, Духовного краеведения Подмосковья.

Во всех 72-х муниципальных образованиях предоставлена возможность для обучающихся с 1 по 11 класс по заявлению родителей или законных представителей изучать программы духовно-нравственной культуры.

Охват школьников изучением предметов духовно-нравственной направленности ежегодно увеличивается.

Основными предметами, преподаваемыми в школе в рамках духовно-нравственной культуры, являются «Духовное краеведение Подмосковья», «Православная культура».

Различны формы преподавания предметов:

  • Основной предмет — 48%
  • Факультатив — 25%
  • Кружок -27%

В 29 муниципальных образованиях в 100% общеобразовательных учреждений ведётся преподавание предметов духовно-нравственной культуры. (В 2010 — 2011 учебном году таких территорий было на 6 меньше).

Министерство образования Московской области отмечает тот факт, что на протяжении уже ряда лет в тех школах, где курсы православной культуры ведутся на всех ступенях общего образования, нет ни одного случая правонарушений или проявления асоциального поведения.

Это и есть главный результат, и чтобы он был проявлен в полной мере, в системе образования Московской области необходимо сохранить созданный ценой многолетних совместных усилий уникальный для образовательного пространства России ресурс. Это единый комплекс программ по изучению основ православной культуры, включающий создание вариативного учебно-методического комплекта и программ подготовки педагогов всех уровней образования и на всех ступенях школьного образования.

По результатам мониторинга на сегодняшний день большее количество классов, в которых изучаются предметы духовно-нравственного воспитания, наблюдается на параллели 7-ых, 8-ых и 9-ых классов.

Поэтому нам необходимо добиваться того, чтобы изучение этого курса велось не на отдельных ступенях в отдельных школах, а сохраняя и развивая принцип преемственности, с 1 по 11 класс, т. е. на каждой ступени общего образования. Мы должны помнить с вами: результат в таком сложном деле, как формирование высокого духовного и нравственного потенциала подрастающего поколения, может дать только системность.

С 1 сентября 2011 года все первые классы Московской области перешли на обучение в соответствии с Федеральными государственными стандартами начального общего образования. Министерство образования Московской области рекомендует в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию 1 час внеурочной деятельности отводить на реализацию духовно-нравственного направления и использовать сборник, изданный в 2011 — 2012 учебном году «Введение в „Добрые дела“ в рамках духовно-нравственного воспитания» для учителей 1-ых классов. Автор Л. Л. Шевченко. Программа носит культурологический характер и предназначена для использования во внеурочной работе со школьниками начальных классов образовательных учреждений всех типов. В дальнейшем предполагается разработка цикла учебных пособий для 2-ых, 3-х и 4-ых классов по ведению данного предмета.

С 1 сентября 2012 года во всех 4-х классах в соответствии с федеральным базисным учебным планом вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

2442 педагога из числа учителей начальной школы, истории, литературы, мировой художественной культуры, прошли курсы повышения квалификации по преподаванию курса ОРКСЭ.

По трем ведущим модулям разработаны:

  • программы повышения квалификации объемом 72 часа,
  • методические рекомендации для учителей по реализации учебных программ.

Подготовлены методические рекомендации по методическому сопровождению введения этих программ и диссеминации лучших инновационных практик по ОРКСЭ через сеть региональных стажировочных площадок.

63 774 четвероклассника вместе с их родителями (законными представителями) осуществили выбор учебного модуля.

Все обучающиеся четвертых классов обеспечены учебниками для изучения предмета согласно выбору.

На сегодня единая комплексная региональная программа, объединяющая курсы по изучению православной культуры, других религиозных культур и светской этики, позволяет решать целый ряд задач высокой степени сложности:

  • формирование у обучающихся гражданской идентичности и «чувства общей судьбы» — через изучение историко-культурологических и духовно-нравственных основ традиционной для Подмосковья православной культуры,
  • формирование чувства национального самосознания в едином многонациональном пространстве Московской области,
  • формирование толерантного сознания через ознакомление с религиозными основами различных культур.

Приобщение наших школьников к богатейшим историко-культурным традициям Подмосковья формирует у них чувство включенности в процессы исторического развития региона и осознанную гражданско-патриотическую позицию.

Системность подхода к духовно-нравственному воспитанию в Московской области не ограничивается введением предметов духовно-нравственной направленности в общеобразовательных учреждениях.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

С 2010 года в Московской области организовано ознакомление воспитанников с предметами духовно-нравственной культуры в дошкольных образовательных учреждениях.

В 2011–2012 учебном году организовано знакомство с основами духовно-нравственного воспитания для 27-ми с половиной тысяч воспитанников в 432-х дошкольных образовательных учреждениях Московской области.

Формы работы с детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Московской области в рамках духовно-нравственного воспитания различны: это и занятия, и цикл бесед, и прикладное творчество.

Таким образом, дан старт работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках тех задач, о которых говорилось ранее. Плодотворной она может стать при соблюдении нескольких условий: желание педагога заниматься духовно-нравственным воспитанием, желание родителя — воспитать своего ребенка в традициях морали и нравственности, наличие соответствующих программ и пособий для обучения детей.

Для дошкольников разработан учебно-методический комплект «Духовно-нравственная культура. Добрый мир. Православная культура для малышей» (автор Шевченко Л.Л.). Учебно-методический комплекс одобрен экспертной группой Координационного совета и получил положительное экспертное заключение «Федерального института развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации и гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

С 2011 года организовано обучение воспитателей дошкольных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации «Духовно-нравственная культура. История и культура религий. (Православие)».

С 5-ого октября 2012 года начинается обучение следующей группы педагогов дошкольного образования по данной программе на базе Духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета. СЛАЙД 13

С 2010–2011 учебного года организовано изучение предметов духовно-нравственного цикла в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Предметы изучаются в форме уроков и факультативных занятий в 106 учреждениях НПО и СПО, что составляет 89% от общего количества учреждений. Преподаванием охвачены около 12 тысяч обучающихся, что составляет 30% от общего их общего числа.

В рамках данной дисциплины учащиеся и студенты изучают историю родного края, активно занимаются краеведческой и поисковой работой, собирают исторический материал о духовной основе жизни известных людей, которые внесли немалый вклад в развитие духовной жизни и культуры в целом.

В Московском областном колледже информационных технологий, экономики и управления (Орехово-Зуевский район) традиционным стало проведение круглых столов с участием настоятелей храмов Орехово-Зуевского муниципального района по вопросам духовного наследия России.

В Зарайском профессиональном училище № 83 ежегодно проводятся Рождественские образовательные чтения «Душа — обитель света и добра».

Раскрывая смысл понятий «духовность», «историческая память», «религиозная культура», «достоинство», учащиеся и студенты приобретают главные ценности жизни — любовь к ближнему, любовь к Родине и уважение к великим традициям и истории.

За прошедшее десятилетие в тесном сотрудничестве Московской епархии Русской Православной Церкви и учреждений высшего профессионального образования Московской области выстроена эффективная система духовно-нравственного воспитания и образования молодежи.

Проводится целый ряд совместных мероприятий, ставших уже традиционными. Наиболее значимые из них: празднование Дня Православной молодежи, Дня славянской письменности и культуры, Дня памяти Святителя Филарета. Стало традицией проведение ежегодных областных семинаров «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания в современном мире» в Ногинске в педагогическом колледже.

Регулярными стали встречи представителей Орехово-Зуевского благочиния, Коломенской духовной семинарии со студентами по темам «Церковь и высшая школа. Точки соприкосновения», «Духовно-нравственное воспитание молодежи и формирование активной гражданской позиции».

В 2011 году под руководством ректора Коломенского института Алексея Борисовича Мазурова вышла в свет коллективная монография «Духовно-нравственное воспитание: от теории к практике».

Помимо преподавания предметов духовно-нравственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях Московской области важным направлением является подготовка педагогических кадров.

Министерством образования Московской области были определены базовые учебные учреждения высшего профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации:

  • Московский государственный областной университет,
  • Академия социального управления,
  • Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
  • и учебно-методические центры повышения квалификации, входящие в региональную сеть повышения квалификации.

В 2011 — 2012 годах разработаны новые программы подготовки педагогов по направлению духовно-нравственного воспитания:

Программы подготовки учителей на курсах повышения квалификации:

  • «Духовно-нравственная культура» (История и культура религий. Православие),
  • «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы»,
  • «Формирование и диагностика нравственных идеалов школьников в образовательной среде школы»,
  • «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в условиях современного образовательного учреждения».

Программа по повышению квалификации для педагогов учреждений среднего и начального профессионального образования:

  • «Духовно-нравственная культура. История и культура религий. Православие».

Программы подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений:

  • «Добрый мир. Духовно-нравственная культура»,
  • «Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников»,
  • «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей в системе дошкольного образования»,
  • «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Следует отметить, что все разработанные программы — не только результат практического опыта в данной области, но и результат многолетних научных исследований сотрудников учреждений высшего профессионального образования Московской области.

Курсы повышения квалификации на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования проходят все учителя Московской области, ведущие преподавание предметов культурологического цикла.

В помощь педагогам на базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета разработан и действует Методический кабинет «В помощь учителю духовной культуры», в котором представлен Банк педагогического опыта «Духовная культура».

В работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников активно включился Центр дошкольного образования, созданный в 2011 — 2012 учебном году на базе Московского государственного областного гуманитарного института (г. Орехово-Зуево).

Для завершения полного цикла преподавания предметов, основывающихся на культурно-нравственных ценностях, нам необходимо не только совершенствовать систему повышения квалификации педагогов, но и создать систему подготовки будущих педагогов для преподавания такого курса в педагогических учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Считаю это одной из задач, которые должны быть решены в течение 2012–2013 учебного года.

Позвольте выразить глубокое уважение, любовь и признательность уважаемый Владыка Ювеналий, за Ваш духовный и нравственный подвиг, который выразился в коренном переломе общественного и профессионального сознания подмосковного учительства и привел к тем заметным результатам духовного и нравственного оздоровления огромного числа наших детей.

Также хочу выразить искреннее признание благочинным Московской епархии Русской Православной Церкви, настоятелям православных монастырей и храмов за ту неустанную, кропотливую работу в области духовного просвещения, изучения исторических православных культурных традиций Подмосковья, которую они ведут на протяжении уже 10-ти лет.

В четверг на прошлой неделе я участвовала в программе на телевидении, тема которой «Введение в школах нового курса „Основы религиозной культуры и светской этики“. Вместе со мной участие в программе принимал епископ Николай, благочинный Балашихинского округа. Мы, конечно, с Владыкой Николаем выступали за введение в школах нового курса, а оппонировал нам директор Московского института педагогики и психологии образования Савенков Александр Ильич. Один из основных аргументов против введения курса следующий: „новый предмет должен вести человек неравнодушный, горящий своим делом, увлеченный темой. А необходимого количества таких педагогов найти невозможно“. Я, безусловно, не согласна с таким аргументом, так как считаю, что с детьми вообще не может работать равнодушный человек, не должно быть таких педагогов ни в детском саду, ни в школе, ни тем более в учреждениях профессионального образования».

Именно к учителю, к педагогу более всего применимы слова из послания апостола Павла к колоссянам: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Именно так школа отвергает равнодушного педагога. У нас достаточно педагогов, готовых преподавать с душой и сердцем. А профессионально освоить новый предмет нам поможет соработничество с Московской епархией Русской Православной Церкви.

доклады, администрация Московской области, образование

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)