III ежегодная епархиальная конференция «Миссия прихода»

28 мая в Преображенской церкви г. Балашиха состоялась III ежегодная епархиальная конференция «Миссия прихода». Конференция проходила в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры и была посвящена вопросам взаимодействия Церкви и средств массовой информации. Участие в работе конференции приняли члены епархиальных отделов по издательской деятельности и связям со СМИ и миссионерского.

Пленарное заседание открылось приветственным посланием митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия участникам конференции, которое зачитал епископ Балашихинский Николай, председатель Епархиального отдела по издательской деятельности и связям с СМИ. Затем слово взял председатель Миссионерского отдела Московской епархии протоиерей Михаил Егоров. Он рассказал о том, как будет проходить конференция, поделился опытом Миссионерского отдела в ведении просветительской деятельности, в частности, отметил необходимость наличия информационных стендов, рассказал о новом номере «Вестника Миссионерского отдела», посвященного настоящей конференции. Новый номер «Вестника» был роздан представителям благочиний для передачи настоятелям и катехизаторам-миссионерам во все приходы епархии.

Первым был доклад на тему «Информационная безопасность», его представила Мария Сенчукова, обозреватель портала «Православие и мир». Мария рассказала о принципах, которыми должен руководствоваться священник при выступлении в СМИ. Основные принципы: говорить точно (точность цитирования), не лгать (уметь извиниться, если была допущена ошибка), давать пищу для ума (не быть банальным), комментировать избирательно (уметь отказывать в приглашениях и комментариях, если есть сомнение в собственной компетенции или благих намерениях приглашающих), говорить понятно (не использовать заимствованные, сложные и непонятные слова и выражения там, где можно найти синонимы), не оскорблять собеседника, согласовывать тексты.

Затем выступил сотрудник Синодального информационного отдела Сергей Болотов, он рассказал о важности информационной деятельности Церкви, о том, что часто ей не уделяется должного внимания, и о необходимости подготовки кадров для взаимодействия со СМИ и для работы собственных СМИ.

Заключительным докладом пленарного заседания стало выступление протоиерея Вадима Маркина настоятеля Троицкого храма в Щурово о присутствии прихода в социальных сетях. Отец Вадим рассказал об опыте использования социальных сетей в деятельности прихода, когда каждый храм и подразделение имеют свой аккаунт и делятся информацией о своей деятельности. Живые публикации привлекают неравнодушных людей, помогают в осуществлении внутренних коммуникаций.

После небольшого перерыва работа конференции была продолжена в формате круглых столов.

Круглый стол «Приходская периодика» был посвящен приходским листкам, газетам и журналам. Священник Павел Галушко рассказал об удачных проектах Московской епархии, а протоиерей Вадим Маркин поделился опытом создания и развития приходской периодики.

Круглый стол «Создание и поддержка приходского сайта» был призван обсудить практические и концептуальные вопросы, связанные с созданием и ведением сайтов храмов и благочиний. Первым свой доклад представил Павел Клочков, создатель проекта «Prihod.ru». Он рассказал о методическом пособии по созданию сайтов храмов, где собран положительный опыт разработки сайтов, призванном помочь каждому приходу создать собственный сайт. А также о проекте Prihod.ru — бесплатном конструкторе сайтов для храмов, монастырей, благочиний и епархий. Затем своим видением приходского сайта поделился Андрей Ульянов, администратор проекта «Незнакомое православие». После окончания докладов состоялась дискуссия.

Круглый стол «Сотрудничество со светскими СМИ» открыл протоиерей Игорь Гагарин. Он рассказал о своем многолетнем сотрудничестве с различными СМИ. Многие светские СМИ в погоне за рейтингом не особо разборчивы в духовных темах, их интересует все, что связано с мистикой и неизведанным, поэтому комментарий священника может стоять в одном ряду с комментариями магов и экстрасенсов. К тому же, из сказанного на страницы может попасть далеко не все — только то, что покажется редактору интересным. Не обязательно это будет самое главное с точки зрения Церкви. В общении с людьми через СМИ нужно стараться использовать более близкие к нам по времени примеры из житий святых и подвижников, а также новомучеников, поскольку древние жития часто воспринимаются невоцерковленными людьми как сказка. Также очень важно разрушать стереотипы о том, что вера — это система разрешений и запретов, а также об угрюмости веры, — важно показать, что христианство — это любовь, радость, творчество и истинная свобода, которая возможна только во Христе. В светских СМИ не стоит придерживаться менторского тона — не любит современный человек, когда его поучают. Лучше всего запоминаются не отвлеченные размышления на тему, а жизненные примеры.

Также участники обсудили, что стоит выносить внутрицерковные проблемы на уровень церковных СМИ, но очень осторожно касаться их в светских СМИ; отметили необходимость больше писать о наших современниках — православных людях — известных и не очень известных: инженерах, бизнесменах, художниках, просто прихожанах.

епископ Николай, Миссионерский отдел, Отдел по издательской деятельности и СМИ, Балашихинский округ

© 2001—2016 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)