Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Многоуважаемая Лидия Николаевна!
Досточтимые отцы и уважаемые коллеги!
С праздником Пасхи!
Этот праздник многое говорит нам о содержании педагогического служения, как служения просветительского. Слово «просветитель» говорит нам о том, кто учит и ведет человека по жизненному пути — об учителе. Ведь слово «учитель» означает наставник, путеводитель, педагог. Учить — значит наставлять, то есть — указывать дорогу. Но каким именно светом наполнено это слово? На этот вопрос отвечает нам тот праздник, в честь которого мы здесь собрались, отмечая пасхальное торжество. В церковном песнопении поется: «Ныне вся исполнишася Света: Небо и земля и преисподняя!». И в другом месте: «безлетный Свет из гроба плотски всем возсия» (Пасхальный канон).
Пасха — самый светлый христианский праздник. Именно этим светом пасхальной радости обильно наполнено слово «просвещение». И нравственное просвещение в рамках христианской культуры неразрывно связано с духовным, что и отражает название предмета «
Это то знание, которое мы получаем не только на пути личной духовной жизни, но и при изучении православной культуры в рамках образовательного учреждения. А так как педагогический процесс- это процесс взаимодействия, то это в равной степени относится как к детям, так и педагогам. О того, в какой степени мы готовы принять это знание, зависит успех нашей работы в области духовного образования. Так насколько готова сегодня система образования к принятию ценностей православной культуры хотя бы как пласта общекультурного знания?
Обзор. Московская область — крупнейший регион России, который подобно зеркалу отражает тенденции духовного образования, происходящие в разных регионах нашего Отечества. С чем мы пришли к этому времени?
Разработана многоступенчатая система духовного образования на уровне нескольких ступеней: дошкольного — разработан
Перспективы. При всем положительном, сегодня мы задумываемся о перспективах, которые можно охарактеризовать как неопределенные. С нового учебного 2012 г. мы утрачиваем нормативное обоснование возможности преподавания православной культуры в том формате, в котором мы работали. «ОРКСЭ» — курс одногодичный. А как быть с теми классами, в которых велось и ведется преподавание православной культуры с 1 по 10? Сегодня много говорят о том, что региональный опыт нужно сохранять. Как это сделать? Формально, с учетом всех поправок Закона РФ «Об образовании» преподавание православной культуры можно сохранить в рамках часов школьного компонента и права образовательного учреждения в выборе вариативной части образовательной программы. Учебные пособия, по которым работала до сих пор МО, так же могут быть использованы на вполне законных основаниях, так как издательство, которое их издает, включено в перечень, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Однако на практике многое в сохранении положительного опыта МО будет зависеть от Вас, уважаемые коллеги. Здесь все определяется отношением к православной культуре руководителей Управлений образования и директоров школ. Сегодня мы видим отступление в некоторых регионах (можно привести конкретные примеры) от накопленного опыта преподавания. Администрации школы сегодня проще принять шестимодульный курс «ОРКСЭ», чем сохранять в учебном плане православную культуру для 1–10 классов.
Что же следует сделать для сохранения опыта
Вопрос о детях и их возможностях. Сегодня нас пытаются убедить в том, что дети стали другими и им непонятны религиозные ценности. И следует их приспосабливать к детскому пониманию через ценности «Хроник Нарнии», например, и подобных суррогатов. Но зададим вопрос: изменился ли с евангельских времен мир? Да, сегодня мы пользуемся информационными технологиями, но видим подтверждение апостольских слов «Мир во зле лежит» (1 послание св. апостола Иоанна Богослова 5:19) Речь идет о разрушении духовного основания, подмены ценностей жизни людей. Однако современный ребенок, как и их предшественники, тянутся к вечным ценностям добра, любви. На наших педагогических курсах в МГОУ мы всегда рассказываем педагогам о том, как семикласскник увидел в учебнике 1 класса илл. «Заяц» Дюрера и спросил: «На каком уроке рассказывают об этом добром зайце? Я хочу изучать этот предмет». И каждый раз вновь и вновь учителя подходят после занятий к нам и дополняют эту историю новыми фактами. Так учительница истории и обществознания, рассказывает, как на перемене она изучала учебник «Православная культура» для начальной школы с тем самым зайцем. Ее ученики
Таких примеров мы можем привести очень много.
Таким образом, в конечном счете, все определяется личной позицией педагога: либо это глубина веры, либо отрицание — неверие, либо сомнение — зачем?
Сегодня мы стоим перед проблемами и затрудняемся в их решении, забывая, что не только наша воля, но премудрость Промысла Божьего определяет жизненный путь. Он проявляется равно как в жизни учителя, так и человека любой специальности
Нас вдохновляет на этом пути, в том числе, история святого мученика Порфирия. Он был актером, язычником и жил в 4 веке во времена гонителя христиан Юлиана Отступника. В шутовском представлении правитель приказал актеру изобразить Таинство Крещения. Актер Порфирий выполнил приказание и со словами «Крещается раб Божий Порфирий во имя Отца и Сына и Святого Духа» погрузился в чан, изображающий купель. Но силой Божией из крещальной купели вышел христианин Порфирий, который исповедовал свою веру во Единого Бога и принял мученический венец.
Так и в нашем деле, мы стараемся следовать мудрости великих Оптинских старцев: «Делай, что можешь и будь, что будет».
Христос Воскресе!
Шевченко Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Директор
Темы: Коломенский округ, образование, доклады