Главная/Новости/2012/Апрель/18/

Слово министра образования Л. Н. Антоновой на пасхальной встрече в Коломне

Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Валерий Иванович!
Уважаемые участники традиционной пасхальной встречи!

Пасха — светлый праздник, который отмечается в самое радостное время — весной. Традиционно в Пасхальную неделю уже более десяти лет Вы, глубокоуважаемый Владыка, приглашаете нас, руководителей системы образования Московской области, на пасхальную встречу. Эта встреча является значимым событием нашего сотрудничества.

Пасхальные празднества — это торжество веры, надежды и обновления жизни. Проявляя любовь к ближнему, доброту, милосердие, каждый из нас становится участником духовного возрождения нации.

«В светлый праздник Пасхи церковь призывает верующих «Очистить чувства и увидеть Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ярко от него: „Радуйтесь!“.

Радуйтесь, люди, Великому празднику Пасхи! Наслаждайтесь его яркими красками, волшебными звуками и, главное, живите в согласии и мире, любите друг друга так, как любит нас великий наш заступник — сын божий Иисус Христос!» — говорит о празднике светлой Пасхи ученица девятого класса Серебряно-Прудского района Крылова Наталья (сочинение на тему: «От просвещения к нравственности»).

Сохранение мира и согласия в обществе — наша общая задача. И каждый из нас понимает, что от этого зависит многое: стабильность развития Московской области, уверенность в завтрашнем дне, да и просто счастливая и спокойная жизнь наших детей.

Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с формированием у наших детей духовности, нравственности, порядочности, доброты и сопереживания.

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и сознательного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

В Московской области за прошедшее десятилетие выстроилась эффективная система духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи при поддержке Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и в тесном сотрудничестве с Московской епархией Русской Православной Церкви.

Во всех 74-х муниципальных образованиях предоставлена возможность для обучающиеся с 1 по 11 класс по заявлению родителей или законных представителей изучать программы духовно-нравственной культуры.

В 2011–2012 учебном году количество школьников, охваченных изучением предметов духовно-нравственной культуры, достигло 92 тысяч человек, что составляет 15% от общего количества детей, обучающихся в школах Московской области. Преподавание предметов духовно-нравственной культуры организовано в 1 145 общеобразовательных учреждениях Московской области (что составляет 81% от общего количества). Отрадно заметить, что охват школьников изучением предметов духовно-нравственной направленности увеличился по сравнению с 2010–2011 учебным годом на 12%.

В 29 муниципальных образованиях в 100% общеобразовательных учреждений ведется преподавание предметов духовно-нравственной культуры (В 2010 — 2011 учебном году таких территорий было на 6 меньше).

Это городские округа: Восход, Власиха, Дзержинский, Домодедово, Звенигород, Звездный городок, Ивантеевка, Климовск, Коломна, Королев, Котельники, Красноармейск, Лосино-Петровский, Лыткарино, Орехово-Зуево, Протвино, Пущино, Черноголовка, Щербинка, Электросталь и муниципальные районы: Егорьевский, Коломенский, Ленинский, Лотошинский, Ногинский, Рузский, Серпуховский, Ступинский, Чеховский.

Тем не менее, остаются территории, где работа по преподаванию предметов духовно-нравственной культуры охватывает менее 50% образовательных учреждений и незначительную часть обучающихся.

На сегодняшний день в территориях существует также ряд проблем, касающихся перспектив преподавания предметов «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы православной культуры» в новом 2012 — 2013 учебном году. Это уменьшение количества часов областного (регионального) компонента государственного стандарта общего образования, отводимых на изучение духовно-нравственной культуры.

С 1 сентября 2012 года на федеральном уровне вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» во всех 4-ых классах.

Обращаю ваше внимание на то, что недопустимо уменьшение в учебном плане часов предмета «Духовное краеведение Подмосковья» за счет введения предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс — ознакомительный, вводится только в 4-ых классах.

В некоторых муниципальных образованиях уже наблюдается тенденция уменьшения количества часов областного компонента, отводимых на изучение предметов духовно-нравственной культуры «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» за счет введения в 2012 — 2013 учебном году предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (Домодедовский муниципальный район, городской округ Дубна, Пушкинский муниципальный район).

Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» — программа, разработанная для изучения с 1 по 11 класс и имеющая четкие механизмы преемственности.

Введение в общеобразовательных учреждениях Московской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» не заменяет и не отменяет преподавание предметов духовно-нравственного воспитания.

Министерством образования Московской области организована работа по проведению экспертизы комплекта учебно-методических пособий автора Шевченко Людмилы Леонидовны: «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1–10 годов обучения в образовательных учреждениях всех типов в составе 34 пособий и «Добрый мир. Православная культура для малышей. Духовно-нравственная культура» для дошкольников в составе 8 пособий.

Издательство «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», издающее эти пособия, входит в перечень организаций, осуществляющих издания учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, отобранных Министерством образования и науки Российской Федерации в 2011 году.

В настоящее время комплект проходит экспертизу для включения в Перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

Министерством образования Московской области подготовлено рекомендательное письмо руководителям муниципальных органов управления образованием об организации преподавания дисциплин культурологической направленности.

Вот что говорят школьники о значении предмета «Духовное краеведение Подмосковья»:

«В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию страны. Без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетий, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры. Об актуальности курса „Духовное краеведение Подмосковья“ говорит и тот факт, что все обучающиеся единодушно сошлись во мнении о его нужности и необыкновенном интересе.

Маршруты духовного краеведения показывают мне и моим одноклассникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения.

Работа предстоит ещё большая. Впереди много новых маршрутов. Но уже сейчас очевидно, что введение предмета „Духовное краеведение Подмосковья“ было осознанным и необходимым» (из работы Щадиловой Виктории, ученицы 11 класса Красногорского района).

Кроме того, занятия культурологического направления организованы и проводятся в 110 учреждениях дополнительного образования детей Московской области (что составляет 38% от всех учреждений дополнительного образования) и охватывают 24 тысячи воспитанников.

В 2011–2012 учебном году организовано знакомство с основами духовно-нравственного воспитания для 27-ми с половиной тысяч воспитанников в 432-х дошкольных образовательных учреждениях Московской области.

Помимо преподавания предметов духовно-нравственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях Московской области важным направлением является подготовка педагогических кадров.

Нельзя не отметить организацию работы высших учебных заведений Московской области по реализации данного направления. Это Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. Разработаны и продолжают успешно реализовываться программы подготовки учителей «Духовно-нравственная культура», «Основы православной культуры», «Духовные основы русской культуры», «Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект», «Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины».

В Московской области обучено 2 100 педагогов.

В рамках введения курса основ религиозных культур обучено 150 педагогов — тьютеров по ОРКСЭ.

Педагоги, запланировавшие преподавание курса основ религиозных культур, обязательно должны пройти обучение на соответствующих курсах. Такие курсы организованы в Педагогической академии последипломного образования.

Следует отметить, что подготовка педагогов по направлению духовно-нравственного обучения и воспитания детей и молодежи в Московской области — зона научного исследования духовно-нравственной культуры. Все разработанные программы — не только результат практического опыта в данной области, но и результат многолетних научных исследований сотрудников высших учебных заведений Московской области, в первую очередь, Московского государственного областного университета. Именно на базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия реализуется научное направление «Духовно-нравственное образование».

В 2011 году на заседании Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви была поставлена новая задача в области духовно-нравственного воспитания: охватить преподаванием предметов духовно-нравственной культуры воспитанников дошкольных образовательных учреждений Московской области. И хочу отметить, что многие муниципальные образования уже включились в эту работу.

Рекомендуем всем муниципальным органам управления образованием для увеличения популяризации духовно-нравственной культуры организовывать работу по данному направлению, начиная с дошкольных учреждений и в рамках внеурочной занятости первых классов при введении ФГОС.

На сегодняшний день получены первые результаты этой работы:

  • Людмила Леонидовна Шевченко разработала комплект для дошкольников «Добрый мир. Православная культура для малышей», проведена экспертиза этого учебного комплекта;
  • в 2011 году организованы презентации нового комплекта в городе Жуковский и Новодевичьем монастыре.
  • воспитателям дошкольных образовательных учреждений выданы 1 500 комплектов пособия.

С целью подготовки воспитателей детских садов по данному направлению была разработана программа курсов повышения квалификации «Добрый мир. Православная культура. (Основы религиозных культур и светской этики в дошкольных образовательных учреждениях)». В октябре — декабре 2011 года обучение по данной программе прошли 155 педагогов из всех 74-х муниципальных образований Московской области. На занятиях педагоги познакомились с учебно-методическим комплектом Людмилы Леонидовны Шевченко «Добрый мир», разработанным для воспитанников старшей и подготовительной групп детского сада и адаптированным также для работы с обучающимися 1-ых классов.

По результатам итоговых работ наиболее успешные педагоги были включены в группу тьютеров.

В 2012 году учебно-методический комплект «Добрый мир» выпущен в количестве 10 тысяч экземпляров. В мае состоится передача комплектов во все муниципальные образования Московской области. Территории будут обеспечены данными методическими пособиями из расчета по 3 комплекта на каждое дошкольное образовательное учреждение и каждое общеобразовательное учреждение, где ведется преподавание в 1-ых классах.

С содержанием учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» руководители дошкольных образовательных учреждений и руководители образовательных учреждений, имеющих 1-ые классы, познакомятся при проведении зональных семинаров-презентаций данного пособия в муниципальных образованиях Московской области в мае этого года.

Таким образом, работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в Московской области дан старт. Но плодотворной она может стать только при желании педагога заниматься духовно-нравственным воспитанием и при желании родителя воспитать своего ребенка в этом направлении.

Министерство образования Московской области рекомендует в рамках внеурочной деятельности по духовно нравственному воспитанию при введении ФГОС использовать сборник, изданный в 2011 — 2012 учебном году «Введение в „Добрые дела“ в рамках духовно-нравственного воспитания» для учителей 1-ых классов. Автор Людмила Леонидовна Шевченко. В состав сборника входит программа для внеурочной работы. В дальнейшем предполагается разработка цикла учебных пособий для 2-ых, 3-х и 4-ых классов по ведению данного предмета.

Программа носит культурологический характер и предназначена для использования во внеурочной работе со школьниками начальных классов образовательных учреждений всех типов.

Хотелось бы отметить еще один результат деятельности: самыми активными участниками регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг Учителя» становятся педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию.

Основная цель конкурса — стимулирование творчества педагогов и воспитателей, расширение охвата детей и молодежи духовно-просветительской и гражданско-патриотической работой.

Обращаю ваше внимание, что с 2012 года мы настоятельно рекомендуем проводить в территориях муниципальный отбор работ педагогов и воспитателей для участия в региональном этапе конкурса.

В феврале 2012 года Министерством образования Московской области совместно с Московской епархией Русской Православной церкви проведено организационно-методическое совещание с представителями муниципальных органов управления образованием по организации и проведению муниципального этапа конкурса.

Также с этого года мы ввели в практику участие воспитателей дошкольных образовательных учреждений Московской области в конкурсе «За нравственный подвиг Учителя».

Хочу отметить, что каждый год педагоги Московской области подходят к участию в данном конкурсе ответственно и творчески, создают собственные пособия, программы и методики. Признанием такого рода деятельности становятся ежегодные победы представителей системы образования Московской области в федеральном этапе Всероссийского конкурса.

Ежегодно представители Московской области в числе победителей Всероссийского конкурса. В 2011 году — Лариса Александровна Захарова.

Сейчас в Московской области проводится региональный этап конкурса. И мы ждем работы педагогов и воспитателей до 27 апреля. И надеемся, что в этом году Московская область выступит на Всероссийском конкурсе не менее достойно.

Как видите, многое сделано, многое запланировано и должно быть реализовано.

Отрадно отметить и тот факт, что в впервые областном конкурсе «Педагог года» в этом году принял результативное участие, став финалистом конкурса, педагог из негосударственной православной гимназии Лобачев Сергей Николаевич (Клинский муниципальный район), который в своем конкурсном эссе написал:

«Не забываю я никогда, что образование — это еще и воспитание. Феофан Затворник сказал: „Воспитание — из всех святых дел — самое святое“. Именно учителю предназначено волей-неволей стать одним из факторов формирования молодого человека. Без личного примера здесь никак не обойтись. Но этот пример не может быть навязан. Ну и, конечно же, нельзя ждать одномоментного становления личности, это длительный процесс развития, который должен осуществляться постепенно и поэтапно.

Важно внимательно относиться к каждой детской проблеме, кажущейся для нас мелочью. Только полная самоотверженность служения даже не делу, а Человеку, какими бы громкими не казались эти слова, может дать результат. В одном из учебников по обществознанию написано, что цивилизация существует до тех пор, пока есть самоотверженные люди, работающие не из-за денег, а ради служения народу. Такими людьми и должны оставаться наши учителя, как бы тяжело порой это не было».

Сегодня, в этот светлый день, я сердечно благодарю Вас, дорогой Владыка, благодарю всех ваших сподвижников за ту поддержку и деятельностную помощь, за те наставления, которые ведут нас по этой непростой дороге — дороге духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Закончить свое выступление я хочу стихотворением «Верь!» ученицы 7 класса Серебряно-Прудского района Абрамовой Кристины:

Верь, что душа бессмертна на земле,
При жизни следуй заповедям Божьим,
Люби людей, как их любил Христос,
Поступком не обидь неосторожным.

Верь: в мире кроме зла и темноты
Есть высший свет, и в нем твое спасенье.
Тот свет несет Всевышний с высоты,
У каждого есть шанс на исцеленье.

Учись других за прегрешения прощать,
Ведь всякий может в жизни оступаться,
Умей превратности судьбы одолевать
И все же человеком оставаться.

Молитва Божия пусть от беды спасет,
А вера пусть надежду окрыляет.
Верь в то, что худшее — оно пройдет.
А лучшее… Оно не умирает!

Темы: Коломенский округ, администрация Московской области, образование, доклады


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.