26 января в
В первой части секции обсуждались проблемы нормативного и методического обеспечения, а также возможности лицензирования деятельности воскресных школ. Вниманию слушателей были представлены доклады представителей Екатеринбургской,
Подводя итог всему сказанному, протоиерей Константин Островский выступил с предложением не употреблять наименование «воскресная школа» для подлежащих лицензированию церковных учреждений. Лицензировать можно, а иногда необходимо творческие или досуговые центры, музыкальные или художественные школы, тем более — общеобразовательные учебные заведения. Воскресная же школа это систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей. Такой деятельностью приход должен заниматься, если есть хотя бы малая возможность, в каких бы внешних условиях он ни находился. То есть воскресная школа не только по существу должна быть органичной, неотъемлемой частью прихода, но и официально признаваться таковой.
Во второй части секции прошел методический семинар «Педагогические мастерские для церковных педагогов», на котором были представлены различные методические разработки и дидактические пособия для преподавания
Одна из таких разработок —
Как отметил протоиерей Константин, «православное богослужение является не только собственно молитвой, оно одновременно с молитвой преподаёт своим участникам ещё и множество богословских истин, причём, преподаёт их органично. Истины воспринимаются умом и сердцем и ровно в той мере, в какой человек готов и способен их воспринять в данный момент. Воспринятые в ходе богослужения истины веры глубоко усваиваются человеком и в дальнейшем переживаются им как нечто само собой разумеющееся. Конечно, будет очень хорошо, если христианин свою веру ещё и осмыслит. Но осмысление истины должно следовать за её сердечным восприятием, а не быть только рассудочным».
«Церковные обряды, — сказал отец Константин, — имеют обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, человек узнаёт, что икона есть предмет почитания, учится поклоняться тому, кто изображён на ней. Когда ребёнок целует благословляющую руку священника, он узнаёт даже без объяснений, что батюшка — значительное лицо. Приобщая детей к церковным обрядам, можно ненавязчиво, но эффективно способствовать укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин».
Исходя из этого в воскресной школе при Успенской храме г. Красногорска были введены так называемые
Очень важно, что, как показал семилетний опыт работы по этому проекту, детям
Вкратце изложив историю создания и разработки проекта, протоиерей Константин сообщил собравшимся о том, что в настоящее время ведется подготовка к публикации методического пособия
В третьей части секции вниманию присутствующих было предложено еще несколько докладов, повествующих о разнообразных подходах к преподаванию
В заключение работы секции,