Главная/Новости/2011/Январь/26/

Красногорское благочиние на Международных Рождественских образовательных чтениях

26 января в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялось заседание секции «Церковно-приходская школа» под председательством архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, и сопредседательством протоиерея Константина Островского, благочинного церквей Красногорского округа Московской епархии, настоятеля Успенского храма г. Красногорска.

В первой части секции обсуждались проблемы нормативного и методического обеспечения, а также возможности лицензирования деятельности воскресных школ. Вниманию слушателей были представлены доклады представителей Екатеринбургской, Санкт-Петербургской и Московской епархий.

Подводя итог всему сказанному, протоиерей Константин Островский выступил с предложением не употреблять наименование «воскресная школа» для подлежащих лицензированию церковных учреждений. Лицензировать можно, а иногда необходимо творческие или досуговые центры, музыкальные или художественные школы, тем более — общеобразовательные учебные заведения. Воскресная же школа это систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей. Такой деятельностью приход должен заниматься, если есть хотя бы малая возможность, в каких бы внешних условиях он ни находился. То есть воскресная школа не только по существу должна быть органичной, неотъемлемой частью прихода, но и официально признаваться таковой.

Во второй части секции прошел методический семинар «Педагогические мастерские для церковных педагогов», на котором были представлены различные методические разработки и дидактические пособия для преподавания духовно-нравственных дисциплин.

Одна из таких разработок — церковно-педагогический проект «Урок-молебен» — была представлена протоиереем Константином Островским. Это проект разрабатывается и успешно осуществляется в Детской церковной музыкальной школе при Успенском храме г. Красногорска в течение последних семи лет.

Как отметил протоиерей Константин, «православное богослужение является не только собственно молитвой, оно одновременно с молитвой преподаёт своим участникам ещё и множество богословских истин, причём, преподаёт их органично. Истины воспринимаются умом и сердцем и ровно в той мере, в какой человек готов и способен их воспринять в данный момент. Воспринятые в ходе богослужения истины веры глубоко усваиваются человеком и в дальнейшем переживаются им как нечто само собой разумеющееся. Конечно, будет очень хорошо, если христианин свою веру ещё и осмыслит. Но осмысление истины должно следовать за её сердечным восприятием, а не быть только рассудочным».

«Церковные обряды, — сказал отец Константин, — имеют обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, человек узнаёт, что икона есть предмет почитания, учится поклоняться тому, кто изображён на ней. Когда ребёнок целует благословляющую руку священника, он узнаёт даже без объяснений, что батюшка — значительное лицо. Приобщая детей к церковным обрядам, можно ненавязчиво, но эффективно способствовать укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин».

Исходя из этого в воскресной школе при Успенской храме г. Красногорска были введены так называемые уроки-молебны — настоящие богослужения, совершаемые священником в храме, на которых дети сами читают и поют. Евангелие читает и истолковывает священник. С уроком-молебном тесно связан урок, который называется «обиход», на нём заранее разбираются, переводятся с церковно-славянского на русский и обсуждаются тексты, которые дети услышат и будут читать и петь на уроке-молебне. На этих же уроках разучиваются певческие гласы.

Очень важно, что, как показал семилетний опыт работы по этому проекту, детям уроки-молебны и уроки обихода нравятся.

Вкратце изложив историю создания и разработки проекта, протоиерей Константин сообщил собравшимся о том, что в настоящее время ведется подготовка к публикации методического пособия «Урок-молебен или введение в Церковь», рассчитанное на четыре года обучения. Подготовка такого пособия стала необходимой для реализации проекта «урок-молебен» в обычной воскресной школе. Сама концепция пособия «урок-молебен или введение в церковь» была представлена слушателям бакалавром теологии Л. И. Тарабриной, педагогом-методистом Катехизаторских курсов во имя священномученика Фаддея, епископа Тверского.

В третьей части секции вниманию присутствующих было предложено еще несколько докладов, повествующих о разнообразных подходах к преподаванию духовно-нравственных дисциплин в церковно-приходских школах, а также поучения новомучеников и исповедников Российских о духовном воспитании детей.

В заключение работы секции, Л. И. Тарабрина, предложила к просмотру просветительский фильм для детей «История Рождественской ёлочки». Этот фильм является частью проекта «Серия просветительских фильмов для детей».


Темы: Красногорский округ, Рождественские чтения


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.