Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Евгений Иванович!
Уважаемые участники встречи!
Высока ответственность педагога перед родителями детей. «Граждане вверяют нашему попечению и руководству то, что для них есть самого драгоценнейшего в жизни — детей своих, эти как бы сердца свои — и их взоры с надеждою устремлены на нас. Возьмёмся же за дело благоразумно, дружно, рачительно и будем продолжать его, с Божиею помощию, неослабно».
Откуда эта цитата? Эти слова святого Иоанна Кронштадтского приводит в своей работе «Образ Иоанна Крондштадтского как педагога и воспитателя» ученица 11 -го класса Ивантеевской школы Настя Тушенцова. Сама работа включена в сборник материалов Восьмых областных образовательных Чтений, который получат все участники торжественной церемонии закрытия Чтений 17 декабря.
Языком современной педагогики мы говорим о том, что школа сегодня — это важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для
А святой Иоанн и школьница Настя передают тоже самое, но гораздо точнее: люди вверяют учителям самое драгоценное — своих детей. Вверяют их нам.
И наша задача — опираясь на нашу русскую
Для осуществления этих планов нужна патриотическая, творческая, созидательная личность, которая будет не только любить Россию, но и по своему долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед современниками, памятью предков и жизнью потомков. Это должен быть высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанный в духовных и культурных традициях российского народа.
Воспитать такого гражданина призвана современная школа. Задача приобщения молодежи к этическим принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания.
Вглядываясь в наступившее, третье тысячелетие от Рождества Христова, нас не могут не волновать вопросы: какой будет Россия в XXI веке? Какой будет российская семья, как, какими ценностями будут жить поколения, которые придут на смену нам? И здесь для нас бесценным сокровищем является опыт наших предков, живая нить преемственности поколений, которые ложатся в основу нашей работы по направлению
Предметом нашей встречи сегодня является проблема нравственного воспитания детей в школе, семье на основе
Порой, решая сложные задачи, зачастую взрослые, к сожалению, забывают, что в центре внимания должны оставаться наши дети.
Мы реализуем Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», одной из задач которой является создание Новой школы как института, соответствующего целям опережающего развития. В ней будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята вовлекаются в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Каждый из нас понимает, что невозможно этого достичь без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры, а самое главное — без тесного взаимодействия семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.
Поэтому так важна «Концепция
Одним из основных принципов организации
Полноценное
Усилия школы и общества должны быть направлены на развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Федеральный государственный стандарт и Концепция
Интересен опыт работы:
Талантливому классному руководителю по силам изменить систему отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому.
Институт классного руководства имеет свою славную историю. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.
В Московской области осуществляется методическая поддержка классного руководителя, созданная и апробированная модель региональной сети повышения квалификации работников образования Московской области включает в себя и целый ряд программ повышения квалификации для классного руководителя, разработанные механизмы выстраивания и прохождения педагогом индивидуального маршрута повышения квалификации и (или) переподготовки позволяют выбрать такие курсы как в очной форме, так и дистанционно (с ноября 2010 года ведутся дистанционные курсы для классных руководителей в Педагогической академии). Также осуществляется и материальная поддержка классного руководителя. Выплатами охвачено 26758 классных руководителей (по 1 000 рублей каждому ежемесячно из федерального бюджета и по 1 500 рублей каждому из бюджета Московской области).
В силу сложившейся ситуации, классное руководство в настоящее время является ключевым элементом организации воспитания в школе. Классный руководитель — это
Деятельность классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры.
Для успешной работы необходимо выполнение задач классного руководителя:
Подмосковная школа, а это более 1500 общеобразовательных учреждений, почти 600 тысяч учащихся и более 52 тысяч педагогов, характеризуется сохранением своих лучших традиций и современными инновационными процессами в связи с реализацией комплексного проекта модернизации отечественного образования, приоритетных национальных проектов.
Безусловно, для семьи важно, что в нашей школе детям созданы необходимые условия для получения качественного современного образования, занятий спортом и развивающим досугом, что Подмосковная школа сохраняет лучшие традиции
Можно привести много примеров совместной работы институтов семьи и школы муниципальных образований Московской области.
Исторически Подмосковье было и остается духовным и культурным центром России. В Московской области сложились принципиально новые, особые, творческие отношения с Московской епархией, что приносит плодотворные результаты. За последние десять лет, благодаря продуктивному взаимодействию Министерства образования Московской области муниципальных органов управления образованием с Московской епархией, которую возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, возрождаются традиции Православия. Опыт наших предков, живая нить преемственности поколений ложатся в основу нашей совместной работы по сохранению и развитию
Это направление является одним из приоритетных в нашей работе по модернизации образования, и именно благодаря сотрудничеству с епархией, нам удаётся решать эти вопросы на том культурном и содержательном уровне, которого они требуют.
У нас в области
Во всех муниципальных образованиях Московской области изучаются программы по
В Ваших образовательных учреждениях тоже преподаются данные предметы.
Эта деятельность ставит задачи перед руководителями муниципальных органов управления образованием по увеличению количества учреждений, в которых преподаются данные предметы, и организации своевременной подготовки педагогов по предметам
Знания о
Предмет «
Ежегодно Министерство образования Московской области направляет для использования в работе методические письма, разъясняющие организацию работы по
Региональным учебником Московской области является «Духовное краеведение Подмосковья». На прошедшей неделе все муниципальные образования Московской области получили дополнительные комплекты учебника, а на закрытии Рождественских образовательных чтений Вы получите и электронную версию учебного пособия, что позволит качественно изменить возможности преподавания Духовного краеведения Подмосковья и обеспечить каждого обучающегося учебным пособием.
Тесно связана с
Важно отметить, что за последние 5 лет в Московской области отмечена положительная тенденция в динамике подростковой преступности. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 2005 по 2009 годы снизилось на 39,7% (с 3514 преступлений до 2118), за текущий период (за 11 месяцев 2010 года) на 17,5% (с 1864 преступлений до 1537).
Основная масса преступлений, совершенных подростками — это преступления против собственности (около 80%), в основном — это кража чужого имущества (65%).
В ряде муниципальных образований (в том числе и г.о. Химки) допущен рост совершения подростками тяжких телесных повреждений, повлекших смерть (ч.4 ст. 111 Уголовного Кодекса РФ), что в целом по области увеличило число данного вида противоправных деяний на 36,4%.
В городах: Воскресенске, Истре, Люберцах, Химки и Чехове допущен рост убийств на бытовой почве, что привело к общему увеличению данного показателя по области на 33%.
Решение задач борьбы с ксенофобией, экстремизмом и другими проявлениями асоциального характера, осуществляется в образовательных учреждениях Московской области в рамках образовательного процесса и внеклассной работы.
Основными критериями профилактической работы в области борьбы с проявлениями экстремизма являются:
В рамках образовательного процесса и внеклассной работы необходимо вести правовое просвещение обучающихся. В ряде территорий Московской области данное направление деятельности уже реализуется: к работе привлекаются общественные объединения несовершеннолетних, в том числе отряды правоохранительной направленности «Юный друг милиции».
Данное направление работы осуществляется в тесном взаимодействии с ГУВД по Московской области, (что способствует формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, готовности служению Отечеству, повышению престижа службы в правоохранительных органах среди молодежи, профилактике правонарушений несовершеннолетних).
В настоящее время в 48 муниципальных образованиях Московской области действует 295 отрядов юных друзей милиции (в 2008 году действовало 29 отрядов). Общее количество обучающихся, являющихся членами этих отрядов 4253 несовершеннолетних, из них 878 несовершеннолетних состоят на учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Под особым контролем Министерства образования Московской области и муниципальных органов управления образованием находится вопрос всеобуча.
По результатам ежемесячного мониторинга по всеобучу можно отметить целенаправленную работу муниципальных органов управления образованием по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании несовершеннолетних, организации всеобуча, которая привела к снижению количества отчисленных из общеобразовательных учреждений, пропускающих занятия без уважительных причин.
Неразрывно связаны основы
Исследования Московских областных научных центров показывают, что в настоящее время уже наметились тенденции повышения ксенофобии (в первую очередь этнофобии и мигрантофобии) и снижения уровня социального и межличностного доверия и толерантности у разных возрастных групп. Учитывая данное обстоятельство, Министерство образования Московской области предложило государственным образовательным учреждениям и муниципальным органам управления образованием усилить блок культурного просвещения,
В помощь классным руководителям, учителям, школьным психологам и родителям — всем взрослым, которые хотели бы научиться грамотному общению с детьми, изданы и распространены книги: «Семья. Искусство общения с ребенком», авторы Светлана Васильевна Кривцова, Екатерина Юрьевна Патяева, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова; «Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности», автор Галина Владимировна Солдатова, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова. В настоящее время ведется работа по изданию дополнительного тиража этих книг.
Классные руководители должны работать в тесном содружестве с психологами образовательных учреждений. В г.о. Химки систематически повышают психологическую компетентность педагогов через постоянно действующий семинар «Воспитательная работа в школе. Актуальные проблемы практической психологии образования в работе классного руководителя», что способствует решению проблемы
В содержание программы подготовки современного учителя духовного краеведения и основ православной культуры введены те же нравственные ценности, на которых происходило педагогическое служение великих педагогов прошлых веков стран христианской цивилизации.
Самые важные из них обозначены для учителей как педагогические аксиомы. Мы назовем их кратко, так как они не требуют доказательств, повторяясь периодически в разные исторические эпохи.
Аксиома 1. Учитель должен относиться к детям с уважением
Аксиома 2. Ученик имеет право на незнание
Аксиома 3. Учитель должен уметь любить детей
И только при выполнении всех аксиом будет осуществима и наша общая задача, задача педагогов и служителей Церкви — не допустить, чтобы чувство добра, любви, справедливости угасли в душе ребёнка, чтобы понимание Веры стало чуждо нашим юным согражданам. Это наш долг и наша работа.
Уважаемые коллеги! Сегодня наша православная церковь завершает празднование чудесного праздника — введения во храм Пресвятой Богородицы. В трёхлетнем возрасте родители посвятили девочку Богу, и она выросла идеалом нравственности, которому поклоняются люди всего мира.
Давайте всегда помнить о нашей ответственности перед детьми, перед тем, кем они будут — и наш мир будет гораздо лучше.
Темы: Рождественские чтения, администрация Московской области, образование