Главная/Новости/2010/Декабрь/8/

Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на встрече с педагогической общественностью в г. Химки

Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Евгений Иванович!
Уважаемые участники встречи!

Высока ответственность педагога перед родителями детей. «Граждане вверяют нашему попечению и руководству то, что для них есть самого драгоценнейшего в жизни — детей своих, эти как бы сердца свои — и их взоры с надеждою устремлены на нас. Возьмёмся же за дело благоразумно, дружно, рачительно и будем продолжать его, с Божиею помощию, неослабно».

Откуда эта цитата? Эти слова святого Иоанна Кронштадтского приводит в своей работе «Образ Иоанна Крондштадтского как педагога и воспитателя» ученица 11 -го класса Ивантеевской школы Настя Тушенцова. Сама работа включена в сборник материалов Восьмых областных образовательных Чтений, который получат все участники торжественной церемонии закрытия Чтений 17 декабря.

Языком современной педагогики мы говорим о том, что школа сегодня — это важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.

А святой Иоанн и школьница Настя передают тоже самое, но гораздо точнее: люди вверяют учителям самое драгоценное — своих детей. Вверяют их нам.

И наша задача — опираясь на нашу русскую духовно-нравственную культуру, обеспечить духовное здоровье наших юных сограждан.

Для осуществления этих планов нужна патриотическая, творческая, созидательная личность, которая будет не только любить Россию, но и по своему долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед современниками, памятью предков и жизнью потомков. Это должен быть высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанный в духовных и культурных традициях российского народа.

Воспитать такого гражданина призвана современная школа. Задача приобщения молодежи к этическим принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания.

Вглядываясь в наступившее, третье тысячелетие от Рождества Христова, нас не могут не волновать вопросы: какой будет Россия в XXI веке? Какой будет российская семья, как, какими ценностями будут жить поколения, которые придут на смену нам? И здесь для нас бесценным сокровищем является опыт наших предков, живая нить преемственности поколений, которые ложатся в основу нашей работы по направлению духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Подмосковья.

Предметом нашей встречи сегодня является проблема нравственного воспитания детей в школе, семье на основе культурно-исторических ценностей и традиций. Серьезные процессы и явления, происходящие сейчас в стране и обществе, нелегки: процессы модернизации экономики и образования, стремительное развитие информационных технологий и доступность любой информации, и многое другое.

Порой, решая сложные задачи, зачастую взрослые, к сожалению, забывают, что в центре внимания должны оставаться наши дети.

Мы реализуем Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», одной из задач которой является создание Новой школы как института, соответствующего целям опережающего развития. В ней будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята вовлекаются в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Каждый из нас понимает, что невозможно этого достичь без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры, а самое главное — без тесного взаимодействия семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.

Поэтому так важна «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», которая устанавливает социальный заказ образованию и лежит в основе нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов.

Одним из основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания определён принцип социальной востребованности, который предполагает, что воспитание и социализация ребёнка осуществляются посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества.

Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Усилия школы и общества должны быть направлены на развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Федеральный государственный стандарт и Концепция духовно-нравственного воспитания, в соответствии с Законом «Об образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.

Интересен опыт работы:

  • Калиниченко Натальи Эдуардовны, классного руководителя МОУ Лицея г. Лобня по военно-патриотическому воспитанию. Все учащиеся Натальи Эдуардовны включены в деятельность по воспитанию патриота и гражданина будущей России.
  • Полыгалиной Ирины Анатольевны, классного руководителя МОУ Новощаповская СОШ Клинского муниципального района. Ирина Анатольевна позиционирует себя как классный руководитель организатор видов деятельности, способствующих духовно-нравственному развитию личности учащихся.
  • Ольховиковой Марины Петровны, классного руководителя МОУ «Кубинская СОШ № 1» Одинцовского муниципального района. Марина Петровна очень серьезно и плодотворно работает над претворением в жизнь темы «Партнерство классного руководителя и семьи в организации общественно-значимой деятельности классного коллектива».

Талантливому классному руководителю по силам изменить систему отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому.

Институт классного руководства имеет свою славную историю. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

В Московской области осуществляется методическая поддержка классного руководителя, созданная и апробированная модель региональной сети повышения квалификации работников образования Московской области включает в себя и целый ряд программ повышения квалификации для классного руководителя, разработанные механизмы выстраивания и прохождения педагогом индивидуального маршрута повышения квалификации и (или) переподготовки позволяют выбрать такие курсы как в очной форме, так и дистанционно (с ноября 2010 года ведутся дистанционные курсы для классных руководителей в Педагогической академии). Также осуществляется и материальная поддержка классного руководителя. Выплатами охвачено 26758 классных руководителей (по 1 000 рублей каждому ежемесячно из федерального бюджета и по 1 500 рублей каждому из бюджета Московской области).

В силу сложившейся ситуации, классное руководство в настоящее время является ключевым элементом организации воспитания в школе. Классный руководитель — это педагог-профессионал, являющийся для ребенка:

  • посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий;
  • архитектором отношений сотрудничества со всеми субъектами образовательного пространства школы;
  • создателем оптимальной развивающейся микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе;
  • координатором совместных действий педагогов, семьи и социума;
  • творцом повседневной жизнедеятельности детей, незаменимым помощником индивидуального развития каждого ребенка.

Деятельность классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры.

Для успешной работы необходимо выполнение задач классного руководителя:

  1. Создание благоприятного социально-психологического климата в учебной группе (классе) на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности.
  2. Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности во имя разностороннего развития молодого человека, вступающего во все более пестрый спектр социальных отношений, так чтобы разные виды деятельности (познавательная, преобразовательная, художественная, общение) включали каждого школьника в широкое взаимодействие с миром.
  3. Организация духовно-нравственной деятельности детей в её особенной роли осмысления жизни как таковой, общественной и личной, общечеловеческой и космической, а также автономной жизни личностного «Я» человека земли.
  4. Организация педагогической поддержки школьника и педагогического индивидуального корректива его жизнедеятельности во имя реализации всех потенциальных творческих способностей каждого воспитанника.
  5. Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива и индивидуальности, отличной от другого «Я», но способной жить только в содружестве с другими.

Подмосковная школа, а это более 1500 общеобразовательных учреждений, почти 600 тысяч учащихся и более 52 тысяч педагогов, характеризуется сохранением своих лучших традиций и современными инновационными процессами в связи с реализацией комплексного проекта модернизации отечественного образования, приоритетных национальных проектов.

Безусловно, для семьи важно, что в нашей школе детям созданы необходимые условия для получения качественного современного образования, занятий спортом и развивающим досугом, что Подмосковная школа сохраняет лучшие традиции духовно-нравственного и гражданского воспитания детей, подростков и юношества. Но должна быть обязательно создана совместно с семьей и обществом единая система воспитания на основе сложившихся культурно-исторических традиций.

Можно привести много примеров совместной работы институтов семьи и школы муниципальных образований Московской области.

Исторически Подмосковье было и остается духовным и культурным центром России. В Московской области сложились принципиально новые, особые, творческие отношения с Московской епархией, что приносит плодотворные результаты. За последние десять лет, благодаря продуктивному взаимодействию Министерства образования Московской области муниципальных органов управления образованием с Московской епархией, которую возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, возрождаются традиции Православия. Опыт наших предков, живая нить преемственности поколений ложатся в основу нашей совместной работы по сохранению и развитию духовно-нравственной культуры, духовных культурно-исторических традиций среди детей и молодежи Подмосковья.

Это направление является одним из приоритетных в нашей работе по модернизации образования, и именно благодаря сотрудничеству с епархией, нам удаётся решать эти вопросы на том культурном и содержательном уровне, которого они требуют.

У нас в области духовно-нравственное образование школьников осуществляется, прежде всего, в рамках преподавания предметов «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) и «Основы православной культуры».

Во всех муниципальных образованиях Московской области изучаются программы по духовно-нравственному воспитанию.

В Ваших образовательных учреждениях тоже преподаются данные предметы.

Эта деятельность ставит задачи перед руководителями муниципальных органов управления образованием по увеличению количества учреждений, в которых преподаются данные предметы, и организации своевременной подготовки педагогов по предметам духовно-нравственной культуры.

Знания о духовно-нравственной культуре преподаются как обязательная дисциплина, факультативно, так и как кружковые занятия и элективные курсы.

Предмет «Духовно-нравственная культура» ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. Содержание предмета имеет культурологический характер. Мы обращаем Ваше внимание на это.

Ежегодно Министерство образования Московской области направляет для использования в работе методические письма, разъясняющие организацию работы по духовно-нравственному воспитанию (письмо, направленное в этом году, размещено на сайте Министерства образования Московской области).

Региональным учебником Московской области является «Духовное краеведение Подмосковья». На прошедшей неделе все муниципальные образования Московской области получили дополнительные комплекты учебника, а на закрытии Рождественских образовательных чтений Вы получите и электронную версию учебного пособия, что позволит качественно изменить возможности преподавания Духовного краеведения Подмосковья и обеспечить каждого обучающегося учебным пособием.

Тесно связана с духовно-нравственным воспитанием проводимая в Подмосковье комплексная работа по формированию у детей, подростков и юношества ценностных ориентации на здоровый образ жизни, по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Здесь наша работа, прежде всего, выстраивается на основе комплекса воспитательных мероприятий, содержащих в себе духовно-нравственные, культурно-исторические аспекты.

Важно отметить, что за последние 5 лет в Московской области отмечена положительная тенденция в динамике подростковой преступности. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 2005 по 2009 годы снизилось на 39,7% (с 3514 преступлений до 2118), за текущий период (за 11 месяцев 2010 года) на 17,5% (с 1864 преступлений до 1537).

Основная масса преступлений, совершенных подростками — это преступления против собственности (около 80%), в основном — это кража чужого имущества (65%).

В ряде муниципальных образований (в том числе и г.о. Химки) допущен рост совершения подростками тяжких телесных повреждений, повлекших смерть (ч.4 ст. 111 Уголовного Кодекса РФ), что в целом по области увеличило число данного вида противоправных деяний на 36,4%.

В городах: Воскресенске, Истре, Люберцах, Химки и Чехове допущен рост убийств на бытовой почве, что привело к общему увеличению данного показателя по области на 33%.

Решение задач борьбы с ксенофобией, экстремизмом и другими проявлениями асоциального характера, осуществляется в образовательных учреждениях Московской области в рамках образовательного процесса и внеклассной работы.

Основными критериями профилактической работы в области борьбы с проявлениями экстремизма являются:

  1. Новые подходы в преподавании культурологических дисциплин и их огромное значение в развитии и формировании личности, формировании законопослушного поведения обучающихся, формировании патриотизма и любви к Отечеству у молодого поколения России.
  2. Создание системы воспитательной работы (или эффективных воспитательных систем) в каждом образовательном учреждении Московской области.
  3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров для организации работы по управлению рисками среди обучающихся.
  4. Внедрение в образовательные учреждения программ интернационального воспитания (осуществляемого ненавязчивыми, гибкими методами, основанными, прежде всего, на общении молодых людей разных национальностей в процессе учёбы, отдыха, различных направлений творческой деятельности).

В рамках образовательного процесса и внеклассной работы необходимо вести правовое просвещение обучающихся. В ряде территорий Московской области данное направление деятельности уже реализуется: к работе привлекаются общественные объединения несовершеннолетних, в том числе отряды правоохранительной направленности «Юный друг милиции».

Данное направление работы осуществляется в тесном взаимодействии с ГУВД по Московской области, (что способствует формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, готовности служению Отечеству, повышению престижа службы в правоохранительных органах среди молодежи, профилактике правонарушений несовершеннолетних).

В настоящее время в 48 муниципальных образованиях Московской области действует 295 отрядов юных друзей милиции (в 2008 году действовало 29 отрядов). Общее количество обучающихся, являющихся членами этих отрядов 4253 несовершеннолетних, из них 878 несовершеннолетних состоят на учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Под особым контролем Министерства образования Московской области и муниципальных органов управления образованием находится вопрос всеобуча.

По результатам ежемесячного мониторинга по всеобучу можно отметить целенаправленную работу муниципальных органов управления образованием по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании несовершеннолетних, организации всеобуча, которая привела к снижению количества отчисленных из общеобразовательных учреждений, пропускающих занятия без уважительных причин.

Неразрывно связаны основы духовно-нравственного развития и образования с воспитанием толерантности детей и молодежи. Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существует в современном обществе. Поэтому мы уделяем особое внимание воспитанию толерантного отношения к представителям различных культур и вероисповеданий, межэтнической и межнациональной терпимости.

Исследования Московских областных научных центров показывают, что в настоящее время уже наметились тенденции повышения ксенофобии (в первую очередь этнофобии и мигрантофобии) и снижения уровня социального и межличностного доверия и толерантности у разных возрастных групп. Учитывая данное обстоятельство, Министерство образования Московской области предложило государственным образовательным учреждениям и муниципальным органам управления образованием усилить блок культурного просвещения, духовно-нравственного воспитания и формирования межнациональной толерантности среди обучающихся и создать на базе образовательных учреждений клубы интернациональной дружбы.

В помощь классным руководителям, учителям, школьным психологам и родителям — всем взрослым, которые хотели бы научиться грамотному общению с детьми, изданы и распространены книги: «Семья. Искусство общения с ребенком», авторы Светлана Васильевна Кривцова, Екатерина Юрьевна Патяева, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова; «Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности», автор Галина Владимировна Солдатова, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова. В настоящее время ведется работа по изданию дополнительного тиража этих книг.

Классные руководители должны работать в тесном содружестве с психологами образовательных учреждений. В г.о. Химки систематически повышают психологическую компетентность педагогов через постоянно действующий семинар «Воспитательная работа в школе. Актуальные проблемы практической психологии образования в работе классного руководителя», что способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения города.

В содержание программы подготовки современного учителя духовного краеведения и основ православной культуры введены те же нравственные ценности, на которых происходило педагогическое служение великих педагогов прошлых веков стран христианской цивилизации.

Самые важные из них обозначены для учителей как педагогические аксиомы. Мы назовем их кратко, так как они не требуют доказательств, повторяясь периодически в разные исторические эпохи.

Аксиома 1. Учитель должен относиться к детям с уважением

Аксиома 2. Ученик имеет право на незнание

Аксиома 3. Учитель должен уметь любить детей

И только при выполнении всех аксиом будет осуществима и наша общая задача, задача педагогов и служителей Церкви — не допустить, чтобы чувство добра, любви, справедливости угасли в душе ребёнка, чтобы понимание Веры стало чуждо нашим юным согражданам. Это наш долг и наша работа.

Уважаемые коллеги! Сегодня наша православная церковь завершает празднование чудесного праздника — введения во храм Пресвятой Богородицы. В трёхлетнем возрасте родители посвятили девочку Богу, и она выросла идеалом нравственности, которому поклоняются люди всего мира.

Давайте всегда помнить о нашей ответственности перед детьми, перед тем, кем они будут — и наш мир будет гораздо лучше.

Темы: Рождественские чтения, администрация Московской области, образование


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.