Дорогая Лидия Николаевна,
Уважаемый Виктор Владимирович,
Досточтимые участники встречи!
Мне очень дорога возможность повстречаться сегодня с вами в ходе Московских областных Рождественских образовательных чтений, которые проводятся уже в восьмой раз и прочно вошли в календарь
Хотелось бы в ходе нашей беседы остановиться на вопросе формирования нравственности школьника. Для начала можем обсудить, какие мы имеем для этого информационные ресурсы.
Прежде всего, это предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья», поскольку в рамках этих предметов учитель много обсуждает с учащимися такие вопросы как природа человека, его внутренний мир, отношения между человеком и Богом, Декалóг — десять заповедей Моисеевых и евангельское нравственное учение. Когда я говорю о том, что в очень многих образовательных учреждениях Московской области преподаются эти дисциплины, я каждый раз с благодарностью обращаю свой взор к нашему министру Лидии Николаевне. Именно благодаря ее инициативности, смелости и творческому подходу, мы видим сегодня столь широкое распространение обучения
Однако наличия
Не подумайте, что я хочу
Возьмем для примера такое замечательное произведение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, как роман «Капитанская дочка». Вы все прекрасно помните эпиграф, предварающий повествование: «Береги честь с молоду».
Что такое честь? Это внутреннее нравственное достоинство человека, благородство души и чистая совесть. Не библейское словоупотребление, где под честью понимается почитание, почет. Но пушкинское звучание этого слова, как показывает повествование и поведение героев, имеет непосредственное отношение именно к христианской нравственности.
Люди старшего поколения хорошо помнят, как нам объясняли, что Пушкин написал роман о борьбе крестьянских масс за освобождение против крепостничества. Такая тема действительно волновала великого писателя, но главным для него, как художника слова, конечно, было показать развитие человеческих характеров. И мы очень явственно видим тех, для кого любовь к ближнему, стремление защитить слабого, верность слову и присяге, доброта и милосердие, — не пустые слова, а высокие нравственные ценности, нарушение которых немыслимо. При этом не имеет никакого значения разноуровневое социальное положение героев, тут и дворянский сын Петр Гринев, и его крепостной Савельич, и семья капитана Миронова. Для них сохранение чести, как непременного свойства человека, сотворенного Богом и призванного ко благу, — абсолютно и непреложно. Это люди доброй совести, как пишет апостол Павел, но есть в романе и пример совести порочной (см. Ев. 10:22; 13:18).
И тут также нет классового союза: предатель, распутник, лгун и подлец Швабрин — дворянин, а вождь повстанцев Пугачев — простолюдин. Но их объединяет нечто. Что же это? Незнание того, что такое честь. Один готов на все ради удовлетворения низменных страстей и спасения своей жизни, а другой — зачинщик величайшего народного бедствия, виновник массового кровопролития. Оба они представляют тот тип личности, который к великому прискорбию впоследствии все более будет распространяться на Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал его —
Пушкин убедительно показывает, как сила добра, вера в силу правды дают нравственное превосходство и Гриневу, и Савельичу над Пугачевым, не решившимся с ними расправиться. Помните, как Гринев говорит вождю бунтовщиков, что «жить убийством и разбоем, значит клевать мертвечину», а тот посмотрел на него «с удивлением и ничего не отвечал». Так добро озадачивает зло своей внутренней мощью. Сказано в Библии: «В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли» (Прем. 15:5).
Я представил вам, уж простите, кратенькое сочинение по русской литературе. Здесь очень много есть чего обсудить с учащимися. Выскажу неприятную мысль: ведь вполне возможно, что среди них найдутся сторонники и Швабрина, и Пугачева. А нам надо помочь им обрести правильный путь в жизни, и в этом нам помощница великая русская литература.
Мы даже ввели в нашей Коломенской духовной семинарии предмет «Православие и русская литература», чтобы помочь начинающим священникам в будущей организации учебного процесса в приходских воскресных школах. Наше культурное наследие, пусть даже и неявно, но напитанное духом православия, является естественным помощником в деле воспитания и просвещения подрастающего поколения, которому принадлежит будущее России.
Мое сегодняшнее рассуждение в основном касалось русской литературы, однако неверным было бы умолчать о духовном источнике, из которого она питалась на протяжении веков. Знание внутреннего мира человека с наибольшей полнотой раскрыто в Библии и творениях святых отцов. К сожалению, еще не все в наши дни знакомы с этими поистине неисчерпаемыми источниками Божественной премудрости.
Но мы верим, что находимся лишь в начале большого, интересного и плодотворного пути, ведущего к духовному возрождению России. Мы закладываем основы для будущего. Плоды современной просветительской деятельности дадут о себе знать через годы, когда нынешние школьники, не отторгнутые от наследия православия как их родители, но наоборот усвоившие его, вступят в самостоятельную жизнь и будут строить ее на основах веры и благочестия.
Я благодарю всех вас за внимание, за то, что вы приехали на эту встречу. Надеюсь, что сегодня состоится взаимополезный обмен мнениями.
В заключение хочу пожелать вам благоприятного течения Рождественского поста и, заглядывая в будущее, поздравляю с грядущим праздником Рождества Христова и Новолетием.
Темы: митрополит Ювеналий, Рождественские чтения, образование, доклады