Главная/Новости/2010/Декабрь/2/

Выступление митрополита Ювеналия на праздновании, посвященном святителю Филарету Московскому

Уважаемый Валерий Иванович!
Дорогие Алексей Борисович и отец Николай!
Возлюбленные братья-сопастыри!
Дорогие братья и сестры!

Мы ежегодно собираемся в Коломне, чтобы почтить память великого церковного деятеля, подвижника веры и благочестия, святителя Филарета Московского. Для нашего города воспоминание о нем особенно дорого, ведь здесь он родился, начинал свое духовное образование, а в период своего архипастырского служения имел сугубое попечение о здешних монастырях и храмах.

В этом году мы впервые проводим Филаретовский акт в стенах Московского государственного областного социально-гуманитарного института. Мне и раньше не раз доводилось здесь бывать в качестве гостя, а сегодня мы все объединены атмосферой творческого соработничества, целью которого является осмысление жития и творений святителя Филарета (Дроздова). Я горячо благодарю ректора института, доктора исторических наук, профессора Алексея Борисовича Мазурова за гостеприимство и неизменную дружественную готовность к сотрудничеству.

Мысленно обращаясь к эпохе, в которую жил и трудился святитель Филарет, мы одновременно видим кардинальное ее отличие от современности, потому что прошлое есть прошлое, и в то же время обнаруживаем черты сходства. Конец XVIII — первая половина XIX века — это тот период отечественной истории, который прежде всего ассоциируется с началом интенсивного распространения в России идей, разрушительных для веры, государства, общественных устоев и собственно человеческой личности. Удивительно то, что такое течение в общественной мысли в огромной степени происходило беспрепятственно, а подчас и при прямом попустительстве тех, кому по должности и положению надлежало защищать православие, препятствовать разлагающему воздействию широкого комплекса материалистических воззрений, в те времена называвшихся привлекательным термином «просвещение». Как будто общество не чувствовало подстерегавшей его опасности.

Не так ли и ныне, увлеченные идеями свободы и вседозволенности, люди забывают об истине, о спасении собственной души?

Святитель Филарет был свидетелем упадка веры в высших слоях русского общества. Он написал однажды: «Стражи порядка не видят зла, часто выходящего в свет из типографий, но прилежно ищут вины там, где ее нет». Святой подвижник не мог не переживать происходящее развитие событий как трагическое, и противопоставлял этому самоотверженное, поистине героическое служение Церкви Христовой и народу Божию. Главной опорой его была вера и преданность Богу. Об этом он однажды написал так: «Всякому любящему обещал Господь Свое явление… В сердце твоем разгорается необыкновенно живая, неизъяснимо сладостная любовь Божия, которая всякое дело благочестия делает тебе легким и приятным, так что ты не можешь приписать это себе, но принимаешь за дар Божий».

В настоящее время ведется работа над полным собранием творений святителя Филарета. Издается хроника его жизни, публикуются биографические исследования и труды, посвященные его богословскому наследию. Результаты этой деятельности показывают всю исключительную многогранность и богатство этой личности. Мы видим, что на его примере исполнились слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). В одном человеке соединились редкая для того времени образованность, как богословская, так и светская; мощь церковного деятеля не только епархиального, но и всероссийского масштаба; мудрость участника государственного управления, способного дерзновенно возражать царям; глубокая монашеская молитвенность и духовная сосредоточенность внутреннего мира. Всем этим митрополит Филарет, по природе человек спокойный и неконфликтный, твердо и решительно показывал окружающим непреклонное намерение неукоснительно исполнять свое жизненное предназначение как человека-христианина. Всякое дело совершал основательно, говоря: «Я не умею спешить».

Внешне неприметный, небольшого роста, святитель, тем не менее, производил на своих современников впечатление исключительного величия, проистекавшего из его внутренней мощи. Думается, что основной отличительной чертой его жизнедеятельности была неустанность. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к эпистолярному наследию митрополита Филарета. Для людей нынешнего мира компьютеров это особенно поучительно. Он огромную часть своего времени отдавал работе с документами по церковному управлению, снабжая их резолюциями глубокого богословского или церковно-канонического содержания (многие из которых сохраняют актуальность и поныне), а также пребывал в постоянной переписке с множеством лиц. Достаточно сказать, что только письма к преподобному Антонию (Медведеву), наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры, составляют три объемистых тома. Какая высокая культура слова, невиданная ныне способность богословского и аскетического осмысления своего жизненного пути и окружающих событий!

Того же желал святитель и для своих современников. Он способствовал религиозному просвещению, поддержав издание Библии на русском языке. А по поводу публикации творения святых отцов Оптиной пустынью писал в одном из писем: «Мой ответ… большее число читающих предпочтут русские буквы, и некоторые из них совсем не примутся за книгу, славянскими буквами напечатанную».

Всем этим святитель Филарет как будто говорил современникам: какова бы ни была мода, какие бы сверхсовременные идеи ни пропагандировались, сколь силен бы ни был напор враждебных православию теорий и мнений, я буду стоять твердо, исполняя свой долг решительно и неуклонно. Разного рода учениям о свободе народов, он противопоставлял свое, православное видение вопроса: «Истинная свобода есть деятельная способность человека, не порабощенного греху, не тяготимого осуждающей совестью, избирать лучшее при свете истины Божией и приводить оное в действие при помощи благодатной силы Божией». Важное и поучительное наставление и для нас, людей XXI века.

У нас в Коломне уже два десятка лет как восстановлена духовная школа. Сейчас семинария является главным центром по подготовке священнослужителей для Московской епархии. И мы очень дорожим тем, что такой выдающийся церковный иерарх и ученый, как святитель Филарет, начинал здесь свое образование. Это накладывает и на преподавателей, и на учащихся особую ответственность, чтобы соответствовать в меру своих сил и возможностей такому великому предшественнику, которому принадлежат слова: «христианство не есть юродство или невежество, но премудрость Божия».

Святитель Филарет является образцом для всех, кто трудится сегодня на ниве церковной. Ведь мы живем в счастливое время, когда после периода гонений и тяжких испытаний ХХ века, Русская Церковь получила возможность развивать все те направления своего служения, которые были ей традиционно присущи на протяжении многих веков. Это и просветительство, и социально-благотворительные проекты, и работа с молодежью, и окормление больниц и военных частей, всего не перечислишь. И все эти задачи легли на плечи нашего духовенства. Для того чтобы справиться с таким обилием сложных целей, необходимо быть по образу жизни и мышления «филаретовцем», если можно так выразиться. А это значит, быть человеком высокой духовной жизни, всесторонней образованности и в то же время не иметь ни одной свободной минуты, всего себя без остатка отдавая делу служения Богу и людям.

В этом смысле можно сказать, что для нас опыт святителя Филарета исключительно современен и актуален. Он учит верности Христу и Его Церкви, мудрости и трудолюбию, жертвенности и любви к ближнему. Это свидетельство жития святого, дерзновенно предстоявшего перед Господом. Это вдохновляющий пример, подкрепленный обнадеживающими словами Священного Писания: «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Пс. 36:29).

Мы находимся в начале Рождественского поста, периода покаяния и молитвы. И мне хочется закончиться свое выступление словами святителя Филарета, написанными в декабре 1847 года: «Бог кающихся и Спас согрешающих да дарует всем нам покаяние чистое и намерение исправления твердое, и да приобщит нас благодатной Своей силы, просвещающей, наставляющей на благое, утверждающей во благом и охраняющей».

Темы: митрополит Ювеналий, Коломенский округ, доклады


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.