Доклад министра образования Московской области Л. Н. Антоновой

Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Виктор Альбертович!
Уважаемый Александр Николаевич!
Уважаемые участники и гости чтений!

Сегодня уже не возникает вопросов на тему нужно ли подростку быть духовно-нравственно воспитанным. Духовно-нравственная культура определена теоретической педагогикой в качестве компонентов базовой культуры личности. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без его решения невозможно реализовать поставленную Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым задачу модернизации страны. Для осуществления этих планов нужна патриотическая, творческая, созидательная личность, которая будет не только любить Россию, но и по своему долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед современниками, памятью предков и жизнью потомков. Это должен быть высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанный в духовных и культурных традициях российского народа.

Воспитать такого гражданина призвана современная школа.

Задача приобщения молодежи к этическим принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии IV Ассамблеи Русского мира «Учитель Русского мира: миссия, ценности» в Москве 3 ноября 2010 года сказал: «Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний». Для ее осуществления требуется сотрудничество родителей, учителей, общественных объединений, органов власти, религиозных организаций, различных творческих союзов.

В феврале 2010 года состоялось расширенное заседание Координационного Совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви при Министерстве образования Московской области, где были определены задачи на новый учебный год. Сегодня можно говорить о ходе реализации поставленных задач.

Задача первая: разработка учебных пособий, реализующих решение задач духовно-нравственного образования.

В помощь и преподавателям и школьникам к новому 2010–2011 учебному году издан дополнительный тираж для обучающихся начального и среднего профессионального образования и общеобразовательных учреждений в количестве — 40 тыс. экземпляров учебно-методического комплекта «Духовное краеведение Подмосковья», автор Л. Л. Шевченко, руководитель Духовно-просветительского культурного Центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия при Московском государственном областном университете, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета. Комплект включает учебное пособие, методическое пособие для учителя и комплект контрольно-измерительных проверочных материалов. Впервые подготовлена электронная версия ученого пособия «Духовное краеведение Подмосковья» (1000 экземпляров), которую Вы получите на торжественном закрытии Рождественских образовательных чтений в городе Видное Ленинского муниципального района.

Задача вторая: расширение области преподавания предметов духовно-нравственной культуры.

По данным мониторинга в Московской области:

  • предметы культурологического цикла преподаются в 992 школах (увеличение на 7,3% по сравнению с 2009 годом), для 77 тысяч 600 обучающихся (увеличение — на 19,5%);
  • с этого года началось преподавание во всех учреждениях начального и среднего профессионального образования (127 учреждений) для 3 тысяч обучающихся;
  • знакомство с религией для самых маленьких организовано в трехстах дошкольных образовательных учреждениях Московской области для 24 тысяч воспитанников;
  • увеличилось до 80 количество учреждений дополнительного образования, в которых ведутся занятия культурологического направления для 20 тысяч воспитанников.

Задача третья: подготовка квалифицированного педагога, способного донести до каждого ученика главные истины.

В настоящее время при подготовке учителей Московской области к преподаванию предметов «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры» учителя разных специальностей получают знания в области духовной культуры, знакомятся с понятиями христианской этики, богословия, получают знания о духовной основе русской культуры, ее христианских корнях.

В учреждениях высшего профессионального образования Московской области через курсы повышения квалификации ведётся работа по подготовке педагогических кадров данной специализации по следующим программам:

  • «Духовно-нравственная культура» (История и культура религий. Православие) (Московский государственный областной университет);
  • «Духовные основы русской культуры» (Педагогическая академия последипломного образования);
  • «Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект» (Педагогическая академия последипломного образования);
  • «Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины» (Педагогическая академия последипломного образования);
  • «Основы православной культуры» (Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна).

Уже подготовлено более 1500 педагогов.

С ноября 2010 года — ведутся курсы повышения квалификации для педагогов учреждений среднего профессионального образования, педагоги учреждений начального профессионального образования пройдут обучение в феврале—мае, ноябре—декабре 2011года.

Задача четвертая: взаимосвязь двух проблем: подготовки учеников в области знания о духовной культуре России и подготовки учителя к преподаванию основ православной культуры.

Министерством образования Московской области совместно с Московской епархией Русской Православной церкви при поддержке губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова проводится целый ряд уже традиционных мероприятий. Наиболее значимые из них: ежегодные Рождественские чтения, областные родительские собрания, традиционные встречи митрополита Крутицкого и Коломенского с руководителями муниципальных органов управления образованием, педагогами образовательных учреждений, Рождественские ёлки. Одной из наиболее массовых форм, которая вошла в практику работы по духовно-нравственному воспитанию, является областное мероприятие — открытый урок «Духовные родники Подмосковья».

Разработанные и реализуемые совместно программы в образовательных учреждениях Московской области предусматривают проведение совместных праздников, соревнований, экскурсий, выполнение творческих заданий и др. Все это помогает родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует не только духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Таким образом, определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет, сложившееся в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школа сегодня — это важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Поэтому идея воспитания духовной личности является ведущей в работе учителя.

Сегодня учитель является сеятелем разумного, доброго, вечного. И своим трудом мы стремимся прославить высокое звание — Учитель. Ибо сказано: «Через труд человек живет, спасается и идет дальше». И наша задача — помочь ребенку, входящему в мир, найти свое собственное место в жизни. Именно учитель помогает приобрести уверенность ребенку. Уроки — это творческий процесс осмысления нравственных и эстетических ценностей. Развитие творческих способностей, формирование навыков умственного труда — одна из главных задач школы. Развивают творческие способности школьников олимпиады, конкурсы, сочинения на морально-этические темы.

Второй год в Московской области проводится олимпиада по «Духовному краеведению Подмосковья», 28 ноября 2010 года состоится муниципальный этап олимпиады, а в феврале 2011 года — региональный.

Выполняя такие работы, ученик шаг за шагом открывает себя, развивает свои творческие способности.

Традиционными стали для муниципальных образований темы сочинений, проводимых в образовательных учреждениях:

  • Почему надо отвечать за свои поступки?
  • Зачем нам знать житие святых?
  • Что я представляю для себя, своих друзей, всего общества?
  • Почему мы изучаем духовную литературу?

Выдержки из сочинений учеников средней школы № 7 городского округа Ивантеевка:

«…Я думаю, житие святых нам нужно, чтобы мы знали свою историю, для понимания того, что нужно жить в мире и согласии, выбирать правильные, мудрые пути, быть терпимее к другим и к себе тоже, не совершать глупых поступков, задуматься о мире и о своем месте в нем.»

«Мы изучаем духовную литературу потому, что нам это интересно. В этой литературе собран весь опыт предшествующих поколений. Духовная литература читается легко, язык прост и понятен, если вдуматься в смысл каждого слова. Духовная литература учит нас быть культурным, образованным человеком, учит любить Родину, уважать своих родителей…»

«Мы изучаем духовную литературу, потому что она учит быть добрым, справедливым, миролюбивым. Библию создавали Святые люди, они записывали в книги самое главное. Библия служит человеку около 2000 лет! А может ли служить обычная книга так долго? Конечно же, нет!…»

Система образования Московской области принимает с 2006 года активное участие во Всероссийском конкурсе работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя».

Ежегодно Московская область приветствует Подмосковных учителей — победителей Всероссийского конкурса.

В 2010 году у нас тоже уже есть достижения на межрегиональном этапе конкурса на соискание премии Центрального федерального округа. Победителями стали:

  • Истомина Елена Евгеньевна, Сергиево-Посадский муниципальный район, диплом третьей степени;
  • Калинина Мария Леонидовна Сергиево-Посадский муниципальный район, номинация «Лучший издательский проект года»;
  • коллектив учителей Московской области в номинации «Лучшая инновационная разработка года»:
    1. Бурлаченко Ирина Григорьевна, городской округ Подольск;
    2. Бережной Александр Васильевич, городской округ Домодедово;
    3. Пугачева Изабелла Анатольевна; Каширский муниципальный район.

Отрадно отметить, что конкурс «За нравственный подвиг» расширяет свои границы: впервые победителем регионального этапа Конкурса стал представитель, принимающего нас сегодня Наро-Фоминского района: Ерёменко Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МОУ Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» (3 место).

Хорошее образование — значит успешный жизненный старт для ребенка. Эту истину принимают сегодня все, особенно родители. Они готовы вкладывать в своих детей немалые силы и средства. Но без участия школы в этом процессе сейчас не обойтись.

Изменились программы, учебники, формы и методы работы и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Выбирая школу для своего ребенка, многие родители ориентируются именно на педагогический коллектив учебного заведения и, прежде всего, на конкретного учителя, который сможет помочь им в непростом деле воспитания успешного, счастливого человека.

Кто же он, современный учитель? Для оказания помощи ребенку в деле становления полноценной личностью (независимой, грамотной, инициативной, самостоятельной) учитель сам должен быть личностью. Учителю важно быть в постоянном поиске адекватных приемов, способов по реализации собственных личностных возможностей и способностей в работе с детьми. Для этого обязательны эмоциональная и личностная раскрытость; доверительность и искренность в выражении чувств и отношений; стремление к удовлетворенности собой в процессе совместной со школьниками творческой деятельности; психологический настрой на оптимальную работу с конкретным классом для достижения максимальной убедительности и выразительности.

Поздравляя победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» 6 октября 2010 года в Кремле Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «Труд учителя — это особенный подвижнический труд. И хотя эти слова стали банальными, но это абсолютная правда. Каждый раз, когда учитель заходит в класс, он совершает маленькое чудо, он готовит молодых людей к большой очень сложной жизни, отдавая им частичку своих знаний, нервов, здоровья. Именно поэтому мы считали, и всегда будем считать образование, и школьное образование — одним из государственных приоритетов».

16 ноября отмечается Международный день толерантности. В Педагогической академии последипломного образования в этот день состоялась научно-практическая конференция, посвященная проблемам толерантности. С педагогами-психологами обсуждались направления работы и проекты, реализуемые в системе образования Московской области призванные обеспечить уменьшение вероятности социально-психологических конфликтов в детской, подростковой и молодежной среде. Для решения этих вопросов в помощь педагогу в Московской области изданы и распространены книги:

  • «Семья. Искусство общения с ребенком», авторы Светлана Васильевна Кривцова, Екатерина Юрьевна Патяева, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова;
  • «Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности», автор Галина Владимировна Солдатова, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова. В настоящее время ведется работа по изданию дополнительного тиража этих книг.

Уважаемые участники и гости чтений!

В 2010 году к Открытому уроку была издана книга «Просветители» о великих учителях человечества. В книге есть замечательные слова, которые должны быть в сознании каждого современного педагога: «Служение учителя предполагает умаление себя в пользу детей, готовность к самоотдаче себя своим ученикам. Этика педагогического служения предполагает обязательную нравственную оценку профессиональной деятельности. Труд великих педагогов показал миру высоту нравственного подвига учителя, полагающего в основание своей деятельности христианское понимание любви к своим ученикам».

Я желаю всем участникам чтений, и педагогам, и священнослужителям, яркой и творческой деятельности, проникновенной, душевной работы с нашими юными земляками во имя нашего общего будущего.

доклады, администрация Московской области, образование

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)