Круглый стол в Красногорске

24 ноября в Красногорском Центральном районном доме творчества детей и юношества в рамках VIII Московских областных Рождественских образовательных чтений состоялось заседание круглого стола на тему: «Православная культура и мир современного школьника».

В его работе приняли участие священнослужители Красногорского округа во главе с благочинным протоиереем Константином Островским, а также преподаватели гуманитарных предметов школ района, в том числе «Духовного краеведения Подмосковья», который с начала этого учебного введен в учебную программу всех школ района.

Заседание открыл протоиерей Константин Островский, который затронул острую проблему современного общества — искажение трактовки понятия «терпимость» или как сейчас говорят — «толерантность». Слово «толерантность» происходит от латинского «tolerantia — терпение» и означает терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо.

Как отметил отец Константин, в самом этом значении заключается для нас и важность, и необходимость, и опасность толерантности. Потому что любить ближнего и любить то, что он делает, — вещи очень разные. Естественно для матери любить своего сына, даже если он злоупотребляет алкоголем, но неестественно и грешно любить и уважать само его пьянство. Зачастую за терпимостью (в современном мире) кроется безразличие к человеку, неверие в вечность человеческой личности и, как следствие, потворство греху. Говоря о толерантности к различным явлениям, нужно обратить внимание на то, что терпеть зло и оправдывать зло — вещи разные. Много, с чем приходится смиряться, но, терпя ложь и зло рядом с собой, мы не должны в своем сознании смешивать ложь и истину, добро и зло. Нельзя признавать, что ложь равна истине и добро равно злу.

Современные СМИ зачастую преподносят подрастающему поколению под маской терпимости и уважения к ближнему — терпимость ко злу. В результате у детей и подростков подменяются понятия, и откровенное зло и грех начинает называться добром. Помочь им научиться различать, где добро, а где зло призваны родители, педагоги и священники.

В жизни современного общества отсутствует духовный фундамент. Выстроить этот фундамент — задача Церкви в тесном взаимодействии со школой.

Ведущая круглого стола И. В. Пигулевская, завуч Георгиевской гимназии, которая действует при Знаменском храме г. Красногорска, высказала мысль, что если бы каждый педагог преподавал свой предмет с позиции православной веры и нравственности, то не было бы необходимости вводить в школах некий специальный предмет по изучению этики.

Учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры гимназии № 5 г. Красногорска Т. В. Филина в своем докладе привела пример такого преподавания, когда при изучении программного материала по предметам, ненавязчиво и не напрямую затрагиваются вопросы нравственности, веры, православной культуры. Татьяна Викторовна рассказала о своем опыте работы по нравственному воспитанию учащихся на уроках. На русском языке — это разбор и анализ гимнографических (то есть богослужебных) текстов. Во время работы учащиеся имеют возможность почувствовать красоту русского языка, познакомиться с новыми для себя словами. На уроках литературы по программе дети изучают жития святых, которые могут быть если не примером для подражания, то хотя бы нравственной альтернативой сегодняшней жизни.

И как стало видно из сказанного, такой способ воздействия или лучше сказать взаимодействия учеников и учителя приносит свои положительные плоды. Итогом прозвучали слова: «От нас (педагогов) зависит, сколько доброго, вечного мы в них (детей) вложим».

С сообщением об опыте многолетнего плодотворного сотрудничества с приходом храма Архангела Михаила в деревне Путилково выступила преподаватель русского языка и литературы Ульяновской средней общеобразовательной школы Н. В. Маликова. Она отметила, что с каждым годом спектр областей сотрудничества прихода и школы расширяется. Так в этом году помимо встреч с учащимися начнет работать лекторий для родителей, желающих расширять свои знания о вере и Церкви.

Все учителя и священники принимали в дискуссии живейшее участие, обмениваясь опытом общения с детьми, не стесняясь говорить о трудностях и проблемах. В частности было сказано о том, как порой нелегко видеть пустые и безразличные глаза детей, потому что им все не интересно, о растущем потребительском отношении учащихся к жизни и учебе.

В результате обсуждения, собравшиеся пришли к выводу, что если, несмотря на все эти трудности и проблемы, спокойно, честно, без превозношения говорить с учениками о вере и нравственности, творчески подходить к преподаванию каждого предмета, то рано или поздно все это находит отклик в душах детей.

Протоиерей Владимир Шафоростов, помощник благочинного Красногорского церковного округа, настоятель Знаменского храма г. Красногорска в своём выступлении поблагодарил учителей за их нелегкий труд и пожелал им помощи Божией в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Красногорский округ, образование, Рождественские чтения

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)