Выступление митрополита Ювеналия на встрече с педагогическим активом Московской области

Дорогая Лидия Николаевна,
Ваше Преосвященство,
Александр Анатольевич, Сергей Дмитриевич,
уважаемые гости!

Позвольте приветствовать вас на нашей традиционной встрече в самом начале учебного года, с началом которого я вас сердечно поздравляю. Такие собеседования и общение, которые мы будем иметь сегодня, очень важны, поскольку помогают нам скоординировать совместные усилия, направленные на поступательное развитие духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения.

Думаю, что в этой аудитории нет нужды говорить о серьезных проблемах, характеризующих жизнь современной молодежи. Важнее остановиться на тех актуальных задачах, решая которые, мы сможем преодолеть наблюдающиеся неблагоприятные тенденции.

В последние годы в школах Подмосковья постепенно вводились предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение». Не могу сказать, чтобы это движение сопровождалось особенно оживленными дискуссиями или встречало сопротивление. Большинство педагогов и родителей поддержали эти начинания, у истоков которых стояла наш министр Лидия Николаевна. Хотя кое-для кого в таком повороте событий и присутствовала некоторая неожиданность. Ведь мы с вами являемся свидетелями смены эпох в истории родной страны, а такие периоды не могут не вызывать у людей переживаний, волнений и недоумений, а порой и сопротивления.

Недавно на августовской конференции педагогической общественности Московской области шла речь о «новой школе». Исторический опыт учит нас, что слова подчас при одном звучании могут иметь разное содержание. Мы с вами находимся в древней Вознесенской Давидовой пустыни, которая была в прошлом столетии превращена в руины, — и все это называлось «поселок Новый быт». Теперь же возрожденная обитель является благоукрашенной и сюда во множестве притекают богомольцы. И в этом есть новизна, характерная для современности.

Приобщение учащихся к знаниям о православии, о его влиянии на традиции и культуру народа также, безусловно, является новым явлением. Уже многое сделано для того, чтобы обеспечить процесс обучения и педагогическими кадрами, и учебно-методической литературой. Для людей с опытом относительно недавнего прошлого это может показаться совершенно невероятным. Ведь в прошлом столетии учитель был, как говорилось тогда, «активным бойцом идеологического фронта», в том числе и обязательным пропагандистом атеистических идей. Ныне же педагог помогает детям и юношеству освоить информацию, касающуюся религиозной системы, которая является стержневой для общественной и культурной истории России. Причем очень важным является то, что обучение носит самые разнообразные формы, подчас весьма творческие.

Наши предыдущие встречи показали, какой горячий отклик у многих учителей обрела новая возможность преподавания знаний о православии. Многие при этом не удовлетворились имеющимися программами и приступили к разработке собственных. Об успешности этих начинаний можно судить по тому, что довольно часто на всероссийском конкурсе на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» побеждают представители Подмосковья.

Хочу вам сказать, что мы в Московской епархии при относительной ограниченности кадровых возможностей сформировали свою достаточно эффективную систему религиозного образования и катехизации. Центральной единицей тут являются воскресные школы. С этого года начали проходить кустовые семинары для преподавателей, образован методический кабинет, призванный помогать учителям в их работе. Об этом подробнее сегодня расскажет протоиерей Виктор Дорофеев. Отмечу лишь одно. При определенных различиях характера преподавания знаний о православии в светских и воскресных школах, изучаемый материал по большей части одинаков. И думаю, что интенсификация сотрудничества между нами уже не только на уровне «епархия-министерство» или «благочиние-управление образования», но и по линии «светская школа — воскресная школа» может принести добрые плоды.

Преподавание детям знаний о православии имеет не только чисто образовательные, но и воспитательные задачи. Поэтому кругозор учителя должен быть широк, а знания — глубоки. И здесь не обойдешься одним учебником. Нужно и Библию прочесть от начала до конца, и быть в курсе содержания составленных святителем Димитрием Ростовским «Житий святых». Ведь и Священное Писание, и житийная литература, — все эти тексты на протяжении веков были для наших соотечественников основополагающими. Их непреходящее значение сохраняется и сегодня.

Преподавание «Основ православной культуры» будет расширяться, и педагогу необходимо иметь богатый багаж знаний, чтобы ответить на самые неожиданные вопросы школьников. Иначе как сохранить свой авторитет?

На расширенном заседании Координационного совета по взаимодействию между Московской епархией и Министерством образования Московской области говорилось о том, что трудно неверующему педагогу вести предмет, связанный с православием. Хочется пожелать нашим учителям, чтобы, исполняясь веры, они от сердца к сердцу передавали школьникам знания о святом православии.

Нынешний год объявлен «Годом учителя», что является свидетельством общественного признания ключевой роли педагога в социальном развитии страны, в укреплении нравственных устоев, в воспитании достойных граждан России. Сегодня я хочу в знак благодарности за жертвенные труды вручить вам грамоты, специально выпущенные к «Году учителя». Сердечно благодарю за соработничество, желаю здоровья и счастья и призываю на вас и труды ваши Божие благословение!

митрополит Ювеналий, доклады, образование

© 2001—2016 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)