Юбилейные праздники в древнем Серпухове

25 сентября митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил торжества по случаю памяти преподобного Афанасия Высоцкого, в день 635 обители и 670-летия со дня основания города Серпухова.

Впервые Серпухов упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты под 1339 годом. Город возник на берегу небольшой речки Серпейки, впадающей в Нару, приток Оки. По имени реки он и получил название.

Серпухов возник во время длительной борьбы с монголо-татарами как важная стратегическая крепость на окских рубежах. Со дня своего основания он стал форпостом южных рубежей Москвы. За короткое время Серпухов превращается в центр удельного княжества в составе московских владений. Иван Калита завещает Серпухов сыну Андрею, а тот передаёт его своему сыну Владимиру. В годы правления Владимира Андреевича город был значительно укреплён, а прибывшему сюда на жительство торгово-ремесленному люду князь «великую волю, и ослобу, и много лготу» предоставил. В 1380 году Серпуховский князь Владимир Андреевич участвовал в Куликовской битве и не мало способствовал победному завершению сражения, получив за своё мужество прозвище Храбрый. В 1382 году Серпухов и княжество были разорены Тохтамышем. Ещё не раз, защищая Москву с юга, город подвергался нападениям, но восстанавливался снова.

Самостоятельным княжеством Серпухов оставался до 1462 года. Великий князь Василий II, подчиняя своей власти удельных князей, пленил и сослал в Углич последнего серпуховского князя Василия Ярославича, а земли его присоединил к Москве.

Со времени организации Иваном III «береговой службы» на Оке Серпухов вошёл в число городов, составивших передовую охранную черту против ханских набегов. К тому времени город значительно вырос. Центром его был кремль-крепость, к стенам которого примыкал посад, окружённый слободами. Большинство ремесленников посада занимались кожевенным промыслом, на втором месте по численности стояли кузнецы и обработчики металла. Недалеко от города находились залежи железной руды; железо поставлялось в Москву, Вологду, Тулу и даже в Сибирь. Были в городе и свои хлебники, пирожники, мясники, пивовары и серебряных дел мастера.

В середине XVI века в городе была построена каменная крепость, стены которой достигали 6,5–8,5 метра в высоту. Стены кремля с башнями возводили из белого камня, привозимого по Оке. Строительство вели в основном серпуховские каменщики. Крепость-кремль строили с грозными боевыми башнями, с подземными потайными ходами к Наре и Серпейке и несколькими колодцами. Крепость была вооружена боевыми орудиями и зелёной казной, то есть порохом. Над входными воротами поставили высокие проездные башни, Большая проездная башня имела высоту около 30 метров, Караульная около 32 метров, она же использовалась как дозорная. Для защиты посада был возведён деревянный острог со рвом, надолбами и частоколом. Город получил главенствующее значение в береговой обороне, в военное время здесь размещался большой полк. В Серпухове Иван Грозный в 1556 году провёл большой смотр своих военных сил, здесь же стоял лагерем Борис Годунов, «со всеми ратными людьми», Василий Шуйский собирал полки «для недуга своего крымского царя прихода».

С удалением границ от Москвы Серпухов постепенно теряет своё стратегическое значение. Удобное положение на южной дороге и у судоходной реки способствовали его превращению к концу XVII века в торговый город. Обширные торговые связи серпуховские купцы поддерживали с Москвой. Скупая в уезде яблоки, мёд, пшеничную муку, орехи и кожи, они перепродавали их в столице, а оттуда возвращались с тканями, посудой, галантереей и другими товарами. Также торговля велась с Архангельском, Астраханью и другими городами.

В начале XVIII века Серпухов вошёл в состав Московской губернии. Преобразования Петра I не миновали Серпухов. Среди жителей города постоянно проводили наборы мастеровых людей для строительства новых городов, крепостей и русского флота. Нужда флота в парусине потребовала открытия полотняных фабрик, сделавших Серпухов в дальнейшем крупным текстильным центром России. Фабрики производили продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. К концу столетия эта отрасль стала ведущей в экономике города. Кроме текстильного производства, в Серпухове было развито кожевенное: работало восемь заводов. Семь кирпичных заводов выпускали около миллиона штук кирпичей в год.

Торговлей занималось около половины жителей Серпухова. Городской базар работал три дня в неделю. Трижды в год в Серпухове устраивали многолюдные ярмарки.

В 1781 году Серпухов получает статус уездного города. В нём строят дом присутственных мест, где размещают городское правление, казначейство, дворянскую опеку, уездный и земский суды и другие административные учреждения. Город получает новый план застройки на основе квартальной схемы, где каждый квартал имеет форму прямоугольника.

За два столетия Серпухов становится центром текстильной промышленности Московской губернии. Падение спроса на парусину на мировом рынке в связи с появлением парового флота привело к сокращению производства полотна. Вместо него быстро осваивается выпуск дешёвого ситца. Уже к середине XIX века в Серпухове работает 9 бумаготкацких и набивных фабрик. К началу XX века их число возросло до 23.

Время возникновения Высоцкой обители относится к 1373 году, когда в городе Серпухове княжил Владимир Андреевич Храбрый — двоюродный брат и сподвижник святого благоверного князя Димитрия Донского. Владимир Андреевич владел несколькими городами, в том числе и небольшим городком Радонеж, где в то время начинала расцветать обитель преподобного Сергия. Серпуховский князь был хорошо знаком с преподобным — был его духовным чадом.

Занимаясь строительством своего стольного града, князь пожелал украсить Серпухов устроением в нем монастыря, для того чтобы братия обители молилась о нём, о его воинстве и о Руси, страдающей от варваров. Для совета и благословения Владимир Андреевич пригласил преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на свой преклонный возраст и зимнее время года, старец откликнулся на просьбу боголюбивого князя и в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из радонежских земель в Серпухов. После обозрения местности, вместе с князем Владимиром, они выбрали место для будущей обители на берегу реки Нары, недалеко от места впадения её в реку Оку, на холме, который носил название «Высокий».

Князь выразил свое желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери, честному Её Зачатию праведной Анной, «…дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Её чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православие поминая в священнодействе». Преподобный Сергий одобрил желание князя, и 2 декабря 1373 года, когда было расчищено от леса выбранное место, святой старец стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основание обители. Эта молитва и по ныне ежедневно поется в Высоцком монастыре за вечерним богослужением. Руководство обителью преподобный Сергий поручил своему любимому ученику Афанасию, хотя тот по смирению и отказывался от этого. Под руководством смиренного Афанасия обитель быстро возрастала, а количество братии умножалось. Князь Владимир, со своей стороны, усердно помогал обители строиться и благоукрашаться.

В 1387 году в связи с отъездом с Митрополитом Киприаном в Царьград, управление обителью преподобный Афанасий старший передал своему приемнику — преподобному Афанасию младшему. При преподобном Афанасии младшем монастырь продолжал процветать. Второй игумен «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Преподобный Афанасий преставился ко Господу 12 сентября (ст. стиль) в1395 году в возрасте 33 лет от «старческого изнеможения», наступившего вследствие тяжёлых иноческих подвигов.

По смерти преподобного в 1395 году настоятелем Высоцкой обители стал преподобный Никита — сродник и ученик преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Никита успешно управлял монастырём в течение девятнадцати лет в сане архимандрита, в который в те времена возводили настоятелей наиболее значительных монастырей. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году, уйдя на покой, перешёл в Боровский Высоко-Покровский монастырь.

Время управления монастырём первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

К началу XX века Высоцкий монастырь, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей нашего отечества.

С наступлением в России эпохи новой богоборческой власти в истории монастыря открылась одна из самых трагических страниц. В ноябре 1918 года обитель заняла 4 рота 5-го Земгальского Латышского стрелкового полка. Около года под древними стенами каратели вели расстрелы заподозренных в дезертирстве. После их ухода часть монастыря отошла под губернский концентрационный лагерь для политических заключённых.

В эти годы Высоцкая обитель становится как бы зримой линией фронта беспощадной войны темных сил против русского православного мироустройства. Но управляемая Божественною благодатью братия монастыря во главе с настоятелем архимандритом Пантелеимоном (Орловым) неотступно продолжала свои молитвенные труды, твердо сохраняя традиционный монашеский уклад жизни и ежедневный церковно-служебный строй. Как награда за это терпение стало для братии и прихожан посещение монастыря святейшим Патриархом Тихоном летом 1924 года.

В 1928 году власти закрыли Высоцкий монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 году монастырь полностью прекратил свою деятельность. На его месте в стенах архитектурного ансамбля хозяева новой безбожной жизни организовали типичное для бывших монастырей использование. В течении полувека в разные периоды здесь размещались организации и учреждения, казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и загоны для домашнего скота. В это же время было разрушено три башни и большая часть стен. Монастырский комплекс стремительно ветшал, и в нем были начаты реставрационные работы, в ходе которых в 1967 году был снесен «как не имеющий исторической и культурной ценности» прекрасный храм в честь преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (в настоящее время на его месте выстроено крытое крыльцо в древнерусском стиле с маковой и крестом).

25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. А 11 августа 1991 года уже состоялось великое освящение Никольского храма (совершенно обезображенного за годы советской власти). В 1992 году началась работа по восстановлению Покровского храма находившегося в аварийном состоянии, и к 9 июля 1993 г. в храме был освящен предел Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 г. главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этом же году 24 сентября состоялось обретение мощей прп. Афанасия Высоцкого младшего, а 25 сентября 1995 г., в день 600-летия со дня его славного преставления, монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II.

В начале 1996 г. открылись восстановительные работы в Сергиевском храме, а уже 6 сентября этого года состоялось освящение этого храма. В 1998 г. в отреставрированном игуменском корпусе была освящена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Сегодня в обители множество святынь — среди них особое место занимает Чудотворный первообраз Божией Матери «Неупиваемая Чаша», прославленный многими чудесами и исцелениями, в основном от страстей винопития наркомании и табакокурения. В покровском храме почивают мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего, от которых страждущие получают благодатную помощь. В обители собрано около 300 частиц мощей угодников Божьих.

Сейчас в монастыре действуют общедоступная богатая православная библиотека, столярная мастерская, мастерская резьбы по дереву, кузница с художественной ковкой, устрояется иконописная мастерская.

В святых вратах обители митрополита Ювеналия встречали архиепископ Можайский Григорий, епископ Серпуховской Роман, настоятель монастыря игумен Кирилл Костиков), игуменья Алексия Петрова), настоятельница Владычного женского монастыря, благочинный Серпуховского округа протоиерей Владимир Андреев, благочинные и духовенство Московской епархии, глава города Павел Владимирович Жданов и многочисленные гости.

Во время совершения Божественной литургии, на Малом входе, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, за усердное служение Церкви Христовой, настоятель Серпуховского Высоцкого монастыря игумен Кирилл, был удостоен возведения в сан архимандрита. В завершении богослужения состоялся крестный ход вокруг обители, после которого архимандрит Кирилл обратился со словом приветствия к митрополиту Ювеналию:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Ювеналий! Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Григорий! Ваше Преосвященство, дорогой владыка Роман! Возлюбленные братья и сестры! Сегодня наша Высоцкая обитель празднует 635-летие со дня основания нашим князем Владимиром, который обратился с этой просьбой к преподобному Сергию. Преподобный Сергий с большой любовью отозвался на просьбу великого серпуховского князя Владимира и пришел на это место и, прочитав молитву на основание, оставил здесь своего любимого ученика преподобного Афанасия — первого игумена. В первые сорок лет жизни обители тремя игуменами: преподобными Афанасием, Афанасием Младшим и Никоном, — был установлен духовный фундамент монастыря. В последствии эта обитель разделяла судьбу России и Серпухова. Мы помним, как в начале ХХ века здесь было полное запустение, обитель оказалась разорена и пришла в упадок. На территории монастыря на протяжении 80 лет было множество различных предприятий, но в 1991 году, по Вашему благословению, дорогой Владыка, эта обитель возродилась. Тогда у истоков возрождения стоял Преосвященнейший владыка Иосиф. То время было само по себе трудным, и когда начались перемены в нашем государстве, первым насельникам сего монастыря было трудно возрождать эти стены, но что бы укрепить братию, вы благословили архимандриту Иосифу обрести мощи преподобного Афанасия, который был погребен на территории монастыря. И после чудесного обретения мощей, перед которыми мы сегодня молились, началось активное восстановление монастыря. Мы верим, что активизация возрождения обители началась предстательством преподобного Афанасия младшего».

На память о архипастырском визите в Высоцкий монастырь отец Кирилл преподнес Владыке посох, а архиепископу Григорию и епископу Роману — иконы преподобного Афанасия Высоцкого. В ответном слове митрополит Ювеналий сказал:

«Возлюбленные братья-архипастыри, дорогой отец архимандрит Кирилл, глубокоуважаемый глава города Павел Владимирович, всечестные отцы, дорогие гости, матушка игумения Алексия, возлюбленные братья и сестры! Мы благодарим сегодня Бога, что в день, когда город Серпухов отмечает свое 670-летие, с утра мы прежде мирского празднования собрались на духовный пир нашей веры. Собрались к мощам преподобного отца нашего Афанасия младшего, чтобы прославить его память и помолиться ему о нас, о нашей Церкви и стране Российской, о древнем граде Серпухове. О таких древних преподобных сохранились лишь отдельные штрихи их жития и повествования о бесчисленных чудесах по молитвенном предстательстве преподобного. Но меня всегда трогает краткая строка из жизни преподобного Афанасия младшего, повествующая, что он отошел ко Господу в возрасте 33 трех лет от истощения миссионерским подвижничеством, старческим подвигом. Его человеческое естество не выдержало крайнего воздержания и напряженного подвига. Но Священное Писание нам говорит о том, что старость честна не множеством лет. За 33 года он смог достичь небесных высот, смог принять благословение преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, собрать братию и создать здесь благочестивое братство, которое привлекало людей. Я очень рад, что к юбилею обители, который совпал и с юбилеем города, Предстоятель нашей церкви — Святейший Патриарх Кирилл особым образом обратил внимание на эту древнюю обитель и благословил возведение в сан архимандрита настоятеля этого монастыря. Мне и вам известна героическая и трагическая история этой обители, но мы видим сегодня, что Промыслом Божиим и благодаря жертвам благочестивых людей, обитель поднялась из руин и служит нуждам людей, особенно через образ Божией Матери „Неупиваемая Чаша“. Без медицинской помощи, а только через молитву и предстательство Богоматери люди здесь избавляются от тяжкого недуга, который разрушает саму природу человеческую, который разобщает людей, разрушает семейства. Через благодатную помощь Богородицы образ приносит и любовь, и согласие, и радость. Мы знаем, что не только жители Серпухова, не только жители Москвы и Подмосковья, но со всей России прибывают сюда, чающе Божией помощи и утешения. Я рад, что так светло мы встречаем юбилей возрожденной обители. Я приветствую паломников, прибывших сюда помолиться, вас возлюбленные братья и сестры, рад, что глава этого города Павел Владимирович в течение этих лет помогал нам приближать радость этого праздника, и сегодня он тоже с нами. Хочу особенно поблагодарить насельников обители за их подвижнические труды. С особой радостью я приветствую сегодня Вас дорогой отец Кирилл. Вы не громким голосом, не человеческой мудростью, а смирением и кротостью привлекаете к себе людей, которые здесь находят духовное утешение и умиротворение души, приобретают веру во Христа. Я поздравляю Вас с Патриаршей наградой — возведением в сан архимандрита. Прошу Ваших святых молитв, а Вам желаю многой помощи Божией и предстательством святых предшественников этой святой обители нести в чистоте и непорочности свое монашеское служение. Благодарю вас, возлюбленные отцы и братья за, то, что Вы, оставив на время святые обители, которые вы возглавляете, свои благочиния, свои приходы, присоединились к нам для совместной молитвы. Я думаю, вы тоже почерпнули силу и радость от участия в этом празднике. И если не все вам удается в возрождении порушенных святынь, где вы совершаете свое служение, верьте и надейтесь, что Господь не оставит нас своей помощью, пошлет добрых людей, которые несмотря на нынешний кризис поделятся своими материальными благами, чтобы принести жертву Богу и воздвигнуть наши национальные порушенные святыни. Всех вас горячо и сердечно поздравляю с праздником и призываю на Вас Божие благословение!»

Далее Владыка направился на центральную площадь города, где вместе с заместителем председателя Правительства Московской области Д. А. Большаковым, министром культуры Московской области Г. К. Ратниковой и главой города Серпухова П. А. Ждановым, принял участие в открытии памятника Серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму, строителю града Серпухова и Высоцкого монастыря. При большом стечении серпуховичей и гостей города, Владыка торжественно освятил памятник. Затем Владыка Ювеналий обратился к собравшимся со словом:

«Сегодня было много сказано о князе Владимире Андреевиче Храбром. Но мне особенно хочется как Вашему архипастырю обратить внимание на то, что это был политический деятель, который вдохновлялся в своей деятельности верой во Христа. С юных лет он был под духовным водительством преподобного Сергия Радонежского. Именно по приглашению юного князя Владимира преподобный Сергий посетил эту землю и основал Высоцкий монастырь.

Невольно вспоминаются минувшие годы: они были и героические, и трагические. Мне не нужно подробно вам об этом говорить, потому что вы прекрасно знаете историю нашей старны. Но я счастлив, что дожил до того времени, когда пала идеологическая стена между верующими и неверующими, когда государственные деятели вместе с религиозными трудятся над созиданием великой России.

Мы никогда не должны забывать, что князь Владимир Андреевия Храбрый был героем, потому что на это вдохновляла его вера во Христа Спасителя. И в наше время, обращаясь к Богу, мы преодолеем любые испытания и трудности. Памятник будет нам об этом напоминать. Не все, может быть, прочитают черты святости князя в этом монументе, но мы должны знать свою историю, знать жизнь князя, и пусть это будет назиданием потомству.»

После речей, посвященных личности князя Владимира Андреевича и его роли в истории России, состоялось награждение медалями, людей, привнесших большой вклад в развитие города Серпухова.

Завершением праздника стал концерт во Дворце культуры «Россия».

митрополит Ювеналий

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)