9 сентября исполнилось 19 лет со дня трагической кончины протоиерея Александра Меня. В этот день по традиции митрополит Ювеналий возглавил Божественную литургию в Сретенской церкви села Новая Деревня Пушкинского района, где совершал свое служение отец Александр. После Литургии на могиле убиенного священнослужителя состоялась заупокойная лития, по окончании которой Владыка митрополит обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Дорогие братия и сестры, уважаемая Наталья Федоровна, близкие отца Александра! Очень рад видеть вас и приветствовать в очередную годовщину трагической гибели отца Александра. Уже в девятнадцатый раз мы стоим на этом месте, молимся об упокоении души ревностного пастыря Церкви Христовой, и показываем свою духовную любовь, вспоминая служение отца Александра. Так вышло, что сегодня Святая Церковь совершает день памяти преподобного Пимена Великого — небесного покровителя Святейшего Патриарха Пимена. Именно поэтому за Божественной литургией мы молились и о Святейшем Патриархе Пимене, и об отце Александре.
Эти два имени знаменательны для нас. Многому они нас учат и наталкивают на глубокие духовные размышления. Сегодня, вспоминая ХХ век, мы называем его временем богоборчества. Многие пожилые люди помнят, каково это было, и им не надо об этом напоминать. Но как яркие звезды в темную ночь освящают землю, так подвиги служителей Церкви, горящих верой, освящали в то время души людей. Они более всего на свете возлюбили всей душой Бога, служа Ему с усердием и верой. И Церковь жила своей благодатной молитвенной жизнью.
Достаточно упомянуть два имени: Всероссийского Патриарха, отличавшегося глубоким благочестием, и отца Александра. Об этом хочется говорить сейчас, когда для Церкви нет никаких препятствий в проповеди слова Божия, когда для людей от пожилых до младенцев открыты двери Церкви. И очень многое зависит от нас — священнослужителей, которые обязаны денно и нощно нести слово Божие, чтобы вдохновить людей. И сегодня верующему человеку легче жить, чем в прошлом столетии, потому что в тот век неверующему человеку при различных проблемах не на что было опереться, а сейчас при любых испытаниях, трудностях, с которыми встречается православный христианин, он ищет помощи у Бога, и Господь через молитвы Церкви укрепляет и вдохновляет его.
В наших сердцах протоиерей Александр навсегда останется образцом ревностного творческого пастыря. Пастыря, не замыкавшегося в жизни своей семьи, в жизни своей общины, ведущего широкую, насколько это было в то время возможно, просветительскую и, я бы сказал, миссионерскую деятельность. Он проповедовал, выражаясь церковным языком, „и дальним и ближним“ и как священник свидетельствовал своей жизнью, что Христос пришел на землю ради спасения всех, и Его проповедь обращена ко всему роду человеческому.
Девятнадцатый год подряд мы окружаем могилу отца Александра. Я думаю, что причина всего этого заключается в нашем желании выразить ему нашу любовь, нашу благодарность за все его пастырское служение, — чистое, непорочное, имеющее своей целью призыв к спасению, к Царствию Божию тех, кто слушал его. Царствие ему Небесное и вечный покой!
Вам же, дорогие братия и сестры, желаю от Господа радости жизни в вере и помощи Божией в повседневной жизни, Пусть каждый из вас, закончив свой жизненный путь, будет иметь возможность и дерзновение пред Господом — Праведным Судией от сердца сказать: „Мы жили так, как заповедовал нам Спаситель, во имя любви к нашим ближним, делая все, что было возможно в наших силах“. Господь да сохранит вас на многая и благословенная лета!»
Далее Владыка направился в Сергиевскую церковь поселка Семхоз
«Сегодня рано утром в Сретенском храме села Новая Деревня мы совершили Божественную литургию, а потом и заупокойную литию у могилы протоиерея Александра Меня. После молитвы я поделился мыслями с прихожанами, с духовными детьми отца Александра о значении и роли священнослужителей в Церкви.
Так совпало, что сегодня Церковь чествует память преподобного Пимена Великого — небесного покровителя блаженнопочившего Патриарха Пимена, и в то же время мы молимся об отце Александре Мене, так как в этот день он трагически погиб. Господь посылал в каждый определенный момент существования Церкви людей, которые были Его верными служителями: от патриарха до священника. И я хотел бы продолжить, — и большого сонма мирян, потому что в то время, когда не было ни воскресных школ, а во многих городах не осталось и храмов, первыми, от кого узнавали дети о Боге, были бабушки, передавшие новому поколению веру Христову. Нынешние бабушки уже неспособны своих внуков воспитывать в Православной вере, потому что они выросли в условиях атеизма и сегодня сами нуждаются в таком же просвещении и катехизации, как и молодежь.
Однако нельзя представлять минувший век только в мрачных красках. Люди жили верой во Христа и не гнушались ни весельем, ни радостью, а те испытания, которые посылались им, они с помощью Божией переносили легко и мужественно. И ХХ век, как никакой другой в христианскую эпоху России, принес больше святых, чем, может быть, первые века христианства в мире. Сегодня поименно канонизовано около двух тысяч новомучеников и исповедников российских, о которых мы смело могли сказать, что они пострадали за Христа. Но их, может быть, миллионы. Поэтому наша Церковь канонизовала Собор новомучеников и исповедников Российских, которые ещё не ведомы нам, но прославлены Господом.
Жизнь людей в ХХ веке многому поучает нас. В условиях свободы люди забывают Бога и, предаваясь безудержным страстям, рассуждают как некогда язычники: „будем есть и пить, ибо завтра умрем“. Эти люди живут без веры в Бога. И сегодня Церковь обращается к ним, что жизнь человека, жизнь его вечной души не прекращается с гробовой доской. Однако, несмотря на большую свободу, нелегко нести свое служение священникам и Церкви Христовой. Но нас вдохновляют те, кто отдал всю свою жизнь на служение Богу и людям.
Жизнь отца Александра сегодня является живой проповедью. Проповедью о том, что Христос принес благовестие всем, и все являются наследниками Царствия Божьего. Но Христос говорил, что много званных, но мало избранных. Не все принимают это благовестие, пленяясь благами мира сего. И мы должны себя считать очень счастливыми людьми, что, не гнушаясь миром сим, вдохновляемся в своей жизни верой во Христа Спасителя. Она помогаем нам преодолевать любые испытания, которые встречаются на нашем пути. Современные миряне, являясь активными, деятельными христианами и обладая материальными средствами, делятся ими с нуждающимися и не забывают Церковь Христову. На эти средства возрождаются поруганные монастыри и храмы Божии, а в новых городах строятся часовни, молитвенные дома и благолепные церкви.
Вновь мы можем сказать, что, несмотря на все исторические и современные отступления людей от Бога, наш народ остается народом богоносцем, а наша страна — это Святая Русь. Если мы обратим свой взор кругом, то увидим, что отступления от нравственности распространяются с молниеносной скоростью, подобно свиному гриппу, приходящему
Наша задача заключается в том, чтобы вернуть своих сынов и дочерей в лоно Церкви Христовой, дать им радость спасения, соделать их наследниками Царствия Божия. Вот поэтому, дорогие братья и сестры, мы посещаем места, где погребены священнослужители и дорогие нам люди, которые показали пример мужественного и мудрого служения Богу.
5 сентября я был в
Отслужив литию, митрополит Ювеналий направился на открытие IV Меневских чтений «Церковь и молодежь», на которых, выступая с приветствием, в частности сказал:
«Недавно за границей состоялась конференция, посвященная его инакомыслию. Думаю, что настоящий христианин всегда инакомыслящий в своих отношениях с миром, причем не по политическим соображениям, а потому что он помнит слова Спасителя, сказавшего о Своих учениках в Первосвященнической молитве: „Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира“ (Ин. 17:14).
Большая часть времени священнического служения отца Александра пришлась на тот период нашей истории, когда ему, как и многим его собратьям, особенно трудно было найти за рамками богослужения возможность для религиозного общения с людьми, для наставления их в вере. И тем не менее, он многое сделал для религиозного просвещения, его опыт достоин изучения.
Ныне в России многое изменилось. Если раньше дети через бабушек получали знания о Православии, как я говорил сегодня прихожанам, то теперь большинство бабушек обременено наследием атеистического прошлого. Зато молодежь имеет возможность приобщаться к вере непосредственно в Церкви. У нас в Московской епархии для этого имеются и воскресные школы, и молодежные лагеря. Особое значение имеет пономарство в храме. Недавно я принимал вступительные экзамены в семинарии и беседовал с несколькими молодыми людьми, которые приняли решение посвятить свою жизнь Церкви после того, как стали прислуживать в алтаре. А ведь несколько десятилетий тому назад это было невозможно.
Сегодня открылись необозримые просторы для просветительской и воспитательной деятельности. Мы видим, как Святейший Патриарх Кирилл с горячей проповедью обращается к молодежи, вступает в обсуждение с ней самых горячих проблем современности. Многое делается и в нашей Московской епархии.
Однако достигнутого явно недостаточно. Если мы сопоставим имеющиеся достижения с масштабами молодежной преступности, наркомании и алкоголизма, со становящимися все более заметными тенденциями нравственной и интеллектуальной деградации, то поймем, что находимся только в самом начале пути. Проблема заключается в том, насколько внятно и доходчиво звучит послание Церкви, обращенное к миру, и как оно отзывается в человеческих сердцах. Резко изменились
Каковы бы ни были трудности, нельзя забывать слова апостола о том, что „мы соработники у Бога“ (1 Кор. 3:9), а значит, не имеем права устраняться от заповеданной Спасителем ловли человеков (см.: Мф. 4:19). Нужно действовать. Диалог с обществом должен развиваться.
В наши дни много говорят о миссионерстве среди так называемой „неформальной молодежи“. Вспомним слова Священного Писания, которые некогда прочел Иисус Христос в Назаретской синагоге, имея в виду Свое служение: „Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу“ (Лк. 4:18). А кто они, эти сокрушенные сердцем, пленные, измученные? Это окружающие нас дети, юноши и девушки, одурманенные пропагандой вседозволенности и разврата, отторгнутые от духовных традиций и культуры, разучившиеся или не умеющие читать книги и грамотно говорить на родном языке, не знакомые с понятиями целомудрия и чистоты! Некоторые из них пытаются прибегнуть к помощи Церкви, но многие не знают, как это сделать, или даже боятся быть непонятыми или отвергнутыми.
Осуществляя наше служение в молодежной среде, мы должны отчетливо видеть главную цель: совершать дело Божие ради спасения людей. Христос уверил Своих учеников, сказав: „познаете истину, и истина сделает вас свободными“ (Ин. 8:32). Свобода от греха, открывающая путь к жизни вечной в Царствии Небесном, — это великий дар Божий человеку. Так будем же стремиться к тому, чтобы это сокровище раскрылось тем, кто о нем ещё не знает.
Пусть Господь благословит Ваши труды и труды настоящей конференции».