Главная/Новости/2008/Декабрь/12/

Протокол Епархиального собрания города Москвы

12 декабря 2008 года в 10.00 часов в Зале Церковных Соборов Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, вступившего в самостоятельное управление Московской епархией в соответствии с постановлением Священного Синода (журнал №92 внеочередного заседания от 6.12.2008 г.), состоялось заседание Епархиального собрания города Москвы.

В заседании участвовали: митрополит Калужский и Боровский Климент, викарные епископы: архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Красногорский Савва, епископ Дмитровский Александр, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Люберецкий Вениамин, епископ Егорьевский Марк, епископ Бронницкий Феофилакт, епископ Шатурский Никодим, а также епископ Аркадий (Афонин), епископ Никон (Миронов), епископ Серафим (Зализницкий), епископ Орловский и Ливенский Иероним.

Кроме того, присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.

Перед началом собрания его участники помолились о упокоении души Святейшего Патриарха Алексия за литией, которую совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Собрание началось пением молитвы «Царю Небесный», после чего Владыка Ювеналий обратился к собравшимся:

«Братья Архипастыри, представители ставропигиальных монастырей, настоятели, клирики и члены Приходских советов города Москвы, позвольте наше собрание считать открытым.

Согласно нашего Устава нам предстоит избрать заместителя председателя собрания, секретаря и двух лиц для подписания протокола.

Я хотел бы пойти по традиционному пути и предложить заместителем председателя избрать архиепископа Истринского Арсения и секретарем протоиерея Владимира Дивакова. И двух лиц для подписания протокола: игумена Сергия (Воронкова), наместника Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, и Тамару Ивановну Алтухову, старосту храма свв. мчч Адриана и Наталии в Бабушкине.

Кто за то, чтобы избрать на эту должность лиц, которых я назвал? За владыку Арсения — прошу голосовать.

Кто «за»? Кто «против»? Воздержавшихся нет.

Теперь будем голосовать за отца Владимира Дивакова. Кто за то, чтобы избрать его секретарем? Спасибо. Кто против? Кто воздержался? Нет.

И, я думаю, можно вместе проголосовать и за игумена Сергия, и за Тамару Ивановну для подписания протокола. Кто «за»? Спасибо. Кто «против»? Нет. Кто воздержался?

Указанные лица избраны единогласно, и я прошу владыку Арсения и отца Владимира занять свои места за столом президиума, а двух подписантов приступить к своим обязанностям.

У нас на собрании присутствует Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент. Я прошу Вас, Владыка митрополит, занять место в президиуме».

Слово было предоставлено архиепископу Истринскому Арсению:

«Ваше Высокопреосвященство! Досточтимое собрание! По традиции наше ежегодное Епархиальное собрание начиналось обычно докладом Его Святейшества, который касался какой-то темы нашей жизни. Еще летом Святейший Патриарх выразил свое пожелание, чтобы доклад, который должен прозвучать на Епархиальном собрании, говорил о единстве Церкви. Вы знаете, что в этом году праздновалось 1020-летие Крещения Руси. Святейший Патриарх смог побывать и на Украине, и в Белоруссии, где был радостно принят, он возглавлял эти празднества. И поэтому доклад подготовлен был в этом направлении. И я прошу Владыку митрополита взять слово и сделать доклад на эту тему, которую Святейший Патриарх хотел озвучить в сегодняшний день перед всеми вами.

Митрополит Ювеналий:

«Объясню сначала технический вопрос. Есть обычай направлять к докладчику в президиум письменные вопросы. Мы будем их ожидать, но рассматриваться будут те, которые подписаны. Анонимные не будут приниматься в учет.

Возлюбленные о Господе! Мы начали нашу встречу с молитвы о блаженнопочившем Святейшем Патриархе, отдав долг своей сыновней любви и выразив наши чувства нашему отцу и Первосвятителю.

Сначала несколько вопросов, связанных с протоколом, и несколько слов в связи с кончиной Святейшего Патриарха.

Я хотел бы напомнить вам Устав об управлении Русской Православной Церкви, который гласит (5 глава, 15 й пункт): «В период междупатриаршества митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией». В связи с этим я 6 декабря на имя благочинных округов города Москвы разослал циркуляр, в котором известил о своем вступлении в управление Московской епархией. Согласно установившейся традиции и воле Святейшего Патриарха Алексия, управление Московской епархией производилось таким образом, что Святейший Патриарх управлял городом Москвой и ставропигиальными учреждениями на территории Московской епархии, а Московской областью на правах Правящего архиерея управлял митрополит Крутицкий и Коломенский. Теперь мы можем говорить, до избрания нового Предстоятеля Церкви, о Правящем архиерее в моем лице, и сейчас я хотел бы выступить перед вами в этой роли.

Но прежде хотел бы поделиться с вами некоторыми сведениями и мыслями в связи с постигшей нас потерей, когда отошел ко Господу Святейший Патриарх.

Я думаю, что все вы были свидетелями того, или уже знаете, что в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх совершил в Успенском соборе Московского Кремля Божественную Литургию и позже в этот же день в Донском монастыре — молебен перед мощами Святейшего Патриарха Тихона, своего святого предшественника. И очень знаменательно, что последние слова из Евангелия, которые огласил Святейший Патриарх на земле, были: «Итак, кто нарушит одну из заповедей из сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном. А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном». Вот эти слова, я думаю, являются эпитафией на гробе Святейшего Патриарха, потому что всю свою жизнь, и особенно Первосвятительское служение, Святейший Патриарх посвятил тому, чтобы учить и словом, и жизнью. И я думаю, что это является его заветом каждому из нас, и, конечно же, всем чадам Русской Православной Церкви.

Мне хотелось бы по-человечески поделиться с вами воспоминаниями и о моей последней беседе со Святейшим Патриархом буквально за несколько часов до его кончины. В этот же день, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, у нас с ним состоялся телефонный разговор. Я его спросил, как он отдохнул. А Святейший сказал, что не вышло отдыха, потому что плохо себя почувствовал, находясь в Испании, врачи не смогли окончательно помочь, вынужден был переехать в Мюнхен, и там все наладили, все было хорошо. Святейший Патриарх готовился посетить Московскую епархию, как это он раз в год как минимум делал, официально посещая Московскую область. И мы с ним договаривались еще за несколько месяцев до этого дня, что мы немножко изменим формат встречи Святейшего Патриарха. Я обратил внимание, что, когда Святейший Патриарх находился с Первосвятительским визитом в Белоруси, то в одном своем официальном Слове он сказал: «Да, у нас идет поступательное возрождение церковной жизни. Много открыто и восстановлено порушенных святынь. Много построено новых храмов. Но самое главное для нас — это возрождение душ человеческих». И вот, исходя из этих мыслей Святейшего Патриарха, мы с ним договорились: чтобы не утомлять Святейшего долгими службами, обедами, потом встречами, мы проведем в этом году одну только встречу, непродолжительную. У нас к этому времени заканчиваются областные Рождественские образовательные подмосковные чтения. В Мытищи, в спортивный комплекс, мы решили пригласить для встречи с Предстоятелем педагогов, интеллигенцию, учащихся, духовенство, руководство Московской области, чтобы вместе подвести своего рода итог того, что мы сделали за эти годы для возрождения душ человеческих в Подмосковье. И вот я говорил Святейшему Патриарху: все готово, протокол готов, но хотелось бы встретиться с Вами, чтобы до 11-ого числа обсудить, как мы все это проведем. Святейший сказал, что в данный момент у него под руками нет календарного плана, но вот у нас в субботу будет наречение, в воскресенье хиротония, потом, когда я освобожусь, Вы мне позвоните, и мы договоримся о встрече. На этом заканчивалась наша беседа. Я поблагодарил Святейшего Патриарха за то, что он, согласно установившейся у него традиции, прислал мне из Испании рукописную открыточку с описанием того, как он пребывает в Испании. А Святейший Патриарх как-то строго спросил: «А Вы одну получили?» Я сказал: да. «Ну вот, —говорит он, — из Испании быстро приходят открытки, а из Германии позже. Но я Вам вторую послал, Вы получите, наверное». На этом мы с ним простились. Я знаю, слышал лично от Постоянных членов Священного Синода, что в этот вечер он всем им позвонил, и были обычные деловые братские беседы. Можно сказать, что он попрощался в тот вечер со всеми нами.

А вчера я как раз и получил открытку Святейшего, написанную им. И я хотел бы прочитать вам, потому что это не меня лично касается, а больше его.

«Дорогой Владыка митрополит! Сердечно приветствую Ваше Высокопреосвященство из Мюнхена. Отдых у меня прервался мерцательной аритмией, и пришлось для проведения кардиоверсии выехать в Мюнхен. Пришлось проходить не только обследование, как предполагалось раньше, но и лечение. Осталась слабость, которая, по словам врачей, будет постепенно проходить. Сердечно благодарю Вас за Святительские молитвы. Надеюсь 1 декабря вернуться в Москву. От души молитвенно желаю Вам, дорогой Владыка митрополит, помощи Божией в архипастырских трудах Ваших. С любовью. Патриарх Алексий. 28.11.2008 года».

Я вам процитировал то место в Уставе об управлении Русской Православной Церковью, на основании которого я вступил в управление Московской епархией. У нас была традиция, что заранее назначается время собраний, как в Московской области, так и в городе Москве. Сегодня мы проводим собрание согласно намеченному Святейшим Патриархом графику. В Новодевичьем монастыре я наметил 23 декабря провести это собрание. Хотя сейчас я управляю всей епархией, но думаю, что лучше в этом году не нарушать той традиции, которая сложилась за эти 18 лет. Поэтому мы с вами сегодня встречаемся, а с другой частью Московской епархии мы увидимся 23 декабря.

Хотел бы также, предваряя доклад, проинформировать вас, что в понедельник после утреннего богослужения 8 декабря я встречался здесь, в Храме Христа Спасителя, с Епархиальным советом. Познакомился с ними, узнал о методах взаимодействия Епархиального совета с Правящим архиереем, и мы обсудили содержание этого собрания. На столе у Святейшего Патриарха лежал текст подготовленного выступления для нашего собрания. Мы обсудили детали проведения этого собрания, и я очень благодарен, что мы сегодня собираемся для проведения традиционного нашего Епархиального собрания.

Владыка архиепископ Арсений сказал о мыслях, которыми руководствовался Святейший Патриарх, готовясь к этому собранию. Тема была — единство, и она была пронизана проповедями Святейшего Патриарха в этом уходящем году. Святейший Патриарх особенно обращал на это внимание на Архиерейском соборе, в России и Украине, в Белоруссии во время празднования 1020 летия, и вот с этими мыслями было составлено и это обращение Святейшего Патриарха.

Но так Господь судил, что мы знакомимся с этими мыслями Святейшего Патриарха после его блаженной кончины, и воспринимаем этот доклад как его завещание, как его мысли. Я хочу оговориться, что Святейший Патриарх, как отец, собирался побольше вам дать наставлений в отношении исполнения своего долга, о жизни. Святейший Патриарх всегда не спешил на этом собрании. Но я посчитал, что, в связи с траурным моментом нашей встречи, мне не надлежит все и очень подробно говорить о тех сторонах жизни церковной, которые требуют своего исправления. Я это опустил. Но в то же время самое важное я сохраняю и думаю, что вы по стилю даже поймете, что это личные мысли Святейшего Патриарха.

Но прежде я хотел бы также вам сказать, что у нас за это время состоялось два заседания Священного Синода. И первое, которое было на следующий день после кончины Святейшего, согласно опять же Устава управления Русской Православной Церкви, было посвящено избранию Местоблюстителя Патриаршего Престола. Тайным голосованием был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. А позавчера состоялось заседание Священного Синода, которое было посвящено подготовке Поместного Собора, а также решению некоторых текущих вопросов. Хотя широко все это уже известно, я хотел бы некоторые места из решений Синода огласить вам, потому что это относится ко всем нам.

По сообщению Местоблюстителя Патриаршего Престола Преосвященного митрополита Кирилла Священный Синод принял следующие определения:

«Священный Синод, вознося молитвы ко Господу Вседержителю о упокоении души новопреставленного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, выражает глубокую скорбь в связи с кончиной Первосвятителя, который в течение 18 лет окормлял Русскую Православную Церковь в особо ответственное время духовного возрождения народа и восстановления всех форм свидетельства и служения, традиционных для тысячелетней истории нашей Церкви.

Выразить благодарность Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину за участие в траурных мероприятиях, связанных с кончиной Святейшего Патриарха Алексия, а государственным структурам Российской Федерации — за содействие в организации и проведении траурных мероприятий, оказанное согласно распоряжению Президента России.

Выразить благодарность мэру города Москвы Ю.М. Лужкову, городским службам и учреждениям за содействие в подготовке и осуществлении траурных мероприятий.

Отметить, что блаженная кончина Предстоятеля Русской Церкви сопровождалась глубокой народной скорбью. При многочисленном стечении верующих во всех храмах и монастырях Русской Православной Церкви совершались заупокойные богослужения. Свидетельством всенародной любви и почтения верующего народа к почившему Предстоятелю стал нескончаемый поток желающих проститься со своим пастырем, которые устремлялись днем и ночью к Храму Христа Спасителя.

Благодарить всех, кто в нынешние трудные дни выразил Русской Православной Церкви письменные соболезнования в связи с кончиной ее Первоиерарха, почтил его в публичных выступлениях и в материалах средств массовой информации.

Провести в феврале 2009 года Дни памяти почившего Предстоятеля Церкви, приуроченные к восьмидесятилетию со дня его рождения. Поручить Управлению делами Московской Патриархии организацию и проведение означенного мероприятия.

Священный Синод призывает всех архипастырей, пастырей, монашествующих и верных чад Русской Православной Церкви хранить память о блаженнопочившем Святейшем Патриархе Алексии II. Образ Первосвятителя, все силы полагавшего ради служения Богу и людям, ради возрождения Церкви и духовного просвещения наших современников, да послужит добрым примером для ныне живущих и будущих поколений православных христиан Руси. Пусть память о почившем Первоиерархе, который столь много сделал для сохранения и упрочения единства Церкви, поможет нам сегодня еще теснее сплотиться, дабы совершать в мире и братолюбии дело Божие, принося Господу добрый плод».

И еще, важный журнал заседания:

«Имели суждение: о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором будет избран на вдовствующий Московский Патриарший Престол Предстоятель Церкви — Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Постановили:

Созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви в городе Москве в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя с 27 по 29 января 2009 года.

Провести Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в городе Москве в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя с 25 по 26 января 2009 года

Образовать Комиссию по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви во главе с Патриаршим Местоблюстителем. Помимо председателя, в эту комиссию входят 28 членов.

Принять прилагаемое к настоящему журналу Положение о составе Поместного Собора.

Епархиальным Преосвященным провести избрание делегатов епархий на Поместный Собор согласно Положению о составе Поместного Собора и до 15 января 2009 года направить списки делегатов в Комиссию по подготовке Архиерейского и Поместного Соборов».

Я хотел бы еще сказать о том, что будет нас с вами касаться. Мы проведем раздельно два собрания духовенства: города Москвы и Московской области. Я думаю, что на заседании в Новодевичьем монастыре, которое у нас уже назначено на 23 декабря, мы изберем делегатов. А что касается нас, города Москвы, то я думаю, что после Рождества Христова мы до Крещения соберемся на собрание, чтобы определить делегатов от города Москвы. Нужно будет выбрать трех делегатов: одного священнослужителя, одного или одну из монашествующих и одного мирянина. Правящий архиерей, как и викарные епископы, не входит в эту квоту трех, поскольку все они, по положению, являются полноправными членами Собора. Заблаговременно о дате созыва собрания с такой повесткой дня мы вам сообщим. Подчеркиваю — заблаговременно сообщим.

И вот после этого довольно пространного вступления, которое необходимо мне было сейчас сделать, я хотел бы перейти к докладу.

Текущий 2008 год прошел под знаком единства Церкви, одного из самых драгоценных даров православной веры. Закаленная в испытаниях Русская Православная Церковь в трагическом для нашего народа ХХ веке ценою мученичества и исповедничества пронесла этот дар, обогатив его подвигами миллионов православных людей. Об этом шла речь и на совещании Предстоятелей Православных Церквей в Стамбуле. В итоговом совместном послании этого совещания говорится, что нестроениям и разделениям, раскалывающим мир, в том числе и православные народы, можно противостоять только единством Церкви — совместными усилиями в свидетельстве «искупительного дела» Господа нашего Иисуса Христа.

Видимым знаком церковного единства в уходящем году стал очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, впервые прошедший с участием архиереев Русской Зарубежной Церкви.

Соборное мнение, изложенное в определениях и постановлениях Освященного Архиерейского Собора, укрепило единство Церкви, стало своевременным ответом на вызовы современности и наметило цели дальнейшего служения Русской Православной Церкви.

Особо хочу отметить знаменательную дату, которую мы отмечали в этом году — 1020-летие Крещения Руси. Церковные торжества прошли в трех столицах — Москве, Киеве и Минске. Русский, украинский и белорусский народы сохранили единство и свою верность историческому призванию, которое они осознали 1020 лет тому назад на берегах Днепра. Это единство простирается поверх всевозможных границ, политических разногласий, национально-этнических и вообще любых человеческих разделений. Мы всем продемонстрировали такое единение, которое показало себя непоколебимым.

Многих сегодня волнуют сложности финансового и экономического характера. Священнослужители в своей пастырской деятельности не могут оставаться нейтральными или безучастными к переживаемым людьми трудностям. Путь преодоления наступающих испытаний следует искать прежде всего на пути возвращения к духовно-нравственным ценностям христианства, преобразующего душу человека, а через это — и его общественную деятельность.

Уходящий год, как и прежние годы, был насыщен визитами Святейшего Патриарха — помимо монастырей Подмосковья, Его Святейшество посетил Новгородскую епархию, Украину, Санкт-Петербург, Валаам, Стамбул, Белоруссию, Германию.

В продолжение года Святейший Патриарх встречался с представителями братских Поместных Церквей: в мае — с делегацией Греческой архиепископии в Америке, которую возглавил архиепископ Американский Димитрий, в июле — с делегацией Кипрской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Архиепископом всего Кипра Хризостомом, в сентябре — с председателем Священного Синода Сербской Православной Церкви митрополитом Черногорским Амфилохием.

Несколько раз проходили Первосвятительские встречи с делегациями Католической Церкви Австрии, Италии, Франции, с представителями протестантских деноминаций.

Не раз Святейший Патриарх Алексий встречался с Президентом России Д.А. Медведевым и Председателем Правительства В.В. Путиным, а также с президентами Молдовы, Украины, Эстонии, Италии, Южной Кореи, Белоруссии.

Имели место контакты со многими религиозными и политическими лидерами, государственными и общественными деятелями, послами, представителями науки и культуры.

Но главным, как всегда, осталось участие Предстоятеля в богослужебной жизни Церкви. Я сейчас буду цитировать цифры в отношении служб Святейшего. Но мне говорили, когда он первый раз посмотрел эту статистику, сказал, что не все учтено. Так что то, что буду читать — это точно было, но может быть и больше этого.

За прошедший год Святейшим Патриархом было совершено 97 богослужений, 16 из которых — в соборах Московского Кремля, 39 — в Кафедральных соборах г. Москвы, 22 — в обителях и 20 — в различных храмах. Были совершены три епископские хиротонии, и были освящены 5 храмов.

Приведу также некоторую общую церковную статистику: сегодня в Русской Православной Церкви — 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. В Русской Православной Церкви 804 монастыря. Из них в России мужских — 234, женских — 244; в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских; в странах дальнего зарубежья — 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов. В это число не входят 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей.

Общее количество приходов — 29263. Общее число духовенства — 30670; из них священников — 27216, диаконов — 3454. Преподавание ведется в 11051 воскресной школе.

В ведении Патриаршего Престола находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в Москве.

Общее количество храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят:

  • 7 Кремлевских соборов;
  • 2 Кафедральных собора;
  • 5 храмов и 1 часовня при Синодальных учреждениях;
  • 335 приходских храмов;
  • 140 Патриарших подворий;
  • 108 монастырских подворий;
  • 88 монастырских храмов;
  • 17 крестильных храмов;
  • 88 часовен;
  • 82 храма и часовен в состоянии строительства.

Не возобновлено богослужение в 22 храмах.

Не освобождены прежними арендаторами 20 храмов.

На приходах Москвы совершают служение 823 священника и 301 диакон. В монастырях совершает служение монастырское духовенство: 414 священников и 192 диакона. Имеются клирики, состоящие за штатом: 39 священников и 26 диаконов. Запрещены в священнослужении 22 священника и 13 диаконов. Общее количество духовенства в г. Москве — 1309 священников и 529 диаконов, всего 1838 клириков; в том числе 14 клириков находятся в заграничных командировках.

В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 Духовных академий, 3 Православных университета, 2 Богословских института, 38 Духовных семинарий, 39 Духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. Таким образом, общее число духовных школ — 87. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы.

Кандидатов священства и других церковных работников для г. Москвы готовят Московские Духовные академия и семинария, Сретенская, Николо-Угрешская и Перервинская семинарии, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

В прошедшем 2007/2008 учебном году Московскую Духовную Академию окончили 66 выпускников по стационару и 43 по заочному сектору. Московскую Духовную семинарию успешно закончили 57 человек по стационару и 96 — по заочному сектору. Регентская школа дала 26 выпускников и столько же выпускников дала иконописная школа. Сретенскую Духовную семинарию закончили 12, Перервинскую — 24, Николо-Угрешскую — 5 человек. Различные факультеты Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университа в истекшем учебном году закончили 350 выпускников.

В клир г. Москвы за минувший год приняты 2 священника из иных епархий, 3 клирика запрещены в священнослужении, 1 перешел в другую епархию, 1 лишен священного сана.

Невосполнимой утратой для нас явилась потеря шести клириков, которые отошли ко Господу. Это:

  • протопресвитер Виталий Боровой,
  • протоиерей Димитрий Акинфиев,
  • протоиерей Сергий Лаврентьев,
  • протоиерей Сергий Степанов,
  • священник Андрей Грачев,
  • диакон Михаил Борцов.

Пропоем им, возлюбленные, «вечную память».

Возлюбленные о Господе собратья архипастыри,
всечестные отцы, матушки игумении и настоятельницы,
дорогие братья и сестры!

Собравшись сегодня под сводами зала церковных соборов храма Христа Спасителя, мы готовы подвести итоги прошедшего «лета благости Божией», поделиться радостями, печалями и надеждами, обсудить предстоящие дела и события грядущего года.

Сегодня Церковь града Москвы, собираясь вместе, являет образ единства во Христе. Первое экклесиологическое свойство, признак истинности Церкви — это ее изначальное и заповеданное единство, вера в единую Церковь Христову. Это основополагающая богословская истина христианства. Но эта вера не абстрактная, чисто умозрительная, отвлеченная доктрина. Это каждодневная церковная практика — действующая, добротворящая, проявляющаяся в делах любви и милосердия.

Единство в вере и любви христиане призваны проявлять всюду, везде и во всем, в великом и малом.

Единство в Церкви.

Жизнь в современных условиях ставит перед человеком множество вопросов, требующих конкретного своевременного ответа. Все более актуальной ныне становится тема единства: единства в семье, единства в обществе, единства в Церкви. И этот вопрос отнюдь не праздный.

Господь наш Иисус Христос накануне крестных страданий молился об апостолах: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11).

Таким образом, единство среди верующих ставится Господом во главу угла евангельской проповеди, являясь земной проекцией внутреннего единства Лиц Святой Троицы.

И вся история Церкви — это путь поиска и сохранения драгоценного дара единства.

Единству церковному грозят искушения самых разных разделений, в том числе и по национальному признаку, или под предлогом «борьбы за истину» в общецерковном масштабе. Будучи абсолютно чуждыми церковному сознанию, такие течения легко находят себе последователей в социальной среде, по сути далекой от Православия. Эти явления требуют особого пастырского внимания и терпеливой работы с людьми.

Теперь пойдут конкретные разделы. Я хочу, чтобы не воспринималось это как относящееся только к духовенству города Москвы. Это относится и к духовенству и верующим Подмосковья, и думаю, что и ко всем епархиям Русской Православной Церкви.

Единство прихода.

Церковное единство в общецерковном масштабе проистекает из единства приходской жизни. Приход призван быть единой семьей, где все — единоверные, все — родные, все любимые, где нет чужих, где нет отверженных, или одиноких и забытых.

Деятельность прихода должна влиять на общество, ведь наши прихожане — это люди, у которых есть семьи, работа, свой круг общения, где они могут проповедовать Слово Божие.

Приходя в храм, каждый человек должен почувствовать, что это его храм, что он здесь нужен, что его здесь примут с любовью, и он может не только подать записку или поисповедаться и причаститься, но и получить ответы на вопросы своей духовной жизни.

К сожалению, на больших городских приходах этого подчас и не встретишь. Чтобы члены прихода стали настоящей христианской общиной, их следует в первую очередь научить любить друг друга. Вот где необъятное поле для приложения усилий духовенства, которое само в первую очередь должно показать пример доброжелательности, готовности к диалогу с прихожанами, открытости во взаимоотношениях с общиной, братской любви и уважения, соборной горячей молитвы.

Пастырь Церкви должен быть носителем глубинной христианской культуры. Высота пастырского служения требует от священнослужителя, прежде всего, безупречных нравственных качеств. В то же время совершенно исключается замкнутость, ибо священник всегда обязан общаться с народом.

Люди приходят с разными вопросами, касающимися их личной, семейной или общественной жизни. И требуется умение услышать и понять человека, помочь ему укрепиться в вере.

Молодым священнослужителям хочу напомнить о необходимости хранения церковных традиций. Не все можно выучить в духовных школах, не обо всем можно прочитать. Есть нюансы в церковном богослужении, в церковном обиходе, которые можно только впитать в себя, внимательно всматриваясь, как это делают более опытные священнослужители старшего поколения. Необходимо возгревать в себе благоговейное отношение к богослужению, понимать, что в литургической деятельности священнослужителя нет мелочей. Святейший Патриарх Алексий I приводил наставления своего старца, подвизавшегося в Гефсиманском скиту: «При службе мы как бы в положении человека, несущего в руках драгоценный хрустальный сосуд, наполненный до краев водой. И несем его так, чтобы не расплескать и донести в целости».

Пастырь должен смиренно и самокритично оценивать свои знания и духовную жизнь, с осторожностью и уважением относиться к человеку, пришедшему на исповедь, не злоупотреблять авторитетом священнослужителя для манипулирования людьми. Важно памятовать, что в Таинстве покаяния люди получают прощение не от кого либо иного, как от Самого Господа.

Священнику вовсе не обязательно при каждой исповеди давать кающемуся какие-либо советы, особенно, если их не спрашивают. Иногда бывает достаточно повторить слова Христовы: «Прощаются тебе грехи. Иди и больше не греши» (см. Лк. 7:48; Ин. 5:14). Необходимо внимательно, сочувственно выслушать исповедника, от всей души вместе с ним помолиться Богу о его исправлении и, руководствуясь церковными канонами и правилами, дать разрешение и благословение на богоугодную, чистую жизнь. Духовные наставления, советы по врачеванию душевных недугов и страстей священник может давать, только согласуясь с опытом Церкви.

Младостарчеством наносится огромный, непоправимый вред Церкви. Впадающие в это искушение молодые священнослужители не обладают не только многолетним опытом тяжелой борьбы с собственными страстями, не достигли ни истинного смирения, ни глубокого покаяния, но не имеют даже и простого жизненного опыта и знания людей.

Надо также иметь в виду, что лжедуховничество нередко развивается в болезненной духовной атмосфере, порожденной нездоровыми эсхатологическими чаяниями. Здесь распространяются псевдохристианское мифотворчество, в глазах светских людей дискредитируя Церковь, подрывая доверие к подлинному духовному трезвенному деланию, а также внутрицерковному и общественному служению.

Среди части духовенства и мирян мы иногда видим стремление к различным изменениям в жизни Церкви. Священноначалие Русской Церкви в лице Священного Синода и Архиерейских Соборов не раз высказывало свою позицию по этим вопросам. Пастырям и церковнослужителям следует уделять больше внимания изучению этих определений. Надо памятовать, что какие-либо изменения в жизни Церкви могут совершаться только соборным разумом, церковной Полнотой. В противном случае возникает возможность нарушения единства и распространения соблазна для верующих.

Единство в семье.

2008 год официально объявлен в России годом семьи. Это является очевидным свидетельством заботы государственной власти о возрождении семейных ценностей.

Сегодня мы вынуждены говорить не только о демографической проблеме — проблеме сокращения численности населения, но и о состоянии современной семьи, где наблюдается отсутствие духовного, нравственного и морального единства.

Для того, чтобы уврачевать недуг разобщенности, Церковь напоминает о необходимости не просто заключения брака, а созидания семьи, о совместной духовной жизни супругов, родителей и детей. Общая молитва, благочестивая жизнь по заповедям Христовым и участие в Таинствах должны объединять семью.

Значительное место в этом деле должно принадлежать приходу. Нам нужно серьезно задуматься над тем, что можно сделать для укрепления семей наших прихожан. Члены прихода, духовенство и миряне, должны не только быть хорошо знакомыми, но и участвовать в жизни друг друга: советом, помощью, молитвой.

Добрым подспорьем в этом может стать воскресная школа, которой необходимо быть на каждом приходе, причем как для детей, так и для взрослых.

Особенно хочу подчеркнуть, что вера не может быть фактором разделения людей. Сейчас, когда встречается, что верующим является только один из супругов, родители ходят в храм, а дети нет, или же наоборот, — в таких случаях Церковь должна смягчать разногласия в семье, а не обострять их. Нужно помогать сохранять такие семьи, насколько это возможно, надеясь на помощь Божию. Неверие одного из супругов — не повод для развода. Об этом и апостол Павел нам напоминал.

К сожалению, сегодня традиционные семейные ценности подвергаются натиску пропаганды вседозволенности и распущенности. Делаются постоянные попытки оправдать низкие пороки ссылкой на необходимость реализации прав и свобод человека. Очевидно, что Православная Церковь не может мириться с описанной ситуацией.

Только на основании принципа жертвенности, самоотдачи и взаимной любви может строиться прочная семья, не подверженная искушениям распада и сохраняющая обретенное в Таинстве брака единство.

О недостатках приходской жизни.

Настоящей бедой нашего времени является грубость нравов, распространившаяся повсюду. К сожалению, проникает она и в ограду Церкви. Нередко она исходит и от самих священнослужителей.

Жизнь прихода не должна низводиться к требоисправлению и получению пожертвований. Заботой духовенства должно быть углубленное воцерковление народа, приобщение его к благочестивой молитвенной жизни в Церкви.

Огромное значение в этой связи имеет социальная деятельность. В прошлые годы при Епархиальном совете были созданы комиссии по разным направлениям общественного служения в больницах, домах престарелых, интернатах, домах заключения. К сожалению, некоторые настоятели проявляют недовольство усердием назначенных на это служение клириков. Это ошибочная позиция. Надо поспешить ее изменить.

Вызывают огорчение недопустимые случаи, когда людям отказывают в милосердии. Например, священник в больнице не допускает инвалида, с большим трудом добравшегося в больничный храм из палаты, к причащению Святых Христовых Таин потому, что тот долгие годы прожил с супругой в законном (зарегистрированном в органах ЗАГСа), но не венчанном браке. Бывает, что клирики не хотят идти в тюрьмы и больницы, преподавать в воскресной школе. Такие священники, видимо, ошиблись в выборе жизненного призвания.

Однако справедливости ради надо сказать, что вокруг очень много положительных примеров осуществления пастырского служения, много ревностных пастырей, готовых в любое время дня и ночи помочь людям. Их труды достойны горячей сердечной благодарности.

К сожалению, до сих пор люди сталкиваются и с грубостью разного характера приходских служащих, как внутри храма, так и вне его, в ограде церкви. Они не только не несут в себе духа любви, а полны раздражения, которым отталкивают людей от Церкви. В конечном итоге ответственность за происходящее ложится на настоятеля. Ведь это он должен привлекать на работу людей, которые будут являть приходящим образ тихого кроткого человека, готового с благорасположением и терпением выслушать от всего сердца ближних. Все, кто работает в церковной ограде, должны оказывать уважение святыне, возле которой они находятся, и людям, пришедшим в Дом Божий.

Конечно, общаться с людьми, многие из которых задают самые разные, в том числе и невежественные вопросы, очень трудно, но наш долг — принимать с любовью всех. Это одно из важных церковных служений.

Особая проблема — паломнические поездки. Паломничество предполагает духовно-телесный подвиг, работу над собой, молитву. Это вовсе не туристическая поездка за границу, да еще с послаблениями в соблюдении правил благочестия по причине «путешествия». В настоящее время в нашей Церкви такое великое множество святынь, что жизни не хватит им всем поклониться. Так не лучше ли паломничать к российским святыням?

Блаженнопочивший Святейший Патриарх Алексий II в прошлом году говорил о том, что в дни престольных праздников весьма желательно участие в праздничном богослужении клириков близлежащих храмов: в этом проявляется единство Церкви и преодолевается изолированность отдельных приходов. Следует последовать этому благословению.

Очевидным проявлением церковного единства является и полноценное исполнение тех указаний, которые содержатся в циркулярных письмах, направляемых Московской Патриархией на приходы, по поводу тех или иных церковных событий. Иногда настоятели приходов бывают невнимательны к их содержанию, а подчас и ленятся участвовать в общецерковных мероприятиях. Подобная недисциплинированность мешает приходам проявлять соборность.

Слава Богу, мы живем во время абсолютной церковной свободы. Никто и ничто не препятствует развитию приходской жизни на основе традиций и Устава Церкви. В связи с этим обращаю внимание не то, что именно настоятель отвечает за все происходящее на приходе. Если в осуществлении своих задач он сталкивается с затруднениями, надо разрешать их на Приходском собрании. В случае непреодолимых осложнений будет уже вставать вопрос о должностном соответствии настоятеля.

В ряде храмов имеются проблемы с церковным пением. Оно, прежде всего, должно быть не концертным, а молитвенным. Не надо бояться доверять православному народу исполнение простых церковных песнопений.

Новое в законодательстве и практике его применения.

Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации рассмотрела законопроект о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, в том числе памятников истории и культуры, в собственность или безвозмездное пользование при обеспечении федерального финансирования ремонтно-реставрационных работ на данных объектах.

Законопроект, после его доработки с учетом предложений Московской Патриархии, будет внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.

В результате имущественные права Русской Православной Церкви на принадлежавшие ей до 1917 года земли с расположенными на них храмовыми и монастырскими комплексами смогут получить надежное законодательное обеспечение.

Вместе с тем, 2 июля 2008 г. вступило в силу положение статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в безвозмездное пользование или аренду только по результатам торгов на право заключения соответствующих договоров.

По инициативе Московской Патриархии 8 ноября Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон о внесении дополнения в статью 17.1 закона «О защите конкуренции». В силу новой редакции этой статьи договоры безвозмездного пользования зданиями и иным государственным либо муниципальным имуществом религиозного назначения должны заключаться с религиозными организациями без проведения торгов на право заключения таких договоров.

Без проведения торгов могут быть переданы в безвозмездное пользование религиозных организаций также здания детских приютов и воскресных школ при условии предоставления в государственную антимонопольную службу документов, предусмотренных статьей 20 закона «О защите конкуренции».

Важно отметить, что московские приходы и монастыри осуществляют безвозмездное пользование храмами и иными зданиями религиозного назначения, относящимися к памятникам истории и культуры, на основании охранных договоров, заключенных с органами государственной власти г. Москвы.

Однако в октябре сего года многие религиозные организации получили письменные предписания Москомнаследия о необходимости переоформления действующих охранных договоров на договоры безвозмездного пользования в соответствии с новой примерной формой.

В результате состоявшихся переговоров это предписание было отменено.

В соответствии с циркулярным письмом от 21 октября сего года за №7135 не следует переоформлять охранные договоры и заключать договоры безвозмездного пользования в отношении объектов культурного наследия.

Также, согласно с достигнутой с московскими властями договоренностью, страховая оценка и страхование зданий храмов и находящихся в них культурных ценностей производится не будет.

Согласно статье 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», религиозные организации обязаны ежегодно до 15 апреля представлять в органы юстиции сведения о своей деятельности. Упрощенная форма представления указанных сведений установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 213.

Из министерства юстиции Российской Федерации в Московскую Патриархию поступила информация о том, что ряд московских приходов и монастырей, а также их подворий не исполняют данную обязанность, несмотря на циркулярные письма, своевременно направленные благочинным и отцам настоятелям в 2006 и 2007 гг.

В настоящее время Московская Патриархия ведет переговоры об исключении религиозных организаций из числа юридических лиц, на которые распространяет свое действие статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Вместе с тем, поскольку согласованное решение по данному вопросу еще не принято, религиозные организации должны направлять в органы юстиции вышеозначенные сведения по упрощенной форме. Рекомендации по заполнению данной формы были направлены в адрес приходов и монастырей г. Москвы вышеупомянутыми циркулярными письмами.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений о деятельности религиозной организации по установленной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц религиозной организации в установленном законом порядке.

Поэтому прошу благочинных г. Москвы озаботиться своевременной подачей приходами сведений об осуществляемой ими деятельности в орган юстиции, осуществивший государственную регистрацию соответствующей религиозной организации.

О годовых отчетах.

Это непосредственно касается храмов и монастырей Москвы. Приближается время сдачи годовых отчетов. Как показывает практика последних лет, многие настоятели безответственно относятся к этому, в результате чего отчеты изобилуют многими погрешностями (мягко сказано).

В ряде храмов до сих пор не в полном порядке правоустанавливающая имущественная документация, документация на землевладения, что обычно выясняется при сдаче годовых отчетов.

Нередко настоятели и старосты уклоняются от личного участия в сдаче годовых отчетов и направляют их через малокомпетентных людей, которые не в состоянии ответить на вопросы проверяющего данные отчеты. Это можно рассматривать как свидетельство должностного несоответствия настоятеля.

На протяжении нескольких лет требования к годовым отчетам и их содержанию и оформлению остаются неизменными: отчеты должны иметь содержательные ответы на все предлагаемые вопросы, с необходимыми приложениями фотоматериалов, в обязательном порядке должны быть подписаны настоятелем и председателем Приходского совета, финансовый же отчет — казначеем или бухгалтером, и скреплены печатью прихода. И, конечно же, отчеты должны быть аккуратно оформлены. Излишне говорить, что годовой отчет является документом, свидетельствующим о жизнедеятельности прихода или обители. Прекрасно оформленными и очень содержательными были отчеты за эти годы Рождественского, Зачатьевского, Покровского, Данилова монастырей, Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя, Богоявленского Кафедрального собора, храмов Преображения Господня на Песках, свт. Николая в Звонарях. В ряде храмов превосходно проиллюстрирована приходская жизнедеятельность в приложенных к отчету фотоматериалах храмов, из которых видно, что труженики этих приходов умеют замечательно оформлять исходящую из их приходов документацию, но самое главное — умеют быть организаторами той огромной работы, которую они провели в истекшие годы.

Большинство храмов в сроки подают свои свидетельства о проделанной в прошедших годах работе.

Быстро и оперативно подали отчеты за 2007 год храмы Центрального, Сретенского, Богоявленского, Преображенского, Петропавловского и Зеленоградского благочиний.

На протяжении ряда лет сложилась хорошая практика в Богоявленском, Сретенском и Центральном благочиниях. Здесь отцы благочинные, прежде всего, обращают внимание на отметку о принятии годовых отчетов Московской Патриархией, и только после этого принимают свой экземпляр отчета. Таким образом, эти благочинные всегда «держат руку на пульсе» жизни своего благочиннического округа.

Вместе с тем, есть приходы, которые не подают отчеты в срок. Так, храм свт. Николая Мирликийского в Заяицком и храм свт. Николая на Преображенском кладбище г. Москвы попытались подать в октябре 2008 года Годовые отчеты за прошлый год. Если такие случаи будут иметь место и в будущем, то может быть рассмотрен вопрос о дееспособности руководства прихода.

Срок подачи отчетов в 2009 году со 2 по 28 февраля, согласно графику, переданного отцам благочинным с «Вопросником», который Вам сегодня роздан и на который Вы должны дать исчерпывающие ответы.

***

Завершая доклад, хочу напомнить, что путь к единству, то есть приобщение к подлинной духовной жизни — это долгий и трудный процесс.

Не переоценивая степень влияния Церкви на жизнь современного российского общества, мы все же должны признать, что оно значительно. Несмотря на то, что свидетельство о Христе Церковь совершает в условиях агрессивного давления со стороны идеологии современного потребительского общества, евангельские ценности стали ориентиром жизни для миллионов наших соотечественников. Чудо встречи с Живым Богом дает силы многим из них выстоять в это непростое для нашей страны время.

Каковы бы не были трудности и сложности на нашем пути, следует помнить, что единственная задача существования Церкви на земле — есть спасение людей, приведение их в единение во Христе.

Я благодарю участников Епархиального собрания за проявленное внимание и терпение. Поздравляю всех вас с грядущим праздником Рождества Христова и Новолетием и желаю встретить и провести эти дни в духовном подъеме, духовном единстве и единомыслии между собою, следуя Евангельскому учению, дабы все единодушно, едиными устами и единым сердцем славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:5-6). Благодарю вас».

* * *

Архиепископ Истринский Арсений:

«Позвольте, Владыка митрополит, выразить нашу общую сердечную благодарность за те слова и мысли покойного Святейшего Владыки, которые он хотел адресовать в сегодняшний день ко всем нам. Мы очень благодарны Вам, что Вы предварили доклад Его Святейшества своими впечатлениями, воспоминаниями и теми откровениями, которыми Святейший Патриарх поделился с Вами накануне своего дня кончины. Для нас это ценно и памятно, потому что для всех еще ощутима рана и боль потери нашего Святейшего Отца, к которому мы привыкли за эти годы служения, к его руководству, к его наставлениям, к его благословениям и награждениям. И очень редким взысканиям ко всем нам. И вот эта отцовская любовь настолько переполняла московское духовенство, что каждый раз его прибытие в приход было большим событием для приходской или монастырской общины. Но в целом это было торжество Церкви в Москве.

Благодарим Вас, Владыка, за те мысли и слова, которые Вы довели до нашего сердца. Спасибо, Владыка».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

«Вступив в управление приходами города Москвы, я узнал от членов Епархиального совета, что у Святейшего Патриарха были в течение этих последних месяцев мысли о назначениях, перемещениях, связанных с потребностью времени. И, рассмотрев все это, сегодня, перед открытием нашего собрания, я подписал несколько Указов. О мотивировке к ним и о сути их я прошу в своем выступлении доложить владыку Арсения. Пожалуйста, дорогой владыка. Но прежде я хотел бы непосредственно вам сказать спасибо за то, что вы достойно потрудились при всех этих траурных событиях. Я с первого момента в день кончины видел владыку Арсения и его труд, и он был самоотверженным, как и при жизни Святейшего Патриарха, и в момент до погребения. И сейчас он усердно осуществляет свою помощь в управлении духовенством и приходами города Москвы. И видел я, как активно приняли участие священнослужители города Москвы во всех богослужениях и мероприятиях, связанных с этим.

Священный Синод выразил благодарность высоким лицам, государственным, общественным деятелям, Предстоятелям и представителям Поместных Церквей и последователям других религий и конфессий. А, находясь с вами, я хотел бы сердечно поблагодарить вас. Благодарю владыку Арсения, благодарю братьев архипастырей, викарных епископов города Москвы и Московской области и всех-всех вас: монашествующих, матушек игумений, настоятелей, председателей Приходских советов — всех, кто находится здесь. А кого здесь нет — передайте им мою глубокую и сердечную благодарность за все, что они сделали, чтобы быть и показать себя достойными собратьями, сынами и дочерьми Его Святейшества.

После этого отступления прошу Владыку продолжить».

Архиепископ Истринский Арсений:

«Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы и братья! Как вы знаете, в прошлом году у нас было большое собрание, которое приняло ряд решений по Комиссиям, которые трудятся в нашей Первопрестольной столице и был назначен ряд лиц. Но жизнь Церкви не стоит на месте, она изменяется, и в связи с этим потребность Церкви забрала у нас одного из викариев, который отвечал в городе за молодежное движение. Но пришел новый викарий, который также влился в наше семью, и, надеюсь, милостью Божией он будет также трудиться усердно, как трудился его предшественник владыка Амвросий. У них и титул одинаковый: Бронницкие они. Один Бронницкий был, теперь другой Бронницкий у нас. Так вот, Святейший Патриарх поручил устно владыке Феофилакту осуществлять послушание по окормлению молодежи города. В связи с этим в сегодняшний день должно было поступить распоряжение, но будет, по-видимому, Указ Владыки митрополита о несении такого послушания в связи с изменением руководителей этого направления в городе.

Также, как вы знаете, в этом году произошли изменения по Ново-Иерусалимскому ставропигиальному монастырю. Был назначен новый наместник этой обители — благочинный Всехсвятского округа игумен Феофилакт (Безукладников). И когда его назначили, начал разрабатываться проект реставрации монастыря и совещаний, то Святейший Патриарх сказал, что нужно озаботиться и ближайшее время высвободить отца Феофилакта от обязанностей, которые он несет в городе по Всехсвятскому благочинию. В связи с этим были проведены консультации с рядом лиц, которые могли бы подойти на этот пост. По обсуждении, Его Святейшество остановился на лице, которое предлагается к несению этого послушания. Это лицо из другого благочиния, не Всехсвятского, но когда-то служил в этом благочинии; это протоиерей из Центрального округа Сергий Никитин, настоятель Симеоновской церкви на Арбате. Он будет совмещать и Всехсвятское благочиние, и настоятельство в Симеоновской церкви, а также настоятельство в храме «Отрада и Утешение». В связи с этим я прошу отца Феофилакта и отца Сергия Никитина по окончании собрания подойти и получить соответствующие Указы управляющего епархией об изменениях. Вот такие пока изменения. В отношении вдовствующих настоятельских мест — эти вопросы будут решены гораздо позднее, по истечении определенного времени в связи со случившейся трагедией в нашей Московской епархии. Поэтому те временно назначенные служители приходов, которые исполняют обязанности настоятелей — они так и продолжают исполнять эти обязанности. Вот то, что я хотел бы довести до вашего внимания».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

«Я в самом начале выступления сказал, что можно в письменной форме подавать со своей подписью записки. Отец Владимир, сейчас передавая мне две записки, прокомментировал: видимо, из-за того, что надо подписываться, не все прислали. Но вот сейчас у меня одна такая записка. Я ее прочитаю полностью: «Ваше Высокопреосвященство! В Вашем вступительном слове владыка митрополит Ювеналий отметил, что он сократил ту часть Слова Святейшего Патриарха Алексия, которая была посвящена критическим замечаниям священству и наставлениям им. Есть ли какая-то возможность ознакомиться с полным (подчеркнуто) текстом доклада Святейшего Патриарха Алексия? Ведь Святейший Патриарх, управляя Московской епархией в течение 18 лет, особенно чувствовал устроение священства и то, что необходимо исправить. К тому же, последний доклад Святейшего является заветом всем нам. Иерей Виктор Гусев, храм Державной иконы Божией Матери в Чертанове».

Я хочу пояснить. Дело в том, что в понедельник, встречаясь с членами Епархиального совета, я от некоторых из них услышал, что Святейший, получив этот текст и «пробежав» его, сказал, что очень многое нужно еще доработать: «Мне сегодня еще ночь придется работать, смотреть». Этот текст был у него как проект, черновой проект. Поэтому нельзя считать, что это канонический текст, который мы с его стола взяли.

Во-вторых, есть один деликатный момент. Этот доклад оглашен, он будет растиражирован, тот вариант, который я вам огласил. А мы знаем, что мы живем не в очень дружеском окружении средств массовой информации. Мы это каждый на себе, может быть, испытали. Кто не испытал — слава Богу. Так вот, когда был бы опубликован этот доклад с очень резкими суждениями, то выглядело бы это не очень тактично и морально. Не прошло еще и девять дней после кончины Святейшего, а мы сегодня собираемся согласно его плану, как он намечал проводить собрание, тут ничего не меняя. И митрополит Крутицкий начал с критики того, что делалось в городе Москве за 18 лет управления Святейшим. Поэтому, когда я смотрел этот текст, я мысленно видел перед собой этих критиков и решил не давать им пищу для такого размышления. Я говорил о самом важном и умышленно предварил это замечанием, что это может относиться к духовенству и приходам Московской области, да и, наверное, ко всем епархиям Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх, действительно, знал жизнь всей Церкви, не только духовенства города Москвы. После произнесения этих докладов они печатались и рассылались по всей Церкви. Это были действительно наставления. Поэтому я уклонился давать те моменты, которые были бы для Церкви не полезны. А то, что нужно для нашего назидания, как просит меня автор этой записки — все это выполнено полностью.

Теперь еще одна записка: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий! В этом году были перенесены мощи преподобной Евфросинии Московской в Архангельский собор Московского Кремля. Преподобная очень много сделала для Первопрестольного града Москвы и в целом для России. И еще при жизни называли ее матерью, а после кончины — покровительницей. Она и по сей день являет пример и образ для подражания в женском служении людям и Богу. Смиренно прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, рассмотреть вопрос о возможности отметить дни памяти преподобной Евфросинии Московской в нашем официальном календаре для совершения ей полиелейной или бденной службы в храмах Москвы и области. Смиренный послушник Вашего Высокопреосвященства протоиерей Алексий Ладыгин».

Я думаю, что этот вопрос я передам Патриаршему Местоблюстителю, а он, я надеюсь, передаст это новому Святейшему Патриарху. В спешном порядке принимать решение, я думаю, нельзя по этому вопросу, потому что автор говорит о том, что преподобная Евфросиния имела отношение не только к судьбам Москвы, но и ко всей России. Поэтому этот вопрос, наверное, через Богослужебную комиссию сначала, будет рассмотрен, и будет принято по нему соответствующее решение.

Есть один вопрос частного характера, но он не касается всего собрания, о храме, о его росписи, я его не буду оглашать.

Еще один вопрос, он касается, по-моему, всех: «В храме Всех святых на Соколе настоятель установил видеокамеры наблюдения, слежения. Как это выглядит с этической точки зрения? Ведь объектом наблюдения становятся не только клирики, но и миряне, пришедшие для интимного общения с Богом. Священник и прихожане». А имя не упомянул, значит, полуанонимное. Дело вот в чем, братья. За последнее время очень неблагоприятная обстановка вокруг наших храмов. Я не имею в виду храмы только Москвы — по всей России. Убивают священников, поджигают церкви, огромное число краж. Поэтому, я не знаю, какие были тут циркуляры в городе Москве, но в Московской области мы неоднократно настаивали и требовали, чтобы охранная сигнализация была при каждом храме. И отвергать вот эту видеозапись я не считаю правильным, но надо знать, я конкретно не понял из записки, где она — внутри или вне, — но видеозапись охранную необходимо иметь везде. Это моя точка зрения.

Конкретный вопрос об открытии храма. Я его тоже не оглашаю, это частное.

Есть ли еще вопросы?

Спасибо и за вопросы, и спасибо за внимание, с которым проведено сегодняшнее ваше участие в этом собрании. Я думаю, что после Рождества мы вновь соберемся в тот день, который наметим для выборов трех делегатов на Собор. Но очень бы вас просил, во имя любви к Святейшему, особо усердно в храмах города Москвы совершать свое пастырское служение, потому что через наши дела, через наше служение или славится, или, чего не дай Бог, хулится имя Божие. А в период, когда мы еще сорок дней не помянули надлежащим образом Святейшего, себе позволять какие-то послабления в жизни и служении — это недопустимо.

Еще раз всех благодарю, желаю помощи Божией в вашем служении. И на этом наше собрание закончено».

Архиепископ Истринский Арсений:

«Позвольте, Владыка митрополит, и Вам выразить сердечную благодарность за то, что Вы не отменили намеченного Святейшим Патриархом собрания и провели его в назначенное число, и сказали все то, что Святейший Отец хотел довести до нашего сознания, чтобы мы были усердными служителями на ниве Христовой. И позвольте Вам пожелать благословенных успехов в служении Церкви Христовой и народу Божию».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

«Братья, еще забыл один важный для каждого из вас вопрос. У Святейшего Патриарха была традиция: в перерывы, а сегодня у нас перерыва не было, значит, сразу по окончании, всем предлагается чай. Поэтому, когда мы сейчас помолимся, приходите на чаек. Спасибо. Помолимся».

Собрание закончено пением «Достойно есть».

Темы: митрополит Ювеналий


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.