Главная/Новости/2008/Ноябрь/4/

Крестный ход на Казанскую в Коломне

4 ноября, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, посвященного избавлению страны от нашествия поляков в 1612 г., по благословению митрополита Ювеналия в Коломне вот уже третий год проходит городской крестный ход.

Божественная литургия в Успенском кафедральном соборе Коломенского кремля в этот день проходила при большом стечении молящихся и значительном количестве причастников. По окончании богослужения с приветственным словом к молящимся обратился благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев. Он рассказал о происхождении праздника, связав исторические реалии четырехсотлетней давности с сегодняшними.

В 10 часов крестный ход двинулся от соборных врат по ул. Лазарева, к Пятницким воротам. Вместе со священниками, певцами и хоругвеносцами из храма вышли и все находившиеся там — «от мала до велика». На площади к шествующим присоединилось ещё столько же народа. Впереди несли Казанскую икону Божией Матери, украшенную цветами. По бокам шли диаконы с кадилами, далее — священники с крестом и Евангелием, несколько хоров. Пели богородичные песнопения: «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Царице моя Преблагая», тропарь Казанской иконе. В крестном ходе приняли участие военнослужащие, кадеты из военно-патриотического клуба «Пересвет», члены военно-исторического клуба «Княжий стяг». По приблизительным данным, общее число участников крестного хода составило в этом году более четырех тысяч человек.

На этот раз его маршрут был расширен, захватив церкви Пресвятой Троицы на Репне и Архистратига Михаила, регулярные богослужения в которой возобновились совсем недавно.

У каждого храма, где в этот праздничный день шло богослужение, крестный ход встречали настоятель с прихожанами. Шествие останавливалось, и, повернув Казанскую икону к встречающим, пели храмовый тропарь, священники осеняли крестом молящихся. После чего прихожане со священником вливались в общий поток. Таким образом прошли: храмы Николы Гостиного, Крестовоздвиженский, Пятницкие ворота (где спели тропари вмц. Параскеве Пятнице и Донской иконе Божией Матери), Покровскую церковь, Николы-на-Посаде. Последняя в настоящее время принадлежит старообрядческой общине, но рядом с ней также остановились, спели «Христос Воскресе» (поскольку основной престол здесь издавна был Воскресенский), тропарь святителю Николаю. Далее по улице Посадской проследовали мимо храма Рождества Христова, расположенному на территории артиллерийского училища. Поскольку он приписной к церкви Богоявления в Гончарах, богослужения в этот день здесь не было, а крестный ход встречал клирик Богоявленского храма священник Борис Колычевский. От Богоявленской церкви шествие вышло на ул. Л. Толстого и двинулось к Мемориальному парку, к храму св. апп. Петра и Павла, оттуда — к Вознесенской церкви. Проходя по улицам Старой Коломны, крестный ход занимал их от края до края. Местами приходилось пересекать участки с интенсивным движением транспорта, и даже идти по трамвайным путям. Но, благодаря хорошей организации шествия со стороны городской администрации (на всем протяжении крестоходцев сопровождали работники милиции и две машины ГИБДД), проблем с передвижением не возникало.

Пройдя храм Архистратига Михаила, сделали остановку напротив памятника св. блгв. кн. Димитрию Донскому, здесь тоже спели тропарь. По Косой горе поднялись к Успенскому Брусенскому монастырю, который по праву занимает особое место в праздновании Казанской иконе Божией Матери. До революции в Брусенском монастыре хранилась святыня, глубоко почитаемая коломенцами: один из первых списков чудотворной Казанской иконы, подаренный царем Иваном Грозным, вскоре после её обретения. Когда, в 20-е годы XX в., обитель закрыли, икона бесследно пропала. Но совсем недавно, в 2003 г. копию её, сделанную красками на бумаге, обнаружил в архивах Санкт-Петербурга доктор исторических наук, профессор А. Б. Мазуров. Список, выполненный иконописцами с бумажной копии, сейчас находится в Успенском храме монастыря.

Остановившись рядом с главным монастырским храмом, участники крестного хода пропели тропари, протоиерей Андрей Рогинец прочитал праздничное Евангелие и окропил молящихся святой водой. По ул. Лажечникова крестный ход вернулся в Успенский собор, где завершилось богослужение, а весь народ приложился к кресту и Казанской иконе. Но праздник на этом не закончился: на улице рядом с собором порядком замерзших и уставших горожан кормили из полевой кухни горячей «солдатской» кашей и поили чаем.

Возрождение городских крестных ходов приносит свои благодатные плоды — жителям города возвращается исконный смысл праздника, утраченный в период разрыва традиции: не в застолье с обильной пищей и возлиянием, но в настоящем духовном единении, в переживании общей радости, в мире и любви.

Темы: Коломенский округ, крестный ход


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.