Главная/Новости/2008/Сентябрь/4/

Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на конференции, посвященной памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима

Санкт-Петербург, 4 сентября 2008 года

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит Владимир!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
досточтимые участники конференции!

В такой аудитории, перед какой я имею честь сегодня выступать, нет необходимости рассказывать о жизненном пути и служении митрополита Никодима. Здесь присутствуют те, кто шел с ним рядом, неся свой крест, и кого Владыка вдохновлял и ободрял в пастырском делании и преданности Церкви Христовой. А нынешнее поколение священнослужителей и будущих пастырей, интересуясь новейшей историей Русской Православной Церкви, не могли пройти мимо и не заинтересоваться этой выдающейся личностью. Тем более что каждый мог беспристрастно проанализировать имеющиеся подлинные документы и свидетельства, к которым относятся, в частности, воспоминания близких родственников, священнослужителей, иерархов и Предстоятелей Православных Церквей, собранные в книге «Человек Церкви». Мне же в небольшом выступлении хочется коснуться темы о значении для нас и Русской Церкви приснопамятного иерарха вчера и сегодня.

Я был свидетелем того, как Владыка Никодим понимал, что его служение выходило за рамки сиюминутности. Когда до него доходили разного рода критические мнения о его деятельности, он любил вспоминать слова великого полководца Александра Васильевича Суворова, говорившего: «Мне нужно воевать, а потом пусть рассудит меня история». Ведь, как нам известно теперь, в то время властителями Советского Союза Православие было обречено на уничтожение, а митрополит Никодим использовал все силы души и ума, идя своим путем, чтобы не дать исполниться этим замыслам, направленным против Церкви.

Каждый священнослужитель в конкретных обстоятельствах своей жизни, так или иначе, оказывается в условиях, когда следует творчески проявить себя в служении Христу. На примере подвига Владыки наши современники многому могут научиться.

В этом году, отмечая 1020-летие Крещения Руси, мы не только празднуем величайшее событие в духовной истории нашего Отечества, но и подводим итоги церковного возрождения за минувшее двадцатилетие. Надо признать, что совершающиеся доныне позитивные процессы возникли не на пустом месте: в созидании условий для них благоприятную почву подготовил своим подвижническим трудом и митрополит Никодим.

Зададимся вопросом: «Откуда черпал силы юный тогда священноинок, а потом и архипастырь?» Выросший в провинции, в обстановке жесткого атеистического давления, юный Борис Ротов осознанно избрал для себя служение Церкви как главное и единственное призвание. Его не смущали неблагоприятные для его будущей жизни общественные обстоятельства, он был решителен и не испытывал страха. Приняв монашеский постриг, он всегда шел туда, куда его звала Церковь, будь это скромный приход на Ярославщине, или впоследствии высокое архиерейское служение. Жизненный принцип его заключался в том, чтобы «никогда ничего не искать, но и никогда ни от чего не отказываться». Своими мужеством и решительностью он всегда укреплял окружающих.

Митрополит Никодим был человеком, который находил в себе силы достигать святой цели, нередко идя против течения. Началось это с преодоления сопротивления родителей, активно возражавших против его выбора стать монахом и священнослужителем. В Церкви его, как юного клирика, поначалу с недоверием встречали пожилые священники, но он находил путь к их сердцам. Во внешних связях нашей Церкви, противостоя враждебному миру в период холодной войны, он убеждал представителей мирового Православия и иных конфессий в том, что они имеют дело с единомышленником и другом, несущим ответственность за судьбы Церкви, находившейся в атеистическом окружении.

Владыку всегда поддерживали его вера и глубокое благочестие. Еще будучи иподиаконом в Рязани, он видел, как в алтаре у жертвенника поминали своих близких священники, лишившиеся мест служения. Через общение с ними он постигал обстоятельства церковной жизни того времени. Благодаря им впитал глубокое благочестие, которое пронес через всю жизнь.

Митрополит Никодим уделял особое, повышенное внимание формированию личности священнослужителей. Всемерное развитие Духовных школ, привлечение в них талантливой молодежи, воспитание высокообразованных и преданных служителей Церкви — все это было постоянным предметом его попечения. Учившиеся тогда в Ленинградских Духовной Академии и семинарии прекрасно помнят, с какой поистине отеческой заботой относился Владыка к студентам, вникая в жизненные обстоятельства буквально каждого из них, побуждая к повышенному усердию в занятиях, укрепляя в непоколебимой верности избранному пути служения Церкви Христовой.

В результате этих усилий Владыки Никодима православное духовенство пополнялось верными церковному делу молодыми людьми. И это в те годы, когда власти всемерно препятствовали поступлению в семинарию молодежи, особенно с высшим образованием. Следует отметить, что с наступлением времени возрождения Православия в нашем Отечестве в большинстве своем именно воспитанники и соработники приснопамятного Владыки не упустили времени и решительно взяли на себя труды по восстановлению порушенных святынь, по просвещению нашего народа светом Евангельской истины. Это неоспоримый факт.

Глубокий знаток церковного Устава, Владыка учил духовенство с любовью относиться к внутреннему содержанию литургической жизни Церкви. Для него лично Евхаристия была главным источником духовных и физических сил. И он всегда стремился причащаться Святых Христовых Таин, даже если не совершал Литургии. Особенно это было заметно в последние годы его жизни.

Во времена служения митрополита Никодима церковная проповедь была ограничена стенами немногочисленных храмов. Его богослужения отличались особой торжественностью и красотой, а проповеди, известные одновременно и богословской глубиной, и доходчивостью, привлекали сердца прихожан. Думаю, что тогда мало кто из священников и архипастырей служил так, как он. Владыка прилагал усилия к тому, чтобы богослужение исполняло не только свое благодатное спасительное предназначение, но и просветительскую миссию в обществе.

Вспоминаю, как, став епископом, я огорчался, что в праздничные дни после завершения Божественной литургии больше ничего не могу сделать для верующих. Ведь при советской власти священнослужители рассматривались лишь как «исполнители культа», не имеющие права на какую-либо иную церковную деятельность за пределами храма. А митрополит Никодим говорил мне, что в таких условиях богослужение должно носить и миссионерский, и катехизаторский характер, каждое слово молитвы должно доходить до сердец верующих.

Став председателем Отдела внешних церковных сношений, митрополит Никодим так поставил свою деятельность, что отдел фактически стал важнейшим учреждением Церкви. Владыка многое определял и направлял в церковной жизни. Он трудился ради укрепления межправославного единства. Благодаря его усилиям сохранялось православное свидетельство в нашем Отечестве. Русская Православная Церковь у себя дома получила возможность опираться на международные связи для преодоления имевших тогда место утеснений. Владыка Никодим стремился к преодолению сложных церковно-исторических проблем и восстановлению любви среди верующих соотечественников, что имело следствием снятие соборных клятв со старообрядцев. Было приостановлено казавшееся необратимым вымирание русской монашеской жизни на Святой Горе Афон.

Наряду с высокоответственной деятельностью в Священном Синоде митрополит Никодим был еще и епархиальным Правящим архиереем и считал управление епархией важнейшим для себя делом. Трудился, как всегда, не щадя своих сил. Уверен, что Санкт-Петербургская митрополия и по сей день хранит память об этом периоде своей истории.

Мы знаем, как непросто подойти со своими вопросами к загруженному делами человеку. Но во Владыке Никодиме сочетались необыкновенные трудоспособность и открытость к контактам с людьми, начиная с сослуживцев и иподиаконов и кончая иерархами. И он стяжал в сердцах всех, с кем общался, любовь и дружбу. Становится понятно поэтому, что его безвременную кончину оплакивал весь христианский мир. Это проявилось не только в нескончаемом потоке соболезнований, но и в том, что на погребение прибыли многочисленные архипастыри и пастыри, предстоятели Поместных Православных Церквей, посланцы инославных исповеданий.

В исторических обстоятельствах своего служения митрополит Никодим должен был обладать величайшим искусством ведения диалога, будь то в отношениях с советскими властями или в международных религиозных контактах, и в то же время неколебимо стоять в истине, представляя интересы Церкви. И ему многое удавалось. Ведь за годы воинствующего атеизма о верующих, в особенности о священнослужителях, составилось мнение как о незначительных, отсталых людях. А он за короткий срок поднял авторитет Церкви не только в народе, лишенном веры, но и в глазах представителей власти. Это, в свою очередь, помогало ему, используя внешнюю дипломатическую деятельность, сохранять отдельные направления церковного служения. Владыка Никодим открыл Русскую Православную Церковь миру. Важно сегодня представлять, что могло бы быть и иначе!

Владыка всегда оказывался на высоте стоявшей перед ним задачи — служения Богу и Церкви, в несокрушимость которой он свято верил, и никакие препятствия не могли поколебать этой убежденности. Не знаю, известны ли были ему слова святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, которые сейчас нередко вспоминают: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была бы польза» (Вострышев М.И. Патриарх Тихон. 2-е изд., испр. М.: Мол. гвардия — ЖЗЛ; Русское слово, 1997. С.277), но они необыкновенно созвучны служению митрополита Никодима. Вся жизнь его была в Церкви и для Церкви.

А теперь зададимся вопросом, каково значение митрополита Никодима для Русской Православной Церкви сегодня? Его жизненный путь дает нам впечатляющие ответы. Владыка Никодим придавал первостепенное значение укреплению Церкви через воспитание духовенства, через сохранение Священного Предания и святоотеческого наследия, через приобщение верующих к Таинствам и воспитание у них православного благочестия. Он был консерватором в лучшем смысле этого слова, когда речь шла о сохранении духовных сокровищ Церкви, и человеком творческого поиска, когда возникала необходимость разрешать новые и непредвиденные проблемы в церковно-общественных отношениях. Все это дает нам неоценимые примеры для подражания в жизни и трудах. То, что заботило Владыку Никодима, является актуальным и значимым и сегодня. Вдохновленный любовью ко Христу, он решительно шел вперед, напоминая и нам о евангельском предостережении Спасителя: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).

Мы счастливы, что Господь судил нам жить в то время, когда вертоград церковный на Русской земле благодатно благоухает и приносит добрые плоды. И пребудет благословенна (см. Пс. 10:7) память митрополита Никодима, который, хотя и не видел вокруг себя очевидных знаков грядущего церковного возрождения, тем не менее, верил в торжество Православия, самоотверженно трудился и молился, отдавая свою жизнь служению Христу.

Темы: митрополит Ювеналий


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.