Встреча митрополита Ювеналия с педагогическим активом Московской области

18 сентября в трапезной палате Успенского храма состоялась встреча митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с начальниками управлений образования – руководителями зональных образовательных объединений, руководителями общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, представителями Министерства образования Московской области и членами Координационного совета по взаимодействию между министерством и Московской епархией.

В начале заседания со словом к присутствующим обратился Владыка Ювеналий:

«Уважаемая Марина Борисовна,
Дорогие гости!

Рад приветствовать вас в стенах нашей древней обители на встрече, которая проводится ежегодно, а потому может называться традиционной. Это указывает на то, что сотрудничество Московской епархии и системы образования Подмосковья продолжает развиваться, становится всем более насыщенным и многоплановым.

Говоря о том, что достигнуто, можно сказать, что, с точки зрения содержательной, сделано очень многое для того, чтобы учащиеся всех возрастов, начиная от детского сада и кончая вузом, могли получать знания о православии и его роли в истории и культуре России. У нас есть и учебно-методические пособия, и преподавательские кадры, которые продолжают возрастать, как профессионально, так и численно. Мы имеем систему ежегодных массовых мероприятий, которые также играют свою роль в постепенном укреплении здорового культурно-образовательного пространства в нашем регионе.

Конечно, главными двумя направлениями наших усилий остаются просветительское и воспитательное. Совсем недавно, при посещении Псковской епархии Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что «взаимодействие Церкви со светской школой и призвано качественно изменить образование, в первую очередь, поддержав воспитательное измерение в педагогической системе. Школа не должна отказываться от того, чтобы быть местом воспитания детей, а не только передачи им знаний». Одновременно наша Церковь выступила с инициативой расширения преподавания основ православной культуры за рамки одного класса. По этому поводу в настоящее время в обществе идет дискуссия, думаю, что не пройдет это и мимо нашего внимания.

Наверное, никто не станет спорить, что общество, которое заботится о своем будущем, должно уделять особое внимание духовно-нравственному формированию подрастающего поколения. У святого апостола Павла есть такое выражение «очи сердца» (Еф. 1:18). Праведный Иоанн Кронштадтский, рассуждая об этом, говорил, что в основе умного, рационального постижения мира лежит сердечное восприятие. От воспитателя, от школы зависит, будет ли сформирована у ребенка своего рода «культура сердца», видение мира через призму любви и добра, жертвенности и сострадания.

Наша боль — это современное состояние русского языка. Язык — это единственный инструмент постижения и рационализации мира, данный человеку. Классическая русская литература, остающаяся эталоном, выступает немым укором и судьей тому лингвистическому упадку, свидетелями которого мы являемся сегодня. О каком будущем можно говорить, если даже люди, занимающиеся общественной деятельностью, подчас не в состоянии связно выразить свои мысли? Видя проблему, надо решать ее в контексте тех социальных ценностей и приоритетов, которые нас окружают. Надо стремиться к тому, чтобы стало престижным, если хотите, модным, говорить и писать правильно, четко, изысканно. Ведь повсеместное господство вульгаризмов, жаргона и площадной брани — это в значительной степени плод злостной пропаганды. Так будем же формировать у детей видение истинных ценностей, развенчивая ложные.

Еще одна тема, на которой хотелось бы остановиться сегодня, — это воспитание патриотизма. Для многих представляет трудность соединение беспристрастного видения отечественной истории с любовью к Родине. На самом деле, здесь нет противоречия. Да, прошлое каждого народа имеет и трагические, и печальные страницы. Надо принять это как свидетельство человеческого несовершенства и греховности, но не забывать при этом о том, что Родину все равно праведно и должно любить, что это — святой долг. Прекрасно сказано у святителя Филарета Московского: ««Худой гражданин земного Отечества и небесного недостоин».

Подводя итог, можно сказать, что совместные задачи Церкви и образования в просвещении подрастающего поколения могут быть заключены в следующую формулу: «сердечная вера, чистое слово, любовь к Отечеству».

От всей души благодарю вас за то, что приняли участие в этой встрече, и за то, что по мере сил содействуете нашему сотрудничеству и тем самым созидаете будущее России. С интересом и надеждой жду ваших выступлений, которые, без сомнения, расскажут нам о новых свершениях в нашем общем деле.

Призываю на вас и ваши труды благословение Божие!»

Затем выступила министр образования Московской области М.Б.Захарова:

«Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемые участники встречи!

Сердечно приветствую вас на традиционной встрече педагогического актива Московской области с Управляющим Московской епархией Русской Православной Церкви митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием по вопросам преподавания предметов духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях Московской области. Наши встречи — это общение единомышленников, людей, которых искренне волнует настоящее и будущее нашего Подмосковья, которых ведёт по жизни любовь к детям, любовь к своей малой Родине и нашей большой России.

В этом году мы отмечали великий праздник — 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Празднование этого события стало посвящением нравственному подвигу нашего народа, не раз доказавшего верность своим духовным корням. О том, что именно духовность служила и служит одним из источников той силы, которая помогала нашей стране, нашему народу противостоять суровым испытаниям, выпадавшим на его долю, говорили и педагоги, и священнослужители на встречах, организованных в праздничные дни по всей Московской области. Так, оживляя историю, возвеличивая духовный подвиг русского подвижника, являющего собой живой пример нравственной силы, стойкости, любви к своей Родине, духовные учителя наполняли сердца и души детей верой в то, что Россия — великая страна удивительных свершений, способная к новым победам.

Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению накопленного опыта взаимодействия и соработничества, как говорит наш уважаемый Владыка, в деле духовно-нравственного воспитания детей от самых маленьких до выпускников школ.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования и общего образования нам с Вами, поставлена задача воспитать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. И не случайно одним из направлений внеурочной деятельности при внедрении федерального государственного стандарта является духовно-нравственное воспитание обучающихся.

За прошедшие 13 лет накоплен большой опыт совместной работы образовательных организаций с Московской епархией Русской Православной Церкви. В неё вовлечены педагоги, директора школ, заведующие детскими садами, родители, благочинные. Совместно с воскресными школами проводятся мероприятия, посвященные развитию и становлению детской души.

Выстроена эффективная модель церковно-школьного взаимодействия на уровне четырех звеньев системы образования: дошкольного, школьного, профессионального, последипломного образования. Для каждого из звеньев разработаны и используются учебники, программы, методические пособия, основанные на преемственности содержания и Вы, уважаемые руководители, имеете возможность ими пользоваться.

Хочу подчеркнуть: в Московской области впервые в России выстроена последовательная содержательно обеспеченная учебно-методическими комплектами «Православная культура» «линейка учебников» от дошкольного до вузовского звена. Всего 52 учебно-методических пособия:

для дошкольников — «Добрый мир. Православная культура для малышей» (используется более чем в 580 дошкольных образовательных учреждениях Московской области),

для 1–11 классов «Духовнонравственная культура. Православная культура», в него входит и наш региональный учебник «Духовное краеведение Подмосковья», и одногодичный модульный курс «Основы православной культуры» для 4 класса, который является частью программы «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебник по «Основам православной культуры» для 4 класса, в 2014 году вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для использования в учебном процессе.

Для внеучебной работы изданы «Маршруты духовного краеведения для малышей», для внеклассной работы — «Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители».

Автором этой «линейки учебников» является доктор педагогических наук, действительный член Международной педагогической академии, член Союза писателей России, профессор кафедры общей педагогики, директор духовнопросветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета Людмила Леонидовна Шевченко.

Хочу поздравить Людмилу Леонидовну, победителя конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Центральном Федеральном округе в 2014 года.

Дважды в год проводится мониторинг преподавания предметов духовнонравственной культуры: «Духовное краеведение Подмосковья», «Православная культура».

По данным мониторинга 2014 года преподавание предметов духовнонравственной культуры организовано во всех общеобразовательных учреждениях Московской области.

Различны формы преподавания предметов:

•как Основной предмет — 49%

•как Факультатив — 27%

•как Кружок — 29%

Классы, в которых наиболее активно преподаются предметы духовно-нравственной культуры:

8-ые — 28,6% от общего количества классов,

9-ые классы — 21%,

7-ые классы — 19,3%.

В основной школе предметы духовнонравственной культуры изучают около 67 тысяч человек (24,9% от общего числа школьников 5–9 классов).

В старшей школе предметы духовнонравственной культуры изучают 4100 человек (6,25% от общего числа школьников 10–11 классов).

Ежеквартально проводится мониторинг преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Курс включает в себя шесть модулей.

По данным мониторинга в 2014–2015 учебном году «Основы православной культуры» выбрали 33,88%, что на 1,6% больше чем в прошлом учебном году, это говорит о том, что приобщение к национальным духовно-нравственным ценностям, начатое в дошкольных образовательных организациях, приводит к тому, что родители желают, чтобы их дети изучали православную культуру в последующих классах;

•«Основы мировых религиозных культур» — 13,21% ,что на 1,2% меньше, чем в прошлом году,

•«Основы светской этики» — 52,86%, что на 0,44% меньше, чем в прошлом учебном году.

В Московской области успешно решаются вопросы преемственности в преподавании предметов духовно-нравственной культуры, и результаты работы нашего региона используются другими субъектами Российской Федерации (в Калужской, Белгородской, Смоленской, и Ростовской областях).

Также ежегодно проводится мониторинг преподавания духовно-нравственной культуры в детских садах.

42 тысячи воспитанников более чем восьмисот детских садов путешествуют маршрутам духовного краеведения. Активно работают в этом направлении в детских садах Воскресенского, Дмитровского, Коломенского, Мытищинского, Истринского, Луховицкого, Солнечногорского, Рузского, Ступинского муниципальных районов, и в городских округах Железнодорожный, Королёв, Орехово-Зуево, Подольск.

Огромная работа по духовнонравственному воспитанию проводится и в учреждениях дополнительного образования по предметам культурологического цикла.

Более 29 тысяч воспитанников охвачены этой работы, что составляет 12,3% от общего количества воспитанников учреждений дополнительного образования.

Мощным средством повышения интереса обучающихся Московской области к вопросам духовно-нравственной культуры является олимпиадное движение. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» входит в число общеобразовательных предметов регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно в ней участвуют около 200 обучающиеся 9–11 классов из всех муниципальных образований Московской области.

В текущем учебном году уже начата работа по организации и проведению общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры, организуемой Православным Свято- Тихоновским гуманитарным университетом. Эта олимпиада проходит в Подмосковье с 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Тема 2014/2015 учебного года «Церковь и государство в России: связь времен» связана с 1000 -летнем со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира. Обращаю Ваше внимание, что регистрация участников уже началась с 01.09.2014. Школьный этап проходит до 31.10.2014 года.

Также в октябре — декабре 2014 года для обучающихся 8–11 классов Православным Институтом св. Иоанна Богослова будет организована межпредметная олимпиада школьников «В начале было слово…», которая будет посвящена взаимосвязи отдельных гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание) с православной культурой.

С 2013 года мы начали реализацию нового крупного проекта «Духовные маяки просвещения», основой которого явилось создание в двенадцати зональных объединениях Московской области духовно-просветительских центров, ведущим направлением работы которых является организация деятельности по приобщению школьников к духовнокультурному наследию, сохранение святынь малой Родины, а также подготовка учителей к ведению данной работы.

Особенно активно включились в реализацию данного проекта педагоги Дмитровского, Павлово-Посадского, Сергиево-Посадского, Серебряно-Прудского, Подольского муниципальных районов, а также г.о. Коломна.

Около тысячи педагогов Московской области ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовки по сертифицированым программам в Духовно-просветительском культурном центре имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета.

Действительно многое сделано и делается, думается, что пришло время для создания Ассоциации педагогов православной культуры Московской области. Работа в этом направлении ведется.

Наша встреча проходит в чудесные осенние дни. Осень — это умиротворение и мудрость, осень-это символ благополучия и благосостояния, символ мудрости жизни и разумности ее течения. Мне от всей души хочется пожелать, чтобы и наша дальнейшая жизнь была расцвечена светом веры, любовью и надеждой на лучшее.

Уважаемые участники встречи! Приближается 2015 год, Год литературы в России. Русская литература известна во всём мире как источник уникального духовно-нравственного опыта, не имеющего себе равных в мире. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни… служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Давайте вместе работать над тем, чтобы наши дети стали чуткими и добрыми.

Здоровья вам и всяческих благопожеланий!»

В ходе встречи слово было предоставлено помощнику Управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам протоиерею Петру Иванову, начальнику управления образования города Электросталь Е.И.Митькиной, методисту Учебно-методического центра образования Сергиево-Посадского района С.А.Щелкуновой, благочинному Одинцовского церковного округа архимандриту Нестору (Жиляеву), директору школы «Образ» Люберецкого района Т.Ю.Смирновой, благочинному Сергиево-Посадского округа священнику Александру Колесникову.

митрополит Ювеналий, Новодевичий монастырь

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)