Прощеное воскресенье в Новодевичьем монастыре

17 марта, в Прощеное воскресенье, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий совершил вечерню, а затем — чин прощения.

По окончании вечерни Владыка митрополит обратился к собравшимся богомольцам с архипастырским словом:

«Дорогой Владыка Григорий, дорогая матушка игумения, всечестные отцы, дорогие братия и сестры. В сегодняшний день, по церковной традиции, мы призываемся, накануне вступления в сорокадневный пост, попросить друг у друга прощения с тем, чтобы все это время стремиться исправить свою греховную жизнь. Сегодня за Божественной литургией читались те места из Священного Писания, которые являются с одной стороны призывом к началу покаяния, а с другой напоминанием о том, что невозможно обращаться к Богу в молитве с сердцем, в котором сохраняется злоба и ненависть. В Священном Писании часто бывают такие сравнения, которые понятны людям. Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: „Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ночь прошла и день приблизился“ (Рим. 13:11). Апостол сравнивает изменение времени в сутках с греховной ночью людей, когда под покровом тьмы и ночи совершаются непотребства и грехи, а днем люди выглядят совсем иначе. Они как бы преображаются. Апостол говорит: „Отложим дела тьмы“ (Рим. 13:12). Мы в Священном Писании находим удивительную картину призыва апостола Павла к кающимся грешникам. Грех всегда одинаков, что во времена апостола Павла, что в сегодняшнее время, поэтому, когда мы читаем Священное Писание, оно обращено и к современному человеку. Есть там тоже и указание, как поститься. Видимо и тогда были люди, которые не исполняли пост, и были ревностные люди. И когда они друг на друга смотрели, то поведение их было взаимным соблазном, потому что говорится: „Постящийся пусть не осуждает не постившегося, также пусть не осуждает и не постившийся постящегося“ (Рим. 14:3). А почему? Потому что праведный человек — постящийся человек. Он является укором грешнику, и поэтому апостол говорит о том, что все мы перед Господом стоим (Рим. 14:4). Святая Церковь призывает нас пройти это поприще. Сегодня, когда Святейший Патриарх Кирилл закончил богослужение в Даниловом монастыре, где отмечался престольный праздник обители, он тоже на эту тему говорил, очень доступно объясняя, в чем заключается пост. Дело в том, что человек, не понимающий смысла и значения поста, может считать, что можно увлечься постной пищей и пресыщаться ей. Так это уже не будет постом! Пост заключается в воздержании. Мне хочется сказать, что каждый должен обуздывать себя во всем, и в первую очередь свой язык. Не случайно, наверное, апостол Павел говорит о постящихся и непостящихся, чтобы друг друга не осуждали. Ох, как мы привыкли, дорогие братия и сестры, к осуждению. Без нужды осуждая людей, не видим своих грехов. Господь учил, что мы в себе не видим бревна, а в глазу брата своего сучок замечаем (Мф. 7:4). То есть сами, погрязшие в грехах, стремимся, как-то укорить, оговорить человека, часто без нужды. Не так должен поступать и жить христианин. Святая Церковь словами Христа постоянно призывает нас к взаимной любви. Она призывает нас к тому, чтобы мы служили друг другу, помогали, заботились. Погрязшим в грехах, нам нужно ведь когда-то остановиться, и вот таким временем для нас является сорокадневный пост. Господь показал нам пример, когда Он сорок дней в пустыне провел в посте и молитве. Сегодня Святая Церковь отмечает праздник всех преподобных отцов, в постничестве просиявших. Специально в этот день установлена эта память для того, чтобы через жизнь этих святых показать, как надо поститься, для того, чтобы мы сегодня помолились им, потому что они, пройдя этот путь поста и воздержания, помогут и нам, принимающим на себя обет провести в посте, чистоте и воздержании предстоящие дни Святой Четыредесятницы. Евангелие от Иоанна, которое читалось сегодня за Литургией, напоминает слова Господа, Который сказал: „Если вы не будете прощать ближним согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит согрешений ваших“ (Мф. 6:14–15). Нам надо научиться каяться, ибо порой мы не умеем этого делать. Бывают такие картины на исповеди, я думаю, это знает каждый священник, когда приходят к нему люди и начинают говорить о своих родственниках, ближних и дальних, которые плохие, из-за которых тяжело жить человеку. Тогда выходит, что человек приходит не каяться в своих грехах, а осуждать других. Господь и научает нас, что прежде всего надо простить всех, и Он этому научил нас в молитве, которая называется „молитвой Господней“. Вы ведь все это знаете. Там есть такие слова: „И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим“ (Мф. 6:12). Вот с чего нам следует начать сегодня сорокадневное поприще поста. Нужно начать с себя. Как ваш епископ, я в первую очередь прошу прощения за себя, за своих братьев архипастырей, пастырей и монашествующих. Простите нас Христа Бога ради, чем мы согрешили: словом, делом, помышлением и всеми своими чувствами, а Господь по своему милосердию да простит и вас всех и даст вам духовную моральную силу испытать себя в этот спасительный период Великого поста, пройти его с пользой для души и достичь радости духовной и поклониться Светлому Христову Воскресению. Я призываю на всех вас Божие благословение, призываю по силе ваших возможностей начать спасительный путь поста, покаяния и молитвы».

Затем были прочитаны молитвы на начало Великого поста, и, по обычаю, каждый из присутствующих в храме подошел под архипастырское благословение к митрополиту Ювеналию, а также испросил благословения у архиепископа Григория и духовенства, стоявшего здесь же со святым крестом.

митрополит Ювеналий, архиепископ Григорий, Великий пост, монастыри

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)