Прощеное воскресенье в Новодевичьем монастыре

9 марта, в день Прощеного воскресенья, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении духовенства обители совершил вечерню, а затем возглавил чин прощения. За богослужением молился архиепископ Можайский Григорий.

По окончании вечерни Владыка митрополит обратился к собравшимся богомольцам с архипастырским словом: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Григорий, всечестные отцы, всечестная мать игумения Маргарита, сестры святой обители, дорогие и возлюбленные братья и сестры!

Снова Господь дает нам время для покаяния, наступает время Великого поста, время благословенное, которое святые отцы называют весной для наших душ. В Святой Церкви так благоразумно устроена богослужебная жизнь, что в течение года мы вспоминаем различные священные события, к которым готовимся, очищая свои душу и тело постом. Это происходит перед Рождеством Христовым, перед праздником Успения Божией Матери, перед праздником святых апостолов Петра и Павла и, наконец, перед Страстной седмицей и перед Пасхой. Сделано это для того, чтобы чада церковные глубже уяснили для себя духовное значение этих священных воспоминаний.

Не случайно Великий пост так называется не из-за того только, что он самый долгий — Рождественский пост тоже длится сорок дней, — но ещё и потому, что предваряет воспоминания о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа, когда мы, просвещенные душой и очищенные постом, духовные очами зрим тот подвиг, который ради нас и ради нашего спасения принял на Себя Господь. Затем, после этой недели, которая называется Страстной, мы встречаем Светлое Христово Воскресение — самый радостный, волнующий душу праздник. Много раз в своей жизни я встречал праздник Пасхи Христовой и знаю, как и духовенство, и верующие с воодушевлением проводят Пасхальную ночь в храме Божием и с огромной, нескрываемой и неподдельной, радостью приветствуют друг друга среди службы, исповедуя, что воистину Христос воскрес. Это — не рядовое праздничное ликование, оно не может быть сравнимо ни с каким светским праздником, потому что оно касается души каждого человека, оно касается нашего спасения, потому что этот праздник уверяет нас в вечной жизни. Как всегда победоносно, звучат слова святителя Христова Иоанна Златоуста, который призывает: „Постившиеся и не постившиеся возвеселитесь днесь! Все войдите в радость Господа Своего!“ („Слово огласительное“). Сегодня мы стоим на пороге великого духовного подвига, к которому нас призывает Святая Церковь.

Мне уже неоднократно приходилось в средствах массовой информации отвечать на вопросы наших верующих о характере поста, о том, как к нему относиться, как можно ослабить пост, но, дорогие братья и сестры, мне хочется больше обратить ваше внимание на то, какое значение для православного христианина имеет Великий пост. Лучшим ответом служит молитва преподобного Ефрема Сирина, которой сегодня завершалось наше богослужение. Ведь в ней не делается ударение на то, сколько есть постной пищи, а идет речь о другом… Еще раз вникнем в эти слова и глубже осознаем значение для нас Великого поста.

„Господи и Владыко живота моего“, — начинается эта молитва, — „дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь“. О каждом слове этой молитвы можно было бы много-много говорить сегодня, дорогие братья и сестры. Я думаю, что, слушая эту молитву, каждый в душе соглашается, что многие моменты нашей жизни требуют исправления, и мы нуждаемся в помощи Божией, чтобы преодолеть в себе эти грехи.

Рассуждая о длительности поста, его послаблении, мы не можем говорить, что для одних пост обязателен, а для других — нет. Он для всех нас начинается, и нужно его исполнять так, как призывает Святая Христова Церковь. Но, конечно, по рекомендации врачей или по какой-то немощи, в том числе старческой, священник — ваш пастырь и духовник может вам давать советы о послаблении этого поста. А если уж нарушаем пост в пище, то нужно постараться проявить себя в исправлении греховной жизни, поработать над собой усерднее. А самое главное, дорогие братья и сестры, чтобы окружающие вас люди почувствовали, что вы в пост творите добрые дела. Есть такой афоризм у святых отцов: „Нельзя воздерживаясь от скоромной пищи, пожирать ближнего своего“. Часто люди нуждаются в нашей любви. Многие из окружающих с радостью примут от нас любое доброе слово.

В молитве преподобного Ефрема Сирина испрашивается целомудрие. Я думаю, современные, особенно молодые, люди плохо даже представляют, что такое целомудрие. Верующие должны учить своих детей и внуков христианскому целомудрию. Трудно, конечно, не быть подверженным тлетворному влиянию мира сего, но для того и существует Церковь, которая, как любящая мать, старается удержать своих детей от всякого греха и порока. От порока трудно сразу избавиться. Каждый из нас на своем личном примере это знает. Поэтому-то и существует такое длительное поприще Великого поста, чтобы, как от тяжелой болезни, постепенно выздоравливать, имея в качестве духовных лекарств молитву, пост, воздержание и добрые дела.

Сегодня — Прощеное воскресенье. Господь дает нам Свою милость, потому что в этот день перед своим личным подвигом, когда мы будем обращаться к Богу с молитвой о прощении наших грехов, мы должны примириться друг с другом. Как хорошо, что есть этот день, есть этот повод прекратить вражду и нестроения! Это бывает, мы знаем, очень трудно, потому что во вражде друг с другом каждый считает, что он обижен. Церковь призывает от всей души, вне зависимости от того, кто первый начал вражду, попросить прощения и всей душой простить обидчика или человека, с которым вы находитесь в ссоре. В Святом Евангелии имеется основание для такого поступка. Господь говорил: „…Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой“ (Мф. 5: 23—24). Вы знаете, что в молитве „Отче наш“, которую все мы знаем наизусть, об этом тоже говорится: „И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим“ (Мф. 6:12). Поэтому мы должны ясно понять, что нельзя с непримиренным, враждебным сердцем приступать к покаянию и просить у Бога прощения за свои грехи, не простив своих ближних за их обиды.

Я хочу молитвенно призвать на вас Божие благословение на период предстоящего поста, желаю, чтобы Господь укрепил вас в молитве и покаянии, чтобы Он всех вас сподобил исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. И тогда, когда и в природе — весна, ваши сердца духовно оживут, и вы будете чувствовать и радость, и спасение, и близость Господа к вам, Который принимает всякого кающегося грешника и никого, кто приходит к Нему, никогда не отвергает.

Вступая сейчас в эти спасительные дни, я, в первую очередь, прошу у всех вас прощения, чем согрешил перед вами словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами. Господь да простит всех вас и сподобит провести в благоговении и трудах предстоящие дни Великого поста, чтобы поклониться Светлому Христову Воскресению! А сейчас испросим Божие благословение для каждого из нас на предстоящий подвиг поста, покаяния и молитвы».

Затем митрополитом Ювеналием и архиепископом Григорием были прочитаны молитвы на начало Великого поста, и, по обычаю, каждый из присутствующих в храме подошел под архипастырское благословение.

митрополит Ювеналий, архиепископ Григорий, Великий пост

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)