Прощеное воскресенье в Новодевичьем монастыре

1 марта, в день Прощеного воскресенья, в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении духовенства обители совершил вечерню, а затем возглавил чин прощения. За богослужением молился архиепископ Можайский Григорий.

По окончании вечерни Владыка митрополит обратился к собравшимся богомольцам с архипастырским словом:

«Возлюбленные о Господе: Преосвященный Владыка архиепископ Григорий, всечестные отцы, матушка игумения Маргарита, сестры святой обители, дорогие братья и сестры!

По велению своих сердец мы пришли сегодня в храм Божий, чтобы испросить благословение Господа на предстоящий подвиг Святого и Великого поста. Это время покаяния, время исправления, время духовной радости жизни во Христе. В церковных песнопениях Великий пост называют весной для наших душ. Он совпадает с весной в природе, когда от живительных лучей солнца все оживает и расцветает. И святые отцы, исходя и из этого сопоставления, и из своего личного опыта, сравнивают период Великого поста с весной нашей духовной жизни.

Сорокадневный пост может представляться нам как долгий путь к исправлению. Невозможно, братья и сестры, при наступлении Великого поста, когда нам необходимо изменить греховную жизнь, придти, покаяться перед священником, получить прощение грехов и считать, что все, что мы должны совершить, на этом оканчивается. Неслучайно святой пост длится сорок дней. Господь наш Иисус Христос, прежде чем выйти на общественное служение, удалившись в пустыню, постился сорок дней. Пост был известен и в ветхозаветные времена. Мы же ежегодно приступаем к этому благодатному подвигу. Почему же он так долго длится? Для того, чтобы мы осознали свою греховность, а, осознав, исправили свою порочную жизнь. Грех — это своего рода болезнь нашей души. А всякая болезнь имеет разные способы лечения. Пороки, дурные привычки и злые обычаи не могут исчезнуть только по одному нашему волеизъявлению с констатацией того, что мы грешны. Мы призваны изменить свою жизнь, совершая дела милосердия, добра и любви.

Святые отцы, размышляя о времени поста и покаяния, обращают наше внимание на то, что мы должны быть смиренны и милосердны. Церковь призывала нас к смирению, когда мы проходили подготовительные недели к Великому посту. В притче о мытаре и фарисее Господь показал двух людей, которые молились в храме совершенно по-разному. У них было разное состояние души. Один из них, фарисей, излагал пред Господом свои заслуги, говоря, что он и часто постится, и дает десятину, то есть жертвует на храм, и совсем не такой, как прочие или как этот, стоящий рядом с ним, мытарь. А мытарь не мог и глаз поднять, чувствуя свою вину пред Господом и отсутствие добрых дел. Он лишь бил себя в грудь и просил: „Боже, милостив буди мне грешному!“ И Господь сказал, что мытарь ушел из храма более оправданным, чем фарисей. Из года в год мы вспоминаем это евангельское повествование, и из года в год мы бываем похожи на этого фарисея, потому что думаем, что, если посещаем храм, ставим свечи, даем записочки на поминовение своих родственников, приступаем к причащению, — этого для нас достаточно. А в повседневной жизни считаем, что мы лучше других, видя в ближних не братьев, а врагов. А когда осознаем свой собственный грех, поймем, что мы, может быть, хуже других, потому что другие больше сокрушаются в своих грехах, — тогда ощутим глубину своего падения. И при таком состоянии можно даже придти в отчаяние.

Но Церковь, готовя нас к истинному покаянию, напоминает о Божием милосердии. В евангельской притче блудный сын пришел в себя, нашел в себе силы пасть к ногам отца и просить у него прощения, а отец, издали его увидев, сам направился навстречу к нему с любящими и всепрощающими объятиями. Так и Господь, братья и сестры, ждет нашего покаяния и исправления. Но среди людей, может быть, и среди нас находятся такие, которые формально веруют, но не исполняют заповеди Божии. Они ничем не отличаются от неверующих, а порой даже бывают и хуже их. И вот Господь напоминает нам о том, что все средства были даны человеку для жизни по Его святым заповедям. Но, если люди остаются жестоковыйными, если они считают, что это — не для них, а живут по воле своих страстей, — их ожидает приговор праведного Судии на Его Страшном суде, когда Он придет на землю второй раз воздать каждому по делам его.

Сегодня мы как послушные сыны и дочери Церкви пришли помолиться и испросить Божия благословения на спасительный путь поста. Церковь напоминает о том, как Господь говорил, что мы должны прощать согрешения друг другу. И если мы не прощаем ошибок и проступков наших ближних, то не получим оставления своих грехов. Сегодняшнее воскресенье называется Прощеным, потому что в этот день христиане по зову Церкви прощают друг другу обиды, примиряются и после этого обращаются к нашему Небесному Отцу: „И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим“. Слава Богу, что мы получаем от Господа этот дар — время на покаяние. И тот пост, который мы с вами проведем, — и вспомоществование плоти нашей, и воспитание воли нашей для того, чтобы духовно усовершенствоваться.

Пусть же всем нам Господь даст силы осознать свои грехи, получить от Бога прощение и возвысить свою духовно-нравственную жизнь. Время покаяния должно быть и временем добрых дел. Мы обязаны оказывать милосердие нашим близким, ободряя их словом и помогая делом, насколько это возможно для каждого из нас. Вспоминаются дошедшие до нас свидетельства о христианах первых веков: как они были воодушевлены верой в Спасителя нашего! И язычники, видя жизнь христиан, восхищались их взаимоотношениями и их взаимопомощью. Об этом прекрасно сказано в книге Деяний святых апостолов.

Сегодня, когда впереди — спасительное поприще поста, я вновь и вновь рад приветствовать вас, возлюбленные братья и сестры, пришедших в храм Божий получить благословение нашего Господа! И начнем его с взаимного покаяния и примирения. Я как ваш епископ, в первую очередь, за себя, за духовенство, за церковных людей, несущих послушание и в этом храме, и во всей нашей епархии, прошу у вас, народа Божия, прощения за то, чем согрешили мы пред вами словом, делом, помышлением и всеми нашими чувствами. Простите нас Бога ради!

Господь да простит всех вас, помилует и даст вам Свою благодать и силу для преодоления греховной жизни, чтобы мы, очищенные покаянием, когда наступит Пасха Христова, духовными очами узрели воскресшего Господа и прославляли Его во все дни жизни нашей. Господь да благословит всех вас на предстоящий подвиг Святого и Великого поста!»

Затем были прочитаны молитвы на начало Великого поста, и, по обычаю, каждый из присутствующих в храме подошел под архипастырское благословение.

митрополит Ювеналий, архиепископ Григорий, Великий пост, монастыри

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)