Священник Димитрий Румянцев. Слово в день Первоверховных апостолов

Для всех святых апостолов живая встреча с Господом стала основанием всего их служения, они свидетельствовали о том, «что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки» (1 Ин. 1:1).

Как для апостола Петра до конца жизни путеводной звездой осталось Преображение Господне, тот «глас, принесшийся с небес», который «слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет. 1:18), так и апостол Павел свое знание и видение Господа считает оправданием своих решений: «Не Апостол ли я?.. Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1 Кор. 9:1). Тем более, в памяти учеников запечатлелась первая встреча с их Учителем.

В начале евангельской истории мы читаем о призвании святых апостолов. По-прежнему эти строки о чудесном улове рыбы дышат свежестью генисаретского утра и радостью начала веры апостольской и веры нашей. Для учеников Христовых вдруг открылось другое измерение жизни, произошла глубокая переоценка жизненных принципов.

Господь знает, как явить Себя человеку. Что для одного просто удивительное событие, то для другого очевидное чудо, а для третьего свидетельство явного Божиего присутствия. Для каждого доступно такое откровение, в котором можно почувствовать Божию правду, даже если она звучит вопреки нашему желанию, нашему заблуждению и обольщению, вопреки привычному восприятию жизни.

Апостол Петр стал свидетелем чуда, которое от многих могло остаться скрытым. Если бы кто-то поутру вытащил бы из озера, в котором водится рыба, полную сеть, то не для всех это было бы столь чудесно, как для Петра. Он с товарищами трудился всю ночь и не поймал ничего, от утра тем более ожидать было нечего: осталось только вымыть и починить сети для нового лова. Господь сотворил то, что будущему апостолу оказалось наиболее близко, понятно и желанно. Тот хотел поймать много рыбы, и он лучше других знал, что шансов уже нет. Поэтому наиболее ярко на происшедшее отреагировал именно Петр со свойственной его характеру пылкостью.

Действие чуда не только в том, чтобы удивить, изумить, заставить трепетать и подчиняться или радоваться обладанию сверхъ-естественной силой. Оно вызывает покаяние, мысленный переворот, который приводит к внезапному осознанию своей греховности и смиренности перед лицом Божиим. Этот переворот сделал возможным дальнейшее действие Божие в сердцах людей. Для Петра это был поистине чудесный улов: он обрел Учителя, Наставника, Господа и Спасителя. Позже он скажет: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). Если Иисус Христос в мгновение дал то, над чем апостолам нужно было бы трудиться долго и упорно, притом без гарантии на успех, то вывод очевиден: надо идти за Христом, потому что есть вещи несравненно более важные, чем ловля рыбы.

Евангелист Лука нередко подчеркивает возрождающее и спасительное действие Божие на грешных, простых, слабых, немощных, угнетенных (социально, физически или греховно) людей, иллюстрируя слова апостола Павла о том, как сила Божия в немощи совершается (ср.: 2 Кор. 12:9). В то время как первые два евангелиста говорят о призвании апостолов просто по слову Иисуса Христа, уделяют внимание власти и силе Божиего повеления, апостол Лука хочет показать, как и при каких обстоятельствах это слово было воспринято: Господь прежде оказал помощь незадачливым рыбакам. И это чудесное событие настолько врезалось в их память, что и после Воскресения одно из явлений воскресшего Господа уже евангелист Иоанн описывает очень близко к рассказу о первом призвании (Ин. 21:1–14).

Слова апостола в Евангелии звучат неожиданно. Петр говорит: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». В обращении к Богу мы чаще просим прийти, помочь, исцелить, утешить. Но мало кто мог бы перед Богом сказать, что он недостоин Его помощи, присутствия, даже своего обращения к Нему. Содержание слов апостольских намного глубже, чем просьба выйти. Это не просьба отойти прочь или уйти из жизни. Это изумление от неожиданной близости Бога к простому человеку, благоговейный страх в присутствии Божественного. Близости к Богу в этих словах может быть больше, чем в любой другой просьбе, потому что эти слова прозвучали из опыта прикосновения к Богу, они рождены ясным ощущением величия Божия и своего смирения перед Ним.

Нередко бывает, что человек, получив что-либо желанное, вдруг осознает, что не в этом счастье. Иногда страстно хочется что-либо приобрести, достичь или испытать. Но, получив, понимаешь, что желание было лишь выражением и проявлением иного стремления, которое открылось для Петра в стоящем с ним в одной лодке Спасителе. И только в соотнесении с законом и волей Божией наши дела приобретают свой смысл и вес. Петр сполна получил, что хотел, и тут же понял, как это тщетно. Забота как бы закрывала ему глаза на подлинное Сокровище, которое непреходяще и стоит того, чтобы ради Него отдать всю свою жизнь.

Господь, уловив рыбаков чудесным уловом рыбы, сделал их ловцами людей. Слово Евангелия о призвании апостолов — это вместе с тем напоминание и о нашем уловлении, о том, что Господь призвал нас «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Такое призвание имеет каждый христианин. Пусть на нем зиждется духовный дом добродетелей. Пусть и для нас сохранит свою радость новизна следования за Христом. Тогда станет близким и утешительным сказанное апостолом Петром уже незадолго до смерти: «Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10).

Следующая статья
Священник Димитрий Румянцев. Толкование Псалтири. Псалом VIII
© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)