Отвечаем на письма читателей

Предыдущая статья
Вести из благочиний

Человек часто обижается на меня — просто так, иногда потому что у него настроение плохое, иногда я говорю прямо то, что есть, без преувеличений — опять сильно обижается, упрекает… Как-то странно просить в таком случае прощения. Не трудно, конечно, но вины своей не вижу.

Правда может больно ранить, так что говорить, пусть и справедливые, объективные вещи, неприятные нашим близким, нужно деликатно и осторожно. А иногда можно и промолчать, если есть вероятность того, что Вас не услышат или поймут неверно. В общении с окружающими необходима с нашей стороны деликатность и чуткость. Чтобы быть услышанным, нужно уметь най-ти правильное время, правильную интонацию. Искать правильный тон в общении — трудная задача, но решить ее возможно. Помните, мы можем изменить наших близких, только меняясь сами, то есть требования надо предъявлять больше к себе, чем к ним. А иногда нужно и быть готовым простить близкого человека, самому первому попросить прощения, даже если нашей вины нет, но не лицемерно, а искренне, для сохранения мира в семье. Учитесь принимать близких такими, какие они есть, с возможными недостатками. Однако тут важно не впасть и в иную крайность, когда мы потакаем и в том, в чем потакать нельзя. Лучше всего искать правильный тон общения, разбирая в личной беседе со священником те или иные ситуации, чтобы четко понимать, где правы Вы, где нужно уступить и смириться, даже если мы правы, а где мы ошибаемся. Так мы научимся правильному общению с ближними, в котором не будет обид, но будет любовь, которая все покрывает.

Мои престарелые родители живут отдельно. Часто получается, что возможность приехать к ним и помочь на даче есть только на праздники, когда есть дополнительные выходные. Является ли работа помощью родителям в такие дни (Пасха, Троица и т. д.) грехом?

В вашей ситуации нельзя просто сказать «да» или «нет», «грех» или «не грех». Посвящать время Богу важно, но и ближним своим помогать тоже важно. Можно рассудить о том, как было бы лучше. Лучше, на мой взгляд, было бы сочетать и то, и другое следующим образом. Пасху и Троицу, как и другие великие праздники, все-таки посвящать Богу и первую часть дня проводить на богослужении, а уже потом в оставшееся время помогать родителям по хозяйству на даче. В обычные воскресные дни стоит как минимум раз в три недели быть на богослужении и причащаться.

У меня недавно произошла трагедия, долгожданный ребенок погиб: на 4-м месяце беременности произошел выкидыш. Нужно ли мне молиться за ребенка и как, ведь я даже не знаю, мальчик это был или девочка?

Вы дали жизнь новому человеку. Скорее всего, нет Вашей вины в том, что его жизнь завершилась рано, еще в период чревоношения. Но родившаяся душа не уничтожилась, а как не имевшая личных грехов перешла в мир иной к Создателю всех людей. Можно скорбеть о трагедии, унесшей из земной жизни Ваше дитя, но не о Вашем неродившемся чаде — ведь не для вечных мучений создавал нас Господь. По словам Самого Спасителя, дети не согрешают во чреве матери (см.: Ин. 9:1–3).

Вы не знаете пола ребенка и не понимаете в каком роде — мужском или женском — поминать в личной молитве эту человеческую душу. Столь ли это важно? Молитесь о личности, не определяя пола, примерно так: «Дай, Господи, мир и покой душе моего скончавшегося младенца (или чада, дитя, ребенка)». Бог примет такую Вашу молитву. Не скорбите и о том, что этого малыша мы не можем по имени помянуть на Литургии. Христос и для Вашего неродившегося ребенка принес Голгофскую Жертву на Кресте и Воскрес!

Ваша первоочередная задача состоит в том, чтобы наводить порядок в собственном сердце. Именно это в данной ситуации важнее всего. Следует ежедневно молиться с усердием и вниманием, кроме молитв по молитвослову и своими собственными словами открывайте Богу душу. Ежедневно вникайте в Святое Евангелие. Ведите борьбу с личными грехами. Не реже чем раз в месяц с вдумчивой и молитвенной подготовкой исповедуйтесь и причащайтесь. Почаще приходите в Дом Божий — православный храм, чтобы Ваша скорбящая душа могла раскрыться перед Любящим Небесным Отцом и благодатно укрепиться. Не унывайте, Бог Вам в помощь!

Меня мучают приступы злобы, отчаяния, это происходит примерно раз в месяц. Во время них могу говорить гадости близким, бить посуду. Приступы происходят из-за накопленной усталости из-за ухода за 2-мя маленькими детьми. Мы живем с моими родителями, помощь есть всегда, и днем, и ночью. Думаю, приступы вызваны моим себялюбием, т. к. раздражаюсь, когда дети плачут, не спят ночью. Борюсь изо всех сил с раздражением, молюсь, представляю, как за меня стыдно Христу и Божией Матери, но приступы повторяются. Исповедаюсь в храме регулярно, причаститься не могу, т. к. не могу утром уйти от детей, кормлю грудью. С детьми в храм не могу прийти, это не в моих силах, хотя другие прихожане ходят. Может быть, у вас есть совет?

Приступы раздражения могут быть связаны не только с себялюбием, но и с Вашим отношением к проблеме. Необходимо настроиться, что дети по ночам просыпаются, и это обычное дело до определенного возраста, тогда частые подъемы по ночам не будут досадной неожиданностью. Вы говорите, что всегда есть кому помочь — так попросите дать Вам поспать днем, чтобы ночью было легче.

Многое зависит от нашего собственного отношения к людям и окружающему миру. Если детей рассматривать как тяжкую обузу, то раздражать будет всё вокруг. При живой, но постоянно раздраженной матери дети вырастают несчастными. Однако если воспринимать помощь детям как радость, что Вы нужны, ощущать пользу, которую несут родительские старания, то многие трудности станут незаметными. К тому же не забывайте, что дети лучше кого-либо чувствуют свою мать. Если мама все время «на взводе», то им страшно и неуютно, что, конечно, не способствует спокойному сну. Представьте себе начальника на работе, который постоянно не в духе и всех вокруг «накручивает» — его подчиненные начинают постоянно нервничать и не выполнять положенных функций. Но взрослый человек может кому-либо пожаловаться — родным или друзьям, а где найти утешение грудному ребенку? Получается замкнутый круг: Вы раздражаетесь на неспокойных детей, а они нервничают из-за вашей раздражительности. Остановить это должны Вы — все-таки Вы взрослый человек.

Теперь о самом главном. Надо найти силы перебороть себя и начать вести полноценную церковную жизнь, приступать к Таинству Причастия самой и обязательно приносить в храм детей! Поверьте, причастить ребенка не так трудно, как кажется. Вам не обязательно (в ситуации с маленькими детьми) приходить на всю службу целиком. Узнайте, во сколько примерно будет Причастие, и приезжайте ближе к этому времени. Или, приехав заранее, погуляйте на улице до нужного времени. Или же попросите погулять с детьми родителей, а сами, сколько позволяет время между кормлениями, помолитесь в храме, более полноценно поучаствуйте в богослужении. Своим отсутствием в храме Вы лишаете самого важного себя и Ваших детей. С Причастием человек получает самую реальную, настоящую возможность быть с Богом, под Его защитой, ведь Христос говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). Это не аллегория, это именно Божие присутствие в человеке.

Вы пишете о проблемах, с которыми своими силами справиться не удается. С Богом возможно все. Тем более странно, что на исповедь вы ходите регулярно, а дальше… самого главного не делаете. Получается, Вы наводите порядок, чистоту в душе, как в доме, а когда Христос может прийти в Ваш дом, закрываете двери. Вы молитесь о помощи Божией, но сами же не даете возможности Вам помогать. Бог ведь не может это делать насильно, против Вашего желания!

Постарайтесь находить время читать Евангелие, Слово Божие. Старайтесь искренне молиться — это наше обращение к Богу. Полноценное общение с кем-либо предполагает не монолог, а диалог, и как раз через Евангелие мы можем попытаться понять Божью Волю. Не ищите оправдания тому, чтобы не водить детей в храм. Христос сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Приложите все силы, просите родных помощи и содействия. Господь, видя Ваше стремление, обязательно поможет Вам.

Ответы подготовлены клириками Спасского храма пос. Андреевка Солнечногорского района

Мои знакомые уверяют меня в том, что существуют такие дни в году, когда священники в силу особой загруженности на богослужении не причащают народ на Литургии. Так ли это? С уважением, Дмитрий

Дорогой Дмитрий, не существует таких дней в году, когда священник в силу своей загруженности имел бы основание отказать в Причастии молящимся за Божественной литургией. Совершение Таинств, отправление богослужений, пастырское душепопечение о приходящих в храм людях — прямая обязанность каждого священнослужителя. Кроме того, с точки зрения богословского понимания Литургии, ее мистическая актуализация предполагает не только освящение Святых Даров, но и обязательное участие в Евхаристии молящегося народа.

В феврале 2015 г. Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии». Этот документ выражает современную позицию Русской Церкви по всем вопросам, связанным с Евхаристией: подготовка к ней, частота причащения, молитвенное правило перед причащением, говение и исповедь перед Таинством Причастия и т. д. Рассматривается в этом документе и тема, которую затронули Вы: «Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко Святому Причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу».

Моему ребенку родственники подарили книгу стихов Даниила Хармса. Насколько я знаю, этот поэт в жизни вел себя безнравственно, а поэтому боюсь читать его стихи своему ребенку, чтобы не навредить детской душе. Что вы думаете по этому поводу? Светлана Тарасова

Уважаемая Светлана, объективно судить о творчестве Хармса достаточно тяжело и священнику, и литературному критику. Жизнь Даниила Ивановича Ювачева не укладывается в рамки обыденности. Одним кажется, что Хармс безумец и хулиган, другие считают его поэтом, взявшим на себя подвиг юродства. В любом случае верно то, что тайна его жизни и творчества известна в полноте лишь Богу. Хармс был практикующим христианином — это точно установленный факт.

Из его дневниковых записей 1925—1940 гг. мы знаем о том, что он молился, участвовал в Евхаристии. Интересно также узнать о том, что у Хармса было правило ежедневного чтения религиозной литературы. В частности, он упоминает преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Иоанна Златоустого, религиозного мыслителя Н. О. Лосского. Дошла до нас и уникальная молитва Даниила Хармса:

«Господи, накорми меня Телом Твоим

Чтобы проснулась во мне жажда движения Твоего.

Господи, напои меня Кровью Твоею

Чтобы воскресла во мне сила стихосложения моего».

Вынося с большой осторожностью суд о моральном облике Хармса и ставя вопрос о нравственном влиянии его произведений на читателя, нужно учитывать не только особое поэтическое призвание Хармса, но и указанные факты его религиозной жизни.

Даниил Хармс был большим почитателем подвига святой блаженной Ксении Петербуржской. Возможно, именно она вдохновила поэта на творческое юродство. За эпатажным поведением поэта скорее всего стояла иная правда: всю жизнь поэт восставал против «мировой бессмыслицы», т. е. против «мудрости мира сего», которая, по апостолу Павлу, «есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19). Насколько удалось Даниилу Хармсу соответствовать в этой борьбе Евангельским идеалам, вопрос сложный, но, по крайней мере, его парадоксальное творчество располагает вдумчивых читателей к размышлению над важными духовными вопросами…

В отношении детской литературы Хармса периода 1920–1930-х годов, когда поэт активно сотрудничал с детскими журналами «Ёж», «Чиж», «Сверчок», можно вспомнить реплику одного из исследователей русского авангарда Н. И. Харджиева: «Хармс, кажется, написал всего шесть детских книг, и очень хороших…»

В связи с заданным вопросом о детских стихах Даниила Ивановича Хармса хочется напоследок вспомнить мудрые слова святителя Григория Богослова: «Желаю, чтобы… подобно пчелам, отовсюду вы собирали полезнейшее в состав единого сладкого сота».

На вопросы отвечал настоятель Иерусалимского храма города Воскресенска, протоиерей Сергий Якимов

Следующая статья
Протоиерей Роман Сыркин. Погост Дорки: прошлое и настоящее
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)