Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3 за 2016 год/

Введенский храм в селе Спирово Волоколамского района

 

Большинство из тех, кому знаком Волоколамский край, знают его благодаря Иосифо-Волоцкому монастырю. Неподалеку от монастыря находится село Спирово (названное в честь святителя Спиридона Тримифунтского) – родовое имение преподобного Иосифа (Иоанна Санина), пожалованное его прадеду Александру (Сане) благоверным великим князем Димитрием Донским.

После Саниных Спирово перешло в ведение Волоцких князей, один из которых, Борис Васильевич, пожертвовал его в 1479 г. новообразованному Успенскому (Иосифо-Волоцкому) монастырю1.

В конце XV – начале XVI вв. преподобным Иосифом в Спирово был устроен Божедомный богорадный монастырь на 12 человек с деревянной церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский монастырь получал содержание от большого Успенского монастыря.

По правилам, в Божиих (убогих) домах погребали умерших насильственной или внезапной смертью, которые не смогли в свое время воспользоваться молитвами и Таинствами Святой Церкви, а также наказанных смертной казнью, утонувших, сгоревших, замерзших, да еще тела странников и нищих, не принадлежавших никакому приходу. Традиция специальных божедомных монастырей в России известна издавна. В Москве божедомными были Андронников, Андреевский, Варсанофьевский и Покровский монастыри.

Во время голода 1570 г. в монастыре из 
12 иноков остался один. Некому было отпевать и хоронить. Обитель запустела, и Введенский храм стал приходским2.

13 марта 1691 г. была освящена новая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Есть сведения о существовании в Спирово еще одной деревянной церкви в честь свт. Николая Чудотворца, которая названа старой. В 1712 г. Никольская церковь была перенесена на «погост Георгиевский Можайской десятины»3.

К 1805 г. относятся первые прошения о разрешении вместо деревянного храма построить каменный в связи с увеличением прихода. Нельзя не отметить особое благоволение к спировской церкви епископа Дмитровского Августина (Виноградского), который благословил причт и прихожан Введенской церкви на постройку каменного храма. Проект церкви был составлен в 1810 г., и тогда же, видимо, была выдана храмозданная грамота4.

В мае 1820 г., когда были достроены приделы, причт спировского храма просил митрополита Серафима (Глаголевского) дать свое благословение на освящение приделов. Его произвел казначей Иосифо-Волоколамского монастыря иеромонах Феофил5. В ноябре 1825 г. по благословению святителя Филарета (Дроздова) храм был освящен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря архимандритом Гавриилом6. Отопление в храме, а точнее в трапезной части, было сделано только к 1845 г. Колокольня была достроена только в 1848–1849 гг. Из описи имущества мы узнаем, что вкладчиками Введенской церкви были Пушкины, Воронцовы, Телегины7.

В 1864 г. в Сборнике материалов для изучения Москвы и Московской губернии опубликована статья Н.А.Рождественского «Описание города Волоколамска Московской губернии», часть которой посвящена описанию крестного хода из Волоколамска в Иосифо-Волоколамский монастырь с выносом из Волоколамского Воскресенского собора чудотворного образа святителя Николая Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобногоИосифа. Этот крестный ход был учрежден 
20 октября 1771 г. в память избавления Волоколамска от чумы. Однако в 1813 г., по просьбе горожан Волоколамска, архиепископ Московский Августин (Виноградский) совершил его осеньюв память избавления города от войск Наполеона8.

В спировском Введенском храме никогда не прекращались богослужения, он никогда не закрывался и не был осквернен даже во время немецкой оккупации и в годы хрущевских гонений. Иная судьба постигла Иосифо-Волоколамский монастырь. Он был закрыт в 1922 г., а в 1923 г. был закрыт и Воскресенский собор Волоколамского кремля, а резной образ святителя Николая был перенесен в Введенский храм села Спирово.

Хотя храм после революции не закрывал-
ся, духовенство пострадало от репрессий. 
11 ноября 1937 г. был арестован, а 27 ноября того же года расстрелян священник Введенской церкви села Спирово Димитрий Александро-вич Лебедев (1871–1937).

Родился отец Димитрий в семье священника спировской Введенской церкви Александра Ивановича Лебедева. В 1892 г. окончил Вифанскую духовную семинарию, а в 1916 г. получил звание экстраординарного профессора Московской духовной академии по кафедре истории древней Церкви. Отцу Димитрию Лебедеву принадлежит около 30 небольших по объему работ, посвященных в основном изучению церковного календаря и пасхалий. Он был решительным противником григорианского стиля. Поместный Собор 1917–1918 гг. в своем постановлении строго держаться старого стиля для церковного времяисчисления, вместе с другими основаниями, принял во внимание мнение священника Димитрия Лебедева, который, в силу научно-астрономических и церковно-канонических данных, засвидетельствовал нецелесообразность сближения с григорианским стилем, отдавая безусловное преимущество старому юлианскому стилю. В академии он служил до ее закрытия. В 1919 г. подал в Совет академии в качестве докторской диссертации работу «Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении...».

30 августа 1930 г. отец Димитрий был осужден «народным судом 78 участка» за «хождение с иконами» по ст. 75 УК РСФСР. Приговорили к штрафу в 150 рублей. В 1932 г. отца Димитрия выселили из дома, а все его имущество конфисковали за неуплату налогов и невыполнение задания по сельскохозяйственным заготовкам. Через год его сослали в Казахстан на 3 года за «антисоветскую агитацию» пост. 58-10 УК РСФСР. После ссылки он возвратился в свое родное село Спирово и служил во Введенской церкви, позже был возведен в сан протоиерея. 11 ноября 1937 г. протоиерей Димитрий был вновь арестован. Его обвинили в том, что он «произносил проповеди в церкви, имел тесную связь с «Теряевскими» церковниками, посещал дома колхозников, где проводил беседы». На допросах отец Димитрий винов-
ным себя не признал.

23 ноября 1937 г. он был приговорен к расстрелу по групповому делу «прот. Николая Виноградова и прот. Димитрия Лебедева, диакона Петра Смирнова и Гавриила Безфамильного. 1937 г.». 27 ноября 1937 г. протоиерей Димитрий Лебедев был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В августе 2000 г. протоиерей Димитрий Лебедев причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви9. День памяти 14 ноября, а также в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и в день памяти Бутовских новомучеников.

Село Спирово около 1960 г. было уничтожено как малоперспективное, церковь и «один дом не тронули, который мы и приобрели», – 
вспоминал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Владыка любил этот храм и часто посещал его. Резной образ святителя Николая всегда облачали в настоящее архиерейское облачение, и митрополит Питирим подарил для этих целей свое. Также Владыка Питирим добивался открытия хотя бы одного из храмов монастыря, что и произошло10.

1 июня 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возобновлен крестный ход, с чудотворной иконой святителя Николая Мирликийского из Введенского храма села Спирово в Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, который несколько раз по разным причинам в разные времена прекращался. Шествие у ворот монастыря встречали с иконой преподобного Иосифа Волоцкого духовенство и насельники обители. Икону святителя Николая обнесли вокруг Успенского собора, и был совершен молебен с акафистом при большом стечении верующих. Затем крестный ход с чудотворным образом вернулся в село Спирово.

В храме имеются иконы со Святой Горы Афон, икона прп. Серафима Саровского, освященная в 1903 г. на его мощах, и почитаемая икона святителя Спиридона Тримифунтского. Недалеко от храма находится источник с купальней.

При храме открыта воскресная школа и действует молодежное православное сообщество.


Протоиерей Константин Попов


  1. РГАДА, ф. 1192, о. 2, ед. хр. 519, л. 9–10.
  2. Нектарий, иером. Историческое описание Иосифо-Волоколамского второклассного монастыря Московской губернии. М., 1887. С. 16.
  3. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии: Вып. 9. М., 1881–1913. С. 23.
  4. ЦГА Москвы, ф. 203, о. 752, ед. хр. 2648, л. 1.
  5. Там же.
  6. ЦГА Москвы, ф. 207, о. 1, ед. хр. 2484, л. 3.
  7. ЦГА Москвы, ф. 203, о. 644, ед. хр. 162.
  8. Нектарий, иером. Указ. соч. С. 49.
  9. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет. База данных: новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans
  10. Бульчук Н. Мне все нравилось во владыке. Митрополит Питирим в воспоминаниях Вячеслава Петровича Овсянникова. [Электронный ресурс] // Православие: [сайт]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/66842.htm (19.12.2013)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.