Священник Димитрий Довбыш. Икона «Собор покровителей воинства Российского»

Ангел-хранитель дается Богом человеку при Крещении для охранения и помощи в его делах. Как часто мы испытываем присутствие в наших земных делах нашего небесного покровителя! Как часто призываем мы его в молитвах! Причем, чем важнее дело, нами разрешаемое, тем насущнее необходимость в его помощи и заступничестве.

Одним из самых важных дел в истории страны было и остается защита Отечества. Именно в такие моменты — во время военного лихолетья — обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвигая в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу.

Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Эти слова по праву уже многие века остаются духовным девизом нашего воинства. А в помощь и поддержку Бог дал нам целый сонм святых христолюбивых воинов.

И вот здесь мы и подходим к сути повествования. Однажды от одного из офицеров, еще советской армии, майора Юрия Блануцы, услышал я интересную легенду. Она гласит, что кокарда, сохранившаяся на головных уборах наших офицеров еще с дореволюционных времен, являет собой память о святых Русской Православной Церкви. Святых, особо почитаемых, — покровителей русского воинства. Исстари этот элемент военной формы одежды имеет 32 луча. И именно 32 покровителя имеет христолюбивое воинство перед престолом нашего Небесного Царя. Примечательно, что пусть не часто, но еще пару раз удалось услышать мне подтверждение этой красивой легенды.

С небольшим перерывом в четыре десятка лет наши офицеры (само-то это слово далось советской армии с трудом, в сложнейшие месяцы весны-лета 1942 г.) носят на головных уборах эти элементы военной формы. Отмененные после революции и гражданской войны, эти символы небесного заступничества вновь появились в нашей армии в 1957 г. Символично, что и до революции, и сейчас центр кокарды, подобно печати, закрепляют цвета ленты ордена святого великомученика Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых христианских воинов. И если некоторые из 32 небесных покровителей нашего воинства, подобно святому Георгию Победоносцу, известны всем, то другие из этих святых — лишь немногим. «Четьи-Минеи» святителя Дмитрия Ростовского рассказывают о них, представляя нам жития этих святых.

Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы. «Образ христолюбивого воинства» живописует 12 воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей православной Родины.

Одним из многих храмов, служащих прославлению самых ярких покровителей нашего воинства, является храм Смоленского скита на острове Валааме. С икон храма смотрят они на нас, смиренным, но строгим взглядом вопрошая: «А все ли вы сделали для защиты Отечества нашего и веры православной?» Нельзя выделить, кто среди них выше, кто важнее, но есть те, чье заступничество и помощь в моменты тяжелых военных испытаний было явлено нашему народу и воинству наиболее зримо, подтверждено множеством свидетельств.

Бескомпромиссным, искренним и почти молитвенным обращением за помощью к святым князьям Александру Невскому и Димитрию Донскому стали слова, произнесенные в обращении Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского и Коломенского Сергия 22 июня 1941 г. Знаком высочайшего уважения к заслугам славных воинов стало учреждение в 1942 г. ордена Александра Невского, а в 1944 г. — ордена Ушакова. Эти награды практически повторяли по статусу имевшиеся до революции ордена святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского, святого великомученика Георгия Победоносца.

Одной из интереснейших работ, посвященных изучению свидетельств заступничества Божия в годы суровых испытаний Великой Отечественной войны, стала книга Андрея Фарберова «Спаси и сохрани». Об этой книге, которая увидела свет в издательстве «Ковчег» накануне 60-летия Великой Победы, уже писалось на страницах «Красной Звезды». В этом уникальном повествовании собрано значительное число свидетельств о том, какую помощь по молитвам своих святых и Пречистой Своей Матери оказал в годы войны нашему народу Господь. Кроме того, в книге очень к месту приведены слова протоиерея Г. И. Мансветова, сказанные им накануне Отечественной войны 1812 года. «Войны только начинают люди, а оканчивает Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани — ошибке военачальников. Победа и поражение в руках Господа», — писал он.

Будем же помнить эти слова, не забывая и слов молитвы: «О пречуднии, святии угодницы Божии, молите Бога о нас!»

Идея написания особенной воинской иконы возникла в 2007 г., когда в воинском храме святого благоверного князя Александра Невского, расположенного на территории 5 дивизии противовоздушной обороны, велись работы по изготовлению нового резного иконостаса. Все иконы иконостаса были определены, и оставалось одно место. Настоятель храма священник Димитрий Довбыш занимался поиском материалов о святых покровителях русского воинства. Ведь не секрет, что многие роды войск Вооруженных сил Российской Федерации имеют персональных покровителей: десантники — пророка Илию, моряки — апостола Андрея Первозванного, святителя Николая и святого праведного воина адмирала Феодора Ушакова, пограничники — преподобного Илью Муромца и т. д. В наших храмах большинство этих святых нетрудно узнать по латам, копьям и мечам, с которыми они предстоят на святых образах. Вот они, небесные покровители нашего воинства: праведный Иисус Навин, великомученик Никита, благоверный великий князь Игорь Черниговский, преподобный Сергий, игумен Радонежский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Лонгин Сотник, великомученик Артемий, мученик Арефа, великомученик Дмитрий Солунский, мученик Аффоний, Архангел Михаил, великомученик Мина, великомученик Меркурий, великомученик Иаков Персянин, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, апостол Андрей Первозванный, великомученик Феодор Стратилат, великомученик Феодор Тирон, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, великомученик Георгий Победоносец, мученик Савва Стратилат, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученик Христофор, благоверный царевич Дмитрий Угличский, благоверный князь Дмитрий Донской, благоверный князь Довмонт Псковский, равноапостольный царь Константин, равноапостольный великий князь Владимир, великомученик Прокопий, мученик Евстигний, мученик Андрей Стратилат, благоверный князь Александр Невский. И пусть вас не смущает то, что в нашем списке небесных покровителей все же больше, чем тридцать два. Так же, как неотделима от судьбы России судьба ее христолюбивого воинства, так же невозможно как-то особенно выделить имена святых покровителей его. Как не вспомнить здесь святого Иоанна Воина, Ослябю, Пересвета, Илию Муромца и многих других. Каждый из них дал Церкви Православной и нашему народу столь многое, что трудно перечислить: поддержку, защиту и опору, духовное окормление и свет веры христианской».

После прочтения этих строк и возникла идея написать икону, которой еще никогда не было в Русской Православной Церкви, — «Собор святых покровителей воинства Российского». Но только святых в ней получилось не 32, а 40.

Началась работа с иконописцами города Суздаля, которые писали иконы для иконостаса воинского храма. Сначала думали, кого поместить в центр иконы. Конечно, это должна быть Пресвятая Богородица, но какая… Смоленская, Владимирская? И вот определились: Порт-Артурская, в окружении ангельского воинства. На заднем плане поместили храм как знак соборности Руси. В верхней части иконы поместили изреченную Спасителем заповедь: «Нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя». Сверху спускаются два Ангела, несущие венцы. Святые стоят рядами вокруг Пресвятой Богородицы, как это принято на соборных иконах, обозначенные номерами. Оставалось теперь только разместить покровителей русского воинства по чину почитания в Церкви: чем ниже и ближе к центру иконы, тем чин святого выше. Пять раз меняли положение святых на иконе. Наконец, Господь смилостивился и послал нам специалиста — рабу Божию Наталию, дочь офицера Российской Армии. После пересылки ей всех материалов она за полдня справилась с задачей. Наступил самый ответственный момент. Обратились с рапортом к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию за благословением на написание новой воинской иконы. Через некоторое время благословение Его Высокопреосвященства было получено, и работа, как говорится, закипела. Икону писала семейная пара из города Новомосковска Тульской области. Святых много, практически все — миниатюра, так как все доспехи, оружие, лики — маленькие, и их пришлось кропотливо прорисовывать.

К «месту постоянной дислокации», в воинский храм святого благоверного князя Александра Нев-ского икона прибыла в октябре 2008 г., после трагических событий в Южной Осетии. С этого времени икона начала распространяться по воинским частям и гарнизонам.

С 2009 г. ХПП Софрино выпускает календарь с этой иконой. Помимо церковных праздников в нем помещены даты празднования родов войск Вооруженных сил Российской Федерации и Дни воинской славы России.

Официальное освящение новой воинской иконы состоялось 26 февраля 2009 г. на ежегодной встрече духовенства Видновского благочиния с представителями Вооруженных сил и правоохранительных органов, подразделения которых находились на территории Ленинского района. Встречу возглавил председатель Епархиального отдела по работе с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, благочинный Богородского церковного округа протоиерей Михаил Ялов.

В настоящее время икона святых покровителей воинства Российского находится во всех воинских храмах, в которых совершают свое служение по окормлению верующих военнослужащих военные священники. Она стала практически визитной карточкой возрожденного по Указу Президента Российской Федерации штатного военного духовенства. В конце апреля 2015 г. делегация представителей штатного военного духовенства впервые в новейшей истории совершила дружественный визит в Грецию, где имела общение с военными священниками Греции. Греки почитают многих великих покровителей воинства: апостола Андрея Первозванного, святителя Николая, великомучеников Георгия, Димитрия, Никиту. Но такой иконы, как у русских воинов, у них нет. С большим благоговением главный военный священник Сил национальной обороны Греции протопресвитер Николай Курдупис принял в дар от российской делегации эту икону.

Есть еще одна воинская икона, о которой хочется рассказать. С 1997 г. Ленинский район Московской области шефствовал над гвардейским эскадренным миноносцем Северного флота «Гремящий». Поездки совершались дважды в год: на День Военно-морского флота и на День корабля — годовщину поднятия на борту корабля Государственного флага. По просьбе военнослужащих в шефскую делегацию был включен священник. На подшефном корабле побывали благочинный церквей Видновского округа, секретарь Московской епархии протоиерей Михаил Егоров, настоятель Никольской церкви поселка Володарского протоиерей Сергий Свалов, настоятель Александро-Невской церкви поселка Петровское священник Димитрий Довбыш. Естественно, туда привозили и иконы Собора покровителей воинства Российского, среди святых которого были и покровители военных моряков: апостол Андрей Первозванный, святитель Николай Чудотворец и адмирал Феодор Ушаков. Моряки этих святых особенно выделяют. В результате поездок возникла идея написать одну икону, где бы предстояли все три покровителя.

Через год икона была написана. На ней святые покровители изображены в рост, стоят рядом и благословляют военных моряков на ратные подвиги. В ХПП Софрино сделали первый тираж, украсив икону замечательным обрамлением с Андреевскими флагами и якорями. Этот тираж был успешно отвезен на следующий День ВМФ в 2010 г. в город Североморск.

С 2011 г. с этой иконой выпускается настенный календарь, куда помимо церковных праздников включены памятные даты и праздники военных моряков России.

Икона «Покровители Военно-морского флота» объездила всю нашу страну. Неоднократно она была на Северном флоте, на Балтийском, на Черноморском и даже на Тихоокеанском. Военные священники совершали с ней походы на подвод-ных лодках. Перед ней совершались молебны для укрепления духа русского воинства и для придания воинам сил, так необходимых для защиты нашего Отечества.

Следующая статья
Ж. А. Курбатова, РГАДА. Участие Русской Православной Церкви в возрождении русского монашества на Афоне
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)