Епископ Балашихинский Николай. Из истории Иконографии Сретения Господня

Обращаясь к истории иконографии праздника Сретения Господня, необходимо иметь в виду и его богослужебное содержание, сочетающее в себе элементы Господского и Богородичного праздников (а в древности он и считался таковым). Это достаточно наглядно представлено на примере приведенных в нашей заметке об иконах Сретения Господня XIV—XIX вв.

В ранних изображениях Сретения Господня (а древнейшее из сохранившихся — мозаика V в. церкви Санта Мария Маджоре в Риме) делается акцент на почитании Девы Марии как Богородицы — в соответствии с догматом Ефесского Собора (431 г.)

К IX—X вв. складывается окончательный иконографический канон (назовем его кратким) Сретения Господня. Богомладенец изображен на руках св. Симеона Богоприимца; обычно Он одет в короткую рубашку. Богомладенца часто изображают как Христа Эммануила, благословляющего святого старца Симеона: мир Ветхого Завета, ожидавший прихода Мессии, получает исполнение своих чаяний; очи старца увидели спасение, предлагаемое Богом всем народам. Стоящая рядом Пречистая Дева Мария слышит проречение св. Симеона о предлежащем Ей тягостном пути: Ей предстоит видеть, как Сын Ее будет отдан на муки и смерть. О принесении Искупительной жертвы за грехи всего рода человеческого напоминает и праведный Иосиф, принесший в храм свою жертву — двух птенцов голубиных (Лк. 2:24). Эти два птенца голубиных символически понимаются Церковью как прообраз иудейского и языческого мира.

На иконах Сретения также представлена праведная Анна: И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2:38). «Анна целомудренная провещает страшная, исповедающи Христа, Творца небу и земли» (припев 9-й песни канона). Несмотря на столь значимые проречения, на иконах Сретения ей отводится скромная роль; она всегда на втором плане.

В кратком изводе икон Сретения нередки варианты, когда Богомладенец находится еще на руках Пречистой Девы Марии. Однако и в этом случае Он словно уже ведет со св. Симеоном тот диалог, который так умилительно передан в каноне праздника Сретения Господня; напомним его своеобразный эпиграф — егоже краестрочие: Христа радостне старец объемлет. Припевы и тропари девятой песни канона описывают эту беседу так: Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона, и Владыку всяческих. Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит.

Воздал еси мне, вопияше Симеон, спасения Твоего Христе радование, восприими Твоего служителя, сению претружденнаго, новая благодати священнопроповедника тайнаго, во хвалении величающа…

Из атрибутов храма в ранних иконах Сретения можно видеть только Престол (нередко — с киворием); позднее появляются архитектурные детали — стена, части здания.

К концу XVI в. получает распространение развернутый иконографический вариант Сретения Господня; позднее его будут широко использовать старообрядцы. В композиции появляются новые лица, а также эпизоды, раскрывающие евангельское событие Сретения в Иерусалимском храме: св. Симеон Богоприимец, переписывающий пророчество Исаии, усомнился в правильности текста пророчества Исаии о рождении Сына от Девы, и Ангел Божий вразумляет его. Иногда изображают пророка Исаию.

Еще один сюжет, встречающийся в развернутом варианте икон Сретения Господня: к Богоматери с Младенцем на руках подлетает Ангел и возвещает о грядущих страданиях Иисуса; он подносит Младенцу символическое изображение Креста.

Литературный источник расширенного варианта иконографии Сретения — литургические тексты, Минеи Четьи и святоотеческие слова о празднике. Св. старец Симеон, которому было обещано Духом Святым (Лк. 2:26), что он не вкусит смерти до тех пор, пока не встретит Мессию, или Христа, провозвещенного ветхозаветными пророками — в первую очередь Исаией, — согласно преданию, был одним из авторов перевода Библии на греческий язык. Он, в числе других семидесяти толковников, трудился над переводом Библии по приглашению египетского царя Птолемея Филадельфа в Александрии Египетской. Св. Симеон переводил книгу пророка Исаии — «ветхозаветного евангелиста», как называли его святые отцы. Дойдя до слов о рождении Мессии: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил (Ис. 7:14), он решил в переводе вместо слова «Дева» написать «Жена», но чудным видением Ангела был не только удержан от этого намерения, но и получил обещание увидеть Христа Господня, рожденного Пречистой Девой.

Евангельский текст дает о св. Симеоне самые скудные сведения, но святоотеческая традиция называет его священником Иерусалимского храма или — если он и не был священником, то более чем священником.

Немаловажным сюжетом расширенной иконографии Сретения является изображение преисподней. Святитель Афанасий Великий говорил, что св. Симеон первым принес в преисподнюю радостную весть о долгожданном Избавителе: «Грядет искупление, грядет Избавитель, грядет оставление, грядет Освободитель. Не плачь, природа человеческая, яко грядет наш Заступник, грядет и не задержится». Св. Симеон, по словам свт. Афанасия, спешил туда, чтобы опередить Вифлеемских младенцев, которых вознамерился избить злодей Ирод: «младенцы быстры и расторопны, а он уже стар, медлителен и неповоротлив». Праведный Симеон Богоприимец первым принес узникам ада весть о приходе на землю Христа Спасителя, Который в скором времени, претерпев смерть на кресте, сойдет во ад и освободит всех узников преисподней.

Хочется обратить внимание еще на одну важную деталь иконографии Сретения Господня — действие происходит в Иерусалимском храме. Даже в самых кратких изводах это очевидно; это может быть лаконичное изображение Престола уготованного или величественные архитектурные формы — но это Дом Божий.

Именно в Дом Божий зовет сегодняшних христиан замечательный праздник Сретения Господня. Глубокий смысл видится в том, что именно день Сретения Господня избран днем особого попечения о молодежи — о тех, кто, придя в храм, удостоится встречи с Богом.

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)