Протоиерей Михаил Егоров. Сретение Господне

Праздник Сретения Господня совершается в Православной Церкви 2 февраля по старому стилю (15 февраля по новому) по чину великих двунадесятых праздников. Как правило, он имеет один день предпразднства, семь дней попразднства и отдание.

Библейский контекст праздника

Событие Сретения Господня отражено во второй главе Евангелия от Луки. Согласно закону Моисея, Богомладенец был принесен Своими святыми родителями в Иерусалимский храм, чтобы совершить перед Богом очистительную и благодарственную жертвы: две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2:24). Хотя Пресвятая Дева и не нуждалась в очищении, поскольку родила Христа неискусомужно, Она, по глубочайшему смирению, подчинилась предписанию закона. Само обстоятельство принесения Богомладенца в храм, с богословской точки зрения, ясно свидетельствует об истинности человеческой природы Христа.

В храм одновременно пришел и благочестивый старец Симеон, получивший откровение, что не увидит смерти до тех пор, пока не встретит Спасителя, рожденного от Девы. О Симеоне Богоприимце имеются скудные данные Евангелия, а также легенда, родившаяся в эпоху Средневековья Х-ХI вв. Она существует в двух вариантах; оба они сходятся в том, что Симеон принадлежал к числу переводчиков, приглашенных в Александрию (столицу Эллинистического мира) Птоломеем Филадельфом (282–246 гг.) для перевода текста Ветхого Завета на греческий язык. Далее версии расходятся:

  1. Во время перевода Симеон решил стереть слово «Дева», но был остановлен Ангелом, возвестившем, что он (Симеон) не увидит смерти, пока не удостоверится в истинности написанных пророком слов.
  2. Усомнился и бросил перстень в реку с мыслью о том, что если найдет его, то тем самым получит удостоверение в истинности слов пророчества.

Возвратившись в Иерусалим, он жил три с половиной столетия, будучи символом Ветхозаветного иудейского народа, ожидавшего Мессию. Впервые этот сюжет упоминается у Георгия Кедрина (ХI/XII в.) и у Евтихия Александрийского (Х в.).

Взяв на руки Богомладенца, праведный Симеон, благословляя Бога, произнес великие слова, которые Святая Церковь ежедневно вспоминает за вечерним богослужением, а также в ряду благодарственных молитв по Святом Причащении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Праведному Симеону также принадлежит пророчество о Спасителе, сказанное Пресвятой Деве Марии: …се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий… (Лк. 2:34).

Еще одним участником этой великой встречи была 84-летняя пророчица Анна, вдовица, дочь Фануилова, служившая при храме. Эта удивительная встреча со старцем Симеоном и пророчицой Анной подчеркивает, что принесенный в Храм первенец есть не просто Человек, но тысячелетиями ожидаемый Мессия, принесший «свет во откровение языков» (так в молитве). Святые Симеон и Анна — последние праведники уходящего Ветхого Завета, встретили в Иерусалимском храме, которому скоро предстояло быть разрушенным, воплощенного Творца Вселенной, принесшего в мир Новый Завет с Богом.

Событие Сретения Господня является ключевым в истории всего домостроительства Божия. Тот, Кто прежде дал закон Моисею, Сам добровольно подчиняется требованию этого закона. Здесь мы видим еще одну иллюстрацию слов Христа о том, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5:17). Праздник Сретения Господня символически завершает начатый в событии Богоявления контекст, раскрывающий православное учение об истинности Божественной и человеческой природ Спасителя в единой ипостаси Богочеловека.

История праздника

Первое упоминание о традиции празднования Сретения Господня на Православном Востоке мы находим в памятнике IV столетия, принадлежащем перу западной паломницы Этерии — «Peregrinatio ad Loca Sancta» («Паломничество ко святым местам»). По другим сведениям, имя автора этого памятника — Сильвия Аквитанка. Она не дает празднику существующее ныне традиционное его название, а именует просто «Сороковым днем от Богоявления». Ценность этого памятника заключается в том, что он дает достаточно подробное описание традиции празднования Сретения в Иерусалимской Церкви: «Сороковой день от Эпифании (quadragesimae de epiphania) празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст» (Itinerarium Aetheriae, 26).

Надо сказать, что такое наименование праздника, «Сороковой день по Богоявлении», — традиционно встречается в богослужебном календаре Иерусалимской Церкви IV–V столетий. По завершении христологических споров на IV Вселенском Соборе, утвердившем единство Божественной и человеческой природ Христа, праздник Сретения Господня приобрел свое обычное название и пополнил ряд самостоятельных Господских праздников годового цикла.

В армянском Лекционарии V в. мы находим зафиксированной богослужебно-уставную практику совершения праздника. Вероятнее всего, в первые века Сретение Господне скорее рассматривалось в качестве отдания Богоявления, нежели как самостоятельный праздник. В VI столетии традиция совершения праздника закрепилась уже по всей Византийской Империи.

В традиции Иерусалимской Церкви до VII в. можно встретить употребление двух вариантов названия праздника: «Праздник Очищения» и «Встреча Господа». Первый вариант названия наиболее часто встречается в средневековых латинских источниках; второй вариант более свойственен византийской богослужебной традиции.

В общецерковное употребление на Востоке праздник вводит император Юстиниан Великий. В церковном предании имеются указания на то, что праздник вводится в благодарность Богу за прекращение чумы и землетрясений в 542 г., однако эта версия не находит должного исторического подтверждения.

В Римской Церкви, в апологетических целях, празднование вводит папа Геласий (492–496 гг.) для уничтожения праздника Луперкалий, посвященного богу Фебрусу (Плутону). В праздник Святой Марии папа установил процессии с горящими свечами. Чин освящения свеч на Сретение Господне, изложенный в Требнике, отчасти, возможно символически, может являться отголоском той традиции. Позже на Западе праздник получил наименование — «Очищение Блаженной Девы Марии». В настоящее время, после богослужебных реформ 1970 г. празднику дали другое наименование — «Встреча Господа».

По своему смыслу и содержанию праздник Сретения всегда относился к числу Господских праздников. Однако, в некоторых версиях Иерусалимских и Русских богослужебных Уставов, праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников. При попадании на воскресный день воскресная служба не отменяется, тогда как любой Господский двунадесятый праздник при совпадении дней празднования заменяет собой воскресное богослужение. Более того, в случае, если Сретение приходится на первый день Святой Четыредесятницы, Устав предписывает переносить его празднование на день раньше, в то время как Господские праздники никогда не переносятся. Получается, что праздник Сретения Господня, вопреки прямому указанию Священного Писания, может совершаться не на 40-й день, а на 39-й. Таким образом, несмотря на то что по своим богослужебным особенностям праздник более относится к числу Богородичных, вызывает вопрос недвусмысленность его названия — Сретение Господне, тем более что он является завершением всего Рождественского цикла. Такая противоречивость литургического статуса приводит к тому, что иногда праздник Сретения искусственно называют Господско-Богородичным.

Особенности богослужения

По особенностям богослужения, как было сказано выше, праздник Сретения Господня причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники. По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время Литургии на малом входе произносится входной стих. В конце всенощного бдения и Литургии бывает особый отпуст праздника. Он отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье.

На всенощном бдении читаются три паремии:

  • 1-я (книга Исхода, главы 12 и 13) — об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения;
  • 2-я (книга пророка Исайи, глава 6) — о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка;
  • 3-я (книга пророка Исайи, глава 19) — о видении пророком Египта, куда «придет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном», что вскоре после Сретения Господня действительно и исполнилось, когда Младенец с Марией, Матерью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника, гл. 1-й: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». На полиелее — величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень».

Прокимен: «Помяну имя Твое…». Евангелие от Луки, зач. 8. На «Слава»: «Молитвами Богородицы…»; На «И ныне»: то же.

Канон праздника «Сушу глубородительную землю», творение св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия — праздника. Припев к праздничному канону: «Слава тебе Боже наш…» По 3-й песни — седален, по 6-й песни — кондак и икос. Кондак: «Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, Едине Человеколюбче». На 9-й песни вместо «Честнейшую» — припевы праздника (всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний…» После каждых следующих четырех — читается тропарь песни. В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на Литургии (до отдания). Припев: «Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих». Ирмос: «В законе сени и писаний образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят Богу. Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем»».

На Литургии — входный стих: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Прокимен: «Величит душа Моя…» Апостол: Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: «Чашу спасения прииму…»

Иконография праздника

Центральным сюжетом всех иконографических изображений праздника является передача Богородицей Младенца Христа на руки праведному Симеону. За спиной Богоматери обыкновенно изображается праведный Иосиф Обручник, держащий в руках голубей для жертвы Богу. За спиной Симеона часто изображается пророчица Анна. Поскольку основной богословской нагрузкой праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, то Пресвятая Богородица с праведным Иосифом чаще всего изображаются слева, но при этом обращены направо, а праведный Симеон и Анна — справа в движении налево. Таким образом, все их устремления сходятся на Богомладенце, которого Богородица передает на руки Симеону. Пророчица Анна часто изображается со свитком в руке.

Экзегеза праздника

Наибольшее количество гомилий на тему Сретения Господня принадлежит святителям Кириллу Иерусалимскому, Мефодию Патарскому, Григорию Неокесарийскому, Амфилохию Иконийскому и Софронию Иерусалимскому.

Вот пример изъяснения смысла праздника святителем Кириллом Иерусалимским: «Да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром“ (Лк. 2:29); ныне разрешаешь меня от вечных уз; ныне разрешаешь меня от тления; ныне разрешаешь меня от смерти; ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже! Сего во храме Симеон, взяв на руки и чудную смотрения тайну всем языкам и иудеям благовествуя, играет и радуется; и светлым и ясным гласом о Нем взывая, говорит: Сей есть Сый, и прежде Сый, и Отцу соприсносущный: Единородный, Единопрестольный, Единославный, Единосильный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несозданный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Неосязаемый, Недомыслимый, Неограниченный».

Для апостольского чтения в праздник Сретения Господня избран отрывок из послания святого апостола Павла к Евреям. Центральная фигура апостольского чтения — личность Мелхиседека. Основной целью такой отсылки к далекому участнику ветхозаветных событий является желание показать миссию Христа в качестве посредника между Богом и людьми. Дело в том, что ветхозаветная традиция предполагала всего три вида такого посредничества: ангелов, пророка Моисея и священство по чину Аарона из колена Левия. Из этого апостольского чтения ясно следует, что Христос несравненно превосходит и ангелов, и Моисея, и все законное священство. Выше Ангелов, ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? (Евр. 1:5). Выше Моисея, поскольку последний — только служитель в доме Божием, а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы (Евр. 3:6). Выше всего законного священства по чину Аарона, поскольку Христос провозглашен от Бога Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. 6:20).

В Ветхозаветной традиции для очищения греха существовала сложная система жертвоприношений через священников. Но никакие усилия священства и никакие жертвы не могли восстановить прежде разрушенные отношения между Богом и людьми. Человечество подошло к необходимости принципиально иной Жертвы, и в ином священстве. Христос, как Первосвященник, своей Жертвой упраздняет это разделение и дает начало новому священству по чину Мелхиседека. Как некогда Мелхиседек благословил Авраама, так и в событии Сретения Господня Младенец Христос благословляет руки Симеона, олицетворяющего собой все ветхозаветное священство. Таким образом, законное ветхозаветное священство уступает место Вечному Первосвященнику, «свободителю душ наших, дарующего нам Воскресение». Кроме того, эта великая Встреча в Иерусалимском храме становится исполнением древних мессианских чаяний. Для верующих иудеев Он — Слава, а для пребывающих во тьме идолопоклонничества язычников — Свет.

Следующая статья
Священник Анатолий Трушин. С. А. Дегтярев. К 250-летию со дня рождения композитора
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)