Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№12 за 2015 год/

Игумен Серафим (Голованов). Спас-Ядринский монастырь в Коломне

Пожалуй, не каждый житель современной Коломны знает о существовании пятого и древнейшего монастыря, который располагался на улице Яна Грунта.



В 1970-х гг. одна из центральных улиц города была названа в честь Яна Грунта, журналиста, первого коломенского комиссара, который принимал активное участие в установлении советской власти в этом уездном городе Московской губернии1. До революционных событий 1917 г., активным участником которых был Я. Грунт, эта улица именовалась Спасской. Это название восходило к Спасо-Преображенскому или Спас-Ядринскому монастырю, который располагался здесь, на посаде города, в течение нескольких веков. Постройки бывшего монастыря не сохранились (на его территории сейчас находится авторынок), они были снесены вскоре после революции. Переименование Спасской улицы (первоначально в улицу Труда, и лишь потом в улицу Яна Грунта), казалось, навсегда вычеркнуло Спасский монастырь из народной памяти. Однако монастырь прекратил свое существование задолго до утверждения советской власти, он был упразднен еще в конце XVIII столетия.

До закрытия Спас-Ядринский был самым древним монастырем Коломны. Точное время
его образования неизвестно, однако можно с уверенностью утверждать, что он уже существовал в XIV в. Он был основан после присоединения Коломны к Москве в начале XIV в. как один из сторожевых монастырей. По преданию, монастырь был заложен в честь Спасова образа, бывшего на великокняжеском знамени св. Димитрия Донского в походе на Мамая в 1380 г.
2 Однако, по сведениям В. В. Зверинского, уже в 1377 г. есть упоминание об архимандрите Спасского монастыря Мартине3.

Спас-Ядринский монастырь, безусловно, можно считать примером возрождения монашеской жизни, охватившего Северо-Восточную Русь в XIV—XV вв. в годы жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского, его учеников и других подвижников4. В состав Спасского монастыря входили храм Преображения Господня с приделом Нерукотворного Образа Спасова и надвратный храм Нерукотворного Образа Спасителя с колокольней.

Братия монастыря служила у коломенских владык на подворье (теперь это Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь). В это время Спас-Ядринский монастырь вел активную торговлю. На торгу ему принадлежало 12 лавок. Подвалы монастырских зданий использовались для хранения товаров5.

Известно, что в 1481 г. настоятелем Спасского монастыря был игумен Иннокентий, в 1548 г. —
Феодосий, в 1577 г. снова управлял обителью архимандрит. Коломенские монастыри в XVI в. давали в долг значительные деньги. Так, в Спасском монастыре имелось семь кабал под залог земли на 85 р. и «…еще на кобал в казне на 14 рублев и на две гривны, а взятии на них не на ком, что стары». В XVII в. настоятелями монастыря были архимандриты Леонид (1621), Дионисий (с 1633 по 1640 гг.), Феодосий (с 1643 по 1653 гг.), Иона (1653), Пафнутий (1658), Иона (1659–1662), Савватий (1662–1665, переведен из Голутвина монастыря), Евстафий (1669) и Сергий (1694–1695)
6.

Благодаря торговле и финансовой деятельности Спас-Ядринский монастырь смог накопить значительное имущество. Как и все монастыри в средневековой России Спасский монастырь владел вотчинами и крестьянами. По сведениям В. В. Зверинского, в 1700 г. он имел 47 крестьянских дворов7.

В XVIII в. начался сложный период для Русской Православной Церкви. Петр I начал активное наступление на Церковь и церковное имущество. Часть духовенства называла его «иконоборцем» за то, что он, подобно византийскому императору-иконоборцу Константину V, изымал монастырское имущество в пользу армии. Монастырские имения Петр называл «тунегибельными», т. е. пропадающими зря, поскольку они не приносили материальной выгоды8. Особенно резко царь отзывался о городских монастырях, появившихся, по его мнению, из-за принятия пострига некоторыми византийскими императорами и появления в монашеской среде «плутов» из числа аристократии: «Когда греческие императоры, покинув свое звание, ханжить начали, тогда некоторые плуты к оным подошли и монастыри не в пустынях же, но в самих городех и в близ лежащих от оных местах строить начали и денежные помочи требовали для сей мнимой святыни; еще же горше яко не трудитися, но трудами других туне питатися восхотели… Сия гангрена зело было и у нас распространяться начала под защищением единовластников церковных…»9

Попытки забрать у монастырей собственность в пользу государства не прошли мимо Спас-Ядринской обители. В 1718 г. из Николо-Радовицкого монастыря в Спасо-Ядринский был переведен архимандрит Софоний (управлял монастырем с 1718 по 1728 гг.). При нем в 1722 г. монастырь отдал серебряную посуду и лом для денежного двора10.

Преемники Петра I в. целом продолжили его политику по секуляризации церковных владений. Активное наступление на монастыри возобновилось при Анне Иоанновне. В 1730 г. монастырям было запрещено приобретать земли, а в 1734 г. был введен запрет на монашеские постриги кого бы то ни было, за исключением вдовых священнослужителей и отставных солдат. Монастыри подвергались «разборам», осуществлявшимся Тайной канцелярией: монахов, постриженных в обход закона, лишали монашеского звания, подвергали телесным наказаниям и ссылали. Число монашествующих в период с 1724 по 1738 гг. сократилось на 40%11. К середине XVIII в. многие монастыри оскудели и пришли в упадок за неимением монашествующих или средств к существованию. Обеднел и коломенский Спасо-Преображенский монастырь. По бедности он был даже освобожден от содержания школ12.

К началу церковной реформы Екатерины II Спас-Ядринский монастырь еще существовал, но был довольно бедной обителью. В Спасском монастыре в 1761 г. кельи и ограда значились как деревянные. По «Духовным штатам» 1764 г. он положен в 3 класс13. Этот класс был последний, к нему относили небольшие монастыри численностью 12 монахов и определяли довольствие из государственной казны в размере 950 руб. в год14. К 1773 г. монастырь обнесли с трех сторон каменной стеной. В нем располагался иррегулярный сад с яблонями и вишнями15.

Однако помощь государства не спасла обитель. В 1791 г. Спас-Ядринский монастырь был упразднен. На его месте стала действовать приходская церковь. Евангелие и потир XVII столетия вместе с оставшейся братией были переданы в Уфимский Успенский монастырь16.

Причины закрытия монастыря не совсем ясны. Известно, что в 1788 г. в штате Спасского монастыря недоставало 3 монашествующих. Однако нельзя утверждать, что именно это обстоятельство стало причиной закрытия обители. Интересно, что один из последних игуменов Спасского монастыря был ректором Коломенской семинарии. Возможно, совмещение этих должностей не позволило ему достаточно внимательно отнестись к вопросу сохранения обители. Следует также отметить, что в 1799 г. была упразднена Коломенская епархия. Закрытие Спас-Ядринского монастыря накануне этого события отражало упадок коломенского духовенства.

С 1800 г. на месте Спас-Ядринского монастыря был образован приход. К началу XIX в. в Спасский храм, оставшийся на месте монастыря в качестве приходской церкви, были перемещены многие древние иконы из разрушившейся Алексиевской церкви, которая стояла на Симеоновской улице. Среди них была икона прп. Алексея Божьего Человека, принадлежавшая святителю Митрополиту Алексею. По мнению коломенского писателя и исследователя ХIХ столетия Н. Д. Иванчина-Писарева, она были писана художниками князя Симеона Гордаго и долго сохраняла свою древнюю тонко-накладную ризу из позолоченного серебра. Святой изображен там стоящим с возведенными очами к небу. Вторая древняя икона — это образ святого Димитрия Солунского «в житии». Это необычное изображение святого, воинствующего всадника, копьем поразившего врага. На пораженном враге шапка монгольской формы, а на святом — греческие броня и шлем. Эта икона, безусловно, отсылает
нас к Куликовс
кой-битве и ее главному герою — св. Димитрию Донскому. Вероятно, жители Коломны хотели оставить в своем городе иконописный памятник великого события и сделать его предметом почитания современников и потомков17.

Вместе с иконами по резолюции митрополита Платона в Спасский собор были переведены прихожане упраздненной, а после и сломанной Алексиевской церкви18.

Остальные здания бывшего Спас-Ядринского монастыря распределялись следующим образом: «причту для прожития отдана часть каменных флигелей, занимаемых прежде настоятелем монастыря. А о прочих флигелях, кои прежде занимала братия монастыря, приходские купцы Захарий Максимов Владыкин и Никита Осипов Серебренников просили митрополита Платона, дабы они были им отданы в содержание их приходской церкви и хозяйственное в них распоряжение к лучшему доходу впредь на 20 лет со внесением после каждого года из собираемой с флигелей суммы по 150 руб. на содержание Коломенского Успенского собора.
На том прошении следующая резолюция митрополита Платона: «Духовному правлению на сем основании отдать просителям с согласия прихожан: а старостам соборным о том дать знать, чтобы они показанные оброчные деньги в свое время получали и на собор употребляли: а при том чтобы они всякие полицейские обязанности взяли на себя, а нам никакого до этого дела нет»
19.

В 1822 г. протоиерей Успенского собора получил предписание «стараться о починке здания определенного для жительства Священноцерковнослужителей»20. В ответ на это предписание настоятель собора с братией стали изыскивать средства на ремонт: «Обращая внимание на исправление ветхостей соборного флигеля они многократно рассуждали изыскивая средства к поправлению оных, но никаких источников откуда бы почерпнуть на то сумму обрести не могут и просили не соблаговоленно ли будет на основании указа Святейшего Правительствующего Синода, последовавшего по упразднении в Коломне епархии при восстановлении паки в Коломне собора в 1800 году, чтобы полученную на церковные по штату монастыря потребы на ризницу и на починки сумму употребить на монастырь и на соборы с ведома и предписания местного архиерея отделить на исправление соборного корпуса часть из монастырской суммы и часть из суммы собранной на поддержание соборных нужд с флигеля упраздненного в Коломне Спасского монастыря, а на всегдашнее того корпуса поддержание определить получаемую в Соборе с того Спасского флигеля каждогоднюю сумму»21.

Однако срок договора коломенских купцов о выплате положенной суммы Успенскому собору к этому времени истек. Приходские люди в своем обращении в Московскую духовную консисторию заявили: «теперь же Владыкин и Серебренников распоряжаться флигелями более не желают. По сему прихожане просят эти флигели оставить во всегдашнем управлении и хозяйственном надзоре церковным старостам с тем, чтобы отдавал их в наймы с выгодой для церкви, доходы употреблял на ремонт флигелей, выполнение полицейских обязанностей и церковные потребности22. «А впредь отдавать или нет что-либо из имеющихся получиться денег в Коломенский Успенский собор», просители «представляли благорассмотрению Его Высокопреосвященства по оному прошению резолюцией Его Высокопреосвященства предписано: здания отдать в ведение причта и старосты на точном основании старостинской инструкции с тем, чтобы в случае отдачи оных по контрактам, контракты заключаемы были не далее узаконенного срока и с позволения духовного начальства. А как здания даны сему приходу не по праву, а по милости; и как собор двадцать лет уже пользовался 150-рублевою долею дохода; и ныне к отмене сего распоряжения причин не поставляется, то и оставаться оному в своей силе по прежнему и по праву давности»23.

Просьба настоятеля Успенского собора была удовлетворена. Резолюция была написана членом Святейшего Синода архиепископом Московским и Коломенским Свято-Троицкия Сергиевы лавры священноархимандритом и разных орденов кавалером Филаретом (Дроздовым)24. Примечательно, что отец святителя Филарета — протоиерей Михаил (Дроздов) в начале XIX в. был настоятелем Успенского собора в Коломне. Известно, что в 1821 г. святитель Филарет (Дроздов) стал членом Святейшего Синода. Помощь и внимание, оказанные им к Успенскому собору, вероятно, объясняется личными причинами и любовью к родному городу.

Ремонт самого Спасского собора с момента закрытия монастыря в 1800 г. осуществлялся за счет добровольных пожертвований. В фондах Государственного исторического музея сохранился указ Московской духовной консистории в Коломенское духовное правление № 4883 от 29 мая 1834 г.: «г. Коломны 2-й гильдии купец Спасо-Преображенской церкви староста церковный Игнатий Александров Левин прошением просил дозволить ему при означенной церкви колокольни, пришедшую от долговременности в ветхость, разобрать до основания, а на другом месте против теплой церкви Спаса Нерукотворного Образа построить новую, с употреблением старого материала, на собственную его сумму, причем представил и план. Церковь же Нерукотворного Спаса, состоящую на площади и открытом месте, при которой конюшня на плане означена, позволить снаружи украсить приличными колоннами и карнизами. А на сообщение консистории с приложением плана об освидетельствовании оного комиссия для строений в Москве, возвращая оный таковым же от 11 апреля за № 2795, уведомила, что план с фасадом на постройку вновь каменной колокольни при Спасо-Преображенской церкви по рассмотрении господином архитектором Козловским с правилами архитектуры оказались сходными, почему и постройку помянутой колокольни дозволяет с тем, чтобы оная произведена была под надзором опытного архитектора с должными укреплениями, знающими мастеровыми и с соблюдением:

1) чтобы колонны среднего этажа не были меньше колонн 3-го этажа; 2) на старой церкви под тремя окнами, что на фасаде под литерою „Р“, не делать наличников с дугами, а продолжить оные до пояса, или оставить просто впадину. Потому и во исполнение последовавшей от Его Высокопреосвященства резолюции Московской духовной консистории приказали: о дозволении Спасо-Преображенской церкви старосте церковному купцу Левину построить на свою сумму каменную колокольню на другом месте и украсить Спасскую на площади церковь в Коломенское Духовное правление посылается сей указ25».

Усилиями коломенских горожан, Спасский собор продолжал действовать в XIX — начале ХХ вв.
Окончательно он был утрачен в 1930-е гг., после разворачивания сначала кампании по сбрасыванию колоколов, а потом повсеместных акций по разрушению церквей. Спасский собор был последним каменным творением, оставшимся от бывшего древнего Спас-Ядринского монастыря. Сейчас на месте монастыря расположился авторынок с магазинами. Предположительно, одно из одноэтажных зданий, находящееся при входе на рынок, это сильно искаженный первый ярус надвратного Спасского храма обители. Однако точно можно об этом утверждать только лишь после проведения научных исследований этого здания.


  1. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
  2. Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М.: Типография А.Семена, 1843. С. 148.
  3. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. Сост. В. В. Зверинский. Т. I. Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764—1795 гг. по 1 июля 1890 г. СПб.: Типография В.Безобразова и Комп, 1892. С. 251–252.
  4. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Изд-во Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории; Славянский фонд Св. Владимира. 2009. С. 419.
  5. http://xn-ctbinidhijhbq0f2d.xn-p1ai/Monastir-Spasskiy-Kolomna.htm
  6. Там же.
  7. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях… С. 251–252.
  8. Андреев А., свящ. Становление финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви: История централизованного управления церковным имуществом и финансами в России: М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 24.
  9. Цит. по: Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. М.: Изд-во МПРПЦ; Вече, 2013. С. 183.
  10. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях… С. 251–252.
  11. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Указ. соч. С. 184.
  12. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях… С. 251–252.
  13. Там же.
  14. Там же. С. X–XI.
  15. http://xn-ctbinidhijhbq0f2d.xn-p1ai/Monastir-Spasskiy-Kolomna.htm
  16. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях. С. 251–252.
  17. Иванчин-Писарев Н. Указ. соч. С. 149.
  18. ГИМ ОПИ. Ф. 465. Оп. 1. Д. 119. Л. 33.
  19. Там же.
  20. ЦГАГМ. Ф. 203, Оп. 210, Д. 485.
  21. Там же.
  22. ГИМ ОПИ. Ф. 465. Оп. 1. Д. 119. Л. 33.
  23. Там же. Л. 33-об.
  24. ЦГАГМ. Ф. 203, Оп. 210, Д. 485.
  25. ГИМ ОПИ. Ф. 465. Оп. 1. Д. 119. Л. 34.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.