Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№12 за 2015 год/

А.Кубышкин, регент молодежного хора Гребневского храма города Одинцово. Молодежный приходской хор: опыт духовно-нравственного и музыкального воспитания молодежи

Хоровое пение издревле было в России одним из основных инструментов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Песня сопровождала человека от рождения до смерти, возвещала ему возвышенные духовные истины, сообщала о ратных победах, рассказывала о старине.

Зародившись в глубинах народного музыкального творчества, хоровое пение достигло в России наивысшего расцвета после принятия христианства. Со временем, соединив в себе византийские и народные традиции, оно вышло за церковную ограду и вошло в народный быт. Свадебные, застольные, военные или погребальные песни, духовные канты и другие жанры хорового искусства стали основой музыкальной культуры России со средних веков, поэтому невозможно переоценивать силу воздействия этого вида творчества на подрастающее поколение как в прошлом, так и в настоящем.

С наступлением религиозной свободы вместе с возрождением церковной жизни начало развиваться и духовное хоровое пение, а открывающиеся повсеместно воскресные школы стали центрами приобщения подрастающего поколения не только к православной вере, но и к хоровому искусству, к высоким духовным и культурным идеалам.

Сегодня представляется особенно важным воспитание в детях и подростках высоких нравственных качеств, и, конечно, особая роль в этом принадлежит музыкальному образованию, которое немыслимо без хорового пения. Возрождение хоровой культуры в России может стать тем инструментом, который оградит детей и подростков от низких образцов музыкального творчества, зародив в них интерес к классической и духовной музыке.

Рассмотрим процесс духовного и культурно-музыкального возрастания молодежи на примере молодежного хора Гребневского храма Одинцово. В городе Одинцово в начале 2000-х гг. было создано активное православное молодежное движение, центром которого стал молодежный любительский хор, который продолжает свое служение и по сей день.

Молодежный хор храма в честь Гребневской иконы Божией Матери города Одинцова — явление уникальное. Не имея в своем составе профессиональных певчих, хор на протяжении пятнадцати лет является «правым» хором храма на все воскресные и двунадесятые праздники. Нужно сразу сказать, что уровень молодежного хора достаточно высок: последние три года хор становился обладателем первого места в ежегодном Епархиальном конкурсе молодежных хоров. Помимо того, что хор регулярно принимает участие в архиерейских службах, коллектив ведет активную концертную и социальную деятельность. Каждый год на Рождество и Пасху участники хора навещают больных в Одинцовской районной больнице, раздавая подарки и выступая с концертными номерами.

Не все, кто впервые приходит в молодежный хор, четко представляют себе правила поведения человека в храме, а зачастую не имеют элементарных представлений об основах православия, поэтому одной из основных задач существования молодежного хора становится воцерковление его участников. Все певцы являются частью молодежной общины храма, вместе ездят в паломнические поездки, посещают молодежные встречи и чаепития, которые организуются духовенством прихода, что позволяет хористам чувствовать себя единой общиной. Не проходит и двух месяцев, как по примеру старших товарищей подросток становится не только членом клиросной семьи, но и членом Церкви Христовой, регулярно исповедуясь и причащаясь. Зачастую воцерковление очень многих участников молодежного хора происходит не в семье, с детства, а с момента прихода на клирос. Через осознанное участие в службе, пропускание слов и церковного пения через свое сердце происходит истинное приобщение к Православной Церкви и вере Христовой. Сердце радуется, когда на Рождество и Пасху хор причащается в полном составе.

Говоря о процессе обучения хоровому пению, следует отметить, что в молодежном хоре Гребневского храма поют участники самых разных возрастов (от 14 до 29 лет), а также социальных групп (школьники, студенты, рабочие, служащие и т. д.) и различного уровня музыкальной подготовки и общего культурного развития. Это определенным образом усложняет педагогическую задачу, поскольку методы, которые применимы в работе со взрослыми, не подходят детям, а иногда наоборот. Поэтому работа с таким коллективом иногда требует дифференцированного подхода, выражающегося в проведении раздельных спевок новичков и более опытных участников, некоторые из которых поют в хоре уже более 10 лет. В то же время проводятся отдельные занятия с вновь пришедшей молодежью по элементарной теории музыки. Но в конечном счете необходимо соединить воедино весь хоровой коллектив.

Здесь хочется отдельно остановиться на проблеме поддержания внешней дисциплины хора. Она создает в хоре атмосферу серьезности, благоговения к службе, глубокого уважения к искусству и хоровому служению, тот внешний порядок и ту сосредоточенность, которые вводят хор уже в область внутренней духовной и художественной дисциплины. Как писал известный хоровой дирижер и композитор Павел Григорьевич Чесноков, дисциплина внутреннего порядка тесно связана с дисциплиной внешней, и без нее дирижеру вместе с хором «трудно будет сделать свои занятия творчески содержательными». В нашей работе мы сталкиваемся с проблемой дисциплины особенно остро, поскольку количество спевок любительского коллектива весьма ограничено и при общем «брожении» во время занятий трудно добиться необходимого развивающего эффекта. В значительной степени дисциплина зависит от личности дирижера, от умения заинтересовать, правильно объяснить стоящие задачи. Но помимо этого в любительском молодежном коллективе очень важно максимально вовлечь участников занятий в творческий процесс, побудить их к самоорганизации, донести до них мысль, что от каждого из них зависит общее дело. В нашем случае эту задачу удавалось решить, распределяя обязанности между самыми юными членами коллектива. Так, в хоре есть уставщик, помогающий регенту разбираться с порядком церковной службы и подбором репертуара, ответственные за копирование нот, раскладывание нот по папкам, дежурные по хоровому классу. Мы стремились каждому найти занятие, которое давало бы человеку почувствовать ответственность за жизнь хора не только в момент пения на службе или концертных выступлений, но и в долгом процессе подготовки к ним. Наши наблюдения показали, что вовлечение хористов в жизнь коллектива таким методом весьма продуктивно. Ребята начинают относиться к хоровому классу как к своему второму дому, начинают любить и уважать то общее дело, которое собрались делать. Все это положительно сказывается на дисциплине. В то же время необходимо отметить тот факт, что при попытке добиться дисциплины на хоровых занятиях очень важно не «перегнуть палку», не нагрубить, не обидеть участников, которые явно оказывают противодействие любому чрезмерному давлению.

Участие в церковных службах, помимо закрепления разученного материала, развивает в певчих чувство коллективной ответственности за проведенную работу, за тот результат творческой деятельности, который жизненно необходим десяткам, а часто и сотням людей, приходящих в храм. Однако это не заменяет им и других форм применения приобретенных вокально-хоровых навыков. Коллектив участвует в концертной деятельности, выезжает на фестивали, конкурсы, участвует и побеждает. Чем достигается такой результат? Безусловно, не только положительным влиянием постоянной певческой практики. Многое зависит от педагогов, занимающихся с молодежью, и руководителя хора. В разные годы с хором работали такие известные регенты, как Елена Тюрина, стоявшая у истоков создания молодежного хора, Роман Имамутдинов, Илья Дударь, Никодим Буряков, Владимир Зырянов.

В молодежном хоре уделяют должное внимание вокальной работе. В частности, со вновь пришедшими в хор занимается специально приглашенный для этих целей вокалист. Сочетание индивидуальных занятий вокалом и хорового пения, как показала практика, дает хороший результат, если у певцов есть возможность реализовать в хоре достигнутый на индивидуальных занятиях успех. Для этого необходимо, чтобы ребята пели в своей партии, соответствующей их вокальной природе. В самодеятельном хоре это сложнее организовать, и часто певцы распределялись по партиям неравномерно. Ощущается нехватка альтов и теноров, в то же время имеется переизбыток сопрано. Тем не менее, мы оставляем молодых исполнителей в своих партиях, стараясь компенсировать неравноценность партий, подбирая подходящий репертуар, а также корректируя нюансировкой звучания тех или иных партий. В ряде случаев, например, просим сопрано петь по возможности тише и мягче, где это особо необходимо.

Как один из методов повышения уровня музыкальной и хоровой культуры, а также для развития художественно-эстетического вкуса, мы активно пользуемся прослушиванием, в том числе разучиваемых произведений, в лучших интерпретациях известных коллективов. Кроме того, регулярно организуем походы на хоровые концерты, а также просто на концерты академической музыки, как классической, так и современной. Молодежь с удовольствием посещает Московскую государственную консерваторию, концертные залы Академии музыки им. Гнесиных и других учебных заведений, посещали и концерты лучших церковных хоров, фестивали духовной музыки. Помимо ярких впечатлений от действительно качественной музыки, это способствовало сплочению коллектива.

Необходимо отметить, что Одинцовский молодежный хор уже «выпустил» ряд будущих и уже состоявшихся не только профессиональных певчих, но и хоровых дирижеров-регентов, и даже священников, что показывает его особенное влияние на поющую в нем молодежь. На наш взгляд, связано это с тем, что Одинцовский молодежный хор не просто занимается хоровым творчеством как хобби, а позволяет соприкоснуться с сокровищем церковной, духовной жизни и с выдающейся русской духовной хоровой музыкой, огромный пласт которой десятилетия советской эпохи оставался невостребованным, между тем представляя собой лучшие образцы русской классики.

Нельзя не упомянуть и о том, что молодежный хор для многих стал тем местом, где состоялась встреча будущих супругов. Только за последние три года — пять семейных пар, и это не мешает многим из них продолжать служение на клиросе во славу Божию.

Таким образом, мы видим, что молодежный хор на приходе при должном внимании к воцерковлению его участников, которое сопровождается профессиональной работой регента и вокалиста, становится не просто певческим коллективом, способным стать правым хором храма, но и формирует вокруг себя молодежную общину, способную воспитать верных православных христиан, будущих регентов и священников.

Вместо заключения: Мария Кикория

(певчая, 15 лет)

«Я уже несколько лет пою в хоре. За это время хор стал для меня вторым домом. Мы совместно проводим время на службах, а помимо этого, встречаемся и вне храма. Вместе отдыхаем, ездим в паломнические поездки, принимаем участие в различных конкурсах, и, несомненно, это делает наш коллектив гораздо сплоченнее. Состав меняется, но при этом остается костяк, который возглавляет наш любимый регент. Он несет на себе все тяготы певческого искусства. Ведь научить людей, пришедших в хор без определенного знания, порой бывает нелегко. На это нужно потратить много времени и сил. Алексей Александрович многому научил меня — того самого человека, который пришел в хор без музыкальной подготовки. Одно я понимаю точно, что хор стал для меня неотъемлемой частицей жизни».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.