Священник Алексий Трубников. Помощь наркозависимым, пришедшим в храм

Согласно официальным данным, в России до 8,5 млн человек употребляют те или иные наркотические вещества в немедицинских целях.

Противодействие наркомании как направление церковно-социального служения началось в России немногим больше двух десятилетий назад. По сравнению с другими видами диаконии — например, с помощью пожилым или деятельностью общин сестер милосердия, помощь наркозависимым можно назвать самым молодым видом служения. Сравниться с ним по возрасту может лишь помощь ВИЧ-инфицированным людям. Связано это с тем, что наркомания стала проблемой мирового уровня лишь в середине XX столетия, а в России появилась еще позже. Церковь сразу же включилась в помощь тем, кто попал в наркотический плен: сначала силами энтузиастов-одиночек, затем силами приходов и монастырей, братств и сестричеств.

Для координации антинаркотической деятельности на общецерковном уровне в октябре 2010 г. в структуре Отдела по церковной благотворительности и социальному служению был создан Координационный центр по противодействию наркомании. Чтобы объединить усилия Церкви и государства на этом поприще, в декабре 2010 г. было заключено Соглашение о взаимодействии Русской Православной Церкви и Государственного антинаркотического комитета. В рамках этого Соглашения для финансирования церковных инициатив в области противодействия наркомании в августе 2011 г. был создан Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского, учредителем которого стал Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Цель фонда — развитие системы церковной реабилитации наркозависимых и поддержка церковных инициатив в этой области. Сегодня фонд финансирует ряд значимых и успешных проектов церковной помощи наркозависимым людям и их близким.

В настоящее время идет активная работа над созданием единой церковной сети сопровождения наркозависимых. Готовится к запуску специальная IT-система, которая призвана стать техническим решением для объединения реабилитационных структур Русской Православной Церкви (в настоящее время работают 70 церковных центров по всей стране) в единую церковную сеть помощи наркозависимым на территории России. Новая система позволит церковным специалистам в режиме реального времени получать полную информацию об актуальном состоянии реабилитационного процесса в церковных организациях, занимающихся восстановлением пострадавших от наркомании.

Для организации сети у Церкви есть неоспоримые преимущества1:

  • Церковь имеет большой кредит доверия у граждан страны. Население верит, что Церковь может компетентно работать с наркозависимыми людьми, успешно заниматься реабилитацией.
  • Русская Православная Церковь — единственная из религиозных и общественных организаций, структурные подразделения которой (приходы и монастыри) с достаточной плотностью расположены на всей территории РФ.
  • иерархическая структура Русской Православной Церкви позволяет выстроить взаимодействие всех занимающихся реабилитацией приходов и монастырей.

К сожалению, несмотря на успешно развивающиеся церковные программы по реабилитации наркозависимых, некоторые проблемы продолжают быть актуальными и в настоящее время2:

  • отсутствие у духовенства и мирян мотивации к участию в помощи наркозависимым людям;
  • отсутствие детально разработанных методик церковной реабилитации;
  • отсутствие необходимого количества методических материалов, наглядных пособий по уже существующим в этой области церковным наработкам;
  • отсутствие вспомогательных реабилитационных структур для организации комплексной поддержки наркозависимых;
  • отсутствие в Церкви системы подготовки кадров для реабилитационной деятельности:
  • отсутствие стабильного целевого финансирования реабилитационной деятельности;
  • отсутствие на региональном уровне должного взаимодействия в профилактике наркомании и помощи наркозависимым между государственными структурами и церковными НКО, а также НКО, находящимися под патронажем Церкви.

На одной из вышеперечисленных проблем, а именно — отсутствии мотивации у духовенства и мирян, и возможных способах ее решения, и хотелось бы остановиться в данной статье. Как правило, данная проблема вызвана недостаточной информированностью о проблеме и об успешных церковных реабилитационных проектах, стигматизацией наркозависимых, а в отдельных случаях — сопротивлением прихожан или местного населения тому, чтобы в церковных общинах велась реабилитация наркозависимых.

В настоящее время существует ряд изданий и интернет-ресурсов, рекомендуемых для изучения помогающим и желающим помогать в церковной реабилитации наркозависимых:

  1. «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 г.
  2. «Методология социальной реабилитации в церковной общине». Координационный центр по противодействию наркомании, 2012 г.
  3. Игумен Мефодий (Кондратьев). В храм пришел наркозависимый. Как помочь? 2013 г.
  4. Роман Прищенко. Азбука помощи наркозависимым: православный взгляд. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, 2014 г.
  5. www.diaconia.ru — сайт Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
  6. www.protivnarko.ru — сайт Координационного центра по противодействию наркомании.

В книге «Азбука помощи наркозависимым» Роман Прищенко, заместитель председателя правления Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского, учрежденного Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, занимаясь более 15 лет помощью наркозависимым и их семьям, наиболее подробно описал различные аспекты, которые необходимо знать при работе по реабилитации.

Осознавая сложности, связанные с профессиональной подготовкой священнослужителей и социальных работников, необходимой для оказания полноценной помощи пришедшему в храм страждующему либо его родственникам, остановимся на минимуме действий, рекомендуемых автором «Азбуки помощи наркозависимым», которые возможно реализовать на каждом приходе.

Необходимые действия при приходе в Церковь наркозависимого:

1. Встретить.

Встретить — это не просто познакомиться и пообщаться, встретить — значит наладить диалог: установить, развить и поддерживать в дальнейшем. Другими словами, важно создать такую атмосферу, которая позволит обратившемуся за помощью понять, что ему здесь готовы помочь. При этом «…нет простого универсального алгоритма для установления продуктивного общения с человеком, порабощенным наркотиком. Мы все говорим „на разных языках“. Почему на разных? Да потому, что за каждым нашим словом скрыты вся наша жизнь, весь наш опыт». (Архим. Софроний (Сахаров). Письма.)

Понять, какой должна быть встреча, помогает общение с людьми, живущими подлинной духовной жизнью. Наблюдая за ними, мы можем впитывать в себя их евангельский настрой на ближнего. Для того чтобы почувствовать этот настрой, есть у нас и примеры святых. «Радость моя!» — так встречал каждого человека, который приходил к нему, преподобный Серафим Саровский.

2. Утешить.

Люди, приходящие к нам, — это люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации. У многих из них эта ситуация давно превратилась в экстремальную. Они приходят или в состоянии крайней тревоги и паники, т. к. не знают, что и как нужно делать, или в состоянии крайней удрученности, отчаяния от беспомощности, т. к. исчерпали все силы и возможности преодолеть проблему. Не меньше нуждаются в утешении родственники и близкие наркозависимых. Конечно же, этим людям, прежде всего, необходимо доброе слово и ободряющая поддержка. Для каждой ситуации помогающему важно найти эти слова и особые действия. Наверное, не стоит и упоминать, что оценка, критика, конфронтация и замечания не являются подходящими инструментами для утешения.

3. Помочь выбрать систему поддержки.

Очевидно, что ресурсов лишь одного помогающего для помощи недостаточно, когда речь идет о такой проблеме, как наркозависимость. Для ее успешного преодоления нужны комплексность и системность. Одна из задач помогающего — донести это до подопечного и привлечь его к участию в системе поддержки, а также в ее выборе. В схеме церковной реабилитации представлены возможные варианты развития взаимодействия и выбора источников помощи, с которыми также желательно ознакомиться священнослужителям и социальным работникам прихода, так же как и с отличиями церковной реабилитации от светской. По возможности оптимальный способ помощи на данном этапе — отправить для дальнейших консультаций в Координационный центр по противодействию с наркоманией, обеспечить контактами центра, в случае необходимости, сопроводить.

4. Помочь сделать выбор.

«На основании небольшого опыта, который реабилитант приобретет при соприкосновении с новым для него церковным миром… можно будет попытаться определиться с ним относительно некоторых жизненно важных вещей, конструктивно «проговорить» его проблему, благодаря возникающему взаимопониманию, указать путь религиозного исхода из наркотического рабства. Опыт свидетельствует, что такой подход приносит добрые плоды"4.

5. Вдохновлять к росту.

Дело помогающего — оказывать содействие в распутывании трудных случаев, учить правильно относиться к ошибкам, вдохновлять на продолжение пути, убеждая в необходимости действий, поддерживать эмоционально и молитвенно, обнадеживать в тяжелые моменты, учить полагаться на Бога и видеть в трудностях Его волю.

6. Оставаться доступным и открытым.

В какой-то момент (его важно почувствовать) должно произойти здоровое отделение, а отношения перейти на новый этап. Иногда воспитанники пропадают из нашего поля зрения, а иногда отношения переходят в отношения добрых знакомых. Важно не привязывать воспитанников к себе, подчеркивая их способность к зрелой и ответственной жизни. Но важно также оставить и мостик для общения. Это значит, что помогающий, если будет нужно, всегда откликнется на потребность уже бывшего воспитанника в общении. Если процесс взаимодействия доходит до этой ступени, то зачастую возникает теплая эмоциональная связь, добрая взаимонастроенность и обоюдная молитва.

Кроме вышеперечисленных рекомендаций, касающихся непосредственного контакта с наркозависимым, следует проводить ряд действий, помогающих в задаче помощи страждующим:

  • Информирование о церковной системе помощи. Это можно делать с помощью объявления в храме, монастыре или на сайте (странице) церковной общины; если есть соглашение (устное или письменное — не важно), можно распространять информацию через государственные учреждения: наркодиспансеры, центры профилактики социально значимых заболеваний, аптеки и т. д. Хорошей площадкой для информирования могут быть и различные культурные и просветительские мероприятия: показы документальных фильмов, уличные акции с раздачей визиток или листовок о церковной системе помощи и др.
  • Вовлечение в систему помощи. Эту задачу решают проповеди, затрагивающие тему наркозависимости и ее преодоления, еженедельные молебны о здравии зависимых, духовное окормление медицинских учреждений: наркологических диспансеров и больниц, СПИД-центров, инфекционных больниц и т. д.

«Церковная социальная работа является неотъемлемой, органической частью исповедания веры. Если вера без дел, то она мертва, говорит апостол (см. Иак. 2:20); и если христианская община не совершает дела милосердия, значит, и она мертва"4. И тут, конечно, в первую очередь следует помнить, что, как и в любом служении ближнему, основополагающими являются сострадательность и любовь, а потом уже компетентность, потому как живое человеческое участие обладает исцеляющей силой, а потребность человеческой души в любви невероятно сильна, тем более у человека, от которого могли отвернуться друзья, близкие, да и все общество в целом.


  1. Методология социальной реабилитации в церковной общине.
  2. Роман Прищенко. Азбука помощи наркозависимым: православный взгляд. 2014 г.
  3. Игумен Мефодий (Кондратьев). В храм пришел наркозависимый. Как помочь? 2013 г.
  4. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению.
Следующая статья
Игумен Феофан (Замесов). Забота об обездоленных на приходе Страстного храма деревни Артёмово
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)