Отвечаем на письма читателей

Предыдущая статья
Вести из благочиний

Скажите, обязательно ли для верующего человека следование различным церковным «формальностям»? Почему нельзя веровать во Христа и при этом не посещать церкви?

Иначе говоря, возможно ли просто верить во Христа и при этом не принадлежать к Церкви? В принципе возможно. Так, например, делают бесы. «Бесы веруют и трепещут» (Иак. 2,19), — говорит Священное Писание. И при этом, конечно, не принадлежат Церкви и не следуют «различным церковным формальностям». Но это бесы. Другое дело — стремящийся к спасению верующий человек, знающий, что спасение возможно только во Христе и «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). И кто не пребудет во Христе, тот «извергнется вон, как ветвь, и засохнет» (Ин. 15:6).

Кого и как спасает Христос, будучи Сам Главой Церкви, которую Священное Писание именует Телом Христовым? Христос — Спаситель тела (Еф. 5:23). И Он спасает не просто отдельно взятого человека, а того человека, который принадлежит этому Телу, т. е. Христовой Церкви, и в той мере, в какой человек этому Телу принадлежит. О необходимости пребывать в единении со Христом как с Главой Церкви говорят все образы Нового Завета: лоза и ветви, пастырь и едино стадо, камень и строящееся на нем здание. Спасение человека невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в Таинствах, и в первую очередь, в Таинстве Святого Причащения. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Господь (Ин. 6:53–54). Таинства, посредством которых мы призваны соединяться со Христом, естественно, возможны только в Церкви.

Писатель Лев Толстой на рубеже XIX—XX вв. настойчиво убеждал, что можно верить в Бога и не принадлежать Церкви. Сколько сил и времени он потратил, чтобы доказать это. Но что это дало Толстому? Одиночество, отрицание личности, мятущуюся душу, постоянные колебания (прочитайте его «Исповедь») и странный, трагический конец жизни, поставивший под сомнение все его учение. Давайте задумаемся над судьбой человека, пожелавшего спастись вне Церкви, восставшего против, как Вы говорите, «разных формальностей» и дошедшего до Ее отрицания.

«Без Церкви нет спасения» — так называется один из богословских трудов священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Эту книгу Вы всегда сможете найти в церковных книжных магазинах или в интернете. Если Вы действительно искренне ищете спасения, а не просто ни к чему не обязывающей веры, как признания существования Христа, Вы не останетесь равнодушным и обязательно прочтете этот труд. И тогда поймете, что Христос и Евангелие вне Церкви — это совсем не Евангелие в Церкви, это совсем не Евангелие Христа-Спасителя.

В какого же Христа Вы хотите верить? В Того, Который Глава основанной Им Церкви, или в того, каким его хочет видеть мир и падший человек?

Почему Православная Церковь не придерживается заповеди Закона Божиего (Лев. 11), не запрещая есть мясо нечистых животных (свинину, например)?

В Законе Моисея деление животных на чистых и нечистых имело духовно-педагогическое значение: символизировало религиозно чистый богоизбранный народ, имевший истинное Богопочитание, и народы с точки зрения веры нечистые (зараженные нечестием идолослужения). Святой апостол Павел называет Закон детоводительством ко Христу (Гал. 3:24). В Новом Завете с переходом от Закона Моисея к Закону духовному исчезла необходимость в таких воспитательных установлениях. О том, что в Новозаветной Церкви пищевые запреты отменены, мы находим указания в книге Деяний. Апостолу Петру было представлено в видении «как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю, в нем находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь, но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:11–15).

Объясните, пожалуйста, разницу между православной и римско-католической Пасхалиями.

По сложившейся церковной традиции, согласно правилу I Вселенского Собора 325 года, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.

Юлианский календарь, которым пользуется Православная Церковь, основан на солнечно-лунной системе отсчета, в результате чего год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического. Из-за этого день солнечного равноденствия, который в 325 г. был 21 марта, к концу XVI в. сместился на десять дней назад, то есть на одиннадцатое марта.

Недовольная этим смещением и тем, что Пасха каждый год иметь «колебания» в дне празднования, Римско-Католическая Церковь в 1582 г. провела реформу и ввела так называемый григорианский календарь по имени Папы Григория XIII, смысл которой сводился к переходу исключительно на солнечную систему отчета. Конкретно реформа выразилась в том, что летоисчисление в 1582 г. было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стало 21 марта.

Это стремление к точности оказалось неоправданным в свете евангельских событий, так как в григорианском календаре христианская Пасха иногда приходится вместе с еврейской или даже раньше нее. В частности, с 1851 по 1951 гг. католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз. Согласно же канонам Православной Церкви это считается недопустимым: Пасха всегда должна праздноваться после иудейской пасхи, ибо Господь воскрес в первое воскресенье после нее.

На практике католическая Пасха происходит, как правило, на неделю или на две раньше православной и три раза в 19 лет совпадает с ней. Рекомендуем Вам книгу «Календарный вопрос», выпущенную в издательстве Сретенского монастыря, где подробно освещается эта проблема.

Моя дочь неожиданно обратилась к учению Рэйки (может, я не совсем верно выразилась). Что это за учение?

По всей видимости, речь идет о так называемой «Системе естественного исцеления Усуи Рейки». Данная система появилась в начале XX в. в Японии. Ее основатель — Микао Усуи, по конфессиональной принадлежности буддист.

В течение своей жизни он интересовался христианством, но потом обратился к тибетской разновидности буддизма, для чего даже посетил Тибет, где якобы нашел некие трактаты, описывающие методы воздействия на организм человека. На основе найденных текстов Микао изобрел новую систему, которую в просторечии часто называют просто Рейки. Вместе с учением был создан круг посвященных, владеющих мастерской степенью этого искусства.

Учение данного движения сводится к следующему. Последователи Рейки считают, что в основе бытия Вселенной лежит некая энергия, которой они приписывают божественные свойства. Некоторые мастера этого движения открыто именуют ее Богом, или Мировым Духом, тем самым подменяя христианское учение о Боге-Творце. На своих сеансах люди, практикующие Рейки, обращаются к этой энергии как к личности, просят ее прийти и лечить людей через руки человека, имеющего посвящение. Общество Рейки постоянно проводит семинары, построенные на коммерческой основе. На этих семинарах людям, оплатившим свое участие, предлагается принять посвящение в одну из трех степеней данного учения.

Большинство последователей этого движения настаивают на том, что оно безрелигиозно и заниматься им может человек, принадлежащий к любой деноминации или даже вовсе атеист. Делается это исключительно для того, чтобы расширить круг потенциальных адептов учения. Однако даже по приведенным выше примерам можно понять, что людям предлагается постепенная подмена их традиционных верований на тезисы, проповедуемые Рейки. Весьма печально, что Ваша дочь подпала под влияние данного движения. Тем не менее, следует заметить, что к учениям подобного рода склонны обращаться люди, не имеющие твердого основания в христианской вере и потому легко отпадающие. Хочется надеяться, что с Вашей помощью и по милости Божией дочь Ваша вернется к православию и найдет в нем ответы на все тревожащие ее вопросы.

Ответы подготовлены духовенством
Спасского храма поселка Андреевка
Солнечногорского района

Следующая статья
Предстоящие юбилеи март 2015 г.
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)