Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2014 год/

Концепция воспитательной и досуговой работы с молодежью1

Одним из приоритетных направлений деятельности Духовно-просветительского центра при храме Донской иконы Божией Матери в городе Мытищи [4; 5; 6] является работа со школьниками старшего и среднего возраста. Как известно, этот возрастной период является одним из самых сложных и одновременно опасных, когда, с одной стороны, происходит обобщение опыта и достижений различных этапов детства, с другой – закладывается база для окончательного формирования личности в последующие годы, когда ее существование становится уже во всех отношениях автономным и самостоятельным.

Поэтому важнейшая особенность периода – стремление найти и выявить самого себя, сформировать «Я-концепцию», эгоидентичность собственной личности. Отсюда берет начало так присущий юности принцип искания, интерес к внутреннему субъективному миру: «для каждого юного человека это открытие нетронутых, невиданных плодоносных целин, которые ждут и требуют своей разработки» [1, с. 547–548]. Само становление, самосознание личности происходит несколькими путями.

Первый путь – это путь расширения пространства жизни молодого человека, когда «интимный круг, каким раньше была семья, теряет свою исключительную ценность» [7, с. 24]. Начинается постоянный поиск идеалов, образцов для подражания, Личностей «с большой буквы». Идет активное увеличение количества социальных связей, возникает готовность к деятельности в обществе других людей, а иногда даже потребность в альтруизме, самоограничении в чем-то ради общего блага.

Второй путь – формирование личности через познание объективных законов окружающего мира. Простое накопление фактов, какими бы яркими они не были, уже не удовлетворяет старшего школьника. Для него крайне важна интерпретация, упорядочивание знаний о мире, поиск прямых и опосредованных связей между явлениями и их трактовка на основе стройного логического мышления.

Третий путь становления личности пролегает через активное размышление, анализ собственных переживаний, сомнений, колебаний и мыслей. Это путь рефлексии (от лат. reflecto – обращать назад, отражать). Юность – период, во время которого остро встает один из самых важнейших вопросов – вопрос о смысле жизни. Взгляды и убеждения формируются под воздействием прочитанного или увиденного ранее, однако так просто на веру не принимается практически ничего, здесь у молодого человека появляется острая потребность в обоснованиях и доказательствах [10, с. 456].

Четвертый путь – это путь активного творчества во всех областях человеческой деятельности, науки и искусств. Касаясь этой стороны становления личности, прот. В.Зеньковский пишет: «От юности всегда веет гениальностью, хотя бы отблесками ее, хотя бы только в отдельных ярких точках» [2, с. 192].

Пятый путь – путь ясного осознания собственной свободы (т. е. самой глубокой нравственной основы личности), свободы принятия ответственных решений, самоопределения свободы творчества, общения, поиска, выбора, в том числе добра или зла [2, с. 193; 7, с. 105–108]. На первых этапах юности ощущение собственной свободы может быть еще интуитивным, однако овладению этим даром такое первоначальное положение вещей нисколько не мешает, тем более, что, взрослея, молодые люди окончательно осознают личную свободу.

Конечно, все пять направлений развития самосознания молодых людей – через социум, через окружающий мир, через активную рефлексию и творчество, через осознание дара личной свободы – при всей своей исключительной важности приведут лишь к формированию неполной, ущербной личности, если не найдет свою реализацию шестой, самый важный путь – путь Богопознания. Дело в том, что период юности – это период обостренного религиозно-мистического чувства, зачастую не сознательного, но тем не менее вполне реального. Даже при абсолютном внешнем неверии «душа все равно чуть-чуть, хотя и не всецело, напоминая раннее детство с его неповторимой непосредственностью, глядится в бесконечность Божию и ею пламенеет, ею одушевляется», – писал прот. В.Зеньковский, подчеркивая тот факт, что несмотря на бесконечные поиски и самые различные страстные порывы молодые люди в этот период своего развития все же далеки от «духовного мелководья» [2, с. 192–194]. Таким образом, каждый молодой человек, начиная формироваться как личность, в той или иной степени по-своему соприкасается с Бесконечным. При этом необходимо помнить и о том, что само «возрастание в вере и формирование религиозного сознания есть сложный и динамический процесс, который в своей конечной непостижимости остается тайной, совершающейся внутри человеческой личности» [7, с. 25].

На каждом из шести вышеперечисленных путей становления личности могут возникать различные опасности, когда развитие идет не по положительному магистральному пути, а отклоняется в той или иной степени от нормы. При активном формировании личности молодых людей на фоне все расширяющихся общественных контактов может иметь место социально-духовная слепота; греховное нечувствие «своего действительного, но закрытого для сознания единосущия с другими людьми»; «следование идеалам, вместо любви к живым людям» [2, с. 198] или, попросту говоря, – эгоизм, посредством которого человек становится не личностью, а индивидом. В крайнем своем проявлении это может выражаться в порабощенности самой опасной из традиционного перечня восьми страстей – страсти гордости.

На пути познания объективных законов и окружающего мира личность подстерегают другие опасности. Во-первых, это полная абсолютизация рассудочного знания, увлечение яркими, «модными», самыми современными теориями, излишний скептицизм, который часто может приводить к таким крайним формам, как атеизм, грубый материализм, редукционизм или, наоборот, – к полному агностицизму, отрицанию всякой возможности познавания в принципе. Во-вторых, это опасность полного противопоставления себя природе, утери сознания определенных обязанностей со стороны человека по отношению к миру, формирование утилитарно-технического или беспечно эстетического взгляда на окружающий мир [2, с. 200]. В-третьих, в результате бурного развития технологической цивилизации современная молодежь в целом знает о Вселенной и человеке гораздо больше, чем даже наука 200 или 300 лет назад. Однако сами молодые люди физиологически и психологически не стали взрослее, чем раньше. Поэтому им часто не хватает зрелости, чтобы усвоить эти знания [3, с. 69].

Путь рефлексии, активного самоанализа, особенно на фоне развивающейся гордости и легкомысленно воспринятого атеизма, сопряжен с опасностью утери целостного взгляда на мир, потери цели и смысла собственного существования, т. к. в юности важнейшие мировоззренческие вопросы часто решаются слишком скоро и категорично. В таких поспешно принятых решениях отражается противоречие между абстрактным и конкретным, характерное для данного возраста. Разрушение авторитетов, которое становится почти что психологической потребностью, ведет не только к поиску «собственного» мировоззрения, но и к развитию «собственной» нравственности, моральному релятивизму. Такой тупиковый вариант становления личности неизбежно ведет или к нравственной распущенности, нигилизму, или к попыткам познания самого себя, расширения границ сознания, к бегству от стрессов посредством употребления алкоголя и наркотиков, или к непосредственному самоубийству. Тот факт, что молодые люди в возрасте 15–20 лет сравнительно легко добровольно уходят из жизни, общеизвестен. На фоне невыраженных, неопределенных волнений, бесплодного поиска, повышенной экзальтированности даже самая мысль о самоубийстве становиться «сладостно-утешительной, как бы снижающей степень риска перед возможными жизненными трудностями» [1, с. 554, 548–550]. Таким образом, очевидно, что на пути рефлексии произвольной, неуправляемой родителями, авторитетными, опытными духовными наставниками или учителями, подрастающее поколение могут подстерегать очень большие опасности, например, суицид, который является хулой на Духа Святого, единственным никогда не прощаемым грехом (Мк. 3:28–30).

Активное творчество 15–17-летних школьников тоже может уже нести на себе в определенной степени печать греха и самости. Творческий поиск не только в искусстве, но и в научной деятельности неизбежно во многом питается впечатлениями и фантазиями. Между тем жажда впечатлений, нового, разнообразного на фоне очень подвижной фантазии – одна из характернейших особенностей периода юности. Прекрасно сознавая опасность дисгармоничного развития этих сторон жизни личности, святитель Феофан (Говоров) еще в конце ХIХ в. предупреждал, что ничем нельзя лучше загубить добрых семян, посеянных в сердце юноши, чем чрезмерной жаждой впечатлений. Фантазия же, ничем не сдерживаемая, вовремя не направленная в нужное, действительно полезное русло, по мнению Вышенского Затворника воспитывает пустую мечтательность, склонность к рассеянности, бесполезному чтению и поиску излишних чувственных развлечений [цит. по: 10, с. 458]. При нынешнем широком распространении индустрии развлечений, компьютерных технологий, создающих виртуальную действительность, а также относительно легкой доступности не только алкоголя, но и временно стимулирующих фантазию наркотических веществ предостережения святителя Феофана приобретают еще большую актуальность. С другой стороны, только еще формирующуюся через творчество личность подстерегает опасность абсолютизации самовыражения. В таком ракурсе художественное и научно-техническое творчество воспринимается не как служение Истине или благу людей, а как возможность и средство проявления собственной гордости. В результате такого развития формируется замкнутый индивид, употребляющий бесценный дар творчества на служение собственным страстям.

На пути осознания дара собственной свободы молодые люди, самоопределяясь в ней, могут сделать неверный выбор в пользу часто внешне привлекательного зла, а не добра. Последствия такого неверного, а иногда и рокового выбора были рассмотрены выше, когда шла речь об искушениях и трагедиях на пути рефлексии, анализа собственных мыслей, переживаний в процессе формирования личности 15–17-летних школьников.

И наконец, на самом важном и решающем пути становления молодых людей – через Богопознание – тоже может иметь место ряд очень серьезных, характерных для данного возраста искушений. Прот. В.Зеньковский, касаясь именно этой духовной стороны развития юной личности, пишет: «Религиозная направленность к миру – вот что характеризует юность, и если даже религиозное сознание церковно, и если оно просветлено, то за редкими исключениями оно все равно в плену у мира. <…> Так называемое «естественное язычество» юности состоит именно в этом» [2, с. 201]. Однако по мере дальнейшего взросления «естественное язычество», как правило, преодолевается. Другая, еще более сильная опасность на данном пути заключается тоже в неверной, ложной реализации религиозного сознания через увлеченность различными яркими, манящими и в то же время таинственными и загадочными мистическими течениями, эзотерическими культами и т. п. Часто такая увлеченность заканчивается вступлением в деструктивные секты или субкультуры, количество которых в настоящее время остается немалым, с широким спектром их «вероучений»: от псевдохристианских до откровенно сатанинских. Оттенок некоторой религиозности может присутствовать и в случае пленения разума, чувств и воли молодых людей различными пестрыми проявлениями массовой псевдокультуры, рекламы или даже моды: не случайно популярных в своей среде музыкантов, актеров, рок-певцов, спортсменов молодежь очень часто называет «кумирами» или «идолами».

Особенности этого периода – жажда деятельности, самореализации, сопряженная с разнообразными духовными, психологическими, социальными и прочими рисками, на наш взгляд, определяют и особые принципы, лежащие в основе концепции воспитательной и досуговой работы.

«Классический» вариант воскресной школы с классно-урочной системой здесь оказывается малоприемлемым – ведь дети и так шесть дней своей учебной недели проводят за партами. Воскресенье, как и часы развивающего досуга на буднях при храме, где «рычаги» дисциплинарного воздействия минимальны, должно быть временем особой деятельности, приводящей от свободы к воспитанию ответственности, умению правильно эту свободу реализовывать.

Таким образом, в нашем духовно-просветительском центре сложилась следующая структура:

– пятиступенчатая воскресная школа, охватывающая возрастные этапы от 5 до 12 лет;

– молодежный2 клуб «Донская дружина им. сщмч. Георгия Извекова3».

Именно к этому подразделению и хотелось бы обратиться в рамках данного доклада.

Молодежный клуб «Донская дружина им. сщмч. Георгия Извекова» был создан в 2010 году на базе воскресной школы Духовно-просветительского центра Донской церкви города Мытищи. На сегодняшний день дружина объединяет ребят, окончивших воскресную школу, а также родителей, заинтересованных прихожан и духовенство прихода.

Главной целью существования молодежного клуба является православное, патриотическое и общекультурное воспитание молодежи, реализуемое посредством следующих задач:

– духовно-нравственное воспитание ребят в традициях православного христианства;

– воспитание патриотизма и живого интереса к истории Отечества;

– развитие интереса к краеведению и любви к родному краю;

– разностороннее развитие личности, ответственности и самостоятельности жизнеобеспечения (в т. ч. в экстремальных условиях);

– формирование иммунитета против ложных «идеалов» потребительства, распущенности, эгоизма, равнодушия, жестокости, одновременно с мотивациями к смелости, благородству, способностям противостоять злу в окружающем мире.

Максимальная заинтересованность подростков мотивируется через знакомство с реальным воплощением идеалов христианской жизни и служения Отечеству в жизни подвижников благочестия, народных героев. Немалое значение в деле нравственного воспитания имеет также личный авторитет руководителя клуба, инструкторов, родителей, духовенства.

Для проведения занятий, а также различных встреч и мероприятий молодежному клубу было выделено мансардное помещение в часовне преподобного Серафима Саровского, расположенной на месте возрождающегося Донского храма. На средства родителей и пожертвования прихожан в часовне установлена котельная, проведено отопление, закуплена небольшая часть инвентаря, спортивного снаряжения и экипировки. Это позволило уже с осени 2011 г. начать занятия с ребятами в данном помещении, а также проводить там регулярные воскресные богослужения. Также каждую субботу в 18.30 в спортзале школы, расположенной по адресу ул. Н.Селезнева, д. 30, проводятся групповые спортивно-развивающие и лечебно-оздоровительные занятия семейного типа, ориентированные на активное участие не только детей, но и их родителей [9]. 

В настоящее время в рамках деятельности клуба проходят занятия по спортивному туризму, основам безопасности жизнедеятельности человека с элементами самообороны, лечебно-оздоровительной гимнастике, спортивным развивающим играм, фехтованию.

Регулярно проводятся выездные летние и зимние лагеря, паломнические поездки, концерты, организуются встречи с интересными людьми и другие мероприятия. Так, с 2011 года стало неизменной традицией ежегодно проводить летний лагерь в исторической живописной усадьбе Николо-Прозорово (Мытищинский район), выездные палаточные лагеря, участвовать в Ежегодном фестивале физической и духовной культуры воскресных школ Московской областной епархии.

Особыми направлениями деятельности клуба в осенне-зимне-весенний период является духовно-историческое краеведение, включающее в себя три взаимосвязанных уровня: история семьи (родословие), история храма и приходской общины, история края в контексте истории Отечества и экологическая лаборатория «Удивительный окружающий мир», где формируется полноценное понимание не только «природы как партнера» человека в его деятельности, но и как Книги, через которую к нам обращается Сам Творец. К сожалению, такое понимание и осознание значения глубоких знаний о природе и ее охране трудно развить у взрослого, состоявшегося человека. Поэтому экологическое образование и воспитание молодежи в настоящее время являются одной из приоритетных задач. Эстетико-экологический аспект неразрывно связывает внутреннее состояние человеческих душ и состояние окружающей среды. Как известно, принятый в феврале 2013 г. на Архиерейском Соборе документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» [8], по сути, придает епархиальным и приходским духовно-просветительским центрам также и дополнительный статус центров православного экологического воспитания.

Данные направления реализуются в комплексе со спортивным и паломническим, что делает их особо интересными, привлекательными для молодежи.

Деятельность «Донской дружины» органично вписывается в общую структуру Духовно-просветительского центра. Так, например, молодежь имеет возможность параллельно посещать музыкально-театральную студию «Скерцино», фольклорный историко-этнографический семейный ансамбль «Донская слободка», церковный хор, дискуссионный клуб, кружок живописи, а с 15–16 лет – иконописный кружок и трехгодичный Богословские курсы, включающие в себя 15 образовательных предметов с факультативами древних языков. Кроме основных духовных мотиваций здесь могут быть и дополнительные: получение хорошего базового гуманитарного образования, реализация в творчестве, общение с единомышленниками. Кроме того, жизнь Духовно-просветительского центра, а значит и Молодежного клуба, определяется церковным календарем, христианской нравственностью, традициями, этикетом, эстетикой, что создает дополнительный воспитательный эффект. Разумеется, подобное воздействие имеет весьма деликатный характер и не должно быть формальным.

Представленная концепция, по сути охватывающая все возрастные периоды – от дошкольного до полного взросления и зрелости, была бы неполной, если бы не включала в себя работу с родителями, семьей в целом, куда входит не только традиционное семейное пастырское душепопечение, но и организация семейного досуга, психолого-педагогических семинаров, семейного консультирования, обмена опытом, привлечение к делам милосердия с перспективой постепенного органичного вхождения маловоцерковленных взрослых в активную жизнь приходской общины. Кроме живого личного общения для технического обеспечения оперативной коммуникации большое значение имеет организация активного ядра из старост подразделений, создание соответствующих профильных групп в социальных сетях, организация развитого сайта с модерируемым форумом (http://donsloboda.ru/).

Разумеется, главной целью и итогом любой просветительской, воспитательной, социальной деятельности при храме является участие христианина в таинствах, духовная жизнь, личная встреча с Богом Живым, что никак не может быть формально описано в терминах социализации. В этом смысле весь социально-педагогический процесс духовно-просветительского центра можно уподобить богослужебному суточному кругу, который, не являясь самодостаточным, приводит к самому главному – участию в Божественной литургии.

Священник Олег Мумриков


  1. На примере духовно-просветительского центра им. сщмч. Георгия Извекова при храме Донской иконы Божией Матери города Мытищи. По материалам доклада на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Духовно-нравственное воспитание в досуговой педагогике», Москва, ПСТГУ, 26 октября 2014 г.
  2. Слово «подростковый» было отвергнуто как малопритягательное для самих подростков.
  3. Настоятель Донского храма, пострадавший за Христа в 1937 г. на Бутовском полигоне, педагог и композитор.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. 700 с.
  2. Зеньковский В.В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. 271 с.
  3. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М.: Мартис, 1993. 187 с.
  4. Мумриков О., свящ. Духовно-просветительские центры и возвращение отпавших. [25 июня 2010 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/904609.html.
  5. Мумриков О., свящ. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы //Богословский вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. М.: ПСТГУ, 2010. Вып. 3(18).С. 13–20.
  6. Мумриков О., свящ. Концепция деятельности современного православного приходского духовно-просветительского центра. Доклад на научно-практической конференции «Просветительские традиции святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на землях Подмосковья: диалог культур и поколений в сохранении святынь малой Родины», Московская обл., Балашиха, 16 мая 2013 г. // Московские епархиальные ведомости. М., 2013. №.7–8. С. 120–125.
  7. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 240 с.
  8. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. Документ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html.
  9. Подобреев М.А. Душа болит за поколение. Интервью. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://donsloboda.ru/about/publication/index.php?ELEMENT_ID=4853.
  10. Шестун Е., свящ. Православная педагогика. Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн». 1998. 575 с.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.