Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№9-10 за 2014 год/

Песчанская икона Божией Матери

Среди множества благодатных икон Богородицы особое место занимают те, через которые Божия Матерь явила милость русскому воинству. Не все из этих святынь достаточно известны.

Мало кто знает о Песчанской иконе Божией Матери, которая наподобие воинских икон «Порт-Артурской» и «Августовской» в годы Первой мировой войны стала свидетельством попечения Богородицы о нашей Родине. Именно о ней, о Песчанской, святитель Иоасаф Белгородский сказал: «В этой иконе преизобилует особая благодать Божия; в ней Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для веси сей и страны в целом».

История Песчанской иконы восходит к 1754 г. По преданию, святому Иоасафу Белгородскому был сон, будто он, осматривая церкви, в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богоматери с Младенцем, от которой исходил глас: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор».

Икона из Воскресенской церкви города Изюм Харьковской губернии действительно находилась в полном небрежении, служа в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению, образ был помещен в большой киот и поставлен по левую сторону иконостаса. Ежедневно в течение нескольких дней, которые святитель Иоасаф прожил в Изюме, он посещал Воскресенскую церковь и молился перед образом Богородицы.

В 1792 г. Воскресенский храм был перенесен из предместья города Замостья в более высокую местность, на Пески, куда была перемещена и икона, ставшая пользоваться все большим почитанием у прихожан и окрестных жителей.

На протяжении всего XIX в. было зафиксировано много случаев благодатной помощи и чудесных исцелений от святого образа. Около 1800 г. по молитвам перед иконой произошло воскрешение сына учителя местного училища Стефана Гелевского. В семье учителя один за другим умирали дети, и, когда очередь дошла до последнего сына Петра, родители, не теряя надежды на милость Божию, дали обещание отслужить молебен перед образом Божией Матери на Песках. По дороге в Вознесенский храм сын их умер. Мать хотела возвратиться назад, но отец настоял на исполнении данного обета. Никому не сказав о смерти ребенка, они во время молебна со слезами умоляли Божию Матерь стать их Утешительницей.

После троекратного прочтения кондака «О Всепетая Мати…» бездыханное дитя вдруг вскрикнуло, что привело в ужас всех присутствующих, и прежде всего отца и мать ребенка, которые лишились чувств. Придя в себя, родители рассказали, что сын их умер дорогой, но пред иконой ожил по ходатайству Царицы Небесной. Из дальнейшей судьбы мальчика известно, что он дожил в Петербурге до преклонных лет в чине полковника.

Молва о чуде быстро распространилась среди верующего народа, и к чудотворной иконе стало стекаться такое множество богомольцев, что священник не успевал служить молебны. То обстоятельство, что в городе молебны стали совершаться исключительно Песчанскому образу, вызвало возмущение со стороны благочинного, соборного протоиерея Иоасафа Погорлевского, который запретил их заказывать простым богомольцам. Вскоре священник заболел мучительной болезнью, заставившей его осознать свою вину и просить прощения и исцеления у Пресвятой Богородицы. Больного протоиерея принесли на простынях и положили пред Песчанской иконой. По окончании молебна Погорлевский почувствовал облегчение, а через несколько дней совершенно выздоровел. До конца жизни протоиерей благоговел перед святым образом и всем советовал обращаться к нему, как к видимому источнику благодати.

В 1830 г. в Изюме и его окрестностях началась эпидемия холеры, которая была остановлена после молебна и крестного хода с Песчанской иконой. С 1883 г. торжественные крестные ходы с чудотворным Песчанским образом из села Песок в город Изюм стали ежегодным событием.

Увенчанием этих ежегодных празднеств стал памятный крестный ход, провожавший образ в Ставку русской армии во время Первой мировой войны. В 1914 г., в самый разгар боевых действий, некоему полковнику О., отставному военному доктору, явился в видении святитель Иоасаф Белгородский и повелел пронести Песчанскую икону Божией Матери по всем линиям фронта. «Теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию… Песчанский образ Божией Матери, обретенный мною в бытность мою епископом Белгородским, нужно немедленно доставить на фронт… до тех пор милость Господня не оставит Россию. Матери Божией угодно пройти по линиям фронта и покрыть его Своим омофором от нападений вражеских…», — сказал святитель.

4 сентября 1915 г., в годовщину прославления святителя Иоасафа, чудотворца Белгородского, полковник О. добрался до Петербурга и направился в Братство святителя Иоасафа Белгородского. Деятельные члены братства протоиерей А. И. Маляревский и князь Н. Д. Жевахов поверили взволнованному рассказу полковника. Добившись личного распоряжения государыни Александры Феодоровны, князь Жевахов лично повез икону в Ставку с целью совершения с ней крестного хода по всем фронтам.

Из Харьковского храма близ вокзала икону крестным ходом перенесли в специальный вагон, который на следующий день был отправлен в Могилев. «Крестный ход медленно продвигался вперед, — пишет в воспоминаниях князь Жевахов. — Густое облако молитвенных волн стояло над толпою… Невидимые нити соединяли небо и землю… Начинало смеркаться… И на фоне вечереющего полумрака это шествие чудотворной иконы Божией Матери в храм, эта необычайная процессия с высоко поднятыми хоругвями и зажженными свечами, где слезы и рыдания заглушались перезвоном церквей и хором певчих, где общее горе и страдания и затаенный страх за исход ужасной войны связали всех надеждою на помощь Матери Божией, — все это производило потрясающее впечатление… Весть о следовании в Ставку чудотворного и повсеместно чтимого образа Божией Матери быстро разнеслась повсюду… Не только большие, но и малые станции были запружены народом, с зажженными свечами в руках встречавшим святую икону… Все уже знали, что Царица Небесная спешит на фронт помогать Царю спасать Россию; все желали приложиться к образу и вознести свои молитвы… В полном облачении, с хоругвями и зажженными свечами встречали местное духовенство и народ святую икону, и поезд задерживался на станциях даже долее положенного времени…», — пишет далее князь Жевахов.

Царица Небесная должна была прибыть в Ставку в Могилеве как раз к самому дню Тезоименитства Наследника-Цесаревича.

Образ Божией Матери, по распоряжению императора, пробыл в Ставке с октября до середины декабря 1915 г. По воспоминаниям Н. Д. Жевахова, «во время пребывания святыни в Ставке не было не только поражений на фронте, а, наоборот, были только победы, в чем может убедиться каждый, кто проверит этот факт по телеграммам с фронта за время с 4 октября по 15 декабря 1915 г.». Однако крестный ход вдоль линии фронта не состоялся…

После Первой мировой войны и октябрьского переворота 1917 г. чудотворный Песчанский образ был переправлен за рубеж и следы его затерялись.

В настоящее время существует несколько списков чудотворной иконы. Повеления же святителя Иосафа Белгородского было исполнено многие годы спустя. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II летом 1999 г. состоялся уникальный крестный полет длиной в двадцать пять тысяч километров на самолете с чудотворным Песчанским образом.

В 2008 г. вокруг Харькова с 2 по 5 октября был пройден многотысячный крестный ход с чудотворным Песчанским образом.

Песчанский образ Пресвятой Богородицы и в наше время помогает защитникам Отечества. В подмосковном воинском храме святого благоверного князя Александра Невского на территории Софринской бригады ВВ МВД России с марта 2014 г. находится Песчанская икона Божией Матери, специально написанная для этого храма в Харьковской епархии. И как прежде звучит молитва к Божией Матери: «Ты едина наша радость и утешение в жизни сей временней; Ты едина наша надежда в жизни вечней… Да будет в стране нашей правда Божия, да сохранятся в народе нашем благочестивии обычаи. Вознеси, о Всеблагая, усердныя молитвы пред Богом о всего мира умирении, да не погибнет род людский в пламени опустошения всемирнаго; да познают вси народи Отца Своего Небеснаго и Тя, Матерь Божию, заступницу рода христианскаго».

День почитания Песчанской иконы Б.М. — 8 (21) июля и 22 октября (4 ноября).

Игумен Феофан (Замесов)

Источники и литература:

  1. Сайт http://www.hrono.ru. Кн. Жевахов. Воспоминания. Т. 2. Март 1917 — Январь 1920 гг.
  2. Всероссийское общество свт. Иосафа Белгородского. Песчанская чудотворная икона Божией Матери. История ее прославления и акафист.
  3. Сайт http://www.portal-slovo.ru.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.