Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№9-10 за 2014 год/

К 300-летию храма Рождества Богородицы в Подмоклове

В этом году исполнилось 300 лет с начала строительства одного из самых красивых и необычных храмов Московской епархии — храма Рождества Богородицы в Подмоклове Серпуховского района. Об истории церкви, ее архитектурных особенностях и приходской жизни в новейшее время — интервью с настоятелем протоиереем Дионисием Крюковым.

Когда смотришь на храм Рождества Богородицы, сразу вспоминаются картины эпохи Возрождения и вообще архитектура западноевропейских храмов: та же симметрия, плавность линий, полукруглые арки, большой купол, скульптурный декор… Кто проектировал и строил храм и почему была выбрана именно эта архитектурная композиция?

Точного ответа на этот вопрос не существует до сих пор. Известно, что заказчик строительства церкви — владелец поместья Подмоклово, государственный деятель петровского времени князь Григорий Федорович Долгоруков, в 1697 г. был отправлен царем в Венецию учиться военно-морскому делу. Там же он изучал ордерную архитектуру итальянского Возрождения.

Церковь Рождества Богородицы стоит на рубеже между русским средневековьем и новым временем, культура которого влилась в традицию западноевропейского барокко. Круглая форма храма не случайна — все вотчинные храмы, построенные в раннепетровский период в Москве и окрестностях, имеют центрическую структуру. Для вельмож того времени храмы были своего рода визитной карточкой; они строили не столько свои дворцы и усадьбы, сколько дом Божий, тем самым демонстрируя намерение прославить Бога и при этом показать свой вкус. Использование скульптуры тоже не было чем-то абсолютно новым: ко времени появления храма Рождества Богородицы в Подмоклове уже были построены и Знаменская церковь в Дубровицах, и московский храм Архангела Гавриила, в которых активно использовались скульптурные изображения. Главная особенность храма Рождества Богородицы — не в использовании новых архитектурных элементов, а в незаурядном таланте автора проекта, по которому был построен гармоничный храм в традициях Ренессанса. Подрядные документы указывают несколько иностранных строителей-прорабов, однако они не могли быть авторами первоначального замысла. Скорее всего, к проекту храма приложил руку либо самолично, либо через своих учеников один из самых значительных итальянских архитекторов того времени Карло Фонтана. Во второй половине XVII в. папа Иннокентий XI собирался построить в римском Колизее церковь в честь Римских мучеников, и Фонтана предложил проект, в котором храм должен был быть вписан в эллипс арены Колизея. В одной из точек этого эллипса должна была стоять ротонда с аркадой и скульптурами по балюстраде, очень похожая на храм Рождества Богородицы. Отголосок этого неосуществленного проекта мы можем видеть здесь, в Подмоклове. Кроме того, нам точно известно, что скульптуры были сделаны русскими мастерами по западноевропейским образцам.

Назначение храма состоит не столько в том, чтобы радовать взгляд, сколько служить местом церковного собрания, в котором люди прославляют Бога. Что мы знаем об истории прихода храма Рождества Богородицы?

Этот храм долго строился, но все же не был достроен при жизни его заказчика. Освятили его уже в 1754 г., в годы царствования Елизаветы Петровны, когда Долгоруковым после длительной опалы было возвращено конфискованное имущество. Задуман храм был как усадебный, но когда деревянная церковь, построенная прежними хозяевами, князьями Голицыными, пришла в ветхость, каменный храм Рождества Богородицы стал использоваться как приходской. О приходе до революции

1917 г. известно немного: например, есть сведения о том, что с 1854 г. в этих краях проходил ежегодный крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери в память об избавлении от эпидемии холеры, известны имена всех священнослужителей начиная с конца XVIII в. Сохранилась фотография 1914 г., на которой мы видим около храма множество людей.

Как протекала жизнь церкви после 1917 года?

В течение первых лет после революции прихожане стойко боролись против закрытия церкви — и это несмотря на то, что здесь не было постоянного священника. Но силы были неравны, и в 1937 г. храм закрыли, но незадолго до этого он успел получить статус всесоюзного памятника. Церковь Рождества Богородицы избежала разрушений и переделок, но со временем ветшала, утрачивая первоначальное великолепие. Дошло до того, что в начале 1980-х гг. местные вандалы привязывали скульптуры апостолов к мотоциклам и сбрасывали их на землю. Храм разрушался бы и дальше, но об этом происшествии сообщили иностранные и советские СМИ, что, в свою очередь, дало импульс началу реставрационного процесса.

Насколько успешно продвигаются реставрационные работы?

Благодаря Владыке Ювеналию и стараниями уроженца села В. Н. Зотова, пять лет назад мы стали участниками федеральной программы восстановление памятников «Культура России». К настоящему времени на две трети проведена реставрация внешнего облика храма. Профессиональный надзор за реставрационными бригадами осуществляет главный архитектор-реставратор храма И. Д. Любимова — профессионал высочайшего уровня. Немало помогают и благодетели. Сейчас одной из первоочередных задач является реставрация фигур апостолов. К сожалению, поверхность скульптур не выдерживает погодных условий, поэтому мы надеемся сделать их копии, а оригиналы сохранить и поместить в музейный центр, который планируем открыть рядом с храмом.

Какие направления Вы считаете основными в развитии приходской жизни?

Приходская жизнь — главное, ради чего реставрируется памятник. Пока что храм

не способен «прокормить» себя без другого храма-«донора», но хотелось бы, чтобы после завершения реставрации жизнь здесь закипела. Мы стараемся делать все, чтобы люди (не только местные жители, но и паломники, и туристы, которые останавливаются здесь проездом в поленовский музей-усадьбу) узнали о нашем храме как можно больше. Во время экскурсий мы рассказываем не только об истории и архитектуре храма, но и о том, как она связана с символикой христианства, с церковным православным богослужением.

Пожалуй, одно из самых удачных начинаний нашего прихода — это фестиваль барочной музыки. Так получилось, что я и вся моя семья — музыканты. Старшая дочь, которая профессионально занимается старинной музыкой, исполняемой на аутентичных инструментах, предложила своим друзьям из Московской консерватории выступить у нас с концертом. Неожиданно быстро нам удалось организовать фестиваль, в котором приняли участие пятнадцать музыкантов и около двухсот человек слушателей. Фестиваль проходил под открытым небом: старинная музыка достаточно трудна для восприятия, и когда неподготовленный человек слушает ее в замкнутом пространстве, ему часто становится скучно. Напротив — человек, не ограниченный стенами концертного зала, может слушать музыку как ему хочется: сидя, прогуливаясь, даже беседуя или играя с детьми. Это создает живую атмосферу праздника, настоящего события. Фестиваль барочной музыки мы планируем проводить и дальше.

Еще одно важное приходское дело — летний лагерь для молодежи и подростков. Здесь, в довольно аскетичных условиях, ребята погружаются в новую для себя обстановку: живут в палатках на территории усадебного парка, участвуют в богослужениях и библейских семинарах, своими силами помогают храму и жителям села. Совместными трудами нам удалось облагородить источник, очистить от зарослей старинную дамбу и пруд, убрать территорию храма от строительного мусора. Этим летом мы нашли место старого деревянного храма, построенного в начале XVII в.

Для ребят очень важно, что их не развлекают, а они сами что-то дают, видят плоды своих трудов и таким образом входят в жизнь Церкви как полноценные участники.

Священник Александр Сухарев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.