Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№5-6 за 2014 год/

К 510-летию храма Преображения Господня в селе Бужарово

Давно известно, что двух одинаковых вещей не существует. Весь сотворенный мир — человек, животные, природа — несет на себе печать неповторимой, осмысленной красоты. Милость Создателя так велика, что даже творения человека, в меру его причастности Божественному естеству, обретают уникальность и своеобразие. И если художник имеет в себе эту направленность, это желание прославить Божественное величие и любовь, то все, что есть плод его таланта и ума — и здание храма, и иконописное изображение, и музыка, и шитье, — становится единственным на свете. Талант, многократно усиленный историческим эхом, позволяет нам любоваться таким творением как Божиим.

Если подходить к созданию рук человеческих таким образом-то есть через призму его неповторимости, штучности, если угодно, — тогда обычный деревенский храм может предстать перед нашими глазами в его настоящей, сокровенной красоте. Знакомясь с его историей, можно почувствовать дыхание времени, увидеть, как причудливо сочетаются в одном месте разные эпохи, разные люди.

Храму Преображения в селе Бужарово Истринского района — 510 лет. Современные фотографии передают нам его ладность, скроенность — как пример храмов «русско-византийского» стиля, господствовавшего в архитектуре николаевского времени. Возведенная, по всей видимости, в начале XVI в., церковь несколько раз перестраивалась, так что его современный вид принадлежит 1859 г., когда было окончено строительство каменного храма Преображения с приделами святителя Николая Чудотворца и Успения Божией Матери.

Чьи имена мы находим в длинной истории Преображенского храма? Одно из первых -владелицы Бужарова Ирины Товарковой-Пушкиной, за бездетностью передавшей село и церковь в ведение Иосифо-Волоцкого монастыря. Академик С. Б. Веселовский возводит ее родословную к знаменитому Гавриле Пушкину, витязю Александра Невского и предку знаменитого поэта. Далее чередой перед нами проходят незамысловатые русские имена священнослужителей храма — священник Ефим Иванов, диакон Алексей Дмитриев, дьячки Афанасьевы, сыновья пономаря Афанасия Михайлова… В первой половине XIX в. духовенство представляло из себя отдельное сословие, церковные места передавались по наследству. Клир владел тридцати четырьмя десятинами земли (по-современному — чуть более тридцати пяти гектаров).

Когда мы доходим до середины XIX в., в поле нашего внимания попадает имя святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Немало страниц церковной истории XIX в. сохранило его имя — человека, который сочетал в себе талант ученого монаха и способности церковного администратора. Тогда, в 1853 г., ему писал прошение староста Преображенской церкви, прихожане которой собирались строить каменное здание вместо прежнего деревянного.

Начало XIX в. связывает нас со служением священника Сергия Фелицына, впоследствии причисленного к Собору новомучеников. Окончив Перервинскую семинарию, он служил здесь около трех лет. 1937 г. застал его в Воскресенском храме Подольского уезда. За сухими строчками его биографии — «заключен в тюрьму… расстрелян… погребен в общей могиле…» — стоят человеческая трагедия и торжество христианского мученика, победившего смерть.

После того как в Россию пришла революция, храм какое-то время еще действовал — стараниями прихожан и милостью Божией. Ему удалось выстоять даже в 1922 г., когда по стране прокатилась волна изъятия церковных ценностей. Однако в 1935–1936-х гг. храм все-таки был закрыт и разорен. Долгое время здание использовалось под склад, и богослужения возобновились только в 1992 г. Начался долгий процесс реставрации — воскрешения храма, которому Бог руками священников и прихожан дал еще одну жизнь.

Настоятель Преображенского храма в Бужарове протоиерей Алексей Бондарев руководит приходом с 1998 г. Слушая его рассказ о самом начале долгого пути восстановления церкви, понимаешь, насколько неточно выражение о том, что «храмы восстанавливаются» — как будто бы они сами вырастают из земли. Нет, храмы восстанавливают, иногда с фундамента — люди, не согласившиеся забыть о своем прошлом, люди, принадлежащие своей земле, делами исповедующие свою веру.

Протоиерей Алексей Бондарев: Я принял Преображенский храм села Бужарово в марте 1998 г. Службы тогда велись в Никольском приделе трапезной части. Проход в основной храм был закрыт и между двумя алтарями стояла дровяная печь, которой и отапливался храм. В основном все прихожане храма были жителями пос. Гидроузел, поэтому, когда в селе Ламишино открылся храм в честь иконы Казанской Божией Матери, все постепенно перешли туда. Но, милостию Божией, службы продолжались. В летнее время приходили дачники и потихоньку стали приходить жители села Бужарово. В алтаре помогали Андрей Зимин и Александр Еськин. И вот весной 1999 г. мы с Александром открыли вход в основной храм. Увидев там горы мусора, Александр сразу принял решение привести все это в надлежащий вид. Когда мусор снизу был убран, Александр, ни слова не говоря, полез по иконостасу на самый верх, где стояла икона Божией Матери, а над ней место для иконы Святой Троицы, и (вижу это как сейчас) стал сбрасывать на пол храма много, много веток и птичьего помета, таким образом расчистив все места для икон. Именно с этого момента и началось возрождение храма.

Постепенно возвращаясь к жизни, каждый храм включает в свою орбиту все новых людей — священников, благотворителей, певчих, простых прихожан, — которые пишут его новейшую историю. Причастность к этой истории создает неповторимую атмосферу общего дела, Литургии — настоящего и единственного дела Церкви Христовой, устами всех Своих детей возносящей благодарение Богу за Его воплощение и воскресение из мертвых.

Подготовил священник Александр Сухарев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.