Отвечаем на вопросы читателей

Предыдущая статья
Вести из благочиний

Как следует провести день Троицкой родительской субботы?

Такие особенные дни поминовения усопших православных христиан выделены в церковном календаре, чтобы напомнить нам: «У Бога нет мертвых, но все живы».

В народе, к сожалению, утвердилось формальное поминовение усопшего человека: сходить на могилку, принести ему еды, а дома помянуть рюмкой водки. Такой подход является по сути языческим и противен православному сознанию.

Мы должны иметь живое общение со своими родными и близкими людьми. Это общение как нигде возможно в храме Божием, где земное и Небесное тесно сопряжены друг с другом. В храме мы можем испросить у Бога прощения за свои грехи, в том числе и содеянные перед ушедшим человеком; через Таинство Покаяния с этим человеком примириться. В Библии сказано: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5:25). Поэтому, если не успели примириться при жизни, нужно идти в Церковь и просить прощения здесь. Мы можем вместе со всей Церковью (для этого и подаем поминальные записки) молиться здесь Богу о душе усопшего; о том, чтобы, несмотря на все согрешения, Господь по милости Своей принял бы его в Свои обители — и усопший чувствует эту нашу молитву и, думаю, очень нас за нее благодарит. Затем следует причаститься Святых Христовых Таин. Тем самым мы входим в единство с Тем, к Кому уходят наши родственники и близкие, и это единение делает возможность еще ближе ощущать Небесное в нашей земной жизни, переживать реальность бытия наших родных и близких в мире ином. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние» (беседа 3-я на Послание апостола Павла к Филиппийцам).

Только так и никак иначе мы сможем хранить вечную память об усопших, помогать их душе в загробном мире, иметь с ними живое общение и свою душу также приближать к Небесному Отцу. Хорошо бы жить так, чтобы и за Вас тоже кто-то молился после Вашего отхода в жизнь вечную. Хотя поминки (в приличествующих рамках) и возможны, но это нужно, прежде всего, для живых: вспомнить о жизни человека рядом с нами, о совместных радостях и горестях. Молитва же нужна душе человека, который уже пребывает в мире ином.

Вечером в пятницу, накануне Троицкой субботы, в храме совершается Парастас — великая панихида, на которой поминаются все от века усопшие православные христиане.

После субботней Литургии и Причастия можете отправляться на кладбище. Существует добрая традиция приносить березовые веточки на могилку, чтобы поделиться радостью о праздновании Троицы и о рождении Церкви Христовой с усопшим. Здесь же Вы можете почитать 17-ю кафизму по умершим.

Подскажите, как мне быть: я регулярно исповедую свои грехи, но потом совершаю их вновь. Нужно ли повторять эти грехи на исповеди и как с ними справиться?

Духовная жизнь предполагает движение. Господь призывает нас не быть теплохладными, но горячими. Это движение должно реализовываться нами в исправлении жизни. Однако менять жизнь непросто, потому что князь века сего — сатана, и как только мы начинаем стремиться к Богу — нас тут же одолевает множество страстей: хочется поспать вместо воскресной службы, хочется кому-то нагрубить и т. п. Христианин поэтому именуется воином Христовым, который призван бороться с тьмой века сего. В войне никогда не бывает просто одержать победу. Поэтому важно осознать, что вы на войне: не прельщаться комфортом, который вас окружает, но всегда быть духовно начеку: облечься в оружие света, читать Священное Писание, причащаться Тела и Крови Христовых, пребывать в молитве.

На каждом этапе своей жизни христианин призван отслеживать свои слова, поступки и даже мысли, потому что он старается жить по закону Любви, по закону Божиему, а не по преходящим законам мира сего.

В переводе с греческого слово «исповедь» означает «перемена ума», «преображение». То есть человек должен не просто назвать свои грехи и со спокойной душой отправиться домой, но, раскаявшись в содеянном, иметь искреннее устремление больше не совершать то плохое, что делал раньше, а еще и сотворить добрые дела, потому что «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).

Наша греховная природа, как бы то ни было, часто склоняет нас к увлечению страстями, и грехи оттого постоянно повторяются. Не нужно унывать, потому силы бесовские только этого и ждут. Преподобный Иоанн Лествичник по этому поводу сказал: «Мы не должны удивляться, если и после исповеди бываем боримы, ибо лучше бороться с нечистотой, чем с превозношением». Исповедуя эти грехи, нужно иметь устремление побороться с ними. Господь вознаграждает старание человека. Если движение есть, если человек вступает с молитвой в эту битву, то Господь ему непременно помогает, укрепляет, и, как бы в конечном итоге ни оканчивались малые битвы, главное, чтобы в войне победа осталась за нами. Это значит, что мы должны быть верны Христу даже до смерти. Какие бы страшные дела мы ни совершали, какие бы каждодневные грехи нас ни одолевали, важно помнить, что Бог любит нас и ждет.

Старайтесь после каждой исповеди изменить в себе не все сразу: на Эверест невозможно забраться, сделав один шаг: сначала подготавливают снаряжение, выстраивают маршрут, потом преодолевают одну вершину, другую, третью — и так до пика горы. Подумайте, какой конкретный грех вы могли бы искоренить сегодня, или на этой неделе, или в течение всего года.

После нескольких аварий теща сказала, что нужно срочно освятить машину. Я сам не очень церковный человек, но мне кажется, что это язычество!

Язычество. Если человек не верит в Бога, не доверяет Ему, тогда все чисто механические действия по отношению к сакральному миру приобретают магический характер: «Вот, я сходил в храм утром, а Ты, Господи, будь добр дать мне хорошую жену. Вот, я освятил машину, а Ты, Господи, дай мне купить новую и ездить без аварий (хотя я постоянно обгоняю по обочине и вообще нарушаю ПДД частенько)». К Богу так относиться нельзя: мы не видим той полноты картины, которую видит Бог, и выпрашиваем у Него порой того, что нам не полезно; как маленький ребенок, когда плачет: «Мама, дай конфету», — а у самого зубы болят. Любящая мама конфету не даст, хотя ребенка и жалко, потому что знает — потом зуб придется выдирать. Поэтому мы должны верить Христу во всяком деле — ведь мы называемся верующими: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29) — и уповать на Его волю.

Что касается самого освящения любой вещи, то, чтобы понять, для чего это совершается, можно обратиться к нашим праотцам — Адаму и Еве. Они были на нас похожи (у них было два глаза, две руки и т. п.), но в то же время не такие, как мы: они могли повелевать стихиями, нарекали имена животным, были бессмертны, но самое главное — они могли общаться с Богом лицом к Лицу. После грехопадения все перевернулось с ног на голову. Человек больше не мог общаться с Богом так близко, потому что сам разлучил себя с Ним; он стал смертен, и природа тоже восстала против человека: землетрясения, потопы… Если пойти в лес без ружья и снаряжения, чтобы наречь имена животным, то исход будет плачевным.

Но Бог есть Любовь! По этой причине Господь не оставил человека. И на землю пришел Спаситель. Пришел для того, чтобы мы с вами имели возможность избежать ужасной участи своего существования без Бога. Теперь мы имеем возможность общаться с Богом лицом к Лицу, как это делал Адам. Это реализуется в молитве — разговоре с Богом (которую Господь не только слышит, но пребывает рядом с нами: «ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), — говорит Господь), но главное — в причащении Тела и Крови Иисуса Христа — Самого Бога! Эту возможность оставил нам Христос: войти с Ним в такое единство, в каком не мог пребывать даже Адам. Удивительно, как часто мы этой возможностью пренебрегаем.

Поэтому мы просим Христа Спасителя, чтобы и природу, и все, что нас окружает в повседневной жизни: наши дома, машины, любимые вещи — Он тоже освятил и вернул в первозданное состояние, то есть в то состояние, когда природа служила человеку. Вот об этом мы и молимся, чтобы природа служила нам, а через это каким-то образом служила и Самому Христу.

Освящение машины в век иррациональных дорожных баталий, когда не ты стукнешь, так тебя, — довольно важный момент. Однако не забывайте, что прежде должно быть освящено ваше сердце. Чтобы освятить машину или квартиру, мы в них прибираемся, стараемся почистить, помыть. А в нашем сердце при этом часто царит полный беспорядок. Есть одна картина, на которой Христос стучит в дверь: на ней нет ручки, и открывается она только изнутри. Дверь своего сердца для Бога можем открыть только мы и никто больше. Тогда преобразится наша жизнь, наши отношения с женой и детьми, с родителями и близкими (это важнее, чем освящение железяки), и только тогда действительно «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23).

Следующая статья
Презентация проекта «Закон Божий» телеканала «Радость моя» для воскресных школ Богородского благочиния
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)